рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Идиллистическая философия 17-18 вв Лейбниц, Беркли, Юм

Идиллистическая философия 17-18 вв Лейбниц, Беркли, Юм

Московский гуманитарно-экономический институт

Волгоградское представительство










РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ





Тема: ИДИЛЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

17-18 ВВ ЛЕЙБНИЦ, БЕРКЛИ, ЮМ










Выполнила студентка 1 курса

Ф-6з-01

Колпакова Ксения Евгеньевна

Рецензент: Левин

Александр Александрович











г. Волгоград




СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ


ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ


БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ


ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ


                       - АТАКА НА МАТЕРИЮ

                       - О БЫТИИ


БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА


ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА


                       - АССОЦИАЦИИ И АБСТРАКЦИИ

                       - О СУЩЕСТВОВАНИИ СУБСТАНЦИИ

                       - ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ


БИОГРАФИЯ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА


ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА


                       - ТЕОРИЯ МОНАД


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

















ВВЕДЕНИЕ                      



                       Работа посвящена   исследованию   философских концепций известных британских  мыслителей  Давида Юма и Джорджа Беркли и немецкого юриста, дипломата и философа Готфрида Вильгельма Лейбница. Период их творчества был временем необычайного подьема и  развития  английской философии.  Ф.Бекон,  Т.Гоббс,  Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена известны всем. Их творчество определило  основы   главных   философских    течений: идеализма и материализма.

                       Почему же  мы  обращаемся  к творчеству именно этих мыслителей? Дело в том, что в недавнем прошлом именно эти  философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций  материализма.  Их  философские концепции излагались как реакционные. Но хотелось бы рассмотреть их непредвзято,  так как сформировать  свое  мировоззрение,  независимую жизненную позицию и ценностные идеалы невозможно,  опираясь на  расхожие мнения и стереотипы.  Будем следовать принципу,  о  котором   говорил   Джордж   Беркли: "Единственное  преимущество,  на которое я претендую, - это то,  что я всегда мыслил  и  судил  самостоятельно".

                       Кроме того, хотелось бы,  по мере возможности, сравнить взгляды этих философов,  чье миропонимание формировалось в одинаковых условиях,  в одинаковой среде.























ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ




                       Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя не только к ней), а внутри нее имеются специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

                       Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе “Мир - Человек”.

                       Философия выступает в двух ипостасях:

1.  Как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности

                       Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические.

                       Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру, проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

                       Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.

                       Понятие материи, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т.п. – предельные. Так как они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности.

                       В качестве предельных понятий философские категории и принципы не подлежат уяснению в собственных терминах. Именно поэтому они исторически явились предельными, наиболее универсальными основаниями целостно связной совокупности многообразных форм отношений человека к миру. Отсюда субъектно-объектный способ их уяснения как предельных оснований культуры. Предельная широта философских проблем и понятий связана, как мы видим, с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру.

                       Но, прежде чем приступить к изучению мировоззрения и философских взглядов вышеуказанных мыслителей, рассмотрим процесс становления Беркли, Лейбница и Юма как философов.






БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.



                       Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге  Ирландии в Килкрени.  Он был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал  учебу в Килкени, а через  пять лет  продолжил  ее в  колледже Троицы в Дублине.

                       В 1704 г. Беркли получил первую ученую  степень бакалавра искусств, в 1707 г. –  звание научного сотрудника и начал преподавание в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его первые научные произведения -  два трактата по математике. Два года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя.

                       В 1709 вышла в свет первая работа Беркли, предвещающая его философское учение  -  "Новая  теория зрения". В следующем году Беркли издает "Трактат  о  началах  человеческого  знания", где высказывает свои философские взгляды, новую философскую концепцию.

                       В 1713  г.  Беркли  в  качестве  капеллана лорда Петерборо, чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля, отправляется в Италию. Тогда же он пишет одно из своих важнейших произведений - "Три диалога между Гиласом и Филонусом". На следующий год Беркли вернулся на родину, а в 1716 г. снова едет в Италию, на этот раз в  качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон в 1721 г.).

                       В сентябре 1728 года Беркли с  целью  миссионерской  деятельности отправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего отъезда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер. Их семейная жизнь была счастливой. Как и в семье его отца, у Беркли было семеро детей, к которым он относился с большой любовью.

                       Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку колледжа, Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу  после приезда Беркли публикует свою работу - "Алсифрон", где отстаивает христианское вероучение и религиозную  мораль. За "Алсифроном"  последовало   философско-математическое   произведение "Аналитик".

                       В мае 1734 г. Беркли был посвящен в духовный сан епископа Клойнского, после чего он вернулся в  Ирландию  и  поселился  в                      местечке Клойн, где  провел  практически  всю оставшуюся жизнь. Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году  "Сейрис", в котором были причудливо переплетены терапия, философия и мистика.

                       В  августе 1752 г. Джордж  Беркли  покинул  свою  епархию и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер.




            



ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.


                     

                       Философское учение Джорджа Беркли направлено  на  опровержение материализма и обоснование религии.  Для этих целей он  использовал  номиналистические  принципы,  установленные Уильямом Оккамом.

                       "Все, что существует, единично".  Это   номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом,  из которого следует, что ничто, соответствующее действительности не может  быть  неединичным  и абстрактные понятия суть понятия ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны, это  философские фантомы.  "...Я не могу образовывать отвлеченные представления вообще..." "Если ты  можешь  образовать мысленно  отчетливое  абстрактное представление...то я уступаю... Можешь?  А если не можешь, то с твоей стороны  было  бы неразумно настаивать дольше на существовании того,  о чем ты не имеешь представления". Беркли различает общие и абстрактные  идеи. Первые - это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления.  "Я отрицаю абсолютно, - пишет  он  в "Трактате", - существование  не  общих идей, а лишь отвлеченных общих идей...".  Беркли различает при этом два вида отвлечения.  При  первом  из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать  порознь. При  втором  виде  отвлечения – такие,  которые в действительности неотделимы друг от друга. Их-то и отвергает Беркли  как  иллюзорные, как  пустые  слова, которым  не соответствует  никакое  восприятие. В  качестве  примеров   таких  абстрактных  понятий приводятся: протяжение, движение,   число, пространство,  время,  счастье,  добро. Нельзя, уверяет  Беркли, образовать  отчетливое абстрактное представление о движении или протяжении без  конкретных  чувственных  качеств, как скорое и медленное, большое и малое, круглое и четырехугольное и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга, четырех-  или  треугольника,  "который не будет ни равносторонним,  ни неравносторонним, ни равнобедренным" .

                       В отличие от фикции  абстрактных  понятий  общие  понятия - это  единичные  образы, отличающиеся тем, что они служат в нашем сознании как бы представителями однородных  вещей, примерами  многих частных идей:"...известная идея,  будучи сама по себе частною, становится общею, когда она представляет или заменяет  все другие частные идеи того же рода". Поскольку за такими словами, как "это", "вещь", или "число","бесконечность", не стоял наглядные образы, - это не более как пустые слова,  выдаваемые за идеи.  "Если бы люди  не  пользовались словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных идей".

                       Но что  значит:  общие  идеи  представляют частные идеи "того же рода"?  Для номинализма "род" не есть  нечто  общее самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества.

                       Однородность не обнаруживается, а устанавливается сравнивающим сознанием,  исходя из его координирующих установок.  Для Беркли общее не отражение реального единства,  единообразия, присущего самим вещам, а искусственное творение человеческого ума.

                       Отсюда отрицание  Беркли  роли  абстрактного мышления в познании мира. "Я не думаю также, - пишет он, - чтобы отвлеченные идеи были более нужны для расширения познания".

                       "Нет такой вещи, - уверяет Беркли, - как десятитысячная часть дюйма,  но есть десятитысячная часть мили...".  Почему же?  Да потому, что "мы при точном исследовании найдем, быть может,  что  не  в  состоянии  представить  себе самый дюйм, состоящим из тысячи частей".  "Нет такой вещи", так как мы "не в состоянии представить": возможность представления определяет возможность бытия.  Вся  теория  абстракции  Беркли направлена  к тому,  чтобы доказать,  что реально только то, что воспринимаемо или представляемо,  но не то, что мыслимо.

                       Понятие сводится им к представлению, рациональное к эмпирическому; общее к отдельному.

                       Вторым, из  того  на  что  опирался Беркли при построении своей философской концепции, был локковский сенсуализм. Локк разделил  качества  на два рода,  один из которых признается первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматривается как вторичный, производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно отражаемым в восприятии, относятся,  по Локку, протяжение, плотность, движение (трактуемое только как механическое), фигура и число. Все остальное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведение в сознании перечисленных  первичных  форм  существования материи.

                       Беркли строит свою теорию идеалистического сенсуализма, беря за основу локковское понятие вторичных качеств.  Беркли отрицает разделение качеств на первичные и вторичные,  сводя первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское противопоставление вторичных качеств первичным.  Беркли  совершенно  отрывает вторичные качества от их объективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. Затем он старается доказать, что субъективность, характеризующая вторичные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким образом,  все качества в равной мере вторичны,  т.е. субъективны.  Антимеханицизм непосредственно перерастает  здесь  в антиматериализм.  Все  качества у Беркли по сути дела уже не вторичны,  поскольку первичные качества аннулируются, их нет больше как объективной реальности.  Субъективные качества не выступают как отличные от объективных,  не  противопоставляются им,  ввиду аннигиляции последних.  Сфера качеств становится однозначной сферой субъективности.

                       Исходя из Локка,  он порывает с локковским делением качеств,  используя относительность восприятия любых  качеств.

                       Все  замыслы Беркли были устремлены к тому,  чтобы покончить не с механицизмом,  как таковым,  а  с  механицизмом  как  с единственной в то время формой материализма. Что существует, согласно механицистам,  вне и независимо от сознания?  Материя, сведенная к протяжению. Вот почему допущение протяжения вне мышления подвергается атаке Беркли.

                       Т.о. сначала  истолковав  вторичные качества как чистую субъективность,  затем сведя первичные ко вторичным,  Беркли превратил  ощущения  из  основного средства связи субъекта с объектом в субъективную данность, саму превращенную в объект и  исключающую  реальный объект,  как таковой.  В результате идеалистической переработки сенсуализма  ощущения  из  того, через  что осуществляется познание,  превратились в то,  что познается.

                       Беркли,   абсолютизируя   сенсуализм,   признает   непосредственное чувственное восприятие единственно истинным и достоверным, не допуская никакого иного критерия истины.

                       Ощущение, отождествляемое им с качеством,  выступает  у Беркли  под названием "идея":  "Чувственные объекты,  будучи вещами  непосредственно  воспринимаемыми,  иначе  называются идеями".  "Идея" в этом смысле является центральным понятием всего его учения.  Благодаря такой  терминологии  "качество" сразу  приобретает у него субъективное содержание.  Качество для Беркли - "идея",  элемент чувственности,  а не  свойство вещи.  Назвав качество "идеей", он сразу становится на идеалистическую почву.

                       "Идея" первична.  "Вещь"  не  что иное,  как сочетание, комплекс "идей". "Вещь", таким образом, вторична. Не качества предполагают обладающую ими вещь,  а, наоборот, "вещь" не более как совокупность качеств,  "идей".  Беркли  аннулирует нераздельное двуединство качеств и вещи.




Атака на материю


                       Идеалистически переработав   номинализм  и  сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании материи.  Для  него нет  более отвлеченного,  более абстрактного (а потому менее оправданного) понятия,  чем бытие как таковое,  чем  понятие носителя  качеств как чего-то отличного от самих качеств как субстанции.  "Общая идея сущего представляется мне  наиболее отвлеченною и непонятною из всех идей", - заявляет Беркли .

                       К этому Беркли присоединяет еще и сенсуалистические аргументы.  Если  вещь  не более чем коллекция "идей",  она не предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого особого их обладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с нею,  нам ничего о ней неизвестно и не может быть известно.


                       Основой  берклианского  отрицания  материи  служит  его номиналистически-сенсуалистическая концепция  познаваемости: наше  познание  не  дает  никаких  оснований  для  признания существования материи,  поскольку материя  как субстанция не есть "идея",  не есть  то, благодаря  чему мы только и можем утверждать о  существовании чего-либо.  Если же  материя  не может  быть   воспринята,  если  она  есть  нечто  незримое, неосязаемое  и   т.д.,  то   на  каком  основании  мы  можем утверждать, что она существует?

                       Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а ограничивается отрицанием материальной  субстанции.  Он  заявляет:"я  не  устраняю  субстанции.  Меня не следует обвинять в изъятии субстанции из постигаемого разумом мира.  Я отбрасываю только философский смысл (который на самом деле является бессмыслицей) слова "субстанция" как материального  носителя качественного многообразия, как основы единства мира.

                       Придав при помощи термина "идея" субъективный смысл понятию "качеств", Беркли заверяет, что "не может быть никакого субстрата этих качеств,  кроме духа... Я отрицаю поэтому, что  существует  какой-либо  не мыслящий субстрат чувственных объектов,  и отрицаю в этом смысле существование  какой-либо материальной  субстанции".  "...Доказано, что не существует телесной,  или  материальной,  субстанции,  остается,  стало быть, признать, что причина идей есть бестелесная деятельная субстанция, или дух" . "Из сказанного очевидно, что нет иной субстанции, кроме духа...".

                       В этом узловом пункте происходит трансформация  субъективного идеализма в идеализм объективный путем отхода от номиналистических  и  сенсуалистических  посылок,  отслуживших свою  службу  в критике материализма.  Реабилитация духовной субстанции отстраняет не только феноменализм,  но и  сенсуализм.  С  самого  начала  философия Беркли была задумана как расчистка субъективно-идеалистическими  средствами  пути  к объективному идеализму, как феноменалистическое опровержение материализма,  обусловливающее возможность построения объективно-идеалистической системы.

                       Неравноправие обеих субстанций оправдывается  у  Беркли учением о причинности,  которое послужит мостом от феноменализма к спиритуализму.

                       Материальная субстанция,  уверяет Беркли, не только непознаваема,  но и нереальна.  Сведя качества к ощущениям, он тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя:  "Но каким образом материя может действовать на дух или вызвать в нем какую-либо идею,  этого никакой философ не возьмется объяснить".  Причиной идей может быть только однородное идеям духовное начало. Стало быть, материя неприемлема не только как основание бытия вещей,  но и как  основание возникновения и изменения этих пучков чувственных качеств.

                       Но материя не может быть не только причиной  идей,  она вообще  не может быть причиной чего бы то ни было.  Ибо причинность предполагает активность,  действенность. Материя же по  самому существу своему мыслится как пассивное, инертное начало. Беркли противопоставляет материю духу как пассивное начало активному .

                       "...Материя... пассивна и косна и потому не может быть деятелем или действующею причиною" . "И даже если бы ее существование было признано,  как может то,  что недеятельно, быть причиною?..". Сказанное относится также ко всем атрибутам, приписываемым материи: "Вполне убедительно доказано, что вещественность,  величина,  фигура,  движение и т.п. не заключают в себе активности или действующей силы, при помощи  которой они были бы в состоянии произвести какое-нибудь действие в природе".

                       Единственный образец активности,  признаваемый Беркли, это волевая активность.  "Раз есть действие, то должен быть и  акт воли". "Нет понятия действия,  отдельного от акта воли".  И эту активность Беркли приписывает исключительно духу.  "Акт  воли  я  не  могу  себе  представить коренящимся где-либо в ином месте, кроме духа".



О бытии


                       Как же решает Беркли вопрос "что такое бытие?". Первоначальное,  предварительное  его  решение феноменалистично, оно гласит:  "esse est percipi" ("быть - это быть воспринимаемым"). Тем самым, исчезает различение содержания восприятия и объекта восприятия: это одно и то же.

                       Но еsse  est  percipi  чревато солипсизмом,  неумолимо влечет к нему, а последовательный солипсизм вместе с материей ликвидирует и бога. Беркли это не устраивает. Беркли отклоняет поэтому логические выводы феноменализма,  но не отвергает вместе с тем его посылки, а только ограничивает их, дополняя свою первоначальную формулу бытия.

                       Вопреки формуле для Беркли esse и percipi, быть и быть воспринимаемым,  не тождественные понятия.  Быть -  это  не только быть воспринимаемым, но и нечто иное. Идеи, оказывается, не единственная форма познания и не единственный первоэлемент  бытия.  Помимо  идей,  чувственных восприятий мы познаем также "понятия"  (notions).  Под  этим  термином  у Беркли  фигурирует  постижение духом своей собственной деятельности.

                       Душа наша,  согласно  Беркли,  познает  себя  самое не посредством "идей".  То, что мы знаем о духе, не есть идеи. "Духи" совершенно отличны от "идей",  между ними нет ничего сходного или общего .  Идея совершенно пассивна, недеятельна,  и ее существование состоит в том,  что она воспринимается.  Понятие же - форма познания активного существа,  существование которого состоит не в том,  что оно воспринимается, а в том, что оно воспринимает идеи.

                       Значит, бытие духов не бытие идей,  оно не заключается в их воспринимаемости,  из esse не есть их percipi.  Данная ранее  формула бытия расширяется:  "Existence is percipi or percipere", существовать - это восприниматься или воспринимать, быть - значит быть воспринятым или воспринимающим.

                       Солипсизма же, полагает Беркли, можно избежать, не выходя за  рамки  идеализма. Путь  к  этому - через  введение других Я.  "Когда я отрицал существование чувственных вещей вне ума, я  имел в виду не свой ум в частности,  а все умы".

                       Таким образом,  Беркли расширяет свое понятие бытия за пределы воспринимаемого, и практически переходит к обьективному идеализму. Однако следует заметить, что если бытие Я Беркли основывается на  непосредственном постижении в "понятии", то бытие других Я не более как допущение по аналогии.

                       Возникает вопрос:  а существуют ли вещи,  если  они  не воспринимаются не только мной, но и другими людьми, если они не являются идеями ни для меня, ни для нас? Переходят ли они в небытие?  Нет, отвечает Беркли. Даже если бы "идея" выпала из "поля зрения" всех субьектов,  то она продолжала  бы  существовать в уме бога - субьекта, который вечно существует и "вкладывает" в сознание отдельных  субьектов  содержание  их ощущений. Значит, к бытию как percipi и как percipere добав-

ляется третье определение: posse percipi - возможность восприятия. Так ответив  на  поставленный вопрос, Беркли практически становится на позиции обьективного идеализма.


                       Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм,  полагающий единство мира в его духовности.


















БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА.


                       Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбурге, в семье  небогатого дворянина,  занимавшегося юридической практикой. Некоторое время Юм посещал Эдинбургский университет, но из-за материальных затруднений вынужден был оставить учебу. Позже, в 1734 году, он совершил образовательную поездку во Францию на три года,  большую часть из которых провел в Ля-Флеш.

                       Во время  пребывания  во  Франции Юм написал "Трактат о человеческой природе" в составе трех книг, который был опубликован в Лондоне в 1737-1740 г.г. В произведении рассматривались вопросы теории познания, психологии и морали.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.