рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по Философии

В современной космологии указанные идеи входят в содержание так

называемого антропного принципа, согласно которому наш мир устроен таким

образом, что допускает возможность появления человека как закономерного

итога эволюции материи. Но возможны и другие миры, с другими мировыми

константами. Эти миры возможно бедны, пусты и допускают только низшие формы

движения материи, а возможно и наоборот. В этом смысле человек и

человеческое общество предстают как такая форма организации материи,

которая обусловлена свойствами целого, нашей Вселенной, фундаментальными

характеристиками космоса.

Мировое развитие являет собой закономерный поступательный процесс,

противоречия которого представляют собой источник, движущую силу

общественного прогресса. Всемирная история постоянно выдвигала проблему

противоречий общественного прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о

катаклизмах, пререворотах и вместе с тем она являет собой необходимый

процесс движения человечества от одних форм своей социальной организации к

другим, более совершенным.

Критерий прогресса - общественно историческая практика, в которой

выделяются два ее основных вида: производственная и социально-

преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производственных сил

как высшего критерия общественного прогресса. Главное в производственных

силах - это человек. Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются

и достижения науки, принципы управления, и социально-политическое

состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до

мировоззрения, которое опосредовано влияют на эффективность производства.

Вот почему “развитие производственных сил человечества означает прежде

всего развитие богатства человеческой природы как самоцель”. Действительным

ядром общественного прогресса выступают способы производства.

Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный

самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм,

обозначает как специфику свойства человеческой природы так и оценку этих

свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что

способствует возвышению гуманизма.

35.Сознание, его структура. Сознание как необходимое условие

воспроизводства человеческой культуры.

Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и

духовного освоения действительности.

Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не

зависящее от объективного мира и созидающее его.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в

божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от

природы, видя в нем первооснову всего сущего.

Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида,

вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все

предметы - как совокупность представлений отдельного человека.

Материализм понимает сознание как отражение действительности и

связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.

Воззрения домарксовских материалистов были ограниченными: они

истолковывали человека как природное, биологическое существо, игнорировали

его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в

пассивное созерцание мира (Созерцательность).

Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в

следующем:

1) Сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и

развивается как компонент практической деятельности общественного

человека.

2) Человек мыслит с помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной

нервной системы мозга является условием возникновения и развития

человеческого сознания.

3) Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет,

раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания.

4) Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и

осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).

5) Вместе с тем сознание ни сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания,

а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное

воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие

эмоции, волю, совесть и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие

психических функций человека.

6) Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное

воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут

быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм

материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры -

продуктах труда, произведениях искусства и пр.

7) Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в

себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.

8) Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в

повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и

общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в

целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. -

несводимы к индивидуальному сознанию.

9) Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать

человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через

отображение способствовать преобразованию реального мира.

36.Происхождение и сущность сознания.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются

споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из

познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны также как

попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы

друг от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи.

Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи

мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с

речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном

отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление

относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из

свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное

противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает

как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей.

Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство

высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей

существует и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме

от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - психические явления и мозг тесно связаны как

свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без

которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании

психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными

объектами.

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в

том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых

в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они

возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к

миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим

поколениями - прежде всего способеностью отражать в материальных формах

языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные

предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию

в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом

плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы

отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношений

материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материальное не разделены нероходимой гранью. Идеальное

есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и

преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное

производит мозг.

Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического

развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной

материальной системы.

Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением

обладают все материальные образования. Оно является моментом любого

взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием

другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки

, следы...

Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму

психики.

Психика - это способность живых существ создавать чувственные и

обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно

своим потребностям.

Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний

его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает

не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

37.Проблема противоречия в философии и логике.

Одним из коренных вопросов мировоззрения и общественной методологии

является вопрос о том, следует ли искать источник движения и развития мира

вне его или в нем самом. Этот источник находится в нем самом, в порождаемых

им противоречиях, что выражается в законе единства и борьбы

противоположностей, которая гласит, что развитие объективной реальности и

все формы человеческой деятельности осуществляются через раздвоение единого

на противоположные составляющие, и взаимодействие этих противоположностей

характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны -

составляет внутренний импульс ее изменения, развития.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и

противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы

или между системами, процесс столконовения противоположных стремлений и

сил. Предельный случай противоречия - конфликт.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя

так и между собой. Различие есть отношение нетождественности,

неодинаковости объекта и в самом себе и с другими. Различие имеет свои

степени: оно может быть несущественным и существенным. Предельный случай

существенного различия - противоположность. Удачной моделью

противоположности может служить магнит с его 2 полюсами (его можно делить

сколько угодно).

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и

взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Они противостоят

друг другу в рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает

бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” -

Гегель.

Диалектический принцип противоположностей отражает двойственные

отношения внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Все полно

потиворечий и живет в них.

Противоположности, не образующие единства, не являются

диалектическими, их нельзя считать движущей силой развития системы.

Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не являются

частями целого и не несут импульса к развитию. Противоположности могут

приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единое

целое в котором один момент также необходим как и другой. При этом сами

противоположности и их единство, выражающее устойчивость объекта, -

относительны, борьба же, выражающая бесконечность процесса развития,-

абсолютна.

Противоречие буквально означает резкое рассогласование в речи,

высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассуждения могут появляться пары

суждений, противоречащих друг другу. Оба эти утверждения не могут быть

истинны. Одновременно утверждение и того и другого рассматривается в логике

как необходимо-ложное. Запрет противоречий, начиная с античности, считается

одним из принципов логического суждения. Такие противоречия считаются

нарушением правил рассуждения. Их появление - сигнал логической ошибки в

рассуждениях, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается

лишь для вспомогательных целей, в частности, в доказательствах от

противного в математике.

Однако реальный процесс развития научного знания связан с этапами

преодоления возникающих противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не

может быть интереснее, чем такой факт, который вступает в противоречие с

общепринятой теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” -

М.Планк.

Специфической формой существования диалектических противоречий в

познании являются антиномии, которые служат формой теоретического

воспризведения противоречий в научных теоиях. Обнаружение антиномий и их

решение - характерная черта диалектического мышления. Поскольку антиномии

часто высказываются в форме противоречивых высказываний, запрещаемых

формальной логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диалектики и

формальной логики. Логика и диалектика действуют совместно. А как же логика

противоречий? В процессе познания они выступают не как знание, результат

(Бор и его принцип дополнительности - мы не вправе приписывать физической

реальности ни волновые ни корпускулярные свойства). Антиномия - острая

форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие логические

противоречия есть двтигатеьная сила научного познания.

“Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте

между реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диалектика

противоречий в мысли - это не противоречие самому себе, не отсутствие

логики, а взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов,

понятий. Рекомендации формальной логики помогают понять реальные

противоречия. В диалектике речь идет о потиворечиях в самом объекте и об

отражении этих противоречий в мышлении, где они сознательно фиксируются и

решаются.

Диалектика - не метод награмождения противоречий. Без соблюдения

правил форм логики диалектика превратилась бы в софстику. Дело диалектики -

выявление и разрешение противоречий.

Основные типы противоречий. Характер противоречий зависит от

специфики противоположных сторон и от условий в которых осуществляется их

взаимодействие. И это взаимодействие есть отношение или несовместимых и

враждебных или дополняющих и обогащающих друг друга моментов и тендеций.

Отсюда многообразие противоречий. Различают внутренние и внешние, основные

и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия.

Взаимодействие противоположных сторон внутри даной системы (наприм

внутри данного вида животных или организма) характеризует внутреннее

противоречие, выражающее состояние системы как определение целостности.

Каждая система существует в рамках более сложных систем. Тогда очевидно,

что внешнее противоречие являет собой взаимодействие противоположностей,

относящихся к разным системам (между организмом и средой, природой и

обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутреннего противоречия

относительны.

Именно внутренним противоречиям принадлежит решающая роль в развитии

системы. Внешние противоречия могут послужить толчком, но прежде чем стать

истинной силой развития они должны перейти во внутреннюю структуру объекта

(адаптация организма к внешней среде, должен выработать новое качество,

которое вступает во внутреннюю противоположность с исходными качествами).

Таким образом внешнее всегда действует через внутренее.

В ряду внутренних противоречий выделяются основные (главные) и

неосновные противоречия. Основное - это сущностное противоречие: оно

связано с глубинными, лежащими в основании этой системы формами

взаимодействия противоположностей, составляющих ее структуру (общество -

противоположность между производством и потреблением. Нужно производить

чтобы жить, но производство порождает новые потребности).

Антагонистические противоречия - взаимодействие между непримиримыми

враждебными силами. Внутри эксплуататорских формаций, в том числе

современного империализма. Транснациональными корпорациями - национально-

государственной формой общества. Империализм - развивающиеся страны. Война

и мир.

Неантагонистические противоречия. Взаимодействие между социальными

группами, интересы которых совпадают.

42.Категория “Закон”. Законы природы, общества и познания.

Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не

выростет, хоть ты тресни.

Веками человек подмечал определенный порядок мироздания и повторяемость

явлений, что наталкивало на мысль о существовании чего-то закономерного.

Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней

стадии развития человеческого общества, в период становления науки как

системы знания.

Закон - есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип

связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный

относительно типологически классифицированных условий своего проявления.

Будучи по своей форме продуктами человеческих знаний, по своему

внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы

действительности. Познание законов и есть основная задача науки.

Понятие закона находится в тесной связи с детерминизмом, но не

тождественно ему.. Если детерменизм говорит о всеобщей обусловленности

явлений, то понятие закона выражает качественную устойчивость повторяющихся

связей, рассматривая их не с точки зрения констатации и причинного

понимания, но с точки зрения их объективной необходимости и качественной

регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он

является мерой предсказуемости связи. Поэтому закон как выражение действия

объективной необходимости может рассматриваться в качестве особого вида

детерминации: как детерминация будущим в отличии от причинной детерминации

прошлым и системной детерминации настоящим.

Однако не все формулировки закона имеют причинную форму. В

подавляющем большинстве следствия закона формулируются в виде какой-либо

функциональной зависимости или классификации соотношения, т.е. в конечном

счете закон по форме тяготеет к системной корреллции, а не генетической

причинности. Однако это не значит что причинность отсутствует в тех связях,

отражением которых являются коррелятивные формулировки законов. Налицо

противоречие: с одной стороны, содержание категории закона формировалось в

единстве с принципом причинности, а с другой - формулирование законов

всегда осуществляется в виде различного рода функциональных соответствий

без всякого причинного обоснования. Это породило многочисленные споры о

сущности категории закона.

Согласно религиозно-идеалистическим взглядам, в мире все течет по

созданным Богом путям, которые управляют всем, выполняя волю всевышнего.

Бог управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках вожжи

всех событий Вселеной”. Согласно субъективному идеализму законы возникают

лишь из-за любви человека к порядку.

Однако в силу того, что мир есть самоуправляющая система, законы в

ней являются ее внутренним самопроявлением.

С точки зрения сферы действия законы делятся на общие, универсальные

(закон сохранения энергии) и частные, действующие лишь в ограниченной

области (закон общего развития).

По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (

в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах),

законы функционирования ( причинная и системная детерминация) и законы

развития ( область причинной детерминации). В силу диалектики необходимости

и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают

себе путь сквозь хаос случайностей.

По форме своего проявления законы делятся на динамические и

статистические. Так любой брошенный камень вернется на землю в силу

динамического закона, а количество очков на брошенных костях

непредсказуемо, действует статистическая закономерность.

Необходимо различать тенденции и статистическую вероятность:

тенденция отражает путь проявления однозначных динамических законов, а

статистическая закономерность предполагают альтернативную вероятность

конкретного события. Обычно в случае динамического, хотя бы и в форме

тенденции, проявления говорят о законе, а в случае статистического

проявления - о закономерности. Однако и то и другое является различными

выражениями необходимости. Но закономерность в отличии от закона отражает

не жестко детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту

или иную степень вероятности ее проявления. Строение организма подчиняется

законам, однако обладает и массой индивидуальных качеств, которые с точки

зрения общего закона есть случайности, через которые и проявляется закон.

Закон как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через

случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.