рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии

  1.  

Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению семян в конкретные органы, из органов образуются тела.

  1.  

Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора).

  1.  

Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы.

  1.  

Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной (благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.

  1.  

Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы (головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из них выживали и давали потомство, худшие - погибали.

  1.  

Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее -бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих красок, теней и т. п.

  1.  

Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с небольшими отклонениями ("клинаменами").

  1.  

Материальная, формальная, динамическая и целевая причины.

  1.  

Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о себе.

  1.  

Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как нераздельное единство материи и формы.

  1.  

Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим. У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага (=Бога).

  1.  

Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой (божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога).

  1.  

Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит.

  1.  

Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если последняя этого и заслуживает).

  1.  

Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и вместе с тем перестают существовать.

  1.  

Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию (вид или эйдос вещи).

  1.  

Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах).

  1.  

Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов.

  1.  

Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» идеям, максимально воплотить их в себе.

  1.  

Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение совершенных форм.

  1.  

Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, кости, мяса, рыбы и т. п.).

  1.  

Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и вторичного к творящему, первоначальному).

  1.  

10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность; 2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; 9) страдание; 10) направление перемен.

  1.  

Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель; она существует в своей внешней определённости и одновременно не существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и обречено умереть.


Раздел II. Гносеология и психология.

 

№п/п

Ответы

  1.  

Приобщится душой к Богу человек может в исключительных случаях, "когда он оказывается в состоянии сверхумного экстаза". Именно тогда в истерзанную сомнениями и страданиями душу и проливается божественный свет. С этого момента его одолевает стремление быть подобным Богу.

  1.  

Повторяющиеся впечатления фиксируются в душе и, благодаря наложению их друг на друга, образуют "ядро" понятия, которое в последующем начинает "рассказываться" словами.

  1.  

Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида (как некий укор совести!), то, познавая самого себя, я обретаю ключ к расшифровке мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех её проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов. Вызревающее таким путём понятие о каноне затем обретает свою общезначимую формулировку посредством обсуждения (диалога).

  1.  

Возможность подобных знаний следует признать. Всякое знание начинается с опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов), а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать предметом разнообразных доказательств.

  1.  

Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. "Смерти нет, ребята!"

  1.  

Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с точки зрения их ценности, значения и последствий.

  1.  

Мотивы человеческого действия весьма разнообразны:  потребности,  страсти, желания, склонности, эмоции и интересы.

  1.  

Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, умеренность - добродетель страстей.

  1.  

Каждая      из      стадий      («влечение»,      «влюблённость»,      «сотрудничество»,

«божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу.

1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину.

2.Отождествление   избранника  с   идеалом  делает  обе   половины  слепыми   к

недостаткам друг друга.

3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает

супругов незаменимыми друг для друга.

4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением к

вечной красоте и совершенству.

  1.  

Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное).

  1.  

Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, шаровидности и т. п.).

  1.  

Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет "Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток чувственности.

  1.  

Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми).

  1.  

Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории) включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это "врожденные впечатления души".

  1.  

Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта рождаются идеи.

  1.  

Причины    страдания-невежество,     неразумие,     предрассудки,     страх    перед неопределенностью.

  1.  

В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество инкарнаций возвращается в мир идей.

  1.  

Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. Идеям необходимо найти место среди мира фактов.

  1.  

Идеальная  -  Разум,   состоящий   из   идей.   Он  должен   направлять  Волю  на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти.

  1.  

Преобладание   в   индивидуальной   душе   "золота",   "серебра"   или   "меди"   -основание для причисления индивида к определенному классу.

  1.  

По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же руководят волевые привычки.

  1.  

Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п.

  1.  

"Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения.

  1.  

В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия).

  1.  

Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же «в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше.

  1.  

Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена довольствоваться скотским образом жизни.

  1.  

От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей.

  1.  

Опыт наблюдений и размышлений.

  1.  

В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний самой человеческой души.

  1.  

До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и очистить от эмоциональных наслоений.

  1.  

Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе и ниже.

  1.  

«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря второму идея может непосредственно воздействовать на вещи.

  1.  

Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум ищет ответы.

  1.  

Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в вечное, к тому, что дорогого стоит.

  1.  

Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг «узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым интенциям.

  1.  

«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности». (Эпикур).

  1.  

Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений.

  1.  

Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином «энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия.

  1.  

Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но неразумное.

  1.  

Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину.

  1.  

Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила предрассудков большинства кажется неодолимой).

  1.  

Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя).

  1.  

Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом истины и излучает его (=бытие).

  1.  

Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.