![]() |
|
|
Концепция развития научного знания Карла ПоппераКонцепция развития научного знания Карла Попперасмотреть на рефераты похожие на "Концепция развития научного знания Карла Поппера" Р Е Ф Е Р А Т на тему: «Концепция развития научного знания Карла Поппера» Санкт-Петербург 2000 Содержание ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
Введение Карл Раймунд Поппер (1902-1994) cчитается одним из крупнейших философов
науки ХХ века. Он был также социальным и политическим философом крупного
масштаба, заявившим о себе как о "критическом рационалисте", убеждённом
противнике всех форм скептицизма, конвенционализма и релятивизма в науке и
вообще в человеческих делах, верный защитник "Открытого общества", и
непримиримый критик тоталитаризма во всех его формах. Одна из многих
выдающихся черт философии Поппера - масштаб его интеллектуального влияния. 1. КАРЛ ПОППЕР И ФИЛОСОФИЯ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ События последних лет открыли широкому российскому читателю Карла Поппера
как обществоведа и политического философа. В 1992 и 1993 годах выходят его
книги, посвященные критике идейных предпосылок идеологии тоталитарного
общества, книги, заостренные в своей политической части против марксизма, а
также против национал-социализма. Однако с самого начала своей научной
карьеры Поппер был философом науки. По его собственному свидетельству,
философия науки составляла дело его жизни. Первая опубликованная книга При этом важнейшая черта творчества Поппера заключается в том, что, занимаясь философией науки, он не оставлял в стороне проблемы общественного развития; с этими проблемами его связывали темы научной рациональности и критицизма, преломляющие в философии науки тему духовной свободы человека. Книга “Квантовая теория и раскол в физике” занимает в творческом наследии Поппер в своей интерпретации квантовой механики — яркий оппонент
копенгагенского подхода, сформулированного Н.Бором, В.Гейзенбергом, Поппер называет свою точку зрения на квантовую механику неортодоксальной. Одна из проблем, существенно определивших развитие философии науки в начале
нашего века, получила название проблемы демаркации (этот термин был введен Наиболее распространенный ответ на этот вопрос состоял в том, что наука
отличается от псевдонауки или от "метафизики" своей опорой на факты, своим
эмпирическим методом. Концепция, которая в это время активно развивалась в
рамках так называемого "Венского кружка" и шла от одного из крупнейших
философов начала века Л.Витгенштейна, утверждала, что к науке принадлежат
только те предложения, которые выводятся из истинных предложений наблюдения
или, что то же самое, могут быть верифицированы с помощью этих предложений. Поппер с полным основанием не принимает этого тезиса. Наблюдение, с его точки зрения, уже предполагает некоторую теоретическую установку, некоторую исходную гипотезу. Нельзя просто наблюдать, не имея для этого никаких предпосылок. Наблюдение всегда избирательно и целенаправленно: мы исходим из определенной задачи и наблюдаем только то, что нужно для решения этой задачи. Бессмысленность "чистых" наблюдений Поппер иллюстрирует следующим образом. Представьте себе человека, который всю свою жизнь посвятил науке, описывая каждую вещь, попадавшуюся ему на глаза. Все это "бесценное сокровище" наблюдений он завещает Королевскому обществу. Абсурдность ситуации не нуждается в комментариях. Более того, демаркация “ортодоксальная и неортодоксальная интерпретации принята сейчас в литературе по философии квантовой механики. На ней настаивают в особенности те физики и философы, которые подчеркивают, что идут против течения и пытаются решить те проблемы, которые “ортодоксы” считают закрытыми. Во главе “неортодоксального движения”, кроме А.Эйнштейна и Э.Шредингера,
стояли такие крупные физики, как Л. де Бройль и Д.Бом. Правда, Л. де Бройль
в течение долгого промежутка времени (примерно с 1927 по 1952 г.) отходил
от “диссидентов” и принимал копенгагенскую интерпретацию123. Д.Бом тоже
колебался между ортодоксией и неортодоксией, но в конце концов остановился
на концепции “скрытых переменных”, восходящей в идейном плане к теории Как и упомянутые выше физики, К.Поппер не мог принять субъективистские и
идеалистические импликации копенгагенской интерпретации квантовой механики. Реализм составляет сердцевину попперовской философии науки, известной в качестве метода предположений и опровержений. Предполагая объективные реалии (космос, природу, человеческое общество), Поппер настаивает, что пропагандируемый им критицизм обеспечивает действительное обновление знания. Если бы научные споры и дебаты велись в сфере чистой мысли, они были бы схоластикой и казуистикой. Критицизм зиждется на вопросах исследователя, задаваемых путем экспериментирования природе. Природа, правда, не может дать утвердительный ответ по поводу справедливости какой- либо из теорий, она может сказать только “нет”. Однако сопротивляемость теории настойчивым и изощренным попыткам ее опровергнуть определяет ее рейтинг. Из сказанного уже ясно, что реализм Поппера, так сказать, аскетический. Он
не только не видит в объективной реальности книги, написанной на каком-
нибудь, пусть самом абстрактном языке, но и структуры, направляющей
познание. Поппер настойчиво предупреждает, что его антиидеалистический
реализм не следует смешивать с антиноминалистическим эссенциализмом: свой
реализм он называет “третьей точкой зрения”. (Номинализм — философская
позиция, утверждающая, что существует только единичное. Общее же может быть
выражено при помощи языка, состоящего тоже из единичных предметов.[3]) Космогонический подход к науке, настраивающий на целостное и
самосогласованное научное мировоззрение, не был характерен для раннего В предисловии к “Логике научного открытия” Поппер уже характеризует свою философию науки как причастную к космологии — “познанию мира, включая нас самих (и наше знание) как часть этого мира”. “Вся наука, — пишет Поппер, — есть космология, и для меня значение философии не в меньшей степени, чем науки, состоит исключительно в том вкладе, который она вносит в ее разработку”[6] В Постскриптуме к “Логике научного открытия”, в частности в публикуемом
здесь томе этого Постскриптума, ставится также космологическая проблема,
ставится даже более традиционно: Поппер не так суров в своем осуждении элитарной “игры в бисер”. Тем не
менее его идеалом является открытая наука в открытом обществе,
поддерживающем свободу критики, составляющей существо научной деятельности. Таковы вкратце идейные установки Поппера, преломившиеся в его интерпретации квантовой механики. Однако реализм (точнее — “третья точка зрения”) и космологизм попперовского подхода к квантовой механике слишком мало говорят о той концептуальной технике, которую применял Поппер при интерпретации этой теории. Философия квантовой механики Поппера при ближайшем рассмотрении обнаруживает, по меньшей мере, два концептуальных пласта, отражающих его идейную эволюцию. Привлекая две логически независимые интерпретации квантовой механики, мы получаем инструментарий для идентификации этих пластов в их идейном отношении к другим интерпретациям квантовой теории, а также к тем или иным трактовкам и решениям известных парадоксов этой теории. 2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАРЛА ПОППЕРА Проблематика теории познания, и, прежде всего проблемы формирования и развития научного знания, пути постижения истины, вопросы методологии научного поиска продолжают оставаться актуальными и находятся в центре внимания современной философии. Бум, который начался в области истории и методологии науки в Западной философии в 1960-х годах, продолжается до сих пор. Об этом свидетельствует, например, непрекращающиеся дискуссии по проблемам взаимосвязи науки и философии, основании научного знания, формирования и развития теории, научной рациональности, критерий истины и научности и т.п. Поиск основополагающих методологических подходов, осуществленный в странах Запада за последние десятилетия, с целью "нащупать исходную твердую философскую базу" для научной деятельности[9], привел к позитивному сдвигу эпистемологии, но не к окончательному решению ее базовых вопросов. Начало логико-метологического анализа научного знания было положено неопозитивизмом, который отказался от исследования проблемы возникновения нового знания. Цель науки состоит, согласно неопозитивизму, в формировании базы эмпирических данных в виде фактов науки, которые должны быть репрезентированы языком, недопускающим двусмысленности и не выразительности. В качестве такого языка логическим эмпиризмом был предложен логико-математический понятийный аппарат, отличающийся точностью и ясностью описания изучаемых явлений. Предполагалось, что логические термины должны выражать познавательные значения наблюдений и экспериментов в предложениях, признаваемых эмпирической наукой как предложения "языка науки". С введением "контекста открытия" логическим позитивизмом была сделана попытка переключаться на анализ эмпирических утверждений с точки зрения их выразимости с помощью логических понятий, исключив, тем самым, из логики и методологии вопросы, связанные с открытием нового знания. При этом эмпирическая эпистемология наделялась статусом основания научного знания, т.е. логические позитивисты были уверены, что эмпирический базис научного знания формируется исключительно на основе языка наблюдения. Отсюда и общая методологическая установка, предполагающая редукцию теоретических суждений к высказываниям наблюдения. Принцип верификации, предложенный позитивистами, как раз и предусматривал признание обладающими научной значимостью только те знания, содержание которых можно обосновать протокольными предложениями. Поэтому факты науки в доктринах позитивизма абсолютизируются,
обладают приматом перед другими элементами научного знания, ибо по их
мнению они определяют содержательный смысл и истинность теоретических
предложений. Иными словами, согласно концепции логического позитивизма Усилия позитивизма применить логический аппарат к анализу знания, выражаемых в форме повествовательных предложений, не привели к научно значимым результатам; они столкнулись такими проблемами, разрешить которых нельзя было в рамках принятого им редукционистского подхода к познанию и знанию. В частности, не ясно, почему не все утверждения науки становятся базисными, а только некоторые? Каков критерий их отбора? Каковы их эвристические возможности и гносеологические перспективы? Каков механизм архитектоники научного знания? Верификационный критерий теоретических утверждений скоро заявил
о себе своей ограниченностью, вызвав многочисленную критику в свой адрес. Первым, кто обратил на слабость позитивистской доктрины логического анализа
научных знаний, был К. Поппер. Он заметил, в частности, что наука в
основном имеет дело с идеализированными объектами, которые, с точки зрения
позитивистского понимания научного познания, не могут быть верифицированы с
помощью протокольных предложений, а значит, объявляются бессмысленными. Поппер, будучи близко знакомым со многими членами Венского кружка, имел возможность изнутри изучить и понять то, чего хотели логические позитивисты, Поэтому он достаточно быстро понял несостоятельность и нежизнеспособность их логической доктрины научного знания. Понимая бесперспективность того пути, по которому пошли логические позитивисты в поисках основания научного познания, философ выбирает другое направление движения, ведущее к анализу развития научного знания. На этом пути, в отличие от позитивистов, Поппер признает за философией функцию формирования и развития научного знания. Наука, по Попперу, - динамическая система, предполагающая
непрерывное изменение и рост знания. Это положение детерминировало иную
роль философии науки в научном познании: отныне задача философии сводилась
не к обоснованию знания, как это было в неопозитивизме, а к объяснению его
изменения на основе критического метода. Так, в "логике научного открытия" Объявив задачей методологии изучение механизмов роста научного знания, Поппер основывается на понятой и воспринятой реальности, из которой состоит сфера научного познания. По его глубокому убеждению, наука не может иметь дело с истинной, ибо научно-исследовательская деятельность сводится к выдвижению гипотез о мире, предположений и догадок о нем, построению вероятностных теорий, и законов; таков общий путь познания мира и приспособления наших представлений о нем. Поэтому было бы, мягко говоря, несерьезно какие-то из этих представлений принимать за истинных, а от каких- то отказаться, т.е. нет универсального механизма, который бы мог выявить из многообразия существующих знаний какие из них истинные, а какие являются ложными. Поэтому задача философии заключается в том, чтобы найти такой способ, который бы позволил нам приблизиться к истине. В логико- методологической концепции Поппера находится такой механизм в виде принципа фальсификации. Философ считает, что научными могут быть только те положения, которые опровергаются эмпирическими данными. Опровержимость теорий фактами науки, следовательно, признается в "логике научного открытия" критерием научности этих теорий. На первый взгляд это положение воспринимается как бессмыслица: если выяснилось бы, что все те наши умозрительные конструкции, которые мы строим относительно мира опровергаются нашим же эмпирическим опытом, то, исходя их здравого смысла, следовало бы их признать ложными и выбрасывать как несостоятельные. Однако попперовские рассуждения строятся на ином логическом смысле. Доказать можно все, что угодно. Именно в этом проявлялось, например, искусство софистов. Поппер считает, что научные положения, констатирующие о наличие материальных объектов, относятся не к классу подтверждаемых опытом, а, наоборот, - опровергаемых опытом, ибо логика мироустройства и нашего мышления подсказывает нам, что научные теории, опровергаемые фактами, действительно несут в себе информацию об объективно существующем мире. Этот же методологический механизм, позволяющий в научном
познании приблизиться к истине, т.е. принцип фальсификации теорий, путем их
опровержения фактами, принимается Поппером в качестве критерия демаркации
описательных (эмпирических) наук (от теоретических и от самой
философии[14], отвергая тем самым неопозитивистские критерии демаркации Идейное содержание теорий фальсификации и демаркации имеет ценностное значение, которое выводит нас на мировоззренческое измерение. В основе концепции "логики открытия" Поппера лежит идея, принявшая форму убеждения, об отсутствии какой бы то ни было истины в науке и какого-либо критерия ее выявления; смысл научной деятельности сводится не к поиску истины, а к выявлению и обнаружению ошибок и заблуждений. Этой, по сути своей, мировоззренческой идеей была детерминирована и соответствующая структура: а) Представления о мире, принимаемые в науке как знания о нем, не являются истинами, ибо не существует такого механизма, который бы мог установить их истинность, но существует способ обнаружить их ошибочность; б) в науке лишь те знания соответствуют критериям научности, которые выдерживают процедуру фальсификации; в) в научно-исследовательской деятельности "нет более рациональной процедуры, чем метод проб и ошибок – предположений и опровержений" [15] Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |