![]() |
|
|
Концепция развития научного знания Карла Поппераp> Данная структура – это структура осмысленная и принятая на мировоззренческом уровне самим Поппером и реализованная им в науке. Однако поэтому влияние мировоззренческих убеждений на создаваемую мыслителем модель развития науки. На первый взгляд процедура опровержения теорий и поиск новых
теорий, отличающихся разрешительными способностями, представляется
позитивной, предполагающей развитие научного знания. Однако в попперовском
понимании науки не предполагается ее развитие по той причине, что в самом
мире не существует развитие как – такового, а есть лишь изменение. Смысл и ценность новой, сменившей старую, теории он видит в ее проблеморазрешающей способности. Если данной теорией решается проблемы, отличные от тех, которые она призвана была решить, то, безусловно, такая теория признается прогрессивной. "… Наиболее весомый вклад в рост научного знания, - пишет Поппер, - который может сделать теория, состоит из новых проблем, порождаемых ею…" [16]. Из этого положения видно, что прогресс науки мыслится как движение к решению более сложных и глубоких по содержанию проблем, а рост знания в этом контексте понимается как поэтапная смена одной проблемы другой или последовательность сменяющихся друг друга теорий, обусловливающих "сдвиг проблемы". Поппер уверен, что рост знания является существенным актом рационального процесса научного исследования. "Именно способ роста делает науку рациональной и эмпирической, - утверждает философ, - т.е. тот способ, с помощью которого ученые проводят различия между существующими теориями и выбирают лучшую из них или (если нет удовлетворительной теории) выдвигают основания для отвержения всех имеющихся теорий, формулируя те условия, которые должна выполнять удовлетворительная теория" [17]. Под удовлетворительной теорией мыслитель подразумевает новую теорию, способную выполнить несколько условий: во-первых, объяснить факты двоякого рода: с одной стороны, те факты, с которыми успешно справлялись прежние теории и, с другой - те факты, которых не смогли объяснить эти теории; во-вторых, найти удовлетворительное истолкование тем опытным данным, согласно которым были фальсифицированы существовавшие теории; в- третьих, интегрировать в одну целостность проблемы – гипотезы, несвязанные между собой; в-четвертых, новая теория должна содержать проверяемые следствия; в-пятых, сама теория так же должна быть способной выдержать процедуру строгой проверки[18]. Поппер считает, что такая теория не только плодотворна в решении проблем, но даже обладает в определенной степени эвристической возможностью, что может служить свидетельством успешности познавательной деятельности. 3. ТРИ МИРА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Попперовская философия не только критична, она полемична. Наступление шло различными фронтами и под различными знамёнами Поппер считает позицию физикалистского монизма ложной. Хотя в рамках
физикализма было высказано немало интересных предположений, его общие
посылки теоретически недостоверны: они основаны на представлении о
каузальной закрытости системы, на мифе «лингвистического каркаса», «мифе
простоты», гипертрофировании значимости редукционистской методологии и т.
д. В 1969 г. в лекциях, прочитанных в Эмори университете (США), Поппер сформулировал основной костяк этой теории и принял позицию дуализма или, точнее, плюрализма. В ХХ в., говорил он, мало кто из философов не занимался опровержением Декарта и все без успеха – по той причине, что различение духовного и телесного сообразуется и интуитивным представлением человека о самом себе, со здравым смыслом и вполне согласуется с современными научными данными, в частности эволюционной биологией. В работах 70-80-х годов, в особенности в книге «Самость и её мозг. Аргумент в пользу интеракционизма», написанной в соавторстве с Джоном Экклзом, крупнейшим нейробиологом, защищающим дуалистическую позицию, Поппер разработал достаточно цельную и последовательную метафизику. Он называет её «предположительной», «пробной» теорией, в гносеологическом отношении не имеющей статуса физической теории, но которую, тем не менее, с полным правом можно именовать теорией, поскольку вытекающие из неё следствия подтверждаются фактами. По Попперу, во Вселенной можно выделить три реалии: Мир 1 – мир физических явлений, будь то атомы, поля и силы или Мир 2 – мир ментальных или психических состояний – субъективных состояний сознания, диспозиции и т.п. - состояние сознания и его активность. Мир 3 – мир объективного содержания мышления и продуктов
человеческого сознания. Это – гипотезы, проблемы, научные теории (истинные
или ложные), проекты, материализованные в виде машин, скульптур, зданий,
лежащие в библиотеках книги (которые, возможно, никем не будут прочитаны),
и даже возможные в будущем следствия из имеющихся теорий. [20] Поппер писал: "С нашими теориями происходит то же, что и с нашими детьми: они имеют склонность становиться в значительной степени независимыми от своих родителей. С нашими теориями может случиться то же, что и с нашими детьми: мы можем приобрести от них большее количество знания, чем первоначально вложили в них".[21] Поппер не склонен называть их онтологическими подмирами. Слово «мир»
используется им вместо терминов «материальное», «ментальное», «идеальное»,
имеющих множество коннотаций, и, скорее, как метафора для различения
качественных уровней реальности. Можно выделить и больше «миров» (например,
мир 3 подразделить на истинные теории и фантазии или чистые возможности). P -> TT -> EE -> P,
где P - исходная проблема, TT - теория, претендующая на решение проблемы, "Вот каким образом, - пишет Поппер, - мы поднимаем себя за волосы из трясины нашего незнания, вот как мы бросаем веревку в воздух и затем карабкаемся по ней". [22] Критицизм оказывается важнейшим источником роста "третьего мира". Мир 3 находится «нигде» и относительно автономен. В пользу его автономности Поппер приводит два основных аргумента: 1) Однажды изобретённые теории, художественные стили и т.д. порождают последствия, которые их создатели не могли предвидеть. Изобретение вавилонянами числового ряда содержало в себе и теорему Эвклида и последующую математику. Поппер сравнивает «обитателей» мира 3 с «идеями» и «формами» Платона, однако у низ больше сходства не со статическими платоновскими «формами», а с самодеятельным и самотворческим «Абсолютным Духом» Гегеля. 1) Мир 3 воздействует как на физический мир, так и на сознание людей. Всю цивилизацию можно рассматривать как реализацию идеальных объектов. Теория Фрейда, например, является насквозь ложной, однако она может оказывать воздействие на субъективные состояния сознания: чем больше психоаналитики будут говорить о значимости секса, тем большую роль секс будет играть в жизни. Наиболее интересный момент попперовской концепции трёх миров,
вызвавший и интенсивную полемику и критику – понимание взаимодействия. Достаточно провокативно толкуется второй вид интеракции – физического и психического. Декарт, столкнувшись с этой проблемой, говорит Поппер, высказал предположение, что встреча физического и психического, скорее всего, происходит в шишковидной железе мозга. Над этим его предположением много потешались. Однако оно не беспочвенно, только место интеракции следует перенести в участки мозга, ответственные за речь. Экклз также считает эту гипотезу Декарта вполне здравой и подтверждённой рядом исследований в нейрофизиологии. «Мы хотели высказать предположение, что определённые речевые области мозга и другие, связанные с ними области, относящиеся к миру 1, которые я обычно называю открытыми модулями, открыты именно этим влиянием мира 2. Мы должны осознавать, что это весьма революционное понятие в терминах современной науки».[23] 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Фактически, одной из фундаментальных заслуг Поппера является обоснование особой техники мышления, которая строится на следующих принципах: 1. Индукции (возведения от частного к общему) не существует. Индукция перечисления- вообще рутина и банальность: из множества белых лебедей еще не следует, что все лебеди белые. Из множества русских воров еще не следует, что все русские вороваты. Индукция отвержения (отвергая ложные теории, можно найти одну истинную),
также непродуктивна. Число отвергаемых теорий бесконечно, перечислением
можно заниматься до скончания века. Истины через индукцию найти невозможно. 2. Если не допустимы произвольные обобщения, не менее порочен и так
называемый "беспристрастный анализ". Разум- не tabula rasa. Ум, очищенный
от предрассудков, будет пустым, а не девственным. Даже животное рождается
со множеством подсознательных ожиданий, что соответствует своего рода
гипотетическому знанию. Однако врожденным предпосылкам нельзя доверяться:
утрата иллюзий порождает проблемы, ведущие к росту знаний через поправку и
изменение предыдущих сведений. Человек- создание сложное и ясное далеко
не до конца. Отнюдь не
одни правильные размышления или эксперименты ведут к открытиям. Мифы,
метафизические конструкции, сны, галлюцинации могут также провоцировать их. 3. Исходя из критики традиционного синтетического и аналитического
мышления, Поппер предлагает новый критерий познания, который он именует Логическая модель Поппера предполагает новую концепцию развития. "Новая теория не только выясняет, что удалось предшественнику, но и его поиски и провалы...Фальсификация, критицизм, обоснованный протест, инакомыслие ведут к обогащению проблем." Не вводя гипотез с кондачка, мы спрашиваем себя, почему предыдущая теория рухнула. В ответ должна появиться новая версия, лучшая теория. "Однако,- подчеркивал Поппер,- нет никаких гарантий прогресса".[27] 5. Положения критического подхода Карл Поппер переносит и на социальные процессы, обосновывая концепцию открытого общества, которое, по мнению Поппера, характеризуется демократизмом, терпимостью к мнениям других людей, гуманизмом и стремлением к политическому равенству, критическим рационализмом, позволяющим осуществлять «контроль разума» за принятием политических решений, индивидуальной ответственности за социальные действия (образ становящегося, открытого изменениям). В соответствии со своим "принципом фальсифицируемости" Поппер счел особенно важным обозначить круг основных противников политической свободы. На мировоззренческом уровне таковыми становятся все сторонники "объективной диалектики" и историцизма, готовые корежить реальность под "идеальные проекты". Разумеется, в ХХ веке главными врагами "открытого общества" были коммунизм и фашизм, а в последние десятилетия еще и исламский фундаментализм. Но наиболее последовательный противник человеческой свободы,- с точки зрения Карла Поппера,- греческий философ Платон, теоретик "идеального государства". В идеальном государстве правитель представляет себя носителем абсолютной истины. Уничтожаются не только бунтари и смутьяны, но и поэты, носители всякой смуты. Закрытое идеальное государство противостоит жизни как таковой, абсолютный дух становится "духом бесчестия", оскорбляющим мир и человека. Проанализировав разные аспекты концепции научного знания Карла Поппера, мы видим, что существование в условиях открытого общества предполагает не поиск положительных оснований (так как они ведут к ограничению свободы, хотя в действительности их не существует), а на решение проблемы поиска предпочтений в конкретных ситуациях. Безусловно, социальная методология теоретика "открытого общества" не
абсолютна. В частности, она с трудом воспринимает значение "традиций",
вообще исторического наследия. Впрочем, машина, предназначенная для
обработки дерева, не всегда способна обработать металл. Логический метод Диалектика развития познания, однако, такова, что наука вообще будет стремиться к тому, чтобы по возможности ограничить использование этого метода, так как он в смысле прилагаемых усилий чаще всего бывает чрезвычайно расточительным. Дальнейшее развитие научной методологии идёт, в частности, по пути отыскания новых приёмов и правил дальнейшего ограничения действия (применения) этого метода. Но для Поппера в методе проб и ошибок, стихийном и максимально свободном от всякой методичности, наоборот, сконцентрирован главный смысл познающей деятельности, которая не имеет будто бы ничего общего с проникновением в сущность познаваемых объектов и разрывает всю свою собственную историю на ряд взаимообособленных несоизмеримых и непереводимых друг для друга этапов, из которых более поздние отнюдь не «ближе» к сущности, чем им предшествующие. Список использованной литературы
-----------------------
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |