рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Марксизм, основные положения

Марксизм, основные положения

МПГУ

Реферат на тему: «Марксизм, основные положения»

Москва, 2000г.

В реферате автор исходил из той точки зрения, что материал будет

использоваться при подготовке типичного урока по теме «история

обществознания», в частности в отношении марксистского учения об обществе.

Также следует учитывать, что текст составлен из расчета естественной

нехватки времени у преподавателя. И поэтому он представляет собой, по

сути, описание основы, квинтэссенции марксистского учения об обществе.

Важно также отметить, что содержание реферата не имеет какой-либо

идеологической направленности, при этом речь о слабых сторонах марксизма

также здесь не ведется. Лишь отдельной главкой помещены тезисы, исходя из

которых можно критиковать марксистскую концепцию общества. Это позволяет

учителю направить беседу к проблемному изучению.

Биографическая справка.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из

девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших

в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.

В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на

отделении права Боннского университета, ас 1836 по 1841 г. изучал право,

философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по

завершении которого в1841г. получил степень доктора на философском

факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог

сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания

университета, с головой уходит в деятельность многочисленных

коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс

воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых

крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал

революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных

проблем. Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое

материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное

оружие." или -"Оружие критики не может заменить конечно критики оружием,

материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д. т.е

еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской

войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как

справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1го

тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов

теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале".

Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать О.Хаксли :" Философия

есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь

инстинктивно."

Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного направления,

что и привлекло пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не

пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для

него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883

находит убежище в Лондоне.

В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и

“Капитал”, который рассматривал как труд всей своей жизни . Что касается

финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма

непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится

сотрудником газеты “Нью-Йорк дейли трибюн”, но из-за финансовых трудностей

на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой

ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения

экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается

подготовить работу “К критике политической экономии”, и при содействии Ф.

Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г.

она была опубликована.

1. Материальное производство:понятие и основные элемент

Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и

уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в

том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное

воспроизводство человека как общественного существа. Общественное

производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет

свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого

человека, и материальное производство. Материальное производство - это

основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно

в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное

условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить

историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой

все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в

конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это

производство материальных благ. Причем процесс производства материальных

благ всегда носит общественный характер: производство обособленного

индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих

людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного

характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются

коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего

образа жизни людей.

Что же являет собой собственно материальное производство?

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к

существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым

минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд

человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что

природа дает ему в готовом виде. "Непосредственного материала, которого не

приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать,

так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд

добывают для человека средства удовлетворения его потребностей"( Гегель.

Соч. М.-Л., 1934, т. 7. с. 222.). Соединяя свой труд с тем, что дано

природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом

процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального

производства. Следовательно, материальное производство есть процесс

трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств

осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ,

направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Потребности и интересы Деятельность людей, в какой бы сфере жизни

общества она ни протекала, направляется определенными потребностями

материального производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом

его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние

организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом,

выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее

побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной

активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности,

нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию

состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования

и развития.

Однако для осуществления деятельности недостаточно одного только наличия

потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо

никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее

достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность

принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже

существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в

устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво

направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-

ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения

потребности, достижения цели.

Поскольку субъектом общественно-исторической деятельности являются

индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп,

партий, классов и т. д.), постольку их деятельность всегда основывается на

иерархии интересов - от личностно-индивидуальных до самых широких

общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности

и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или

любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива,

ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и

общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее

сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком

общественных систем является их способность целенаправленно формировать и

мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов

свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и

т. д.). Характер интересов - объективный, чрезвычайно тонкий показатель

состояния общественной системы, ее здоровья.

Потребности и интересы - как личные, так и общественные - имеют сложную

исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных

и кончая наиболее утонченными духовными - познавательными, нравственными,

эстетическими и т. п. Общественные потребности и интересы составляют своего

рода пружину социального механизма:

они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и

общества в целом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль

принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие

экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного

развития, поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от

совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также

от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными.

Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является

повышение материальной и моральной заинтересованности (иными словами,

мобилизация интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела.

Ведь там, где нет заинтересованности, не может быть и настоящего дела.

Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными, так

и функциональными, когда они выражают направленность субъекта либо на

конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные

потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса,

так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической,

нравственной и творчески-интеллектуальной сторон самого процесса труда.

Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от

этого страдает и результат - качество продукта. Таким образом, ясно, что

функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно

переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не

безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им

рубежи. Не безразличен он и каждому труженику, заинтересованному в конечных

результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес

направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне

принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных

вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.

Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и

возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в

том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а

также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития

производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и

личных потребностей и интересов - существенное условие правильного выбора

направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и

культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес

развития производительных сил, увеличения производительности труда и

совершенствования всей системы производственных отношений, что составляет

решающий критерий исторического прогресса человечества, а также

совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения

его духовно-творческих потенций.

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и

производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства,

выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент

производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса

производства необходим исходный материал, или предмет труда, который

подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и

металлы и т. п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его

преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия

труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир

и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность

орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как

следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также

соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиями

труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда

образует средства производства. Система средств производства, в первую

очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую

базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть

производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или

овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в

процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то

есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства

выделяются два вида труда - живой и овеществленный.

Не менее важным элементом структуры производительных сил является

производственная технология. Решение технологических задач во многом

определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда,

развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в

производство, уровень научной организации труда и т. д. Сложность

современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной

организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное

использование средств производства, управление и планирование. Наука все

больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной

производительной силой, а производство - технологическим применением науки.

При современном уровне развития техники повышение квалификации работников

возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний.

При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических

знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях.

Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный,

интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного

производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда

предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет

говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени,

воплощенной в различных художественных, эстетических, этических,

философских ценностях его бытия.

Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы

организации и управления производством не должны заслонять от нас главного

- человека. Человек - не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее

начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт

всемирной истории человечества. Производство не является самоцелью развития

общества, а служит в конечном счете

лишь средством развития его главной ценности - человека. Именно в трудовом

процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и

самоутверждение человека как высшей ценности.

Итак. производительные силы, - это люди (человеческий фактор), впитавшие в

себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие

производственными навыками к труду и осуществляющие производство

материальных благ; созданные обществом средства производства, а также

организация труда, технология производства, техники и достижения науки.

Показателем уровня развития производительных сил общества является

производительность труда, измеряемая не только количеством продукции,

создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более - развитием

и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит

удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.

3. Производственные отношения: сущность и структура

Понятие производственных отношений.

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют

сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему; эта

система и образует собою то, что называют производственными отношениями.

Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть форму

собственности ^основу производственных отношений), и связи между людьми в

процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения

людей, обусловленные их производственной специализацией, то есть выражающие

разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения -

управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди,

вплоть до, казалось бы, отдаленной от непосредственного процесса

производства сферы быта. а.

В современном производстве, в котором все большую роль играет система

управления, немалое значение приобретают производственные отношения,

складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их

способностей, опыта. интересов и нужд самого производства, кадровая

политика в целом. Таким образом, система производственных отношений

чрезвычайно обширна - от индивидуальных отношений отдельных производителей

до основополагающего отношения к средствам производства, определяющего

сущность данного общественного строя.

Охарактеризовав в общем систему производственных отношений, выделим ее

основные элементы. Главным из них - важнейшей стороной производственных

отношений - являются экономические отношения, основу которых составляют

отношения к средствам производства: последние всегда представляют чью-то

собственность, вокруг которой и завязывается весь узел отношений людей друг

к другу. Если средства производства принадлежат трудящимся, образуя

общественную собственность, как, например, при социализме, то

производственные отношения приобретают характер сотрудничества и

взаимопомощи людей. Если же в обществе господствует частная собственность

на средства производства, то здесь складываются отношения господства и

подчинения (рабство, крепостничество, наемный труд) и общество при этом

распадается на антагонистические классы. Эти отношения оказывают

непосредственное влияние на распределение производимых благ. Так, в родовом

обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило

уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ

(по удельному весу) принадлежит господствующим классам.

Экономические отношения (производство, обмен, распределение и потребление),

образуя ядро производственных отношений, формируют содержание других

социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий

фактор общества.

Производственные отношения складываются объективно, то есть независимо от

сознания и воли людей, и во всей своей целостности придают всем

общественным отношениям и самому обществу исторически определенное

социальное качество. Таким образом, производственные отношения выступают в

качестве объективного критерия для определения различных конкретно-

исторических типов общества (общественно-экономических формаций), ибо

именно с помощью категории производственных отношений можно фиксировать

общее, повторяющееся, закономерное в истории разных стран и народов. Это и

делает возможным познание законов исторического развития общества.

В системе хозяйственно-трудовых производственных отношений реализуются

отношения между работниками в самом трудовом процессе, то есть их отношения

друг к другу и к своей работе, связанные с требованиями организации и

управления производством и его технического обеспечения. Сюда входят

отношения между рабочими разных специальностей, организаторами и

исполнителями в рамках одного производства. Сюда же входят и отношения

между предприятиями: межведомственные, межотраслевые, межрегиональные

отношения. Находясь как бы на поверхности производственных отношений, они

являются непосредственным выражением основного экономического отношения -

отношения собственности. Совершенствование последнего зависит от

налаженного функционирования и совершенствования хозяйственно-экономических

отношений в структуре производства. Преломляясь же на личностном уровне,

они входят в наиболее тесную связь с социально-бытовыми отношениями людей,

более непосредственно определяя характер межличностного общения и

взаимоотношения людей на производстве и в других сферах жизни,

обусловливая, таким образом, социально-психологическое, нравственно-

мировоззренческое состояние членов общества.

Производственные отношения, определяя все другие социальные отношения

людей, сами находятся под их влиянием. Поэтому совершенствование

производственных отношений должно идти и по социальной линии, а не только

по экономической. Так, отношение распределения - это не только

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.