рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Марксизм, основные положения

экономическое, но и глубоко социальное отношение людей.

Без достижения социальной справедливости в распределительных отношениях

невозможно совершенствование и экономической стороны производственных

отношений, а следовательно, и совершенствование всего общества. Нарушения в

системе хозяйственно-экономического механизма порождают столь глубокие

негативные явления во всех сферах, которые, если их вовремя не обнаружить и

не устранить, могут приобрести устойчивый и необратимый характер. Вся

цепочка негативных последствий, возникших в свое время на базе нарушения

принципа распределения по труду, дала картину малоутешительную. В практике

нередко имела место выплата необоснованных премий, разного рода

дополнительных поощрений, что вело к росту иждивенческих настроений, к

укоренению в сознании психологии "уравниловки". Нарушение органической

связи между мерой труда и мерой потребления деформирует отношение к труду,

сдерживая рост его производительности, ведет к искажению принципа

социальной справедливости, что сказывается и на духовном настрое общества.

Неизбежное следствие этого - проявления бездуховности и скептицизма,

снижение роли моральных стимулов труда. Показателем падения социальных

нравов стали рост пьянства, распространение наркомании, увеличение

преступности. В обществе в целом снижались требовательность, дисциплина,

ответственность.

Совершенствование распределительных отношений осуществляется на основе все

более полной реализации принципа "от каждого - по способностям, каждому -

по труду", который является выражением социальной справедливости

социалистического общества. В наши дни реализация этого принципа

осуществляется, в частности, путем совершенствования механизма заработной

платы, учитывающего не только количество, но, главное, качество труда, его

условия и результаты, стимулирующего рост квалификации работников, а также

рациональное использование и экономию сырья и энергоресурсов. Но это

предполагает, что каждый человек должен занимать в сфере производства

соответствующее его способностям и интересам место, что является выражением

полного осуществления первой части принципа "от каждого - по способностям,

каждому - по труду".

Социалистические производственные отношения характеризуются наличием двух

основных форм собственности - государственной и кооперативной. Эти

производственные отношения отличаются от всех предшествующих тем, что

возникают, формируются и совершенствуются в результате сознательной,

целенаправленной деятельности людей. Поэтому но мере совершенствования

нашего общества, усложнения решаемых им задач роль человеческого фактора

неуклонно возрастает. Говоря о производственных отношениях, нельзя забывать

о личности:

именно в ней и концентрируется, воплощается диалектика производительных сил

и производственных отношений. Ведь человек - это главная производительная

сила. так можно ли забывать, что он вместе с тем и личность и что любые

общественные отношения (и в том числе экономические как определяющие)

интегрируются и выражаются в конкретных действиях конкретных людей.

Производственные отношения - это сама история в личностном ее выражении.

Человек - главная фигура не только производительных сил, но и

производственных отношений. Отсюда должно быть ясно, что формы отношений, в

которых находится человек, не могут не влиять (положительно или

отрицательно) и на состояние производительных сил. Поэтому нельзя изучать

действие тех или иных социальных механизмов сугубо абстрактно, игнорируя

область конкретно-личностного. В нашем обществе на современном этапе его

развития на передний план выдвигается задача совершенствования именно

человеческого, социально-психологического фактора, являющегося теперь во

многом определяющим в развитии материального производства в условиях научно-

технического прогресса и связанного со стратегическим курсом на ускорение

социально-экономического развития.

Диалектика производительных сил и производственных отношений

Существуя и развиваясь в неразрывном единстве, производительные силы и

про-изводственпые отношения образуют сложную структуру материального

производства, исторически конкретный способ производства. Он развивается в

силу внутренне присущей ему диалектики - диалектики формы и содержания.

Развитие производства происходит прежде всего в системе производительных

сил. Они - наиболее подвижный элемент в материальном производстве. Их

развитие связано в первую очередь с совершенствованием орудий труда, с

прогрессом техники. В этом процессе, естественно, развивается и сам

человек, совершенствуются его потребности как побудительная причина

развития самого производства; растет производственный опыт людей,

повышается их квалификация, становится все более дифференцированным

профессиональное разделение труда, расширяется и углубляется специализация.

Эти изменения в структуре производительных сил влекут за собой и изменения

отношений людей в процессе производства - производственных отношений.

Следовательно, прогресс производительных сил детерминирует и развитие

производственных отношений в направлении соответствия последних характеру и

уровню развития производительных сил: каково содержание производительных

сил, такова и форма их существования. Так, появление капиталистических

производительных сил в недрах феодализма (возникновение крупного машинного

производства) вызвало к жизни именно капиталистические производственные

отношения. Но производственные отношения - это не пассивный элемент в

системе материального производства: если они соответствуют характеру и

уровню развития производительных сил, то они ускоряют процесс их развития,

в противном же случае тормозят его. В этом проявляется активная роль

производственных отношений в их воздействии на производительные силы. Таким

образом, соответствие производственных отношений характеру и уровню

развития производительных сил - основной принцип развития материального

производства. Но это развитие, как и всякое развитие,- процесс

противоречивый, поэтому производственные отношения не могут постоянно

соответствовать развивающимся производительным силам. Процесс развития

материального производства совершается таким образом, что достигнутое

соответствие благодаря опережающему развитию производительных сил на

определенном этапе нарушается; между ними вновь образуется противоречие,

которое все более углубляется, требуя своего разрешения в форме социальной

революции.

Этот закон действует в процессе движения человеческого общества от одной

формации к другой. Он действует и в рамках одной общественно-экономической

формации, одного способа производства, но здесь его действие определенным

образом модифицируется в зависимости от состояния разных элементов как в

системе производительных сил, так и в системе производственных отношений.

Если социальная форма производственных отношений в целом соответствует

уровню развития производительных сил, то отдельные элементы, ее

составляющие, могут ему не соответствовать. К таковым относится, например,

хозяйственно-экономический механизм. Это противоречие не является

антагонистическим, не ведет к необходимости социальной революции, но

требует для своего разрешения сознательной перестройки, связанной с

определенными реформами, качественным изменением тех или иных элементов,

вызывающих дисгармонию в развитии общественного производства и общества в

целом. Внутриформационное действие принципа соответствия производственных

отношений характеру и уровню развития производительных сил должно

осуществляться таким образом, чтобы предоставлять простор развитию

последних. Производственные отношения, следовательно, должны быть

максимально гибкими, подвижными, чутко реагирующими на темны и качество

роста производительных сил. В этом заключается реальная диалектика

производительных сил и производственных отношений.

В силу этой диалектики и нынешний этап общего кризиса капитализма не несет

с собой абсолютного застоя, "не исключает возможностей роста его экономики,

освоения новых научно-технических направлений. Он "допускает" удержание

конкретных экономических, военных, политических, иных позиций, а на каких-

то участках - даже возможность социального реванша..." ' Капитализму

удается сохранять свои позиции за счет изменения удельного веса в системе

экономики различных модификаций форм собственности (например, увеличения

или уменьшения доли государственной собственности, появления смешанной

государственно-монополистической собственности), дальнейшей

интернационализации производства и капитала; за счет перестройки структуры

экономики и хозяйственного механизма удается создавать пока еще немалые

возможности для развития экономики, в том числе на базе использования

достижений науки и техники.

Требования внутриформационного действия этого принципа, являющегося

источником общественного развития, сохраняют свою силу и в условиях

социализма, где в целом между производственными отношениями и

производительными силами существует соответствие. Однако оно не реализуется

автоматически. Между ними возможно возникновение противоречий, которые

могут приобретать порой остро ощутимые формы, особенно в условиях ускорения

научно-технического прогресса, что отрицательно сказывается на развитии в

первую очередь самого производства, но не в последнюю и на всей социальной

жизни общества, внося дисгармонию и в общественную идеологию, в психологию

людей, расшатывая нравственные устои общества. Диалектика производительных

сил и производственных отношений требует устранения данных противоречий. С

этой целью необходимы своевременное выявление конкретных элементов в

структуре производственных отношений и их хозяйственно-экономическая

перестройка, приведение в соответствие как с уровнем науки и техники, так и

с возрастающими потребностями людей. Выявилось, например, искажение

социалистических производственных отношений в сфере оплаты труда, которое

оказывает не только тормозящее влияние на развитие производства, но и

порождает деформации в трудовом коллективе, создает нездоровые ситуации во

взаимоотношениях

' Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. с. 13.

людей. К таким же противоречиям относятся и недостатки в системе

ценообразования, а также материального стимулирования. Теперь уже стало

очевидным, что "предубеждения относительно роли товарно-денежных отношений

и действия закона стоимости, а нередко и прямое их противопоставление

социализму как чего-то чужеродного приводили к волюнтаристским подходам в

экономике, к недооценке хозрасчета, "уравниловке" в оплате труда, порождали

субъективистские начала в ценообразовании, нарушения денежного обращения,

невнимание к вопросам регулирования спроса и предложения" (Материалы

Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 года. М., 1987, с.

10.). Но в основе нарушения указанных принципов лежало еще более глубокое

противоречие в самом ядре производственных отношений - формах

собственности. Если позволено будет так выразиться, был утрачен субъект

собственности, чувство хозяина. Произошло серьезное ослабление контроля за

тем, кто и как распоряжается ею. Она стала как бы "ничейной", лишенной

реального хозяина. Это особенно пагубно сказалось на кооперативной

собственности, которая изображалась как бесперспективная. Все это имело

самые серьезные последствия в аграрной и социальной политике. "Не обошлось

и без серьезных заблуждений во взглядах на личное подсобное хозяйство и

индивидуальную трудовую деятельность, что также нанесло немалый

экономический и социальный ущерб" (Там же, с. 9.). Устранение возникающих

противоречий связано, как правило, с совершенствованием форм

производственных отношений социализма, созданием адекватной сути социализма

организации общественного труда. Везусловно, преобразования, связанные с

достижением гармонизации производительных сил и производственных отношений,

необходимая в связи с этим перестройка затрагивают не только экономическую,

но и все иные сферы общественной жизни - социальную, политическую,

идеологию, науку и культуру, всю область человеческого мышления,

психологии, сознания.

4. Общественно-экономическая формация

Понятие общественно-экономической формации. Базис и надстройка

В противоположность умозрительным суждениям философов прошлого об обществе

вообще Маркс выдвинул категорию общественно-экономической формации, то

есть общества, находящегося "на определенной ступени исторического

развития, общества с своеобразным отличительным характером» (Маркс К..

Энгельс Ф. Соч.. т. 6, с. 442. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч.. т. 1. с.

149. Здесь нужно иметь в виду, что концепция формаций не была выдвинута

собственно Марксом, но в более поздней марксистской и псевдомарксистской

мысли, многое для этого сделал В.И. Ленин. ). Первобытнообщинное,

рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества

— вот классическая формационная «лестница» человеческой истории в ее

прогрессирующем развитии. Качественно определенный, исторически конкретный

тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон — способа

производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства

духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни людей, и

есть общественно-экономическая формация.

Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде всего

категориями «базис» и «надстройка». которые призваны объяснить, каким

образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни

— политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь

воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-

философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью

конкретизации материалистического понимания структуры общества,

установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя

значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея

материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные

отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют

собой лишь надстройку над первыми...» 2. Базис — это совокупность

производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества,

определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же

говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических

отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство,

политические партии, профессиональные союзы и иные общественные

организации), свойственных данному обществу.

Ясно, что данные категории не исчерпывают всего многообразия явлений

общественной жизни; такой, например, феномен. как наука (а также некоторые

иные духовные явления). нельзя рассматривать как порождение той или иной

экономической структуры общества, обозначаемой категорией базиса. Было бы

весьма грубым упрощением включать науку в систему идеологической надстройки

той или иной общественно-экономической формации, хотя. безусловно, и

экономические, и идеологические отношения оказывают влияние на ее

мировоззренческое содержание, на направление развития тех или

иных областей знания (и прежде всего на обществознание).

Подобное утверждение о детерминации духовных явлений, форм общественного

сознания непосредственно экономической структурой общества было бы

вульгаризацией материалистического понимания истории, как это свойственно

«экономическому материализму». Суть его заключается в сведении всего

богатства диалектики общественного развития к действию исключительно

«экономического фактора», который признается «субъектом» истории, а люди

оказываются лишь продуктом производственных отношений, всего-навсего одним

из элементов наряду с другими элементами в структуре производительных сил.

Тем самым человек лишается духовного, активно-творческого начала. Из

совокупности производительных сил и производственных отношений

«экономический материализм» схематически выводит все другие явления

общественной жизни, лишая их собственной активной роли. Идеи

«экономического материализма», распространенные на область духовной жизни

общества — исторического познания, культуры, искусства, выступают в форме

вульгарного социологизма, суть которого выражается в одностороннем и ложном

истолковании положения о зависимости сознания от общественного бытия и

классовых интересов. Так, в любом великом художественном произведении

прошлого представители вульгарного социологизма видели непосредственное

проявление классовой борьбы.

Категории базиса и надстройки применяются с целью обоснования прежде

всего того положения исторического материализма, что главным

детерминирующим фактором в жизни общества является общественная практика, а

в ее структуре главной формой — материально-производственная деятельность

людей и складывающиеся в этом процессе экономические отношения между ними.

Разъясняя эту мысль. Ф. Энгельс писал: «...согласно материалистическому

пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном

счете является производстве и воспроизводство действительной жизни. Ни я,

ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это

положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно

определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не

говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.

37, с. 394.).

Как уже отмечалось, в надстройку включаются не все явления духовной жизни

общества, а прежде всего официальная идеология, выраженная и закрепленная

соответственными законодательно-правовыми актами и учреждениями. Ее

основная функция - функция охраны существующего политического строя,

выражающего интересы господствующих классов в их отношении к собственности.

Вот почему коренное изменение надстройки происходит лишь тогда, когда один

общественный строй заменяется другим в ходе социальной революции. Старая

идеология сменяется новой, и, естественно, создается новая система

политических и правовых учреждений, соответствующая новому базису. Вся

история развития и смены общественно-экономических формаций является

убедительным доказательством верности положения об определяющей роли базиса

по отношению к надстройке. Но надстроечные элементы нс являются простым

отражением основных экономических факторов. Как свидетельствует опыт

истории, идеи и учреждения того или иного общества, возникнув под влиянием

определенного базиса, обретают относительную самостоятельность и играют

активную роль в развитии общества. Проявлением этого выступает их

определенная преемственность: наследование элементов старых надстроечных

образований новым обществом. При этом наследуются те элементы, которые

могут служить охране и защите интересов новых господствующих классов.

Активная роль надстройки проявляется также в том, что в ней наличествуют и

элементы, выполняющие не только охранительные, но и разрушительные функции,

способствующие рождению нового базиса.

В отличие от категорий "базиса" и "надстройки", фиксирующих внимание на

выделении главного, определяющего звена в общественном развитии, категория

общественно-экономической формации методологически значима тем, что

позволяет рассматривать общественный организм хоть и схематично, но во

взаимосвязи всех своих элементов в их самоценности:

экономики, политики, науки и искусства, которые в один и тот же период не

находятся, и, строго говоря, даже никогда не находятся в точках равной

высоты на соответствующих кривых исторической траектории. Именно в

ориентации на качественную определенность развития общества категория

общественно-экономической формации и требует учета каждой составной части

целого, поскольку забвение хотя бы одной из них не может дать его верной

картины.

С одной стороны, эта категория дает объективный критерий для отграничения

одной ступени общественного развития от другой, для выделения общего,

повторяющегося в истории разных народов, находящихся на одной ступени

общественного развития, то есть для вычленения конкретно-исторических типов

и форм способов производства, а также жизни общества в целом. С другой

стороны, она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках

объективной тенденции его прогрессивного исторического развития. Таким

образом, она призвана показать динамику человеческой истории, представить

исторический процесс развернутым во времени. Данная категория вместе с

другими категориями социальной философии. в частности базиса и надстройки,

выступает как познавательно-мировоззренческий принцип, конкретизирующий

материалистическое понимание истории - концепцию, рассматривающую и

функционирование общества на данной ступени его развития. и сам процесс его

стадиального развития в общем ходе исторического движения.

Исторические явления индивидуальны и неповторимы. Каждое общество имеет

свой особый "колорит". Оно создает неповторимую духовную атмосферу, в

которой живет и дышит, особый климат, в котором вырастают и развиваются

материальные и идеологические отношения определенного типа, ту печать

своеобразия, которая отличает политическую жизнь, правовое и нравственное

сознание, мир искусства и науки,- словом, все то, что в совокупности и

представляет собой так называемый дух эпохи. Нет ни одного общества,

которое бы в точности, во всех деталях повторяло другое. В силу такого

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.