рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Материализм Древней Греции

Материализм Древней Греции

Оглавление

Оглавление 1

Введение в эпоху 2

Биографические данные 2

Учитель Демокрита. 3

Первые слушатели. 3

Протагор и Диагор. 3

Демокрит в Афинах 4

Старость и смерть 5

Наследие Демокрита 6

Учение Демокрита. Атомистическая картина мира 6

Атомы и пустота 6

Космогония и космология. 9

Развитие живой природы 12

Вопросы биологии и психологии. 14

Учение о познании. 14

Теория познания и логика 17

Место Демокрита в истории философии. 19

Список использованной литературы. Ошибка! Закладка не определена.

Введение в эпоху

Материализм древней Греции получил своё классическое выражение в

философской системе Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист античности,

создавал свою систему взглядов в иное время, нежели милетские философы,

Гераклит и элеаты.

V век до н.э. – это век дальнейшего упрочнения и расцвета античной

рабовладельческой демократии. В большинстве греческих городов – государств,

таких, как Афины, Агригент, Милет, Эфес, усилились экономически и

политически новые слои рабовладельцев, связанных с развитием ремёсел,

торговли и боровшихся против власти старой рабовладельческо-земледельческой

знати. Это была эпоха внутреннего расцвета греческих государств. Не только

политическая, но и научная жизнь била ключом в греческих городах –

государствах (полисах). К этому времени уже появились величайшие писатели

античности – Эсхил, Софокл, Еврипид. В тоже время появляются творцы

классической греческой скульптуры – Фидий и Поликлет.

Рост влияния новых городов, продолжавшееся оживление общественной

жизни в греческих государствах принесли с собой дальнейший расцвет античной

науки и материалистической философии.

Биографические данные

Все биографические данные о Демокрите сильно разнятся. По словам

Диогена Лаэрцкого, он родился в 460-457 гг. до нашей эры. По словам

Фрасила, в 470 году. Также разнятся и сроки его жизни – одни говорят, что

90 лет, некоторые 85, иные 104, другие 109. Родился Демокрит в городе

Абдеры. По одним данным: он был сыном Гегестрата, по другим – Афинокрита.

По словам исследователей, он выбрал меньшую часть отцовского наследства (в

основном состоящую из денег) и отправился в путешествие.

Демокрит много и долго путешествовал. По его собственным словам: «… Я

объездил больше: чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим

образом исследуя её, я видел больше, чем все другие, мужей и земель и

беседовал с наибольшим числом ученых людей. И никто не обличил меня в

ошибках при складывании линий, сопровождающихся доказательством… Я провел

на чужбине около 8 лет». Демокрит был в Египте, Персии, Вавилоне, Индии.

Помимо стран востока, Демокрит путешествовал в Афины, при этом он старался

остаться неузнанным. Валерий Максим пишет: «В Афинах он провел много лет,

используя каждую минуту для того, чтобы научится мудрости и упражняться в

ней». После продолжительных странствий, Демокрит вернулся в Абдеры.

Путешествия Демокрита и его личные связи с философами и выдающимися учеными

ряда стран в известной мере способствовали возникновению такой совершенной

по тому времени материалистической системы, какой являлось учение

Демокрита.

В Абдерах существовал закон, согласно которому, каждый гражданин

должен был преумножить имущество, доставшееся ему в наследство, а если

гражданин нарушал этот закон, то такого гражданина изгоняли. Демокрит же во

время путешествия истратил все свое наследство и таким образом подлежал

изгнанию. По словам Антисфена, Демокрит, чтобы избежать наказания, читает

на суде своё самое значимое произведение – «Большой мирострой». Оно было

оценено в такую же сумму, что и наследство Демокрита, а по некоторым

источникам и в пять раз большую – 500 талантов. Демокрита почтили медными

статуями, за его деятельность в дальнейшем, за полезные советы городу ему

дали почетное прозвище «Мудрость». Неизвестно точно, в какое время, но

возможно, когда родина оказалась в опасности, его сделали архонтом, и за

свои заслуги он получил прозвище «Патриот». Демокрит был похоронен в родном

городе за государственный счет. Об уважении к Демокриту его сограждан,

свидетельствует древняя Абдерская монета с гербом города и надписью «При

Демокрите». Демокрит был известен в античности как большой знаток

политической истории Греции. Он говорил, что «политика есть величайшее

искусство. Выгодно изучать её и посвящать себя политической деятельности,

которая даёт жизни человека величие и блеск». Демокрит считал, что от

высшей мудрости человек имеет три результата: он должен и может хорошо

мыслить, он должен хорошо говорить, и он должен хорошо делать. Хорошо

делать, с точки зрения Демокрита, это значит придерживаться «золотой

середины»: не вдаваться в крайности ни в накоплении богатств, ни в

политических воззрениях.

Учитель Демокрита.

С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью

Демокрит изучал эллинскую философию. Если его естественно - научные

воззрения формировались под влиянием ионийцев, то первое же произведение в

списке его «моральных» сочинений носит заглавие «Пифагор». Однако решающее

влияние на формирование взглядов Демокрита оказал философ Левкипп. Демокрит

стал его верным учеником, воспринял от него и дальше развил атомистическую

систему.

Личность Левкиппа таинственна и спорна - о нем осталось крайне мало

свидетельств, а Эпикур, прямой продолжатель атомистики, заявлял, по

свидетельству Диогена Лаэрция, что философа Левкиппа не существовало. По

этому поводу в конце 19 и первой половине 20 века среди классических

филологов и историков философии разгорелся спор. В «Левкипповом вопросе»

ученые разделились на противников и сторонников факта существования

Левкиппа. В настоящее время большинство исследователей полностью признало

его реальность. Как известно, самым серьезным источником по истории

греческой философии являются сочинения Аристотеля. Он и его ближайший

ученик Феофраст были авторами книг о Демокрите, которые, к сожалению, не

сохранились. Аристотель пишет об учении Левкиппа – Демокрита как о едином

учении, но это не относится ни к началу философского пути Левкиппа и не к

конкретным областям науки, где Левкиппа продолжил и опередил ученик,

затмивший славой учителя.

Первые слушатели.

Протагор и Диагор.

Ряд авторов сообщают, что товарищем юности и первым слушателем

Демокрита был Протагор. В молодости Протагор не учился, а работал

носильщиком корзин и дров, что, по свидетельству Гелия, привело к

знакомству с Демокритом: «… случайно Демокрит… выйдя за черту города,

увидел Протагора, когда тот легко и проворно шагал с тяжелым и неудобным

грузом. Демокрит подошел к нему поближе, рассмотрел расположение и

соединение поленьев, сделанное искусно и опытной рукой, и попросил … чтобы

Протагор распустил вязанку и снова сложил её таким образом». Эта просьба

была выполнена. Демокрит пришел в восхищение от ловкости и остроумия этого

необразованного человека. Демокрит тотчас повел Протагора, взял его к

себе, назначил ему содержание и научил его философии, и сделал его таким,

каким он был впоследствии». Скорее всего, это легенда. Во-первых, потому,

что Протагор был лет на 10-11 старше Демокрита. Во-вторых, Протагор не мог

быть «необразованным». И все же это не совсем вымысел. Многие источники

указывают на Протагора как на ученика и слушателя Демокрита, а о его

бедности говорит тот факт, что он, в конце концов, обратился к платному

преподаванию; этим он положил начало деятельности софистов –

профессиональных учителей Греции. То, что Протагор много заимствовал у

Демокрита, сомнений не вызывает. В дальнейшем пути Протагора и Демокрита

разошлись. В то время, когда Демокрит путешествовал по Востоку, накапливая

всё новые знания, Протагор уже преподавал. В рассказах о Демокрите и его

слушателях обращает на себя внимание одна повторяющая деталь, которая не

может быть случайной: Демокрит с уважением относился к физическому труду.

Он считал вполне допустимым, что бедняк или бывший раб может стать

выдающимся философом, и даже активно этому содействовал. Об этом говорит не

только легенда о встрече с Протагором, но и другие источники. Итак, для

Демокрита характерны: уважение к труду, сочувствие к угнетенным, оценка

людей по их способностям, а не по происхождению и положению.

Обращает на себя внимание один факт: слушатели Демокрита – атеисты или

же становятся ими. Протагор за скептическое отношение к богам был

приговорён к смерти и погиб, убегая от приговора. Как самый решительный

атеист прослыл в Греции и Диагор. Афиняне заочно осудили Диагора на смерть

за насмешки над культом и разглашение мистерий и даже объявили награду за

его голову. Если Демокрит был учителем Диагора, то их взгляды совпадали.

Материалистическое учение Демокрита, так же как и несколько раньше учение

Анаксагора из Клазомен в Ионии, было атеистично.

Демокрит в Афинах

Точных данных, о том, когда именно Демокрит посетил Афины, нет. Скорее

всего, это было либо в начале, либо накануне Пелопонесской войны. Согласно

некоторым источникам, он пробыл в Афинах долго. Все рассказы об этом

путешествии Демокрита подчеркивают его скромность и стремление учиться у

других, «используя каждую минуту для того, чтобы научиться мудрости и

упражняться в ней». Диоген Лаэрций также передаёт разные версии древних

историков о том был Демокрит в Афинах или нет. Во всех этих свидетельствах

подчеркивается пренебрежение Демокрита известностью. Есть свидетельство о

том, что Демокрит «знал и Сократа, но Сократ не знал его». Именно в это

время был написан «Малый мирострой», одно из главных произведений

Демокрита, в котором он писал о человеческом обществе, в частности о

возникновении государства. Согласно различным сообщениям, отношения

Демокрита с маститым стариком Анаксагором были холодными. Но в целом ряде

вопросов мнения этих двух великих материалистов античности совпадали. В

частности, общими были те их взгляды, за которые Анаксагор был осужден

афинским судом как богохульник и еле избежал наказания. Возможно, именно

поэтому Демокрит старался быть в Афинах незаметным. И все же именно в

Афинах Демокрит нашел горячих последователей в молодом поколении. Младший

софист Антифонт, «античный анархист», как назвал его один из

исследователей, низвергал в своих произведениях многие рабовладельческого

полиса.

Когда Демокрит вернулся на родину, его взгляды и здесь нашли много

последователей. Целая плеяда «демокритовцев», непосредственных или

отдалённых продолжателей великого философа и ученого упоминается в

различных источниках. Это и философы из Абдер – Анаксарх, Гекатей

Абдерский, Бион и из других городов – Несса и Метродор из Хиоса, Апполодор

Кизикенский, Диотим Тирский и Навсифан Теосский, учитель Эпикура.

Перечисленные последователи Демокрита обычно развивали только отдельные

стороны его учения, в целом же, как правило, их взгляды далеко не совпадали

с учением Демокрита.

Старость и смерть

Демокрит, согласно ряду источников, был долгожителем и прожил больше ста

лет, не прекращая научных занятий, Среди легенд о нем рассказы о старости и

смерти Демокрита занимают особое место.

Под конец жизни Демокрит потерял зрение. Вокруг этого факта ходили

разные слухи, Многие говорили, что Демокрит сам, преднамеренно лишил себя

зрения, даже описывали, каким образом: он сконцентрировал в вогнутом медном

зеркале (щите) луч солнца и, направив его на свои глаза, выжег их. Сделал

же он это якобы с той целью, чтобы свет, чувственно воспринимаемый глазом,

не затмил остроты его ума. Некоторые исследователи считают, что если это и

вымысел, то очень правдоподобный, так как подчеркивает внутреннюю

противоречивость, присущую Демокриту и отличающую его от Эпикура: Демокрит,

отчаявшись в знаниях; лишает себя зрения.

Это, конечно, вымысел. Способ ослепления здесь фантастический, Плутарх

назвал эту историю ложью, Весь рассказ основан, видимо, на теории Демокрита

о ясном и темном познании, а также на его учении о зажигательных зеркалах.

Однако легенда характерна. Немудрено потерять зрение в 90 или больше лет,

тем более что теория цвета Демокрита заставляет думать о какой-то аномалии

его глаз. «Эмпирическому естествоиспытателю», пользовавшемуся опытом и

наблюдением, зрение было необходимо. Но, ослепнув, Демокрит мужественно

считал, что теперь он зато сможет полностью углубиться в исследование

умопостигаемой истины. Эту истину он считал глубоко сокрытой и часто

противоречащей чувственному восприятию. Это касалось и моральных истин. По

свидетельству Цицерона «Демокрит, потеряв зрение, не мог отличать белое от

черного, но хорошее и дурное, справедливое и несправедливое, благородное и

позорное, полезное и вредное, великое и малое различать он мог; не умея

различать цвета, он мог жить счастливо, а без правильной оценки вещей он не

мог». В поздних источниках мотивировки мнимого самоослепления Демокрита

меняются. Самая удивительная версия (вполне достойная христианского аскета)

высказана Тертуллианом: «Демокрит ослепил себя, так как не мог смотреть на

женщин без вожделения…». Это в глубокой старости?! Поистине вражда к

«безбожнику» и материалисту ослепляет без зажигательных стекол. Демокрит,

занятый наукой, не обращал внимания на женщин. Он даже считал, что философу

и мудрецу лучше не иметь своих детей. Но он не проповедовал аскетизма, и

среди предметов его научных изысканий были и вопросы эмбриологии.

Когда Демокрит почувствовал, что он уже совершенно немощен, он,

подобно Анаксагору, добровольно ушел из жизни.

Наследие Демокрита

По свидетельству древних, Демокрит написал два основных произведения:

«Большой мирострой» (Megas diakosmos) и «Малый мирострой» (Micros

diakosmos), а также свыше 50 трактатов, составленных Фрасиллом, и 9 книг

«Причин» (Aitiai). Часть исследователей приписывают авторство «Большого

миростроя» Левкиппу. Но ничто не мешает допустить, что такое же

произведение, развивающее и дополняющее взгляды Левкиппа, было и у

Демокрита: одинаковые заглавия сплошь и рядом встречаются у древних

философов. Остальные произведения демокритовского «корпуса» (свода

сочинений) энциклопедически охватывают все известные в античности области

философского и научного знания. Это сочинения моральные, «физические»

(естественнонаучные), математические, географические, сочинения о музыке и,

наконец, «технические» (по медицине, сельскому хозяйству и военному делу).

Однако «ни для одного великого философа древности судьба его сочинений не

оказалась такой мачехой, как для Демокрита» -- его произведения погибли. Из

огромного литературного достояния философа остались фрагменты, цитируемые

древними авторами, свидетельства античных историков и философов, остались

изречения, сохраненные в различных сборниках, и, наконец, есть сведения о

некоторых взглядах и содержании работ Демокрита из сочинений тех авторов,

которые полемизировали с ним, иногда при этом до неузнаваемости искажая его

точку зрения. Впрочем, это касалось не только Демокрита, но и большинства

древнегреческих философов, близких к линии материализма.

Мнения древних мыслителей не исчезли. Их находят и восстанавливают.

Они живы, поскольку живы вопросы, по поводу которых недоумевали древние и

которые они по-своему решали. Проследим же за мыслью Демокрита из Абдер.

Учение Демокрита

Атомистическая картина мира

Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным

результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической

системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем

древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип

сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания

физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки

этического учения – всё это уже было заложено в философских системах,

предшествующих атомизму.

Однако предпосылками атомистического учения и его философскими

истоками были не только «готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в

свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как

ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося

противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью,

ярко выразившегося в «апориях» Зенона.

Атомы и пустота

Согласно Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ

(бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также

реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи,

их разъединение приводит к гибели и разрушению последних.

Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое

философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять

возникновение и изменение вещей. Правда у Демокрита бытие и небытие

сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности,

пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее

пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же

непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение

качества — это не только простое соединение и разъединение. Но на

современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то

время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — в

изменении количества междуатомной пустоты.

Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности.

Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой

бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения,

соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не

значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они

играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие.

Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать

бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате

разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют

новое целое. Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они

абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они

сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество

пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Кроме признаков элейского бытия атомы обладают свойствами

пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной

поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота,

как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака

истинного бытия — формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на

пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой

величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший через окно в

помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли, разума

может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и потому, что не

имеют обычных чувственных качеств – запаха, цвета, вкуса и т. п.

Сведение строения материи к элементарным и качественно однородным

физическим единицам, чем «стихии», «четыре корня» и отчасти даже «семена»

Анаксагора, имело в истории науки огромное значение.

Чем же, однако, различаются между собой атомы Демокрита?

Изучая свидетельства Феофраста, ученика Аристотеля, чьи комментарии

послужили первоисточником многих более поздних сообщений о философии

греческих досократиков, включая Демокрита, английский исследователь Мак

Диармид отметил определенное противоречие. В одних местах речь идет только

о различии форм атомов, в других — также о различии их порядка и положения.

Однако понять нетрудно: порядком и положением (поворотом) могут различаться

не единичные атомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном

теле. Такие группы атомов могут быть расположены вверх или вниз

(положение), а также в разном порядке (как буквы НА и АН), что и

видоизменяет тело, делает его другим. И хотя Демокрит не мог предугадать

законов современной биохимии, но именно из этой науки мы знаем, что,

действительно, несходство двух одинаковых по составу органических веществ,

например двух полисахаридов, зависит от порядка, в котором выстроены их

молекулы. Огромное разнообразие белковых веществ зависит преимущественно от

порядка расположения в их молекулах аминокислот, причем число возможных

комбинаций при их сочетаниях практически бесконечно. Фундаментальные

частицы материи, существования которых предполагал Демокрит, соединяли в

себе в некоторой мере свойства атома, молекулы, микрочастицы, химического

элемента и некоторых более сложных соединений.

Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела

тяжесть. Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес

атомов, которые в зависимости от размеров бывают тяжелее или легче. Так,

например, самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие

шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека.

С формой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах или

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.