рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы философских знаний

пробивается в руководители. Недостаток образованости быстро проявляется в

грубейших ошибках, отзывающихся на судьбах тысяч, а то и миллионов людей.

Можно сказать, чем выше должность, тем более отрицательным последствиям

приводит дефицит образованности у занимающего её человека.

Наконец, на рис. 1-б представлен специалист, который примерно в равной

степени уделяет внимание, как росту своих профессиональных знаний так и

своему общекультурному, гуманитарному развитию, хорошо понимая что между

ними должна быть гармония, а не противоборство. Такой вариант является

наиболее предпочтительным со всех точек зрения. Например, специальные

исследования показали, что при равной обученности тот из специалистов,

который более образован, находит более оригинальные инженерные решения,

работает продуктивнее и с большей экономией времени. Кроме того, замечено,

что в условиях демократического общества общественно-политическую карьеру

делают чаще всего те люди, которых отличает высокий уровень образованности.

Динамика образованности

На рис. 2 представлен график, позволяющий лучше понять соотношение

между специальными и гуманитарными знаниями в процессе получения человеком

среднего, а затем и высшего образования. На вертикальной оси откладываются

гуманитарные знания, а на горизонтальной — специальные.

В средней школе рост гуманитарных знаний опережает накопление

специальных, так как общеобразовательные предметы явно преобладают. В вузе

ситуация меняется: рост профессиональных знаний происходит быстрыми

темпами, тогда, как приращение гуманитарных знаний происходит медленнее

(дисциплины этого цикла составляют 25-30% учебных планов).

| | |

|[pic] |0-1 — средняя школа; |

| |1-2 — обучение в вузе; |

|Рис. 2 |2-3 — самообразование и послевузовское |

| |повышение квалификации |

|Динамика соотношения обученности и образованности |

После окончания вуза развитие специалиста путём самообразования может

пойти разными путями: а/ пренебрежение гуманитарными знаниями и своим

общекультурным ростом, и сосредоточение вниманий только на информации узко-

профессионального плана; б/ поддержание того уровня, который сложился к

окончанию вуза в отношении гуманитарного развития, и не более того; в/

забота о своём гармоническом развитии, когда росту профессиональной

квалификации и гуманитарному развитию личности уделяется примерно

одинаковое внимание.

Первые две тенденции из названных могут быть отнесены к

технократическим со всеми их отрицательными последствиями. В странах с

наиболее развитыми системами образования уже давно поняли губительность

технократизма, способного породить лишь "учёное невежество". В лучших

технических университетах Запада на изучение гуманитарных дисциплин

отводится до 40-45% учебного времени, а затраты на получение высшего

образования считаются самой прибыльной инвестицией.

Что даёт изучение философии

Следует сказать, что философия интересна сама по себе, безотносительно

к её полезности. Если вы любознательный человек, любящий учиться, узнавать

новое, то знакомство с философией обязательно принесёт вам интеллектуальное

удовольствие. И всё же стоит перечислить практические стороны влияния

философии на человека, учитывая, что часть студентов руководствуется

принципом: "А какая мне от этого польза?"

Во-первых, изучение философии развивает широту мышления. Широта

мышления — это умение находить связь между такими явлениями, которые

кажутся совершенно не связанными друг с другом. Философия, занимающаяся

широкими обобщениями, помогает развивать это ценное качество. Догадаться,

например, что между падением яблока и вращением Луны вокруг Земли есть

тесная связь, как это удалось Ньютону, или обнаружить зависимость числа

аварий на дорогах от количества пятен на Солнце, как это сделал инженер

Чижевский, — для этого надо иметь философскую широту мышления.

Во-вторых, философия развивает гибкость мышления. Гибкость мышления —

это умение видеть относительность истины там, где она кажется абсолютной,

бесспорной. Веками никто не сомневался в том, что Солнце вращается вокруг

Земли, однако нашёлся человек, усомнившийся в этом. Его имя — Коперник.

Лобачевский подверг сомнению казавшуюся непреложной истину, что

параллельные прямые не могут пересечься, и создал неевклидову геометрию.

Казалось, из прямых строительных элементов невозможно создать

гиперболическую поверхность, однако инженер Шухов сумел построить свои

знаменитые гиперболические башни, и именно из прямых элементов. Все эти

люди обладали гибким мышлением и не чурались философии.

В-третьих, философия развивает критичность и самостоятельность

мышления. Философский анализ какого-либо явления редко заканчивается

однозначным выводом, правильным на все времена. Обычно обнаруживается

"веер" ответов, зависящих от конкретной ситуации, от мировоззрения и

интересов личности. Вариативность философского знания способствует

выработке своей позиции, и каждый находит "своего" философа, идеи которого

наиболее соответствуют устремлениям и душевному складу человека.

В-четвертых, изучение философии воспитывает в человеке толерантность —

терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать

его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на

собственную аргументацию. Нетерпимость к инакомыслию — основа любого

деспотизма, диктатуры, насилия, которые отвергаются философией.

Заканчивая эту главу, можно сказать: если вы хотите выйти из

университета не только хорошо обученным, но и образованным человеком

высокой культуры, то пренебрегать гуманитарным знанием, включая философию,

которая составляет его основу, просто неразумно. Перейдём теперь к

знакомству с основными этапами развития философской мысли.

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Когда говорят о философии Древнего Востока, то прежде всего имеют в

виду философские учения Древней Индии и Древнего Китая, с которыми мы

кратко познакомимся.

Древнеиндийское общество

Расцвет культуры Древней Индии в первом тысячелетии до н.э.,

географически изолированной от остального мира горами и океаном, до сих пор

вызывает удивление учёных и пока не находит внятного объяснения. Открытие

металлургии, производства тканей, лекарственных препаратов, развитие

математики, философии и почий — далеко не полный перечень достижений того

времени. Они зафиксированы в древних рукописях, получивших название "Веды"

(знания). Собственно философская их часть — это "Упанишады" (букв. —

"сидящий у ног Учителя"). Индийские мудрецы делились знаниями со своими

учениками, которые тщательно записывали все сведения, сидя у ног учителя,

на земле. Имена первых индийских философов почти не сохранились. И не

только в силу давности времён, но и в соответствии с тогдашней традицией

анонимного изложения идей по принципу: "Не важно, кто сказал, а важно, что

сказано".

Касты

Древнеиндийское общество было кастовым по своему строению. Касты — это

социальные слои людей, отличающиеся друг от друга (и это было официально

узаконено) происхождением, родом занятий, степенью богатства и власти.

Высшая каста называлась "брамины", а самая низшая — "чандалы". Общение

между высшими и низшими кастами было запрещено и сурово каралось. Если даже

тень чандала случайно падала на вельможу, то первого могли казнить. Молодые

люди из низших и высших каст, полюбившие друг друга, нередко кончали жизнь

самоубийством, не имея права создать семью. И лишь в редких случаях

специальным указом, с выплатой в казну крупной суммы денег, им дозволялось

сделать это; однако указ гласил, что данная семья кладет начало новой

касте.

Читать Упанишады разрешалось только трём высшим кастам; низшим же за

такой проступок грозила смерть. Дело в том, что многие философские идеи

Упанишад, как увидим ниже, могли вызвать опасные для властей вопросы о

причинах социального неравенства, грозящие бунтами и восстаниями.

Учение о Космосе

Философские идеи того времени, что характерно для многих древних

цивилизаций, во-первых, тесно переплетались с религией, и, во-вторых,

отличались взглядами на мир, как на единое целое. Космос (букв. —

"порядок"; отсюда, например, "косметика" — "порядок на лице")

представлялся как живой, целостный организм, имеющий душу — "Брахман".

Каждая вещь — частичка этого организма, которая не может существовать

изолированно: любое событие в Космосе отзывается на ней, и каждое изменение

в ней самой так или иначе затрагивает весь Космос, не проходит бесследно.

Космос живёт по законам Добра, Справедливости и Красоты. И поскольку

всё связано со всем. Космос чутко реагирует на любое нарушение этих

законов, ничего не оставляя без последствий. Душа Космоса бессмертна,

считали индийские мудрецы, а так как душа каждого существа или предмета —

это "часть" Брахману то бессмертна и каждая отдельная душа: она может лишь

менять свою материальную оболочку, никогда при этом не умирая.

Реинкарнация

Важную роль для нравственных устоев древнеиндийского общества играло

учение о круговращении души, получившее название "реинкарнация". После

физической смерти человека его душа Атман (буквально — "дыхание") покидает

тело и устремляется в Космос, сливаясь с Брахманом где происходит

своеобразная оценка и очищение. После этого она возвращается на Землю и

вселяется в тело рождающегося ребёнка, оказываясь в боле высокой касте,

если ранее человек жил достойно и не нарушал законов Kосмоса.

Если же он творил злые дела, то его душа возрождалась в более низкой

касте. И если зло продолжалось, она "опускалась" всё ниже и ниже, попадала

далее в тело какого-либо животного. Верхом же падения души значило

оказаться навечно в теле насекомого (аналог "Ада" в христианстве).

Если же умирал брамин, то его душа навсегда сливалась с Брахманом, что

расценивалось как высшее блаженство и цель земного бытия (аналог

христианского "Рая"). Каждый, кто верил в учение о бессмертии души и её

перевоплощениях, стремился жить по совести, делать добрые дела, в чём,

собственно, и состоял моральный смысл этого учения.

Закон кармы

Однако учением о реинкарнации дело не ограничивалось. Влияние Космоса

на земные поступки людей и их судьбы выражалось также законом кармы, или

законом Высшей Справедливости, суть которого в следующем. Ни один поступок

человека не проходит бесследно; воздаяние за те или иные поступки

неотвратимо и неизбежно: зло так или иначе наказывается, а добро раньше или

позже вознаграждается. Здесь нужны некоторые пояснения, излагая которые

придётся воспользоваться современным языком

Известно, что любая устойчивая система обладает механизмами

саморегуляции, гомеостаза, которые осуществляются через обратную связь.

Если в системе возникают деформации, грозящие нарушением стабильности, то

включается механизм, направленный на блокирование этой деформации.

Повредите ножом кору дерева, и через некоторое время вы заметите включение

обратной связи: повреждение начнёт затягиваться смолой, после чего

останется лишь шрам. Очевидно, что механизмы саморегуляции требуют более

или менее длительного времени, не могут реализоваться мгновенно.

Дерево в нашем примере не в состоянии блокировать того, кто нанёс ему

рану. Космический же механизм, представленный в индуизме, иной. Человек,

совершивший акт злой агрессии, тем самым деформирует Космос, нарушает его

законы, угрожает его стабильности. Злое действие, направленное-против себе

подобного, оборачивается атакой, нападением на вселенский Порядок. Космосу

как бы наносится рана. В результате включается механизм защитной

саморегуляции, блокирующий не само зло, которое уже свершилось, а источник

зла, то есть включается программа на его уничтожение.

Добрый поступок, напротив, укрепляет мировой Порядок, поэтому

включается механизм поощрения и поддержки носителя добра. Но в любом случае

обратная связь не реализуется мгновенно, а требует времени (существует

предположение, что это время от века к веку сокращается). Поэтому воздаяние

за когда-то совершенные поступки может прийтись не на самого совортившего

их, а на его детей или внуков. Хотя, конечно, воздаяние может быть, и

прижизненным. Следовательно, любое действие человека, доброе оно или злое,

или даже сам замысел этого действия, неизбежно возвращается к нему обратно

в виде воздаяния со Знаком "плюс" или "минус".

Когда ученики спрашивали своих учителей-философов, каким именно

образом Брахман реагирует на земные поступки людей, то есть интересовались

самой природой механизма космических связей, которые мы бы теперь назвали

информационно-энергетическими, то в ответ слышали предостережение: человек

не должен вторгаться в эту сферу, ибо в противном случае он может как бы

взять на себя функции Космоса, что есть безусловное зло. Иными словами,

этого не следует делать, так, как это слишком опасно для любопытного.

Достаточно, говорили мудрецы, знать, что закон кармы действует, и что

воздаяния за поступки невозможно избежать, что бы человек для этого не

предпринимал.

При всей непривычности такой модели для современного человека,

особенно воспитанного в духе грубого атеизма, в ней есть рациональное

зерно, и не только чисто нравственное. По крайней мере, эту модель вполне

можно принять в качестве работоспособной гипотезы, опираясь на современные

идеи единого информационно-энергетического поля Космоса.

Виды кармы

В индуизме выделяют четыре вида кармы: индивидуальная карма, семейно-

родовая, этническая (национальная) и общечеловеческая карма. В первом

случае воздаяние настигает самого носителя поступка. Во втором — приходится

на детей, внуков или других представителей данного семейного рода. В

третьем — воздаяние ложится на племя или нацию, которая, как и отдельный

человек, может творить как добро, так и зло. В четвёртом поощрению или

наказанию может быть подвергнуто всё человечество.

В представлении древних индусов блокирование по отношению к носителю

зла реализуется через болезнь или несчастный случай. Злым поступком, или

даже злыми мыслями, человек разрушает своё защитное биополе, говоря

современным языком, и его организм становится уязвимым. Древние именно так

воспринимали болезни, то есть как наказание за ранее совершенное зло. Кроме

тoгo, если в семье родился ребёнок, скажем, без пальцев, то это

расшифровывалось как воздаяние за то, что кто-то из предков крал или

грабил. Если рождался слепой или глухой ребёнок, то это прочитывалось как

наказание за то, что кто-то из предков видел несправедливость и, не

вмешался, или слышал клевету и не пресекал её, а распространял дальше.

С позиции такого понимания Высшей Справедливости всевозможные

случайности, происходящие с людьми, — выигрыш в лотерею, получение

неожиданного наследства везение в делах, или, напротив, аварии, катастрофы,

стихийные бедствия, увечья и т.п. — вовсе не "случайности", а действия

механизма саморегуляции Космоса.

Может показаться, что такая система мировоззрения обрекает человека на

пассивность, на невмешательство, когда на его глазах совершается зло: мол,

Космос всё равно рано Или поздно накажет виновника. Или, напротив, как бы

оправдывает неблагодарного человека, которому делают добро: мол, Космос

вознаградит. Нет, и то и другое поведение уже расценивается как зло со

всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, философы учили: если

добрый поступок совершается кем-либо с корыстью, с ожиданием непременного

вознаграждения, то это уже не добро. Добро — когда человек совершает

поступок по движению души, по велению сердца, а не с холодным и расчётливым

ожиданием прибыли.

Христианская традиция

Здесь уместно провести параллели между христианством и индуизмом. В

христианской религии тоже есть идеи, сходные с законом кармы. Только

называется это по-другому: "теодицея" (букв. — "богооправдание"). Это

религиозно-философское учение, особенно распространённое в Европе в

XVII—XVIII вв., ставило своей задачей разрешить противоречие между

благостью и всемогуществом Бога — с одной стороны, и существованием в мире

зла — с другой. Вопрос стоял так: как может Бог терпеть существование зла?

При этом неизбежно встает и проблема воздаяния за поступки. Христианская

карма исходит, во-первых, из того, что душа, будучи бессмертной, не

перевоплощается (отсутствует идея реинкарнации). Во-вторых, если в индуизме

воздаяние неотвратимо, то в христианстве грехи можно искупить искренним

раскаянием и добрыми делами (эта идея, как мы помним, вылилась в своё время

в отвратительную практику "индульгенций"). В-третьих, если в индуизме

воздаяние может прийтись на потомков данного человека, то в христианстве

оно приходится только на самого этого человека, точнее — на его душу;

потомки же не несут ответственности за его дела.

Будда, его судьба и учение

Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, что вообще,

как уже отмечалось, характерно для ранних философских взглядов. Именно

поэтому мы переходим к буддизму, который вырос из индуизма, и без которого

невозможно представить себе философскую культуру Востока. Обратимся сперва

к личности Будды.

Настоящее имя этого человека — Гаутама Шакьямуни (623-544 до н.э.).

Это не мифологическое, а реальное историческое лицо. "Будда" — более

поздний псевдоним, означающий "просветлённый".

Гаутама родился в семье царя одного из индийских племён. Отец настолько

любил своего сына, что решил воспитать его в условиях, когда бы сын не

только ни в чём не испытывал нужды, но даже не знал, что кто-либо на Земле

нуждается и страдает. Мальчик полагал, что все люди живут так же, как и он

— безмятежно и счастливо. Но однажды слуги не углядели, и юноша оказался на

улицах города. Он увидел нищих, калек, похоронную процессию и т.п.

Потрясённый Гаутама подходил к людям и задавал вопросы, по которым можно

было подумать, что он сумасшедший. Психологический шок был настолько силён,

что юноша не вернулся во дворец, а стал бродягой, испытавшим все несчастья,

которые только могут выпасть на долю бездомного и нищего.

В конце концов судьба занесла его в монастырь, находящийся в горах,

где на его счастье была великолепная библиотека из старинных рукописей, и

нашлись знающие учителя, помогшие ему овладеть мудростью древних авторов.

Соединение удивительной, редчайшей судьбы Гаутамы, изучения древних текстов

и усиленные размышления над смыслом жизни породило систему религиозно-

философских взглядов, получившую позже название "буддизм".

Основные идеи Будды

Если говорить очень сжато, то основные идеи Будды можно выразить

следующим образом.

1. Жить — значит страдать. Конечно, жизнь человека не сводится только

к страданию, но именно оно, по мнению Будды, делает человека Человеком.

Страдание не делает человека лучше; око делает его глубже. Иными словами,

кто не страдал, тот не поймёт страданий другого человека, вообще — живого

существа; тот не проникнется состраданием, идущим от сердца; его душа будет

холодна и расчётлива, эгоистична и равнодушна к боли другой души. Именно

так: не удовольствия, не безмятежное существование, а в первую очередь

страдания формируют подлинно человеческие качества.

2. Причина страданий — в наших необузданных страстях н желаниях. Когда

эти страсти и желания по какой-либо причине не могут быть удовлетворены,

человек испытывает страдания, в основе которых лежит несоответствие

желаемого и реального. И эта неудовлетворённость толкает его порой на

безнравственные поступки, а то и на преступление.

3. Уменьшить страдания можно лишь путём сознательного ограничения

желаний. Разумеется, речь идёт не о любых желаниях, а только о тех,

осуществление которых может нанести вред другим людям или самому этому

человеку. Однако отказаться от каких-либо своих желаний нелегко.

4. Чтобы ограничить желания, нужно научиться властвовать над собой. То

есть путём самосозерцания и изучения собственной души добиться такого

состояния духа, когда сам процесс ограничения желаний приносит высшее

удовольствие. Власть над другими чрезвычайно заманчива, но и опасна. Она

притягивает, завораживает и деформирует личность. Однако власть над собой,

учит Будда, выше власти над другими, хоти даётся гораздо труднее. Тот, кто

поставил цель добиться власти над собой, должен знать, что это требует

значительных усилий, требует воли духа над телом; на это уходят годы. Но

делившийся успеха переходит в новое качественное состояние: перед ним

открываются истины, недоступные другим людям; он начинает ощущать себя

слитым с Космосом, а каждая вещь -— живая или неживая — открывается

внутреннему взору совершенно неожиданными, удивительными сторонами.

Философские основания идей Будды

В основе этого мировоззрения лежат определённые философские идеи,

выраженные в Упанишадах. "Всё есть Одно"; "В малом — Всё"; "Малое живёт

жизнью большого, а большое — жизнью малого"; "Душа везде и всегда у себя

дома" и т.п. В этих идеях заложена основа не только подхода к бытию (любая

частичка Космоса связана тысячами нитей с Целым), но к основа теории

познания (чтобы познать Космос, достаточно познать любую малую его

частицу). В одной песчинке, говоря образно, содержится информация обо всём

мире.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.