рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения,

свобода деятельности животного ограничена.

Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются

генетическим путем.

Общественная природа сознания.

. Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы

деятельности, которые передаются посредством культуры.

. Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном

обществе уже имеются(зачастую неосознанно).

. Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное

от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое

отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир

вписаться.

Особенности сознания.

. С.–продукт общественной трудовой деятельности.

. Много структурность С. определяется много структурностью деятельности.

. Целеполагающая деятельность С.

. Творчески-активный характер С.

. Проектирующая деятельность С.

. С. как субъективный образ объективного мира.

. С. как идеальный образ материального мира.

. С.–продукт развития материи.

. С.–свойство высокоорганизованной материи

. С.–функция мозга, которая действует на основе потребностей человека.

. С.–материализуется в языке.

Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от

животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала.

Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется.

Однако, существует мышление вне языка.

№43 Теория познания и ее предмет.

Учение о познании–гносеология- «гносис»–познание, «логос»–учение.

Основные понятия гносеологии: знание и познание. Человек сознательно может

создавать оптимальные условия для жизни.

Познание–обусловленный общественно–исторической практикой процесс

приобретения и развития знания.

Знание–объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек

в своей деятельностя определяет и воспроизводит. Знание образует довольно

сложную структуру, это–система, которую можно представить в виде социальной

памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство,

опыт.

В гносеологии знание употребляется в смыслах:

1. Любая познавательно–значимая адекватная информация общество объекте.

2. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека

к действителности, которая существует наряду с практическим отношением.

Знание–как результат, познание–как процесс.

Гносеология используется в смысле:

. Учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности

человека и общества.

. Философская концепция, предметом кот. является познание в его

специфике(рассматривая любого философа- его гносеологический взгляды).

Иногда вместо гносеологии используется термин эпистемология. Э.

используется в англоязычных странах, означает «точное» знание, но эти

понятия не тождественны. В зависимости от того каковы ответы на вопросы:

«Познаваем ли мир?», «Есть ли границы этого познания?»–в философии

сформировались различные концепции:

. Скептицизм

. Агностицизм

. Гносеологический оптимизм

«Скепсис»- сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В

Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что

человек может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает

возможности познания, он сомневается в качестве конечного продукта

познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простое стекло или

драгоценности).

Агностицизм–реально существует то, что можно мыслить, логически обосновать

и т.д.–отрицают полностью или частично познание мира. Получил развитие у

Юма и Канта.

Гносеологический оптимизм- нет в мире объекта, который был бы неподвластен

человеческому познанию(начало–Новое Время). В н.в. он терпит удар со

стороны теоретической физики, астрофизики, неформальной логики и т.д.

Человек познает мир в силу проявления своей познавательной

активности(«Лошадь можно загнать в воду, но сколько ее не бей, пить ее не

заставишь»). Познание всегда включено в общий контекст жизнедеятельности

человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.

Практика по отношению к познанию выполняет ряд функций:

1. Дает необходимый практический материал

2. Ставит перед субъектом познавательные задачи

3. Практика–способ приложения знаний, цель познания.

Познание по отношению к практике выполняет функции:

1. Информативно–отражательная функция

2. Проектно–конструктивная функция

3. Регуляритивная функция.

39. Общество и природа. Понятие ноосферы.

История чело общества в опред смысле являет картину его изменяющегося

взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его

возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь

частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как

социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из

животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу

вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам)

Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым

требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое

закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного

стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне

действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ

способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот

человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и

контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд-та главная мат

сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни-

общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка.,

кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.

Одна из актуальных проблем философии–проблема взаимоотношения общества и

природы.

Природа ( в широком смысле)–окружающий нас мир во всем бесконечном

многообразии проявлений. Это объективная реальность, которая существует вне

и независимо от нашего сознания.

Природа ( в узком смысле слова)–совокупность естественных условий

существования.

Общество–форма совместной жизнедеятельности людей.

С развитием общества и философской мысли менялись представления о

взаимоотношениях общества и природы.

Античность: человечество и природа–единое целое, гармонично взаимосвязаны.

Идея общества–жить в согласии с природой.

Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек–высшее

существо, противопоставлен «низшей» природе, возвеличен над природой.

Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв:

вернуться к природе. Природа противопоставляется разрушающей цивилизации.

Новое время: развитие естественных наук, «человек должен покорить природу,

стать ее господином».

ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и

человеком.

Зависимость человека от природы привела к необходимости изучения

соотношения биологического и социального в человеке и обществе.

Теория психоанализа З.Фрейда: в антропосоциогенезе главная

причина–биологическая.

«Органическая теория общества»: Спенсер, Шеффле: общество–биологический

суперорганизм (экономическая жизнь–обмен веществ, деньга–частицы «крови»).

Необходимость выживания человека как биологического вида обусловила

появление специфического вида социальной общности–человеческой семьи (как

следствие прироста народонаселения).

Вопрсы взаимодействия природы и человека связаны с понятиями

«географическая среда», «окружающая среда», «биосфера».

«Географическая среда»-часть природы (растительный и животный мир, вода,

почва, атмосфера), которая вовлечена в сферу жизни общества, в

производственный процесс; оказывает существенное влияние на развитие

материального производства.

«Окружающая среда»-поверхность Земли,ее недра, часть Солнечной системы,

попадаемая в сферу деятельности человека. 2 составляющие:

1.Естественная среда (1 природа)–живая и неживая природа–биосфера

2.Искусственная среда ( 2 природа)–то, что создано человеком–предметы,

животные и растения ( в результате селекции), отношения между людми

ноосфера

--- это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором

становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и

техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий

пласт, развивающийся вне биосф и над ней

В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее

развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном

понимании естеств и соц процессов

Жизнь и разум --- является ли это венцом эволюции Вселенной и материи,

является ли это этапом или этот тупиковая ветвь эволюции, которая приведет

к саморазрушению. Теория циклической Вселенной, которая время от времени

умирает, а вечны только материя и др

Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга,

то теперь она должна стать партнером ч-ка. Для ч-ка жизненно важно

сохранить свою среду обитания

. Ноосфера:

1.сфера господства разума (Фихте)

2.сфера разумного воздействия человека на природу (Гейяр де Шарден,

Вернадский).

Ноосфера по Гейяру Де Шардену–коллективное сознание, которое станет

контролировать направление будущей эволюции.

Вернадский: Ноосфера–растущее глобальное осознание вторжения человека в

естетсвенные циклы и взвешенный и целенаправленный контроль человека над

биохимией.

Данная концепция напоминает натурфилософские системы и сцеинтистские

утопии. Ее ценность–дает конструктивную модель вероятного будущего;

ограниченность–рассматривает человека как разумное существо. «Самая суть

понятия ноосфера–вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с

помощью науки и техники»-Гейяр Де Шарден.

№ 41 Смысл человеческого существования

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное

личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является

интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в

силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом.

Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие

философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное усилие,

которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни.

Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет

бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в наших

библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки

зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается,

как элемент уникальной внутренней духовной жизни.

Альберт Камю решает проблему смысла жизни:

1. Мир абсурден. Значит, если мир абсурден, вера в смысл жизни также

абсурдна, но он определяет смысл жизни в бунте этого абсурда. Бунт- это

есть уверенность в подавляющей силе судьбы, но без смирения. Поиск смысла

жизни индивидуален. Осознание индивидом цели смысла жизни–сложный процесс,

далеко не все могут их сформулировать. «Блаженны нищие духом»

2. поиск абстрактного всеобщего смысла жизни- в религиозной философии.

Русский философ Франк: «мир сам по себе бессмыслен и слеп, бессмысленна

внешняя эмпирическая жизнь человека, но человеческий разум- это прорыв

бессмысленности».

Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека

2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна быть

потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться к Богу.

Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь

Богом.

Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл

жизни человека видит всю активной преобразующей силе.

Эти два подхода дополняют друг друга.

Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается

средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы

жить»

1. смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях.

Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для

религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни- служение высшему

началу.

2. Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация

религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы жило другое

поколение и тд.–прогрессирует

3. Смысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который

происходил бы из прошлого и будущего, создается самим человеком.

Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия.

Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни

человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на

обладание.

Эрих Фром: «быть или иметь»

Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания,

мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны.

Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе

постоянно гарантировать.

Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на

бытие. Обладание- необходимое условие существования счастливой жизни.

Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не нужно,

отрекались от всего внешнего.

Человек есть то, сколько он стоит.

Преимущество установки на бытие в плане психологического комфорта более

приемлемо, так как человек, ориетированный на обладание, живет в постоянном

страхе перед его утратой. Примирение позиций на бытие и на обладание

послужило развитием предпринимательства в Западной Европе (Лютеранская

церковь)

42Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека

Аспекты проблемы смерти:

1.Как определить, что данный человек уже умер?

2.Может быть имеет смысл определить, что этому человеку уже пора умереть?

3.Непримеримость человеческого сознания, гордого человеческого духа с

фактом своей физической смерти.

Ситуация глобального цивилизационного кризиса, который может привести к

гибели всего человечества: цена человеческой жизни возросла, а ценность

упала. Сейчас осознание своей смертности вызывает сильнейшие эмоциональные

потрясения у людей.

Шкала ценностей:

1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.

Право на жизнь для любого живого существа в силу его рождения.

2.Акцентирует внимание на специфику человеческой жизни. Человеческая жизнь

принципиально отличается от жизни всего другого. Жизнь и смерть не связаны

с человеческим разумом, с оценками его современниками и потомками.

3.Идея обретения бессмертия. Волнует всех зрелых людей. Различные категории

людей определяют бессмертие по-разному:

- бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.

- Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–характерна для

тоталитарных обществ

- Упование на растворение тела и духа в космическом

бессмертии–характерно для восточных религиозных и философских течений

- Результаты человеческого творчества–произведения, идеологические

концепции

- Достижение различных состояний, смерть–возможный прорыв в другие миры.

Средневековая философия: жизнь человека–мука, настоящая жизнь наступит

после смерти.

Древний мир: жизнь–это пир–кровавый или веселый.

Эпоха рационализма: человек–механизм, его задача–не умереть раньше времени,

нужно вовремя его отремонтировать.

Эпоха просвещения: в своей жизни руководствоваться духовными ценностями.

Экзистенциальная философия: преддверие смерти заставляет человека всерьез

ощутить ценность своей жизни.

Христианство: стремление к жизни вечной, которая наступит после жизни

телесной.

Ислам: исходит из факта того, что все подчинено воле Аллаха, более легкое

отношение к смерти, человек более легко может стать причастным к смерти

человека. Та религия, которая постоянно разрастается.

Общее для христианства и ислама: человек живет для того, чтобы умереть и

воскреснуть.

Буддизм: человек живет для того, чтобы, умерев, прервать цепь возрождений,

не возрождаться в этом виде.

Марксистская философия: смерть–естественный конец всего живого, обмен между

органической и и неорганической природой.

Жизнь сама является смыслом, страдание–это тоже жизнь.

Смысл жизни имеет биологическое происхождение:

1.Жизнь для себя, подпитывается инстинктом самосохранения.

2.Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом

3. Жизнь для вида, для коллектива.

Проблема: право на жизнь и право на смерть

Все, рожденное женщиной–человек, имеет право на жизнь, все живое должно

жить.

Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе»

Проблема эвтаназии: как быть с теми людьми, которые обречены на смерть.

Человек должен иметь право на достойную смерть–позиция патерналистов.

Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.»Патер»-семья.

Патерналисты: эвтаназия недопустима, человек, который решил уйти из жизни,

приносит страдания близким, возникают проблемы: кто это сделает, «дурной

пример», вдруг изобретут лекарство и человека можно будет спасти..

№44 Диалектика чувственного и рационального познания.

Гносеология–изучает общие закономерности познания.

Обыденное познание–основано на использовании социального опыта(трудового,

семейного и т.д.). Отражает свои объекты в зависимости от реальных

жизненных потребностей людей. Использует обыденный язык. Основной метод

классификации знания–здравый смысл. Носит рецептурный характер, дает

предписания, результат его предписаний–этикет. Обыденное знание очень

субъективно.

Научное познание- отличается по уровню, глубине проникновения в сущность

вещей, стремится выявить законы для мира и его компонент.

Основное отличие О.П. от Н.П.–научное познание предполагает своим

результатом систему знания, которая носит концептуальный характер:

процедура доказательства, обоснования знания.

Наиболее совершенная форма знания–теория–выступает как обобщение(не все

обобщения–теория).

Познание–разновидность духовного воспроизводства. Задействованы: чувства и

разум, мышление, интуиция и т.д. Виды познания:

- Чувственно–сенситивное(на чувственном уровне)

- Абстрактно–логическое(способность человека)

- Интуиция(способность человека)

С одной стороны знание обусловлено познавательной способностью человека.

С другой стороны знание–как резюме, итог всей человеческой деятельности.

Соотношение чувственного и рационального

Существуют: сенсуализм(«чувство») и рационализм(«разум»).

Сенсуализм. В основе познавательной деятельности–чувства человека,

ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).

Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести

из чувственного опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).

Интуитивистские направления философии.

Интуиция может восприниматься по–разному:

- Как божественное озарение

- Чувственное озарение

- Как особое психическое состояние

В современной философии–рационалистическая традиция

Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью

он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания).

Наличие органов чувств–необходимое и достаточное условие для многосторонней

познавательной деятельности.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств

предмета.

2. Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса

ощущений.

3. Представление–чувственно–наглядный образ предмета(сейчас не

воспринимаем, но воспринимали ранее).

4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений

комбинировать новые образы.

Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно

вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д.

Уровни рационального познания: рассудок т разум.

Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных

схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и

т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.

Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно

оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его

задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической

логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно

Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти

уровни тесно связаны.

Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.

. Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи

объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1.

Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие

мысли не выражает, оно–атом мысли.

. Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные

и положительные.

. Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое.(У

Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение)

. Определение дополнительные формы рационального мышления, первых 3-х

достаточно для обоснования любой теории

. Сомнение

. Мнение

. Интуиция

Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием.

Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

№ 45 Субъект и объект познания.

1. Объект познания–природа, весь мир.

2. Субъект- мыслящий человек, общество, либо коллектив(конкретный процесс–в

голове конкретного субъекта).

3. Отношения между субъектом и объектом–базис практики, если нет этого

отношения, то нет познания.

Объект

Ранее: кто имел свойства, состояния и действия=понятию субстанция

Понятие объекта приобрело гносеологический смысл с 17 века, т.к. объект

соотносится с субъектом(самостоятельно объект уже не рассматривается),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.