![]() |
|
|
Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУp> Потом Гете, Шиллер, Якоби, Гердер. Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики
рассматривают его как демиурга, независимого от морали. Трансцендентальная
редукция переделана в метод художественного творчества - «иронию». Гёте - художник. Гёте, помимо того, был ещё и учёным, естествоиспытателем. Начинает интересоваться Кантом после КСС. Нашёл аргументы против Шиллера. Не надо приписывать природе наши субъективные цели. Телеология - чисто субъективный способ представления природы. Изучает КЧР, КПР, пытается определить своё понимание природы, свободы и прекрасного. Кант пытался преодолеть идеализм и произвол умозрения. Гёте отмечал, что наше знание целиком из опыта не проистекает. Эту же позицию Кант занимает в эстетике: избежать и классицизма, и романтизма. Ценность любого произведения искусства в многобразии различных впечатлений. Гёте никакой специальной эстетики не писал. В произведении искусства невозможно понятийно выразить идею. Он близок здесь к романтизму. Подчёркивает значение теоретического мышления в искусстве. В каждом произведении содержится концепция. Единство воображения и познающего разума. Доктор вагнер в «Фаусте» - типичный образ учёного, рассудочного человека. Фауст же через учёную карьеру ищет нравственный смысл жизни. Он должен разувериться в силе разума - и тогда окажется в лапах Мефистофеля. Приоритет чувственного над рассудком, о чём говорит дьявол«Фауста». Фантазия как необходимое дополнение рассудка. Её гармония с понятийным миром не исчерпывается словом «игра», нужна опора на ratio. Художник должен смиренно копировать правду. Дисциплина мысли. Художественное творчество - не игра, а серьёзный труд. Против абсолютизации активности эстетического субъекта. «Фауст» - сложнейшая интеллектуальная конструкция. Критикует романтиков, требующих отказа от выражения нравственной позиции в произведениях искусства. Своеобразие романтической иронии: 1/ ирония как активность познающего разума, 2/ как активность морального разума, (П.П.Гайденко «Трагедия эстетизма») Гретхен откинула всю традиционную патриархальную мораль. Романтики делают отсутствие нравственной идеи принципом творчества; от всех идей надо лишь отталкиваться. Сцена в тюрьме: Гёте выносит нравственный приговор Гретхен. Нравственная позиция художественного творчества понятийно неопределима, ибо выходит за рамки обыденной морали. Критика традиционной морали - лишь момент построения морали вообще. Мефистофель - разрушительная сила, отрицатель, но исполняет позитивную функцию. Ближайшая его задача - зло, но он нужен мирозданию, в коем по воле бога выполняет определённую задачу. Ирония - только момент движения к истине. Обретение нравственной позиции в творчестве не означает отказа от свободы. Критика не должна доходить до отрицания ценности мира вообще. Заново вопрошает о соотношении субъекта и объекта в художественном творчестве. Для Гёте значимо понятие продуктивности. Это фундаментальное свойство человека, универсальный критерий деятельности. Эстетическое относится и к сфере теории, и к практике. Фауст объединяет людей для борьбы с природными стихиями. Гёте - эстетический предмет - задача творчества, задача продуктивная. Называет субъективизм болезнью своего века. Каждое внутреннее стремление направлено изнутри к миру объективному. Мораль и природа для Гёте были объектами, неспособными совпасть. В процессе соотнесения в искусстве законов природы и всеобщего морального содержания синтезируется изображение общего, существующее только через индивидуальность. Постижение мира от абстрактного к конкретному. Выявление общих законов. В искусстве общий смысл существует через индивидуальность, безразличную как для науки, так и для морали. Способность поэта - выразить это общее в единичном, через индивидуальность. Именно это есть совокупность бытия. Объективное существование вещей как конкретных индивидуальностей - особый объект наряду с природой и свободой, доступный лишь искусству. Природа и нравственность соединены в конкретной личности, которая в своём индивидуальном содержании поднимается до всеобщности. Каждый сообразно своей организации имеет собственную истину, которую лишь он может понять до тонкостей. Кто достигает всеобщей истины - не понимает себя. Именно индивидуальность отношения человека к миру придаёт ему качество эстетической предметности, создавая особую эстетическую сферу. Поэтому своеобразие э.с. - во всеобщезначимой индивидуальности. У Гёте эстетический субъект качественно своеобразен, его активность и продуктивность - синтез знания и нравственности; эстетическое качество субъекта в его индивидуальности, имеющей всеобщее значение; индивидуальность предметов образует эстетическое качество мира. Соответствие эстетического субъекта и эстетического объекта в индивидуальности существующих вещей, которая свободна от интереса всеобщих понятий и основана на эмоциональной активности субъекта «Объективизация» жизни у В. Дильтея. Германия. Понятие бытия и переживания у Дильтея. Критика историзма у Дильтея. Вильгельм Дильтей (1833-1911)- критика исторического разума, обоснование ценности наук о духе. Противник Гегелевского и позитивистского понимания истории. Возвращение к Канту- поворот проблематики внутрь социальных и исторических наук, трактовка человека как волевого существа. Работы: «Введение в науки о духе»- 1883 - разделение наук по природе(внешние явления) и наук о духе(человеч. отношения, познаются непосредственно) по предмету. Гносеологическое отличие - историю как науку о духе с ее категориями смысла, цели и ценности интересуют внутренние переживания, человеческий мир структурирован как исторический. Науки о духе изучают как законы единообразия, так и события в их единичности. Эти противоположности связываются понятием типа. Обращение к переживанию - единственное основание наук о духе. Внутренний опыт интегрируется с пониманием(повторное переживание и воспроизведение) - теория вчувствования?. Во «Введении в науки о духе» Дильтей вводит понятие ценности. «Очерки по обоснованию наук о духе»1905 и «Создание исторического мира в науках о духе» 1910- из различия между опытом и жизнью(первое - частный момент второго) выводит общее основание наук о духе- жизнь(жизненный мир, кот. лежит в основании всего) Течение жизни реализуется в комплексе объективаций, смысл которых требует определенного усилия для понимания. Метод - герменевтика, вчувствование. Особенность чел. мира и наук о дух устанавливается связью понятий жизнь, экспрессия и понимания, кот. нет ни в природе ни в естеств. науках. Жизнь и переживания становятся объективным духом. Дух - объективируется в истории в качестве тех или иных соц. институтов, повседневности человека. Понимание обращенное в прошлое - источник наук о духе. Науки о духе- история, о религии, искусстве, философии. Бытие- внешность духа, объективность. Реальность в ее внешней стороне изучается естественными науками. Ее внутр. смысл доступен наукам о духе благодаря пониманию(с. познания совпадает с объектом, нахождение Я в Ты, жизнь узнает жизнь). Понимание возможно в искусстве и через осмысление истории. Объективация - первая структурная хар-ка исторического мира, абсол. Дух историчен и все что им создается. Вторая хар-ка - динамическая связь, продуцирующая ценности и цели. Автоцентричность каждой культурной системы и сообщества. Человек- существо историческое. Метафизические построения также являются продуктом истории. Задача философа - предложить критически понятую «философию» философии. Критика исторического разума из анализа исторических оснований. Относительность любого исторического феномена связана с фактом его конечности, но осознание конечности и относительности - последний шаг к освобождению человеку. Признание правомерности содержания каждого переживания. Перед лицом относительности ясна ценность непрерывной творческой силы как существенного исторического элемента. Смысл и значения прорастают в человеке и его истории, в историческом человеке.
«О четверояком корне закона достаточного основания». Феноменальность мира упорядочивается рассудком в когнитивный космос
посредством категорий каузальности. Только когда рассудок применяет закон
каузальности субъективное ощущение становится объективной интуицией. Эти 4 формы причинности строго структурируют весь мир представлений: физическую, логическую, математическую и моральную необходимость. Человек как явление подчиняется им, но будучи несводимым к явлению, имеет шанс узнать себя как свободное существо. 21.Волюнтаризм А. Шопенгауэра. (1788-1860). Германия. Мировая воля. «Мир как воля и представление». 1818. Воля - вещь сама в себе и отлична от явления (представления). Воля
вне области закона основания, которому подчинены ее проявления во
времени и пространстве. Воля действует слепо и направляется познанием. Учение о мировой воле и учение об индивидуальной воле (воля к жизни, проявляющаяся в мотивах действий людей, тоже имеет безусловную природу). Между ними нет никакого соприкосновения. Мировая воля не влияет на волю к жизни, она просто проявляется в явлениях (магнетизм, химизм ...). Воля - это вещь в себе, трансцендентная сущность. Дискурсивное познание невозможно, поддается интуитивному схватыванию. (Шопенгауэр был теоретиком вселенского пессимизма.) «Мир есть мое представление... Именно потому, что мир сам ничего не
знает о том, что он есть мир... Потому он становится миром для
первого познающего существа.» Картина мира двойственна и противоречива. Структурные характеристики мира объективации определены при посредстве «области идей», которые, «выражаясь в бесчисленных индивидах, предстоят как недостигнутые их образцы, или как вечные формы вещей». Соперничество, противоречия лишь проявление свойственного воле раздвоения самой себе. Это основа динамики мира. «Мировая воля и воля к жизни». Воля - воля к жизни как таковой - бесцельна, бесконечное стремление. Познание сперва исходит из самой воли как средства приспособления, но может освободиться от своей служебной роли, существовать само по себе как светлое зеркало мира, откуда и возникает искусство. 23.Детерминизм и проблема свободы у Шопенгауэра. Германия. Есть два рода познания: наука и искусство. Наука. Следит за законом основания в различных формах. Ее тема есть явление с его законами, связями и отношениями. - История следит за нитью событий, выводя их по закону мотивации, кот. определяет проявляющуюся волю там, где она освещена познанием. - Естеств. Науки рассматривают волю на более низких ступенях ее объективации, где она действует без познания. - Математика рассматривает чистые формы, в которых идеи представлены растянутыми на множества (во времени и пространстве). Искусство есть творение гения. Рассматривает все вне и независимо от
всяких отношений, истинное содержание явлений, не подвластное никакой
перемене, т.е. идеи, составляющие непосредственную объективацию воли. Человек живет либо добровольно, либо помимо своей воли. Воля
объективируется в человеке как воля к жизни. Будучи объективированной
она попадает под закон каузальности. Т.о. человек, осуществляющий себя
как волю к жизни, обречен быть несобственным образом. Человек не может
осуществиться в мире и движимый волей к жизни обречен на страдания. 24. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Дания. Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии. Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум
до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание
себя истинным человеком через отречение от объективного. Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих действий и т.д. 25. Диалектика отчаяния Кьеркегора. Дания. 26. Этика и религия в учении Кьеркегора. Серен Кьеркегор (1813-1855)магистр. диссертация «О понятии иронии»- Экзистенциальная диалектика - диалектика качественная, диалектика личностного бытия человека. Гегель - диалектика количественная, диалектика внешнего. Категория экзестенциальной диалектики - страх, отчаяние, тревога, свобода. !843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846- Кьеркегор предложил экзистенциальную аналитику трех форм жизни: эстетической, этической и религиозной. Негативные состояния дух. жизни(страх, тревога, беспокойство,
досада) - решающая сила для обращения человека к Христианству. Понятие первородного греха - источник отчаяния. Противопоставление этической и религиозной точки зрения на грех: 1- грех есть зло, 2- сознание вины явл. предпосылкой духовности, так ведет к осознанию собственного бессилия через страх и отчаяние. Христианская этика - моральная диалектика. Противоположность греха - не добродетель, а вера. Вера - высшая
духовность. Трагическое самоосознание - единственно нравственное. 1. Эстетик - человек лишенный рефлексии и самосознания. Этически не развит, естественен. массовый тип. Эстетизм - попытка человека организовать свою жизнь основываясь на собственных силах. Иллюзорность эстетизма, ибо Я, кот. обладает индивид в сфере эстетического - просто возможность. 2. Отчаяние осознается - попытка выхода к духовности. Отчаяние- слабость, не выводит в этическую сферу - желание избавится от собственного Я, отождествление с другим. Отчаянное желание не быть собой приводит к ситуации, когда спасать больше нечего. Отчаяние - вызов или мужественное отчаяние - высшая ценность есть непрерывность Я, что обеспечивается моральной ответственностью. Моральная ответственность, взятая на себя, связывает внутр. сущность и поведение в конкретную определенность, личность. Самое насыщенная и интенсивная форма отчаяния. Приводит к гордыне. Оно преувеличивает значение временного в ущерб возвышению до Бога. Этическая рефлексия - только приближение к духовности. 3. Религиозное - осознанное - отчаяние. Это сила способная вырвать человека из абсурдности его бытия. Только человеку, осознающему свою виновность и слабость перед Богом, доступны вера, духовность и нравственость. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |