![]() |
|
|
Ответы на вопросы по философии (для поступления в аспирантуру)17. Писарев. Революционный публицист, литературный критик, философ материалист. Угасание революционной волны в 1859-61г, убеждают в отсутствии в России условий необходимых для совершения революции, в неспособности крестьянства освободить себя. Гл. цель своей деятельности – разрешение «вопроса о голодных и раздетых людях», защищал соц. Идеал, правда ни одно соц. Учение не удовлетворяло. Не отказываясь от применения революционного насилия, П. Выдвинул идею «химического» пути революции – постепенных социальных изменений, суть к просвещению народа, увеличению производ. труда, улучшению условий жизни масс как осн. предпосылок коренной перестройки общественных учреждений. Для него прогресс научных знаний есть основа исторического развития.Это определило его борьбу против религии и «узколобого мистицизма» в науке, отвлекающих человечество с пути разумного прогресса и полностью игнорирующих «самые элементарные свидетельства опыта», обусловило отрицательное отношение к «умозрительной» философии Гегеля. Одним из первых пропагандировал активно в Рос. Дарвинизм. «Что можно разбить, то и нужно разбивать» - непримиримость шестидесятников к самод-крепост порядкам. Чернешевский. Мировоззрение складывалось под влиянием идей Белинского, Герцена, и нем. классической философии, особенно Феербаха. Свои теоретические воззрения целиком подчинял делу борьбы за освобождение простолюдинов, трудящихся от крепостничества. В гносеологии Ч стоял на строго материалистических позициях и резко критиковал агностицизм (Канта и др.). Источник познания Ч видел в объективном мире, воздействующим на органы чувств человека. Большое значение придавал практике, называл пробным камнем всякой теории. Диалектику Гегеля стремился переработать в материалистическом духе. В ряде вопросов он близко подходил к материалистическому объяснению общественной жизни. Это сказалось, прежде всего, в его понимании классового характера современного ему общества, в признании борьбы классов движущей силой развития. Ч подчеркивал связь идеологии и сознания людей с экономическими условиями их жизни; в истории общества основное значение имеют интересы трудящихся, считал народные массы главной движущей силой истории. Ч хотел перейти к социализму через старую крестьянскую общину ,он, как и Герцен, явился основоположником народничества. Народничество – система взглядов мелкобуржуазной демократии в России. Переплетение аграрной демократии с крестьянским социалистическим социализмом, надежда миновать капитализм. В 70-х гг. 19в Н становиться преобладающим направлением в рус демократическом движении, приобретает новые черты – «действенное» Н, для которого крестьянская революция становилась вопросом непосредственной практики. Наиболее видные идеологи Бакунин, Лавров, Ткачев. Будучи по своему общественно0политическому содержанию идеологией боевого революционного демократизма, в теоретическом отношении отставало от идей Ч. Сочетали стремление бороться с помещичьим землевладением и монархией с верой в совершенно особый путь развития России. Идея исторической необходимости Ч отрицалась Н, как оправдание неприемлемого для революционеров буржуазного пути развития. Свои тезис Н обосновывали ссылкой на особенность исторического процесса, на решающее значение в нем «субъективно-телеологической» деятельности человека, а так же рассмотрением всех общественных явлений с т. з. Определенного «нравственного идеала». В философии теоретики Н 70-х проповедовали позитивизм. Они опровергали философский материализм и его гносеологию как «метафизическое обобщение», выходящее за пределы науки. С 80-х гг. Н вступает в период глубокого кризиса, который был обусловлен, с одной стороны, неудачей социалистической пропаганды Н в деревне и разгром Народной воли. Часть революционеров перешла на позиции марксизма(Плеханов). В Н возобладало либеральное течение Михайловский, Южаков, отказались от борьбы за революционное низвержение существующего строя. Основная идея – противопоставление мелкого крестьянского хозяйства капитализму. 18.В.С Соловьев (1853 - 1900) - крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки. Центральная идея его философии - идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: "Все едино в боге". Всеединство - это единство творца и творения. Бог по С "космический разум", " особая организующая сила, действующая в мире". Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс - бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир - это не только творение бога. Основой мира является "душа мира" - София - связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соедине-ние человека с богом, воплащение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. И Х открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основополагающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала - Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное - особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима. Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными причинами. Федоров: “Общее дело”. Задача не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, а надо не страдать, а воскрешать. Воскрешение по цепочке от отца к сыну. Если говорить, что будем жить только мы, то это безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Соловьев. 1. Идея всеединства человечества, 2. идея софийности, 3. идея обожествления мира. Богочеловечество. Творчество (и творение) не заканчивается созданием мира. Человек вместе с богом участвует в совершенствовании мира. Спастись могут все, то что предсказано в Апокалипсисе это прогноз, предупреждение. Надо что-то менять сейчас, чтобы не прийти к этому. У человечества есть шанс прийти к Суду во всеоружии - встать вместе с Богом в гармонизации мира. Бог вместе с человеком - богочеловек. Обожествление мира. Человеку помогает София. - понятие вводит Булгаков, третье бытие, сочетающее в себе Бога и природу. Единство различных областей позитивной науки (религия, искусство, философия). Всеединая духовная деятельность. Всеединое культурное духовное развитие. Богочеловек это не сверхчеловек Ницше, здесь все по-другому. 18.Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следов. я сущ. Основа нравственности -- нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование. Высшая форма любви -- божественная. Ч-к, вставший на этот путь - Богочеловек. это есть сущность ел индивидуальности, все остальное второстепенно. Через бож любовь осуществляется соединение с Богом --- всеединство. Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея положительного всеединства или "всеединого сущего". Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель истор прогресса --- приблизить реальность к бож миру, так как реальн раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость божия). Мистический образ всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через бож любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и божеством. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном между бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи провиденционализма. В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение катол и правосл церквей. Русская идея --- историч долг России в создании соц троицы (аналог бож)- единение церкви, гос и общ. Флоренский --- продолжатель, стремился создать интегральную систему взглядов сс сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д.Вера определяет культ, культ --- миропонимание, а отсюда культура. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - "Фил-я общего дела". В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Вопросы - людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осознавать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем спасении. Психократия- община детей для воскрешения отцов. Пороки ко времени воскрешения будут изжиты. Основа морали --- ответственность человека перед предыдущими и будущими поколениями. В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, ЛОсский.) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества. Богоискательство. Цель общ развития в осуществлении правильно понимаемого нового христианства. религиозная реформация, создание богочеловечества, причем религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле. 19. Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка божественного и чел-ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт --- примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное. Ч-к --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид --- натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем. В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн. формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство, спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности может быть понято только в ее отношении к Богу. Соц философия. Общество есть объективация чел отношений, чуждая чел духу. Не личность есть часть общ, а общ--- часть личности. В объект общ царит разобщение, при наличии коммуникаций господствует всеобщее отчуждение, власть техники и гос. Идеал - коммюнотарность, против изолированного индивидуализма и механистического коллективизма. Особый тип общества, выраб в России. Прежде всего духовное возрождение России, религ мессианизм, идея братства всех народов. Особая роль России - связь Запала и Востока. 20. Циолковский. Ученый и мыслитель, один из основателей космонавтики. Высказывал идеи о возможности освоения околоземного пространства, расселения человека в космосе. Считал, все многообразие мира, включая человеческий организм, образуют ассоциации атомов, кот. понимаются им как особые частицы вещества. Человек может контролировать ход их развития и даже созидать принципиально новые биосущества, перестраивать свою биохимическую природу. Составной частью учения является т. н. «космическая этика» - выработка этических основ контакта с инопланетянами, признание необходимости совместного труда для преобразования космоса. 21.Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал гносеологические и социологические аспекты материального понимания истории в познании общественной жизни. Диалектический метод в виде Энгельсовской (его интерпритации Маркса были ближе) схематизации - "Диалектич. материализм" - его слова в раб. "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", ставшей программой рус. марксизма. Утверждение о "недостаточном фил. обосновании марксизма" разделялось П.Струве, С.Булгаковым - и Туган-Барановский "Легальные марксисты", здесь речь о прямых попытках соединения мар-ксизма с фил.критицизмом и об отрицании диалектики как в понимании формы движения, так и в качестве метода познания. Луначарский - "Материя не существует, существуют лишь явления", "мир суть явления, происходящие в нашем сознании". Т.О. в основном была критика. Ленин (1870-1924) считал, что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэк-мии, соцполит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе <Материализм и империализм> (Л) рассм. вопросы теории по-знания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого на-чиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики. Л. развил все составные части марксизма — философию, политич. экономию, научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской философии достижения науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил дальше учение диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, определив её как объективную реальность, существующую вне человеческого сознания, разработал коренные проблемы теории отражения человеком объективной действительности и теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя разработка материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы противоположностей. «Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях современного ему естествознания увидел начало грандиозной научной революции, сумел вскрыть и философски обобщить революционный смысл фундаментальных открытий великих исследователей природы... Высказанная им мысль о неисчерпаемости материи стала принципом естественнонаучного познания» (там же, с. 14). Крупнейший вклад внёс Л. в марксистскую социологию. Он конкретизировал, обосновал и развил важнейшие проблемы, категории и положения исторического материализма об обществ.-экономич. формациях, о закономерностях развития общества, о развитии производит, сил и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки, о классах и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.- освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии общества, о роли народных масс и личности в истории. Л. существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как становление и развитие капиталистич. способа произ-ва, в частности в относительно отсталых странах при наличии сильных феодальных пережитков, агр. отношения в условиях капитализма, а также анализ бурж. и бурж.-де-мократич. революций, социальной структуры капиталистич. общества, сущности и формы бурж. государства, историч. миссии и форм классовой борьбы пролетариата. Важное значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в историч. развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения. Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии капитализма. Вскрыв сущность империализма как монополистич. и гос.-монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные признаки, показав крайнее обострение всех его противоречий, объективное ускорение создания материальных и социально-политич. предпосылок социализма, Л. сделал вывод о том, что империализм — это канун социалистич. революции. 22. 23 Движение. Важнейший атрибут, способ существования материи. Включает в себя все происходящие в природе и об-ве процессы. В самом общем виде Д – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, так как нет и не может быть Д без материи. Д материи абсолютно, тогда как всякий поток относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело, покоящееся по отношению к земле, движется вместе с ней вокруг солнца, с солнцем – вокруг галактики. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Т. о. Д определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Изменение.- переход из одного состояния в другое. И включает в себя любые пространственные перемещения тел, внутренние превращения форм движения, все процессы развития, а также возникновение новых явлений в мире. И охватывает как количественное увеличение или уменьшение характеристик тел, так и их качественные трансформации. Исторически претерпевают изменения не только любые конкретные свойства тел, но и сами законы движения материи. В фил-ии И всегда противопоставлялись покой и устойчивость тел, но они относительны, так как являются частным случаем и результатом общего движения материи. Развитие- необходимое движение, изменение во времени. Перемещение в пространстве представляет собой Р постольку, поскольку в нем в снятом виде сохраняется изменение во времени. Движение всегда направленно, направленность не может быть характеристикой движения как способа существования материи, как бесконечного. Направленность движения- характеристика каждого конечного движения. Р, так же как и движение бесконечно постольку, поскольку оно материально, и вместе с тем Р существует как отдельный конечный процесс. Р бывает восходящее и нисходящее, от внещнего к внутреннему, от случайного к необходимому и т.д. Р совершается спиралевидно, в единстве и борьбе противоположностей, как переход количества в качество и обратно. Всякий отдельный процесс Р имеет стадии: подготовку предпосылок его образования, т. е. гл. обр. внешнее движение(начало процесса Р).; возникновение, т. е. переход к внутреннему движению; формирование, т.е. преобразование новым процессом Р тех условий, из кот. он возник; собственно Р, или зрелость процесса Р , т.е. его существование на своей основе; умирание, разрушение процесса. Становление- фил. Категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход, превращение. Классическим представителем концепции С был Гераклит, понимание действительности можно выразить в формуле «все течет». Категория С органически связанна с диалектическим воззрением на мир: в ее основе лежит взгляд на любую вещь, явление как на единство противоположностей – бытия и небытия; она несовместима с матафизическими представлениями о возникновении и развитии как о простом количественном увеличении или уменьшении. Диалектическое содержение категории С подробно развил Гегель; в его философии категория С выступает в качестве «первой истины», составляющей «стихию» всего последующего развития логических определений. С как единство бытия и ничто представляет собой абстрактное выражение возникновения, порождения вещей и явлений: не существует ничего такого, «что не было бы средним состоянием между бытием и ничто» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |