![]() |
|
|
Ответы на вопросы по философии (для поступления в аспирантуру)В связи с этим следует отметить, что практика конечно же ломает, разрушает наличные формы, не только преобразует, преображает, но и уродует, искажает их. Понятно, что не все практически творимое человеком является благодеянием: об этом свидетельствуют и негативные последствия научно-технической революции, и сложные экологические проблемы и т.д. Однако главным творением человека является сам человек, и это подчеркивает созидательную, творческую роль практики. Познавательные функции практики таковы: 1) она - источник возникновения познания, основа его существования и развития, ибо в практике накапливается опыт, появляется потребность в познании, возникают проблемы и задачи, вырабатываются разнообразные средства их разрешения; 2) она конечная цель познания, сфера приложения созданных знаний. Познание осуществляется не ради познания, а ради человеческих потребностей, т.е. практики. Практика - это чувственно-предметная деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на основе истинного познания. Она является источником, основой и целью познания, а также критерием истины. 28. Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знание, составляющее целую научную область; знания, представляющие всю науку. о структуре лок чуть позже. 2 уровень. в науке всегда осуществляется интегративная фукц, то есть любая научн дисц интегрирует охватываемые ею знания. Она состоит из таких научн областей, специфика которых отображается относительно замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории. Именно они объединяют вокруг себя соответствующий данной предметной области эмпирический материал. 3уровень. Наука сущ не только для того, чтобы отображать действительность, но и для того, чтобы рез-ты этого отражения моли быть использованы людьми. На науку оказывает влияние определенная форма культуры, в которой она формируется. Стиль научного мышления вырабатывается на базе не только соц -научных, но и философских представлений, обобщающих развитие как науки, так и всей челов практики. НЕобходимо отметить, что различные области науки выполняют различные функции. 1 уровень. Выделяют эмпирические и теоретические знания. В науке разл эмпир и теорет уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. - методов познав активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания. Эмпир исследование, выявляет все новые данные наблюд и эксперим, ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед наблюдением и эксперим все более сложные задачи. Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы. Постановка проблемы и исследов программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает иисследов программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы. Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов программой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Но чел не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс. В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент, когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред условия. Экспер двусторонен. С одной стор он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных. Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс -научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдение; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет обобщение. Эксперимент одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности людей, использует теоретич знания, являясь частью эмпирики.Виды экс : исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий. Мысленный --- особый вид между теор и эмпирич. Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. "Факты - это воздух ученого", - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для н анализа явл не просто един факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теорет обобщения. Из соответственно подобр фактов можно построить любую теорию. Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Человеческое познание представляет собою единство чувственного и мыслительного отражения на основе практики, которое является историчным и особенно четко проявляется на разных уровнях познания. Единство чувственного и мыслительного отражения, при котором чувственное главенствует, а мышление играет подчиненную ему и вспомогательную роль, характеризует эмпирическое познание. Единство же познавательного процесса, в котором, наоборот, чувственное познание подчинено мысленному, преобразуется в него, характеризует теоретическое познание. Задача эмпирического познания - сбор, систематизация, описание фактов, их первичная обработка. Эмпирическое познание решает вопросы: что есть что? что и как происходит? Теоретическое же познание решает вопрос: почему нечто так происходит и может ли оно происходить иначе, чем происходит. Теоретическое познание разрешает противоречия, на которые наталкивается эмпирическое познание. Первоначальной формой разрешения возникающих при этом проблем является идея, то есть предложение о возможном преодолении затруднений познания. Новая идея ведет и направляет познание к открытию новых фактов. Если основной категорией эмпирического познания является факт, то формами развития теоретического познания выступают гипотеза (предположительное знание) и теория (взаимосвязь многообразных суждений о познавательных объектах, отражающая законы функционирования и развития познаваемого; объяснение фактов эмпирического познания и, в конечном итоге, - мощное средство практического преобразования действительности). Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений, являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию. Чувственное отражение человека (предметы, данные в нем, способы их созерцания человеком, сами органы его чувств) суть продукт всемирной истории. Все, что созерцает человек, - это продукт истории его социальной действительности. Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей. Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения 29. Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью - количества. Качество - внутренняя специфическая определённость вещи. Качество - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Качество - целостная характеристика вещи, свойства - множественная характеристика. Вещь обладает одним качеством и многими свойствами. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Переход количественных изменений в качественные-один из основных законов диал. Объясняющий как происходит движение и развитие. Констатирует, что накопление незаметных постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы,об-ва и мышления. Важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от метафизики, сводящих движение к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового. Кол-е и кач-е изменения взаимосвязанны и обусловливают друг друга; имеет место не только переход кол в кач, но и обратный процесс – изменение колич. характеристик в рез-те изменения кач. предметов. Колич. и кач. изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним св-вам менее общим являются качественными, по отношению к другим более общим – количест. Любой процесс развития одновременно прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качест. скачка, а непрерывность – в форме количественного изменения. Эволюция и революция-понятия применяемые для характеристики различных сторон развития. Под Э в широком смысле понимается изменение бытия и сознания(в этом смысле понятие Э близко к понятию Развитие), включающее в себя как кол-ные так и качественные преобразования. Соотношение последних в развитии и выражается через соотнесение понятий Э и Р. Термином Э обозначаются более или менее медленные постепенные кол-е изменения, а Р- коренные, качественные скачкообразные преобразования. Отношение Э и Р выражает закон перехода кол-ных изменений в кач-е. Новое не может возникнуть не из ничего как продукт креационизма – оно всегда рез-тат предшествующих состояний. Вместе с тем предшествующее состояния сами по себе не могут породить нового, ибо новое есть нечто принципиально иное, чем те состояния, из которых оно возникло. В рамках метафизики это противоречие не разрешимо, т.к. мет-е мышление отрывает одну сторону противоречий от другой и абсолютизирует ее. 30.Тождество-категория, выражающая равенство предмета, явления с самим собой. Поскольку мат. действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных самих себе предметов, даже в их основных св-вах, не бывает. Само отождествление отдельных предметов требует их предварительного отличия от других предметов; с др. стороны часто приходится отождествлять различные предметы, сл-но Т связано с различием, и всякое тождество вещей временно, а их развитие абсолютно. В точных науках абстрактное Т, в соотв. С законом Лейбница, используется потому, что в процессе познания необходимы в известных условиях идеализация и упрощение действительности. Различие – категория, выражающая одну из сторон противоречия. Р – необходимый момент развития, самодвижения материи. Р не существует без Т. Как и Т, Р бывает внешним и внутренним. Внешнее Р есть Р вещей, процессов и т.д., поскольку они внутренне не связаны, не едины друг с другом, но сходны. Внутреннее Р- Р внутренне связанных друг с другом, единых. Оно означает, что данная вещь образуется из чего-то иного и превращается в нечто иное, оставаясь вместе с тем до поры до времени самим собой. Категория Р характеризует один из первых этапов развития противоречия, когда последнее представляет собой еще не вполне развившее противоречие. С помощью этой категории процесс развития отражается в мышлении более глубоко, чем посредством категории Т. В ней фокусируются та стадия вещи, когда последняя, возникнув в качестве отличной от того, из чего она возникла, включает в себя как подчиненный момент тождество с ним. Противоположность-категория, выражающая одну из ступеней развития противоречия. Пр. как и Р, бывают внешними и внутренними. Внешняя Пр. есть крайняя степень неодинаковости в чем-то сходных, но внутренне не связанных друг с другом сторон, процессов. Внутренняя Пр. предполагает наличие внутренней связи, внутреннего единство противоположных сторон. Пр.-более развитая ступень противоречия, чем Р. Если на стадии Р старое и новое гл. образом сосуществуют наряду друг с другом, то на ступени Пр. они преимущественно отрицают друг друга. Противоречие- категория выражающая внутренний источник всякого движения, развития. Признание внутреннего Пр., единства внутреннего и внешнего Пр. отличает диал. от метаф. Д. отличается от мет-ки не вообще признанием Пр., а признанием Пр. именно в сущности предметов, т.е. признанием существенных, необходимых Пр. Пр., рассматриваемое диал., будучи ист-ком движения само движется. К ступеням развития Пр. в самой сущности предметов относятся Т,Р,Пр, Пр,или собственно Пр. Сле-но, категория «Пр» характеризует и все ступени развития Пр. в сущности предметов и высшую его ступень. Уже Т есть зародыш Пр., т.к. старое, будучи существенно тождественно самому себе, содержит в себе предпосылки нового. , т.е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчиненных Т. Р. также есть еще не вполне развитое Пр., ибо, хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиватся из старого, в связи со старым. В противоположности Пр. еще более развиваются, ибо, хотя и выдвигаются на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого. На высшей ступени Пр., или на ступени собственно Пр., новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей. На ступени Пр. главное становится не отрицание сторонами Пр. друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Достижение высшей ступени Пр. тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень Пр. есть отрицание предметом самого себя, своим внутренним движением. Пр., рассматриваемое диал., всеобще, оно действует и в природе, в сознании, в обществе. Закон единства и борьбы противоположностей-всеобщий закон действительности и ее познания чел-ким мышлением, выражающий суть мат. диатект. Каждый объект заключает в себе противоположности: 1. находятся в неразрывном единстве, 2.взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т.е. 3. взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким потусторонним силам, позволяет понять движение как самодвижения. Диал. мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в кот-ой противоположности взаимопроникают, обуславливая весь процесс развития.. Метафизика трактует источник движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство как существующее рядом с многообразием. Мета-ка толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних рез-тов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. 31. Отрицание. В материалистической диалектике о рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Логическая операция, с помощью кот. из данного высказывания порождается новое высказывание, такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О ложно, и наоборот. Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован Гегелем. ОО выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития нек-х свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалект. Категория ОО означает превращение одного предмета в др. при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, кот. открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диал. Отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диал. Отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущим ему противоречиями, наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта, что означает возникновение третьего, по отношению к двум противоположностям. И т.к. они не только исключают, но и взаимопроникают в друг друга, то третье есть такое отрицание, кот. одновременно выступает как сохранение. Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им , образуя «возврат к якобы старому». И в мышлении это выражается через ОО. Из принципа единства диал., логики и теории познания следует, что только через исследование ЗОО как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. ЗОО выступает и как закон познания и как закон объективного мира. 32 . Категории- высказывание, свидетельство. Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру,отражающие наиболее общие и существенные св-ва, законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К уходят в прошлое. Аристотель – для него проблема К выступила как проблема соотнесения содержания высказывания о некотором сущем с самим этим сущем. С его точки зрения в высказываниях связываются понятия( роды и виды) выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Ар. Высоко оценивал познавательное значение К. Однако активность чел-ка в процессе познания, благодаря которой общие понятия(роды, виды) соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовные. В новое время учение о К развивали представители нем. класс. Идеализма. Для Канта К – это всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивание нашего опыта. Гегель понимал К как развивающееся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщей формы его саморазвития и самоопределения, как прочные узлы, служащие опорными и направляющие пунктами его(духа или сознания) жизни. Для Гегеля К в своем самодвижении осуществляет себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающееся в их воплощение. Неопозитивизм К либо игнорируются либо рассматриваются как чисто субъективные и удобные формы организации человеческого опыта, вместилище данных опыта, определенные языковые образования. В некоторых направлениях идеалистической фил-ии К относят к чисто духовным, трансцендентным сущностям. С точки зрения маркс. фил-и К сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Основные К диамата – материя и движение, время и пространство, качество и количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, содержание и форма, возможность и действительность и др. В своей необходимой взаимосвязи К образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в кот-ых отражается форы бытия природы и общественной жизни. Основным принципом построения системы К является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. 33. Понятие общества. Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. "Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую чел деятель-ность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал организаци-онноо опыта и исследовать с организ точки зрения" В основе соц фил могут лежать раз-личные подходы, тогода соотв получаются и различные модели. Рассмотрим некоторые из них. В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич... Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из закона всемир-ного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий принимает фаталистиче-скую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причи-ны. "Каждое добровольное действие явл вынужденным", "все действия необходимы". Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых исключ на своих интере-сах. Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач цементирующего начала бе-рется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в на-турал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ мо-ральным принципам, ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге "Единственный и его собственность". Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу "мнения правят ми-ром". Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие обще-ства полностью определяется действием мирового разума или волевая активность чело-века. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода. В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории. Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни понималась духов-ность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб человек. В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире. Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость - рассудком. Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как объект и как субъ-ект мат действительности. Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного вопроса фил в применении к обществу. "Сознание людей зависит от их бытия". Это утверждение вытекает из простого факта, что "люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусст-вом, религией..." А для этого нужно трудиться, производить мат блага. Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1. производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя. 2. истор процесс, общ бытие но-сят объект характер 3. главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народ-ные массы. 4. средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства. Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы. В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт: 1.Общ от-ношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это значит что соц зако-ны - зак не только мат, он и духовной деятельноси. 2.Поскольку общество одновр явля-ется и объектом и субъектом, соц зак - это зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность пре-следующего свои цели человека. 3.Соц законы по хар своей деят - статистические. 4. Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция про-текает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий. Соц законы: 1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам деятельно-сти. 2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке 3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил. 4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций 5. закон социальной революции 6.закон возрастающей роли нар масс в истории 7. закон относительной самостоятельности общ сознания. 8. закон возвышения потребностей. Сущ большое кол-во соц законов частного порядка, кот действуют в опред сферах обще-ства. Но в люб случае независмо от масштаба действия соц законы отражают наличие соц необходимости и объект хода общ жизни. Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц материя, соц время, соц пространство, соц противоречие, соц отрицание, соц революция, общ бытие и общ созна-ние. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ производст-ва... Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности, так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась. "Люди е меют своб в выборе своих производительных сиол, кот образуют основу всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила, продукт предшеств деятельности. Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она выражается, если сущ соц законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе необходимости про-тивостоит случайность. В обществе с ей соотносится свобода. Свободе враждебны не за-коны, а беззаконие, хаос. И необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функц нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющее-ся, что выраж в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.Мир история - это процесс воз-растания степени свободы, но в каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина - наличие разнообразных возможностей. 34. Выделение человека из животного мира — столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа. Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях, порой совершенно обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Неудивительно, что современные научные представления о становлении человека покоятся в основном на гипотезах. Более или менее достоверными можно считать лишь общие (но как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса.К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прерыв постепенности» — революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на него эвристическое воздействие. Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося в течение 3—3,5 млн лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся «писаная история».Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогенеза играла и играет трудовая гипотеза, набросанная Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и детально обоснованная советскими антропологами и археологами. Гипотеза эта нашла признание и у многих антропологов-немарксистов, выступавших против идеалистических истолкований становления человека. Вместе с тем определяющее значение труда в процессе антропосоциогенеза нельзя толковать в духе натуралистических (тем более механистических) представлений о причинных зависимостях. Важнейшая черта антропосоциогенеза — его комплексный характер. Поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что, скажем, «сначала» возник труд, «потом» — общество, а «еще позднее» — язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального (и именно в этом смысле первичного) антропогенетического фактора, в связи с которым формируются и общежитие, и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Общественное бытие и общественное сознание – две стороны, мат. и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под о.б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения, в кот. люди вступают в процессе этого производства. О.с. это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические и др. теории, фил-я, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимодействии о.б и о.с. является конкретизацией основного вопроса философии в применении к об-ву. До Марк. Определяющая роль сознания. По М. Сознание не что иное как отражение в духовной жизни людей их о.б. Не сознание определяет жизнь, а жизнь сознание. О.с и о.б. подвижны и развиваются вместе с развитием общественной жизни. На первой ступени истории о.с. формируется как непосредственное порождение мат. отношений людей, то в дальнейшем, с развитием классов, политики, о.б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множиство промежуточных звеньев, каковыми являются госуд. и гос. строй. правовые и полит. отношения. Изменение в мат. жизни общества никогда не создают заново продукты о.с. ибо духовные представления – научные, фил-е,худож-е, зависят от ранее накопленного материала и подчиняются определенной внутренней логики своего развития. Кроме того, изменения в мат. отношениях, не могут вызвать мгновенного изменения о.с., т.к. духовным представлениям людей свойственна инерция. В то же время необходимо учитывать и большую роль о.с. и воздействия на о.б. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. Вопроса фил-и: что первично, а что вторично. За пределами этого вопроса противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды роль о.с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено о.б. 39.Социальная революция- коренной поворот жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя, средство перехода от одной об-эк формации к другой. М-Л учит, что революции – это необходимый закономерный рез-т развития классовой борьбы антагонистических формаций. СР завершает процесс революции, постепенного созревания в недрах старого об-ва элементов или предпосылок нового общественного строя. Разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющие эти отношения политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями – господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой гос. власти. Поэтому, что бы расчистить путь общественному развитию передовые классы должны ниспровергнуть существующий гос. строй. Основным вопросом всякой СР – вопрос о полит. власти. Переход гос. власти из рук одного в руки другого класса есть главный признак революции как в строго научном, так и в политическом значении этого понятия. Революционная ситуация- совокупность объективных условий, выражающих экономический и политический кризис данного общественного строя, и определяющих возможность рев. социальной. Характеризуется: 1. Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство. Невозможна без общенационального кризиса: Верхи не могут, низы не хотят. 2. Обострение выше обычного, нужды и бедствия угнетенных классов. 3. Значительное повышение активности масс. Необходимо так же к объективным условиям присоединились субъективные, т.е. способность революционного класса к смелой самоотверженной борьбе, наличие опытной революционной партии. 27. Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации. Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие. Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град). Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное. Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания. В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры. Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве. Практика - это материальная, чувствнно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под пр прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ характер. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства достиж цели и р-т деятельности.Общ практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-третьих, практ служит критерием истинности рез познания.Основными видами практ явл материально-произв деят людей и социально-преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид практики. Н. теория и практ составл такое единство противопол, в кот практике изначально принадлежит реш. роль. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Если практ предшествует теор в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого н. мышления в знач степени возрастает возможность и необход внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к практике., что открывает путь выходу теорет мышления из под власти непосредств опыта.История познания свидетельствует о том, что вслед за применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв области теории. Естеств и обществ науки, выходя на арену практ применения, создают механизм обратной связи между теорией и практикой. Этот мех позволяет осущ взаимокорректировку теорет и практ деятельноси, кот и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Тесное взаимоувязывание теор и практ, четкость действия мех обратной связи особенно ощутимы на соврем этапе развития общества.Пон практики в истории фил трактовалось по разному. Идеализм трактовал ее как деятельность духа. Гегель - практ есть волевая деятельность идеи”. Субъект идеалисты поним под пр. деятельность обусловленную волей, интуицией или подсозн началом., например “религиозный опыт”.Поскольку практ деятельность носит осознанный хар-р, постольку дух начало, безусловно, составл ее необходимый момент. И нельзя разрывать единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более противопоставлять их. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |