![]() |
|
|
О взаимосвязи философии и математикиp> Следует обратить внимание и на обратную связь - на роль математики в формировании элейской философии. Так, установлено, что апории Зенона связаны с нахождением суммы бесконечной геометрической прогрессии. На этом основании советский историк математики Э. Кольман сделал предположение, что«именно на математический почве суммирования таких прогрессий и выросли логико-философские апории Зенона»[13]. Однако такое предположение, по- видимому, лишено достаточных оснований, так как оно слишком жестко связывает учение Зенона с математикой при том, что имеющие исторические данные не дают основания утверждать, что Зенон вообще был математиком. Огромное значение для последующего развития математики имело повышение уровня абстракции математического познания, что произошло в большей степени благодаря деятельности элеатов. Конкретной формой проявления этого процесса было возникновение косвенного доказательства («от противного»), характерной чертой которого является доказательство не самого утверждения, а абсурдности обратного ему. Таким образом, был сделан шаг к становлению математики как дедуктивной науки, созданы некоторые предпосылки для ее аксиоматического построения. Итак, философские рассуждения элеатов, с одной стороны, явились мощным толчком для принципиально новой постановки важнейших методологических вопросов математики, а с другой - послужили источником возникновения качественно новой формы обоснования математических знаний. ДЕМОКРИТ Аргументы Зенона вскрыли внутренние противоречия, которые имели место в сложившихся математических теориях. Тем самым факт существования математики был поставлен под сомнение. Какими же путями разрешались противоречия, выявленные Зеноном ? Простейшим выходом из создавшегося положения бал отказ от абстракций в
пользу того, что можно непосредственно проверить с помощью ощущений. Такую
позицию занял софист Протагор. Он считал, что «мы не можем представить себе
ничего прямого или круглого в том смысле, как представляет эти термины
геометрия; в самом деле, круг касается прямой не в одной точке»[14]. Таким
образом, из математики следует убрать как ирреальные: представления о
бесконечном числе вещей, так как никто не может считать до бесконечности;
бесконечную делимость, поскольку она неосуществима практически и т.д. Таким
путем математику можно сделать неуязвимой для рассуждений Зенона, но при
этом практически упраздняется теоретическая математика. Значительно сложнее
было построить систему фундаментальных положений математики, в которой бы
выявленные Зеноном противоречия не имели бы места. Эту задачу решил Демокрит был, по мнению Маркса, «первым энциклопедическим умом среди
греков»[15]. Диоген Лаерций (III в. н.э.) называет 70 его сочинений, в
которых были освещены вопросы философии, логики, математики, космологии,
физики, биологии, общественной жизни, психологии, этики, педагогики,
филологии, искусства, техники и другие. Аристотель писал о нем: «Вообще,
кроме поверхностных изысканий, никто ничего не установил, исключая Вводной частью научной системы Демокрита была «каноника», в которой
формулировались и обосновывались принципы атомистической философии. Затем
следовала физика, как наука о различных проявлениях бытия, и этика. Задача научного познания, согласно Демокриту, состоит в том, чтобы
наблюдаемые явления свести к области «истинного сущего» и дать им
объяснение исходя из общих принципов атомистики. Это может быть достигнуто
посредством совместной деятельности ощущений и разума. Гносеологическую
позицию Демокрита Маркс сформулировал следующим образом: «Демокрит не
только не удалялся от мира, а, наоборот, был эмпирическим
естествоиспытателем»[17]. Содержание исходных философских принципов и
гносеологические установки определили основные черты научного метода Математика по праву должна считаться у Демокрита первым разделом
собственно физики и следовать непосредственно за каноникой. В самом деле,
атомы качественно однородны и их первичные свойства имеют количественный
характер. Однако было бы неправильно трактовать учение Демокрита как
разновидность пифагореизма, поскольку Демокрит хотя и сохраняет идею
господства в мире математической закономерности, но выступает с критикой
априорных математических построений пифагорейцев, считая, что число должно
выступать не законодателем природы, а извлекаться из нее. Математическая
закономерность выявляется Демокритом из явлений действительности, и в этом
смысле он предвосхищает идеи математического естествознания. Исходные
начала материального бытия выступают у Демокрита в значительной степени как
математические объекты, и в соответствии с этим математике отводится видное
место в системе мировоззрения как науке о первичных свойствах вещей. Однако
включение математики в основание мировоззренческой системы потребовало ее
перестройки, приведения математики в соответствие с исходными философскими
положениями, с логикой, гносеологией, методологией научного исследования. У Демокрита все математические объекты (тела, плоскости, линии, точки)
выступают в определенных материальных образах. Идеальные плоскости, линии,
точки в его учении отсутствуют. Основной процедурой математического
атомизма является разложение геометрических тел на тончайшие листики Руководствуясь положениями математического атомизма, Демокрит проводит ряд конкретных математических исследований и достигает выдающихся результатов (например, теория математической перспективы и проекции). Кроме того, он сыграл, по свидетельству Архимеда, немаловажную роль в доказательстве Евдоксом теорем об объеме конуса и пирамиды. Нельзя с уверенностью сказать, пользовался ли он при решении этой задачи методами анализа бесконечно малых. А.О. Маковельский пишет: «Демокрит вступил на путь, по которому дальше пошли Архимед и Кавальери. Однако, подойдя вплотную к понятию бесконечно малого, Демокрит не сделал последнего решительного шага. Он не допускает безграничного увеличения числа слагаемых, образующих в своей сумме данный объем. Он принимает лишь чрезвычайно большое, не поддающееся исчислению вследствие своей огромности число этих слагаемых»[18]. Выдающимся достижением Демокрита в математике явилась также его идея о построении теоретической математики как системы. В зародышевой форме она представляет собой идею аксиоматического построения математики, которая затем была развита в методологическом плане Платоном и получила логически развернутое положение у Аристотеля. ПЛАТОНОВСКИЙ ИДЕАЛИЗМ Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность. Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она
всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний «человек с
любыми природными свойствами не станет блаженным»[19], в своем идеальном
государстве он предполагал «утвердить законом и убедить тех, которые
намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в
науке счисления»[20]. Систематическое широкое использование математического
материала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платон
подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства. Значительно в большей мере, чем в гносеологии, влияние математики обнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения материальной действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины и образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к единству. Чувственно воспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс построения космоса описан в диалоге «Тимей». Ознакомившись с этим описанием, нужно признать, что Создатель был хорошо знаком с математикой и на многих этапах творения существенно использовал математические положения, а порой и выполнял точные вычисления. Посредством математических отношений Платон пытался охарактеризовать и некоторые явления общественной жизни, примером чего может служить трактовка социального отношения «равенство» в диалоге «Горгий» и в «Законах». Можно заключить, что Платон существенно опирался на математику при разработке основных разделов своей философии: в концепции «познание - припоминание», учении о сущности материального бытия, об устройстве космоса, в трактовке социальных явлений и т.д. Математика сыграла значительную роль в конструктивном оформлении его философской системы. Так в чем же заключалась его концепция математики? Согласно Платону, математические науки (арифметика, геометрия,
астрономия и гармония) дарованы человеку богами, которые «произвели число,
дали идею времени и возбудили потребность исследования вселенной»[21]. Таким образом, в исторически сложившейся системе математических
знаний, Платон выделяет только умозрительную, дедуктивно построенную
компоненту и закрепляет за ней право называться математикой. История
математики мистифицируется, теоретические разделы резко противопоставляются
вычислительному аппарату, до предела сужается область приложения. В таком
искаженном виде некоторые реальные стороны математического познания и
послужили одним из оснований для построения системы объективного идеализма Вопрос о влиянии, оказанном Платоном на развитие математики, довольно
труден. Длительное время господствовало убеждение, что вклад Платона в
математику был значителен. Однако более глубокий анализ привел к изменению
этой оценки. Так, О. Нейгебауэр пишет: «Его собственный прямой вклад в
математические знания, очевидно, был равен нулю... Исключительно
элементарный характер примеров математических рассуждений, приводимых Платону принадлежит разработка некоторых важных методологических
проблем математического познания: аксиоматическое построение математики,
исследование отношений между математическими методами и диалектикой, анализ
основных форм математического знания. Так, процесс доказательства
необходимо связывает набор доказанных положений в систему, в основе которой
лежат некоторые недоказуемые положения. Тот факт, что начала математических
наук «суть предположения», может вызвать сомнение в истинности всех
последующих построений. Платон считал такое сомнение необоснованным. Критика, которой подвергались методология и мировоззренческая система СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ МАТЕМАТИКИ АРИСТОТЕЛЯ К. Маркс назвал Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) «величайшим философом
древности»[29]. Основные вопросы философии, логики, психологии,
естествознания, техники, политики, этики и эстетики, поставленные в науке Ко времени Аристотеля теоретическая математика прошла значительный
путь и достигла высокого уровня развития. Продолжая традицию философского
анализа математического познания, Аристотель поставил вопрос о
необходимости упорядочивания самого знания о способах усвоения науки, о
целенаправленной разработке искусства ведения познавательной деятельности,
включающего два основных раздела: «образованность» и «научное знание дела». Исходным этапом познавательной деятельности, согласно Аристотелю,
является обучение, которое «основано на (некотором) уже ранее имеющемся
знании... Как математические науки, так и каждое из прочих искусств
приобретается (именно) таким способом»[30]. Для отделения знания от
незнания Аристотель предлагает проанализировать «все те мнения, которые по-
своему высказывали в этой области некоторые мыслители»[31] и обдумать
возникшие при этом затруднения. Анализ следует проводить с целью выяснения
четырех вопросов: «что (вещь) есть, почему (она) есть, есть ли (она) и что Основным принципом, определяющим всю структуру «научного знания
дела»[33], является принцип сведения всего к началам и воспроизведения
всего из начал. Универсальным процессом производства знаний из начал,
согласно Аристотелю, выступает доказательство. «Доказательством же я
называю силлогизм, - пишет он, - который дает знания». Изложению теории
доказательного знания полностью посвящен "Органон" Аристотеля. Основные
положения этой теории можно сгруппировать в разделы, каждый из которых
раскрывает одну из трех основных сторон математики как доказывающей науки: Существование математических объектов признавалось задолго до 1. В чувственных вещах математические объекты не существуют, так как 2. «Невозможно и то, чтобы такие реальности существовали обособленно»[36]. Аристотель считал предметом математики «количественную определенность и непрерывность». В его трактовке «количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых ...является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это величина, если его можно измерить»[37]. Множеством при этом называется то, «что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные, величиною то, что делится на части непрерывные»[38]. Прежде чем дать определение непрерывности, Аристотель рассматривает понятие бесконечного, так как «оно относится к категории количества» и проявляется прежде всего в непрерывном. «Что бесконечное существует, уверенность в этом возникает у исследователей из пяти оснований: из времени (ибо оно бесконечно); из разделения величин..; далее, только таким образом не иссякнут возникновение и уничтожение, если будет бесконечное, откуда берется возникающее. Далее, из того, что конечное всегда граничит с чем- нибудь, так как необходимо, чтобы одно всегда граничило с другим. Но больше всего -...на том основании, что мышление не останавливается: и число кажется бесконечным, и математические величины»[39]. Существует ли бесконечное как отдельная сущность или оно является акциденцией величины или множества? Аристотель принимает второй вариант, так как «если бесконечное не есть ни величина, ни множество, а само является сущностью..., то оно будет неделимо, так как делимое будет или величиной, или множеством. Если же оно не делимо, оно не бесконечно в смысле непроходимого до конца»[40]. Невозможность математического бесконечного как неделимого следует из того, что математический объект - отвлечение от физического тела, а «актуально неделимое бесконечное тело не существует»[41]. Число «как что-то отдельное и в то же время бесконечное»[42] не существует, ведь «...если возможно пересчитать счислимое, то будет возможность пройти до конца и бесконечное»[43]. Таким образом, бесконечность здесь в потенции существует, актуально же - нет. Опираясь на изложенное выше понимание бесконечного, Аристотель
определяет непрерывность и прерывность. Так, «непрерывное есть само по себе
нечто смежное. Смежное есть то, что, следуя за другим, касается его»[44]. Невозможность составления непрерывного из неделимых и необходимость
его деления на всегда делимые части, установленные для величины, Аристотель
распространяет на движение, пространство и время, обосновывая (например, в «Началами... в каждом роде я называю то, относительно чего не может
быть доказано, что оно есть. Следовательно, то, что обозначает первичное и
из него вытекающее, принимается. Существование начал необходимо принять,
другое - следует доказать. Например, что такое единица или что такое прямое
или что такое треугольник (следует принять); что единица и величина
существует, также следует принять, другое - доказать»[48]. В вопросе о
появлении у людей способности познания начал Аристотель не соглашается с
точкой зрения Платона о врожденности таких способностей, но и не допускает
возможности приобретения их; здесь он предлагает следующее решение: Во-первых, он выделяет «начала, из которых (что-либо) доказывается, и
такие, о которых (доказывается)»[52]. Первые «суть общие (всем начала)»,
вторые - «свойственные (лишь данной науке), например, число, величина»[53]. Выбор начал у Аристотеля выступает определяющим моментом построения доказывающей науки; именно начала характеризуют науку как данную, выделяют ее из ряда других наук. «То, что доказывается», можно трактовать очень широко. С одной стороны, это элементарный доказывающий силлогизм и его заключения. Из этих элементарных процессов строится здание доказывающей науки в виде отдельно взятой теории. Из них же создается и наука как система теорий. Однако не всякий набор доказательств образует теорию. Для этого он должен удовлетворять определенным требованиям, охватывающим как содержание доказываемых предложений, так и связи между ними. В пределах же научной теории необходимо имеет место ряд вспомогательных определений, которые не являются первичными, но служат для раскрытия предмета теории. Хотя вопросы методологии математического познания и не были изложены
1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний, М., Мысль, 1987.
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |