![]() |
|
|
Проблема идентификации человека в пространстве историиp> Во всяком случае, маленький временной континуум индивида как генезиса определённо представляется (подобно индивиду как ячейке или индивиду как организму) результатом и объектом дисциплины. И в центре этого серийного разбиения времени находиться процедура, являющаяся здесь тем же, чем было составление «таблицы» для распределения индивидов и разбивки на ячейки или«манёвр», - для экономии деятельностей и органического контроля. Эта процедура – «упражнение». Упражнение есть техника, посредством которой телам диктовались задания – одновременно повторяющиеся и различные, но всегда распределённые в порядке усложнения. Направляя поведение к некоему конечному состоянию, упражнение позволяет непрерывно характеризовать индивида либо относительно этого состояния, либо относительно прочих индивидов, либо относительно типа его пути. Тем самым упражнение обеспечивает, в форме преемственности и принуждения, рост, наблюдение и оценку».[15] П.5. Стандартизация и сертификация. «Через дисциплины проявляется власть Нормы. Является ли она новым законом современного общества? Лучше сказать, что начиная с XVIII века эта власть соединилась с прочими властями – Закона, Слова и Текста, Традиции, - навязывая им новые разграничения. Нормальное становится принципом принуждения в обучении с введением стандартизированного образования и возникновением «нормальных школ». Оно становиться таковым в попытке организовать национальный медицинский цех и больничную систему, руководствующиеся общими нормами здоровья. Оно проникает в стандартизацию промышленных процессов и изделий. Подобно надзору, и вместе с ним нормализация становится одним из главных инструментов власти в конце классического века. Ведь знаки, некогда свидетельствовавшие о статусе, привилегиях, принадлежности к чему-то, всё больше заменяются – или, по крайней мере, дополняются – целым рядом степеней нормальности, свидетельствующих о принадлежности к однородному общественному телу, но также играющих некоторую роль в классификации, иерархизации и распределении рангов. В каком-то смысле власть нормализации насаждает однородность; но она индивидуализирует, поскольку позволяет измерять отклонения, определять уровни, фиксировать особенности и делать полезными различия, приспосабливая их друг к другу. Вполне понятно, как власть нормы действует в рамках системы формального равенства, поскольку внутри однородности, являющейся правилом, норма вводит в качестве полезного императива и результата измерения весь диапазон индивидуальных различий».[16] Каждая деталь должна соответствовать определённому стандарту, иметь
сертификат качества, гарантирующий её исправное функционирование «В дисциплинарном режиме, напротив, индивидуализация является П.6. Регистрация. Каждый член общества (равно – единица общества, гражданин) должен
иметь паспорт (документ, удостоверяющий личность). В нём записано: Имя, П.7.Дробление. Каждый получает свою ячейку со своим номером в каталоге. В Паноптиконе
каждый получает свою камеру. Власть следит не за всеми вместе, а за каждым
в отдельности. Каждый несёт ответственность, а не все несут ответственность
общую. Происходит дробление на единицы. В случае нарушения закона группой
лиц, ответственность несёт каждый в отдельности за общее преступление. При
этом преступлению, совершённому в составе группы соответствует более
строгое наказание, нежели подобному преступлению совершённому одним лицом. Приказ или распоряжение отдаётся общее для одной группы, то есть, для всех участников, но звучит оно для каждого, поскольку ответственность за выполнение приказа несёт каждый участник, но выполняется он всей группой, так как каждая единица находится в функциональной связанности с другими единицами группы. Поломка одной детали приводит к нарушению работы всего узла механизма и, следовательно, к нарушению всего процесса производства. Через понимание поднадзорности каждым индивидом, осуществляется сборка и функционирование машины (группы). (Коммунального тела). И это уже не бесформенная толпа, а исправно работающий механизм, где каждый имеет своё место, выполняет свою функцию, подчиняется общему времяисчислению и выполняет синхронные действия согласно заданной программе. «Дисциплины должны также усиливать единичную полезность каждого элемента множества, причем самыми быстрыми и дешёвыми способами, используя для этого, так сказать, само множество. Отсюда использование, для извлечения из тел максимума времени и сил, общих методов, известных как распорядок дня, коллективная муштра, упражнения, глобальный и вместе с тем детальный надзор. Кроме того, дисциплина усиливает эффект полезности множеств, добиваясь, чтоб каждое из них было полезнее простой суммы своих элементов; именно для увеличения полезных свойств множества дисциплины вводят тактики распределения, обоюдного приспособления тел, жестов и ритмов, дифференцирование способностей, взаимной координации относительно аппарата или задач. Наконец, дисциплины должны вводить в игру отношения власти (не над множеством, но в самой его толще) как можно более незаметным, как нельзя лучше связанным с другими его функциями и наименее дорогостоящим образом: этой цели отвечают анонимные инструменты власти, сопротяженные с множеством, которое они систематизируют и унифицируют, - иерархический надзор, непрерывная запись и регистрация, вечная оценка и классификация»[18]. §3 «Образование» и «изготовление». П.1. Дисциплинарное пространство школы. Институт образования. Его так же можно описать как машину в системе государства. «Завод», на котором изготавливают детали. Он же институт социализации и стандартизации. Здесь происходит адаптация ребёнка к жизни в социуме. Новорожденный материал, из которого надо сделать «полноценного» члена общества. Школа так же является дисциплинарным пространством. Расписание
занятий, время начала занятий и их продолжительность, дисциплина: что
должен и чего не должен делать ученик на занятиях, шкала оценок подготовки
ученика. В начальной школе отдельно оценивается прилежание и отдельно
поведение ученика, при этом следует обратить внимание на то, что оценка эта
касается не только поведения ученика во время занятий, но и поведения во
весь период присутствия на территории школы. Отчасти это может быть
оправдано техникой безопасности. Но это техника безопасности на всю
предстоящую жизнь и за пределами учебного заведения, её второе имя –
дисциплина. И даже на оборот: «техника безопасности» - второе имя
дисциплины. Так же может быть разработана система поощрений и наказаний Процесс обучения делится на периоды (стадии – классы), то есть разные уровни, по прошествии которых ученик должен держать экзамен. Происходит дробление по возрастным категориям, от младшего возраста к старшему, и по уровню сложности знаний, от простого к сложному. «Именно это дисциплинарное время постепенно внедряется в педагогическую практику, обособляя время обучения и отделяя его от времени взрослости, времени владения мастерством. Устанавливая различные стадии, отделённые друг от друга всё более трудными экзаменами. Вводя программы, каждая из которых должна выполняться на определённой стадии и содержать упражнения возрастающей трудности».[19] «Дневник» - это документ, который для школы является «паспортом» и Родители ребёнка включены в процесс образования. В их обязанности входит контроль над выполнением домашних заданий, проверка дневника (того самого «паспорта – трудовой книжки»), который заверяется подписью родителей, посещение «родительских собраний». И что важно – функция наказания ребёнка, то есть функция взыскания за нарушение дисциплины и/или плохое прилежание в школе. П.2. Проекция дисциплинарного пространства государства на школу. Или от школы к государству. Итак, попадая в школу, ребёнок находиться в дисциплинарном
пространстве. За ним наблюдают, его действиям даётся оценка, оценки
регистрируются и заносятся в «личное дело», то есть записывается история
обучения ребёнка. За оценкой действий следуют поощрения или наказания. Семья и школа в одной связке моделируют дисциплинарное пространство
государства, в которое попадёт выпускник школы, получив аттестат зрелости. Чтобы стать выпускником, ученик должен сдать экзамены и получить аттестат, который является государственным документом, подтверждающим владение выпускника определёнными навыками и знаниями. Как и любой продукт, деталь проходит через отдел контроля качества и там она подвергается определённым испытаниям, то есть тестируется. После этого к ней прилагается сертификат - документ, гарантирующий соответствие государственному стандарту. §4. Принцип причастности. П.1. «Обязательные» образовательные дисциплины. В школе закладывается принцип причастности к обществу, принадлежность каждого государству. Благодаря этому принципу каждый индивид идентифицируется как гражданин. Делается это благодаря ряду обязательных предметов: «история государства», «родной язык». (Следовало бы включить в этот список и правоведение, но оно преподаётся не во всех школах, и в большинстве случаев - факультативно. Но тут причина другого рода. «Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение». Закон – один из элементов, задающих поле дисциплинарного пространства, но он действует извне, не зависимо от индивида. То есть, для того чтобы запустить машину правосудия, вовсе не обязательно, чтобы подсудимый имел какие-либо представления о законе.) П.2. Государственный язык. Язык, как средство коммуникации, необходим для взаимодействия единиц,
поэтому должен быть общим в рамках одной системы. Изучение государственного
языка обязательно для каждого будущего гражданина. Вообще, причастность
индивида к культуре и истории какого-либо народа и, соответственно
причастность к определённым взглядам и ценностям может, отчасти,
определяться по языку, на котором он говорит. Правописание (орфография,
синтаксис, пунктуация) – дисциплина языка. Речь дисциплинируется письменным
языком. В Древнем Риме, прежде чем оратор произносил речь, он записывал её
и выучивал наизусть. Дисциплинарные пространства воздействуют так же и на
речь индивида. Есть слова и выражения, которые не всегда и везде можно
произносить. Эти же слова и выражения так же называются «непечатными». Чистописание, как «чистое письмо» (каллиграфия). Раньше, до появления
печатных машин, а после, уже и компьютера, ему уделялось в начальной школе
значительно больше внимания. Письмо, как способ передачи информации
адресату, должно быть доступно для прочтения. Поэтому была разработана
техника чистописания. Это тоже своего рода дисциплина тела, реализованная в
дисциплине написания букв, слов и так далее. Определённый нажим пера, В рамках производства: язык – это способ передачи информации,
необходимой для работы механизма. И к сообщению предъявляются
соответствующие требования: однозначность, ясность и отчетливость, то есть
информация должна быть полностью воспринята адресатом. За определённым
приказом командира должно следовать соответствующее действие подчинённого. П.3. История государства. Ещё один способ формирования гражданина – причастность к истории
государства. «При-частность» - каждый рождённый и живущий в государстве
является частью его истории. В самом «гражданстве» заложен принцип
причастности ко всему, что происходит в государстве, к истории государства. Власть организует пространство истории и удерживает это пространство. П.4. Дробление событий, установление виновности. События не должны ускользать от власти. Механизм всегда работает в
связке «причина-следствие». В ситуации с пространством истории это
тотальное причинно – следственное взаимодействие. И эта связка в целой
системе себе подобных, уже выделяется только как частный случай, который не
выпадает из целого потока причины и следствий, то есть он не изолирован и,
следовательно, не дифференцируем. Но его можно «вытащить» для рассмотрения
индивидуальной истории. Такое «вытаскивание» происходит по понятным
причинам, если принять во внимание то, о чем говорилось выше: «власть
воздействует на каждого». И как наигранно в этой ситуации выглядит любое Чтобы соблюдалась дисциплина в обществе, власти необходимо дробить массу на индивиды и воздействовать на каждого. §5. История государства и власть. П.1. Идентификация через причастность к истории. Государственная власть опирается на историю государства, которую
постоянно воспроизводит. Но опирается не прямо на какие-то исторические
факты и даже не на их толкование. Власть опирается на сознание причастности
каждого гражданина к истории государства и таким образом на принадлежность
каждого гражданина государству. Так же как часть принадлежит целому. На
сознании причастности государству формируется чувство гражданственности Сознание причастности к истории, которое закладывается в так называемом «периоде формирования личности» в школе, а в данном контексте «в процессе изготовления детали» - это «программа». Программа, которая задаёт самоидентификацию индивида как части. Это решает ряд проблем, связанных с мотивацией поступков, самоопределением, восприятием происходящих вокруг событий и их оценкой и так далее. С чувством причастности индивид получает заданную программу действий, которая кодируется в истории. П.2. Врождённая причастность и «заданная программа». От рождения индивид причастен истории государства. Он вписан в пространство истории. И индивид с укоренённым сознанием причастности манипулируется властью следующим образом. Помимо пространства истории – то есть списка фактов и событий с определением места и времени, всегда существует отношение индивида к этим событиям, поскольку он причастен истории. И с этой причастностью получает заданные поступки и мотивации в разных ситуациях. С это причастностью он получает идентификацию. То есть существует пространство реальных событий и пространство отношений граждан к этим событиям (пространство оценки). П.3. Симуляция истории и манипуляция обществом. Но тут круг замыкается. Вместе с причастностью к истории государства,
индивид получает и заданное отношение к событиям, как прошедшим, так и
происходящим. Власть производит такой круг следующим образом: «формируется» Власть опирается на историю, а именно, занимается толкованием событий в свою пользу, или умалчивает о них. Использует историю для манипулирования обществом. В работе «О пользе и вреде истории для жизни» Ницше указывает на то, что история задаётся ценностями настоящего, то есть настоящее конструирует историю. Значит история исключительно идеологична. «Оборачиваться на прошлое, это значит не идти никуда».[20] П.4. От сомнения в подлинности истории к проблеме самоидентификации. И тут встаёт ряд сомнений, начиная от аутентичности музейных экспонатов, до подлинности документов и фактов, исходя из которых, даются какие-либо оценки. Из сомнения в истинности истории возникает целый ряд сомнений, касающихся индивида. И это могло бы выглядеть следующим образом: от сомнения в истинности исторических фактов к сомнению в общественном мнении, от этого к сомнению в причастности к истории (быть частью иллюзии, фикции – сомнительное самоутверждение), долее к сомнению в причастности обществу и тут уже возникает проблема с идентификацией извне. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |