![]() |
|
|
Проблема идентификации человека в пространстве историиp> П.5. «Человек – запчасть».Если убрать все социальные институты и историю, то где остаётся человек? Кто такой человек? Неужели он существует только тогда, когда окружён всеми этими привязками к институтам власти, производства, социализации и так далее. По той причине, что до этого он ощущал свою причастность к чему-то, то постоянно идентифицировался как часть. Часть механизма, общества, коллектива, класса, группы, компании, клана, рода, семьи, касты, бригады, команды, отряда и так далее. Он постоянно является какой-то частью, частью не самодостаточной. § 6 Попытка сборки индивида. От идентификации себя по причастности можно перейти к сборке. Такое
часто практикуется в обществе. Сборка истории из частей, которые
объединяются одним индивидом, и выстраиваются им в цепь событий, в суждения
об опыте прошлого. Такая форма представлена как дневник. Дневник даёт
возможность регистрировать опыт и выносить суждения об опыте, а так же
выносить суждения в настоящем о суждении в прошлом. Это создание своей
истории. Гарант того, что я есть не только как причастность, а я обладающее
своей историей. Дневник как регистр опыта реализует возможность отношения к
себе как к объекту, как некоторому я прошедшему. Это история одного
человека. Ведущий дневник – это главный герой своего рассказа, создающий
поле суждений об опыте в течение некоторого времени. Таким образом, он как
бы создаёт своё историческое пространство. Ведение дневника – это попытка
удержать собственное историческое пространство. Чтение дневника – обращение
к истории от момента чтения к моментам предшествующего в их единстве,
удерживаемом одним героем Я. И главное в дневнике не действия, которые в
нём описывается, а постоянное присутствие Я, его со-бытие, которое он
получает в пространстве истории. В этом пространстве истории,
разворачиваемом в дневнике, всегда есть место события Я. Это способ
саморефлексии, при котором Я-прошлое становиться объектом в картине и по
отношению к нему выносятся суждения Я-настоящим, то есть субъектом. Но эти Фотоальбом – так же собирает события вокруг одного человека. Но он ведет историю присутствия тела. Взгляд на своё тело производит сборку хронологии. Это как зеркало, фиксирующее форму в разные периоды. Зеркало вообще является средством производства дисциплины тела. Окружающий мир диктует, каким должно быть тело. Так называемая «массовая культура» производит «идеалы», которым надо соответствовать. Отражение в зеркале и образ «идеала» задают возможность сравнения. И тело подвергается подстраиванию, соответствию «идеалу». § 7 Масса. В Работах Мишеля Фуко общество представлено как система
дифференцированных и жёстко связанных единиц. Как общество контролируемое и
управляемое. Изучаемое и измеряемое. Общество, формируемое властью. «При пристальном рассмотрении власть у Фуко странным образом
напоминает «концепцию социального пространства, столь же новую, как и
концепция актуальных физических и математических пространств» как говорит . Бодрийяр рассматривает «общество» с другой стороны. В его работах, общество вообще перестаёт быть таковым. На арену выходят массы. Массы, которые не поддаются ни дифференциации, ни систематизации. Они вообще не поддаются исследованию. «Масса парадоксальна – она не является ни субъектом (субъектом-
группой), ни объектом. Когда её пытаются превратить в субъект,
обнаруживают, что она не в состоянии быть носителем автономного сознания. Социология не в состоянии произвести анализ в отношении масс. Любое
исследование этой области приходит к провалу. Масса не имеет определения. «…Ситуация с техникой, наукой и знанием. Они обречены на существование
в качестве магических практик и предназначенных для потребления зрелищ. Та
же ситуация и самим потреблением. Экономисты, к своему удивлению так и не
смогли рационализировать его, несмотря на основательность их «теории
потребностей», несмотря на согласие массы с их рассуждениями о том, что в
действительности является полезным, а что нет. Ибо на поведении массы этот
её консенсус с экономистами обычно (а может быть, и никогда) не
сказывается. Масса перевела потребление в плоскость, где его уровень
оказывается показателем статуса и престижа, где оно выходит за всякие
разумные пределы, или симулируется, где царствует потлач (Потлач – праздник
у индейцев Северной Америки, сопровождающийся обрядами подношения даров
тем, кто на него приглашался. В этих обрядах в символической форме
выражалось соперничество различных социальных групп. Слово используют также
для обозначения самой системы обмена, складывающегося между такого рода
группами.), который отменяет какую бы то ни было потребительскую стоимость. Идентификация потребителя через объект потребления. Это происходит, когда вещь наделяется смыслом не предполагаемого использования, а работает как знак. Вещь как означающее отсылает к означаемому – социальному статусу потребителя, и это становится её основной функцией. «...вещи, суть категории вещей, которые самым тираническим образом создают категории личностей, - они стерегут порядок социального смысла, порождаемые ими значения строго контролируются. В своей множественности, одновременно произвольной и связной, они оказываются наилучшей опорой для столь же произвольного и связного социального строя, который эффективно воплощается в них под знаком изобилия».[24] Масса сопротивляется анализу, будь он историческим или политическим. «…радикальное изменение взаимоотношения между историей и
повседневностью, между публичной и частной сферами. Вплоть до 60-х годов
полюсом силы выступала история: частное, повседневное оказывались лишь
обратной, теневой стороной политического. Поскольку, однако, Взаимодействие
данных сторон выглядело в высшей степени диалектичным, имелись все
основания надеяться, что повседневное, равно как и индивидуальное, однажды
займут достойное место по ту сторону исторического, в царстве
универсальности. Конечно, эта перспектива воспринималась как отдалённая –
слишком очевидными были вызывающие сожаление ограниченность активности масс
сферой домашнего хозяйства, их отказ от истории, политики и универсального,
их рабская зависимость от процесса тупого каждодневного потребления Власть замкнулась на самой себе. И массы не поддаются власти, они симулируют подчинение. Их мало беспокоят политические события. Повседневное и частное взяло верх над абстрактно-целостным государственным. «Масса избегает схем освобождения, революции и историчности – так она защищается, принимает меры против своего Я. Она функционирует по принципу симуляции и мнимого референта, предполагающему политический класс-фантом и исключающему какую-либо «власть» массы над самой собой – масса есть в то же время и смерть, конец политического процесса, которому она могла бы оказаться подконтрольной. Она губит и политическую волю и политическую репрезентацию».[26] «…масса – это поле поглощения и имплозии, а не негативности и взрыва».[27] Область события переместилась из истории государства, в историю
личного. Дневник и фотоальбом – вот где теперь находится история, в которой
есть место события. История государства стала областью бесконечной
симуляции. Человек не идентифицирует себя по причастности. Он собирает эти
причастности вокруг себя, но и в этом случае не находит целостности. «Появление молчаливого большинства нужно рассматривать в рамках
целостного процесса сопротивления социальному. Конечно, сопротивления
труду, но также и медицине, школе, разного рода гарантиям, информации. История государства – это история создаваемая и контролируемая властью, это один из элементов организации социального. Способ удержания и приращения власти. Но масса сопротивляется социальному как оформленности, она симулирует свою определённость. Она безразлична к истории, выражая молчаливое согласие. «Власть – это необратимый принцип организации, она производит реальное, всё больше и больше реального, создавая квадратуру, номенклатуру, безапелляционную диктатуру, которая никогда не уничтожает себя, не захлёстывается вокруг самой себя, и смешивается со смертью. В этом смысле, даже если у неё нет конечной цели и окончательного приговора, власть сама становиться конечным принципом, она – последнее слово, неустранимое сплетение, последняя история, которую можно рассказать; она то, что образует структуру нерешённого уравнения мира».[30] Недифференцированная, безразличная масса. Только в такой ситуации возможно возникновение терроризма. Это проявление безразличия в современном обществе. Терроризм. «Характер функционирования этой слепой силы находится в полном соответствии с абсолютной недифференцированностью системы, в которой уже давно не существует различия между целями и средствами, палачами и жертвами. Своими действиями, выражающими его убийственное безразличие к тому, кто окажется у него в заложниках, терроризм направлен как раз против самого главного продукта всей системы – анонимного и совершенно безликого индивида, индивида ничем не отличающегося от себе подобных. Невиновные расплачиваются за преступление, состоящее в том, что они теперь никто, что у них нет собственной судьбы, что они лишены своего имени, лишены системой, которая сама анонимна и которую они, таким образом, символизируют, - вот парадокс нынешней ситуации. Они являются конечным продуктом социального, абстрактной и ставшей сегодня всемирной социальности. И именно потому, что они теперь – это «кто угодно», им и суждено быть жертвами терроризма»[31]. Масса – это результат унификации доведённой до безразличия. Это бессознательный способ сопротивления власти через инертность. Это то, что отменяет смысл власти, и низвергает её в пропасть безразличия. Масса упраздняет саму власть. Так же как она упраздняет историю. История теперь стала – предметом изучения в школе, для всех одинакова и потому безразлична. История стала способом манипуляции, и потому сомнительной в своей правдивости. Оттого стала вызывать безразличие в обществе. Она стала ненужной, поскольку есть повседневность, не вызывающая сомнений. Заключение. С началом Нового времени и с появлением декартовкого Cogito ergo sum. Идентификация по причастности – это всегда операция определения извне. Если человек не открывает законов природы, а приписывает их последней,
то таким образом он разворачивает себя как мир познаваемый самим собой. То
есть, любой опыт остаётся моим опытом, и это моё разрастание внутреннего
превращается в о-своение. В каждом предмете я вижу не сам предмет, а моё
представление о нём. Сам предмет остаётся непознаваем. А если поставить под
сомнение опыт восприятия, то суждение без опыта будет областью
воображаемого. К этой области воображаемого относится область истории. Пространство истории – это то, что связывает «там и тогда» и «здесь и
сейчас». Прошлое проецируется на настоящее как передача опыта восприятия, а
настоящее воздействует на прошлое как суждение. То есть прошлое уже
состоялось, меняется настоящее через суждение об опыте прошлого. Прошлое
существует здесь и сейчас как представление и это представление
подвергается изменениям. Здесь не встаёт вопрос о необратимости истории. Пространство истории представляется нами по образу естественнонаучной картины мира. Субъект репрезентирует историю. Это подвижная область событий. Она постоянно пополняется новыми суждениями относительно опыта настоящего и относительно опыта и суждений прошлого. Эти события перемещаются, попадают в новые связи с другими событиями, их количество растёт, эта структура постоянно изменяется. Суждения, выносимые в области естественнонаучного знания можно подвергнуть проверке. Можно ещё раз поставить эксперимент. В который раз камень полетит сверху вниз и подтвердиться закон всемирного тяготения и ещё раз будет пересчитано ускорение свободного падения. Возможно ли такое в области истории общества стоит ли проводить такие эксперименты. Наверное, нет. Власть воздействует на человека, удостоверяя события в пространстве истории. Таким образом, происходит захват человека. Захват через причастность к общему историческому, в котором власть структурирует события, и таким образом воздействует на формирование гражданского общества. Необходима критика источников. Ограничение доступа к историческим источникам проявляется в создании государственных архивов. Власть удостоверяет личность через документ, «удостоверение». Саморефлексия приводит к возникновению «двойника» - объекта, который
изучается разными науками. Но целостного образа всё равно не возникает. История одного человека не нуждается в удостоверении для него самого. Пространство истории общества (государства) захватывается и конституируется властью, поскольку власть заинтересована в своем присутствии в этой области и воздействует на человека через его причастность к истории. Отсюда первая проблема: 1. Проблема воздействия власти на пространство истории и на идентификацию человека в этом пространстве. Власть идентифицирует человека. Она навязывает ему определение. 2. Из первого следует вторая проблема. Проблема недоверия «официальной» истории. 3. Масса без истории. Масса не поддаётся исследованию. Общество потребления опирается на повседневность. И здесь вопрос об идентификации остаётся открытым. Масса – это неопределённость. 4. Во всём окружающем человек встречает только себя. Возможно ли здесь идентификация через двойника-объекта. «Составляя образ, человек борется за то своё положение, где бы он мог, будучи сущим, задавать свою меру и предначертывать направление всему сущему».[32] «...чем полнее во всём своём объёме и во всех своих частях обретается мир в распоряжении человека как мир, завоёванный человеком, чем боле объективным выходит на свет объект, тем более субъективным оказывается subiectum и тем настоятельнее поднимает он голову, с тем большей безудержностью преобразуется наблюдение мира и учение о мире в учение о человеке, в антропологию».[33] «Истолковав человека как subiectum, Декарт создал метафизическую предпосылку для будущей антропологии любого вида и направления».[34] «И только одного не может антропология. Она не может преодолеть Возможна ли идентификация человека в пространстве истории, если она
представлена самим человеком как новоевропейский проект знания. Если и
возможна, то мы сталкиваемся с вышеперечисленными проблемами. И это только
часть проблем. Поскольку эта работа, конечно, не может претендовать на
целостное представление заявленной темы.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |