![]() |
|
|
Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. БулгаковРусская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаковсмотреть на рефераты похожие на "Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков " БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Р Е Ф Е Р А Т ПО ФИЛОСОФИИ РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ вв. Вл. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВ Студента МТФ группы 104218 Грицаенко Д.В. г. Минск – 1999 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . 1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . . 2. Религиозно – философские собрания . . . . . . . . 3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3 4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . . 6. Биографическая справка . . . . . . . . . Глоссарий . . . . . . . . . . . . . Литература . . . . . . . . . . . . . ВВЕДЕНИЕ Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории. Волею исторических событий большая часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение. Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и
славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева. Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной
связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в
интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но
также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической
традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого
классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и
феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих
школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрессивное и конструктивное значение. 1. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ». Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). «Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как связанное с какими-либо университетско - академическими потребностями и кругами, не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно. Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и непохожие друг на друга представители. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от «Новое религиозное сознание», или богоискательство,— сложное и
противоречивое образование не только потому, что в него входили люди,
стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы
разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и
потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало
определенную внутреннюю эволюцию. Вначале Мережковский и Розанов возглавили
соответственно левый и правый социально-политические фланги «нового
религиозного сознания». Вакуум в центре вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие Рассматриваемое религиозно-философское течение с самого начала было
явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Оно было
буржуазным в том смысле, что отражало определенные религиозно-
реформаторские настроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные
идеи анархизма и либерального народничества. Их представителем и
выразителем в религиозной публицистике явился Д. Мережковский. Помещичьим, В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство 2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ Первыми крупными представителями богоискательства были Мережковский
и Розанов. Их деятельность по пропаганде религиозно-модернистских идей
началась с конца 90-х годов, сначала на квартире Мережковских и в различных
литературно-художественных салонах Петербурга, а затем на «религиозно-
философских собраниях», официально открытых в конце 1901 г. Несмотря на то
что работа собраний контролировалась синодом, они дали возможность светским
религиозным философам и богословам высказать свои претензии к официальному
православию и свои предложения по поводу той, как они полагали, явно
неудовлетворительной роли церкви, которую она играла в резко изменившихся
условиях общественной жизни России. Цель собраний состояла, по замыслу их
инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления
классовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной После закрытия религиозно-философских собраний активность их
участников сконцентрировалась вокруг журнала «Новый путь», который взял на
себя функции пропаганды религиозной философии, борьбы с позитивизмом,
материализмом и идеями социализма. «…Не следует забывать,—писал в 1904 году Сначала такая постановка вопроса об отношении философии к религии
вызывала со стороны «Нового пути» возражения. Исходя из безоговорочного
принятия религии, новопутейцы заявили о недопустимости оправдания религии,
ибо это занятие ставило религию в зависимость от успеха ее оправдания. На
деле спор шел лишь об оттенках подхода к религии двух групп богоискателей. Социальным коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного
сознания» была объективная потребность молодого русского империализма
подчинить своим интересам религию и церковь. Безусловно, это предполагало
определенную модернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная
функция должна была остаться прежней. 3. ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ К концу первого десятилетия XX в. результатом бурно расцветшего кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в России духовный ренессанс начала XX в. Круг вопросов, захвативших умы религиозных философов, был поистине безграничен. Основные темы и категории «нового религиозного сознания» связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или плюралистическими началами, подлежащими «синтезу», и философствованием по поводу долженствующего воплощения этого «синтеза»; во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения. Если попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следующая таблица. I. «ПОЗИТИВНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ» Дуалистические и плюралистические начала, подлежащие синтезу в «новой
культуре и жизни (религии)» 2.Христианство — язычество (античность); жизнь — религия 4. Бог — государство (власть) богочеловечество «становящееся всеединство», реализация «божьего замысла о мире и человеке» и т. п. в аспекте социальном и в плане духовной культуры: осуществление «духовного возрождения» теократия: новая, истинная, «свободная», «анархическая»; 5. Трансцендентное — имманентное — ноуменальное экстаз, трансцендирование, вечность; «антиномический синтез»; духовный, ноуменальный мир 6 Дух—плоть (тело, воплощение) 7. Свобода — творчество — жизнь — гнозис — «революция духа» 8. Вера — воля — разум — чувство — свобода — дух — любовь — надежда 9. Жизнь — знание; религия — философия; теургия — искусство; эрос — логос; истина — добро — красота; я — ты — мы; микрокосм — микротеос—«нравственная вселенная» «освященная плоть (пол)», совершенное «соединение плоти и духа»,«религиозный материализм», «богоматериализм» в перспективе религиозного и духовного «возрождения»: наступление эпохи в аспекте антропологическом: человек «нового религиозного сознания», «соборный» человек; в социальном смысле: «соборность», «новое религиозное сознание» «духовный» андрогин II. ПРОБЛЕМАТИКА АНТАГОНИСТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ Антагонистические явления или доктрины
3. Материализм, позитивизм, атеизм — религия, религиозная философия 4. Научные представления о развитии природы и общественной жизни, материалистические или позитивистские «религии прогресса»- идеи «замысла божьего», религиозная историософия 5. Феноменальное — ноуменальное; эмпирическое — трансцендентное, мистическое 6. Материя — дух официальное православие, церковная казенщина, «церковный позитивизм» папоцезаризм, цезарепапизм, торжество «грядущего Хама», демократия,
социализм
в аспекте общественно-политической и идейной жизни России:
победа революционно-демократических и материалистических традиций, «абсурдность» и «бесчеловечность» бытия; «дурная» бесконечность мира и истории как «бессмысленной» смены поколений; «конечность», ограниченность существования человека в мире
объективная реальность, материализм, наука
9. Род — личность, общее — индивидуальное
в аспекте антропологическом: косная атмосфера византийско-монашеского православия; «позитивизм» официального православия безличная родовая жизнь, «деградация личности в процессе деторождения», бытовщина, мещанство Широкий спектр подлежащих «синтезу» или антагонистически связанных
идей — в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками—обсуждался
большинством русских религиозных философов начала XX в. Лидерами этого
большинства были В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков, Религиозное или «духовное возрождение» России, о котором заговорила почти вся интеллигенция на рубеже веков, понималось сначала не только как возвращение к средневековому религиозному климату, но и создание атмосферы «свободы», «творчества» и «синтеза» всех областей общественной и духовной жизни под сенью христианского мировоззрения. Хотя эти связанные с религией максималистские вожделения и были, пожалуй, центральными для представителей богоискательства, но в обстановке острых противоречий и сложной классовой борьбы они неминуемо должны были дополняться вполне земными требованиями либерально-буржуазных реформ в области надстройки, в том числе и в области религии и церкви. «Это была, - писал много лет спустя Н. Бердяев, - эпоха пробуждения в России самостоятельной ( идеалистической ) философской мысли, расцвет поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму … видели новые зори , соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни … Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности … Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости». Русская религиозная философия ХХ века формировалась, кроме того, в неустанной и систематической борьбе с гуманизмом и идеалами Возрождения, что также не дает никакого основания для проведения каких-либо параллелей между двумя этими явлениями. «Новому религиозному сознанию» были присущи универсалистские
притязания. Многие его представители были склонны говорить не просто о
философском или о религиозно-философском возрождении, а именно о Одним из факторов, который явным и косвенным образом вплетается в процесс отражения православием современности и отчасти обусловливает его эволюцию, является идеологическое, идейно-философское и религиозно- модернистское наследие «нового религиозного сознания», ведущие представители которого одновременно составляли внецерковную ветвь религиозного реформаторства. Однако это влияние настолько специфично и сложно по своему проявлению, что о нем необходимо говорить дифференцированно, выделив предварительно аспект проблемы ««новое религиозное сознание» и современность»: влияние некоторых идей и установок религиозных философов начала XX в. как представителей внецерковной линии религиозного реформаторства на современных православных модернистов- церковников. Другой точкой соприкосновения между современным модернизмом и
проблематикой «нового религиозного сознания» оказался повышенный интерес к
проблеме человека. «Нельзя не видеть,—замечает в этой связи П. К. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Вл. СОЛОВЬЕВА Свое философское мировоззрение Вл. Соловьев изложил в трактате Очень важно отдать себе отчет в том, что Вл. Соловьев понимает под мистицизмом. «Предмет мистической философии есть не мир явлений, сводимых к нашим ощущениям, и не мир идей, сводимых к нашим мыслям, а живая действительность существ в их внутренних жизненных отношениях; эта философия занимается не внешним порядком явлений, а внутренним порядком существ и их жизни, который определяется их отношением к существу первоначальному». Соловьевский «мистицизм» есть просто теория бытия и жизни как. всеобщего и целостного организма, если покамест не входить ни в какие детали. Такой же разнобой между философской терминологией и философской сущностью дела у Вл. Соловьева мы будем наблюдать и дальше. Точно так же и под таким термином, как «церковь», нужно , понимать у Вл. Соловьева согласно духу и букве его учения, как мы уже сказали выше, просто в первую очередь всеобщую целостность бытия, или, как он говорит, всеединство, но только в таком идеальном состоянии, когда уже преодолеваются все несовершенства жизни и человек приобщается или по крайней мере стремится к такому идеальному состоянию. Поэтому, если отнестись критически к терминологии Вл. Соловьева, то совершенно ничего страшного и ужасного не окажется ни в этом «мистицизме», ни в этом «всеединстве», ни в Во-первых, ясно, что свое бытие Вл. Соловьев понимает по крайней мере
в двух, если не в трех смыслах. У него совершенно отчетливо говорится о
противоположности сущего и бытия, как это мы констатировали выше. Одно выше
всякой раздельности, другое есть раздельность и множественность. Теперь же
оказывается, что в бытии тоже необходимо различать два разных бытия. Одно —
идеальное, необходимое и то, что философ называет сущностью. Другое же —
реальное, действительное и то, что философ называет природой. Сказать, что
все это разделение вполне ясно, никак нельзя. Понятно то, что
нерасчлененное сущее, расчленяясь, становится идеей или, как говорит
философ. Логосом, а эта идея, или Логос, осуществляясь, создает реальную
действительность. Однако совсем непонятно, когда мы тут же читаем, что
после расчлененного Логоса нужно признать идею, которая есть Не очень благополучно обстоит здесь дело также и с категорией Логоса. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |