![]() |
|
|
Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаковp> Более понятно суждение о том, что «третьему или конкретному Логосу отвечает и конкретная идея, или София». Другими словами, чистая идея тоже содержит в себе какую-то чистую материю и в совокупности с этой материей является Софией. Но что это за материя в чистой идее, об этом можно только догадываться. В связи с этим не очень ясным предстает в данном трактате также
слишком кратко и абстрактно выраженное учение о Пресвятой Троице. То, что
абсолютное сущее как начало, исток и сила всего существующего именуется Наконец, нелегко понять и то, что философ говорит здесь о Духе Философ избегает здесь противоречивости благодаря тому, что из всех
своих указанных у нас выше основных триад останавливается только на одной — 1) Сущее 2) Бытие 3) Сущность ( Абсолютное ) ( Логос ) ( Идея ) 1. 1) Абсолютное . . . . . Дух Воля Благо 2) Логос . . . . . . Ум Представление Истина 2. 3) Идея . . . . . . . Душа Чувство Красота Отобрав только эти два тройных деления, Вл. Соловьев очищает себе путь для той ясности и простоты, без которых он не мог бы мыслить завершения своих категориальных построений. Чтобы понять кристальную ясность предложенной Вл. Соловьевым таблицы категорий, нужно помнить три обстоятельства. Первое обстоятельство — это наличие трех основных категорий: Сущее, Но вот против чего необходимо решительно возражать. Ведь если Вл. 5. Религиозно - философская проблематика Вл. Соловьева Анализ трактата «Россия и вселенская церковь». Вл. Соловьев подводит философский итог своим общественно-политическим и национально-политическим исканиям в 1889 г. в книге «Россия и вселенская церковь». Таким образом, уже самый заголовок этой части книги свидетельствует о римских симпатиях Вл. Соловьева в данный период, хотя собственно о католицизме он не говорит здесь ни слова. Отсюда можно сделать тот вывод, что философ несколько побаивался доводить дело до продуманного и безусловного конца. Ведь такой слишком общий термин, как «общественное приложение», можно применить к любой религии, и никакое восточное православие от такой терминологии не откажется. Прежде всего определенного рода неуверенность и даже противоречие мы склонны находить уже и в соловьевском учении о троичности, как оно представлено в разбираемом трактате. Троичность рисуется Вл. Соловьеву в совершенно определенных традиционных христианских тонах. Бог есть абсолютный субъект, который выше всех своих проявлений; он есть проявление самого себя, так как иначе он был бы просто ничем; и это проявленное и произведенное в нем в то же самое время не отлично от него, возвращается к нему, есть оно же само, но только как живое. Православию здесь возразить нечего. Это — традиционный православный догмат о трех ипостасях. Нельзя, однако, сказать, что традиционное учение о троичности
изложено в этом трактате вполне точно или совершенно. То, что в первой и
второй ипостасях подчеркиваются производящее и произведенное, или единое и
раздельное, это правильно. Но важнее православная мысль о том, что вторая
ипостась есть проявление первой, ее идея. На этот раз у Вл. Соловьева
подобный момент выражен очень слабо. Точно так же и в третьей ипостаси
подчеркивается момент: «Божественное бытие через внутреннее самораздвоение В прежнем трактате троичность понималась как сущее, бытие и идея. Уже
там можно установить источник неточности этой терминологии. Настоящую
путаницу Вл. Соловьев допускает в своих рассуждениях об отношении третьей
ипостаси к Христу и к Софии В прежнем трактате между Духом Святым, Христом
и Софией вообще никакого различия не проводится. Но согласно христианскому
догмату, Дух Святой есть нетварная ипостась самого божества, в то время как Трактат «Россия и вселенская церковь». Очень важно учение Вл. Соловьева в книге «Россия и вселенская
церковь» о Мировой Душе, которому посвящена специальная глава «Душа мира —
основа творения, пространства, времени и механической причинности». В
противоположность неясностям по этому вопросу в других сочинениях здесь
дается отчетливое и вполне безукоризненное учение, совершенно согласное с
христианской догматикой, везде проводится идея тварности Мировой Души, так
что ни о каком отождествлении ее с Духом Святым не может быть и речи. Необходимо обратить особое внимание именно на это рассуждение Вл. Вл. Соловьеву удается провести весьма убедительную и для его философии вполне последовательную мысль о пространстве, времени и механизме как об области, которая по своей рассеянности и разрозненности противоположна собранности и всеединству той Софии, которая еще до мира принадлежит богу и вместе с ним также является богом. Это стремление к разъединению предполагает обратное стремление к воссоединению, усилие для него, а в усилии есть воля, и, наконец, воля есть психический акт и предполагает душу, в данном случае Мировую Душу. Гораздо менее убедительно звучит учение Вл. Соловьева о социально- историческом, воплощении формулированной им троичности. Самое интересное то, что первая ипостась, проявляющая,.но не проявленная, и производящая, но не произведенная, в конкретной истории церкви есть, по Вл. Соловьеву, не что иное, как власть апостола Петра, римского первосвященника. Еще слабее обстоит дело с теорией Вл. Соловьева об историческом
воплощении второй и третьей божественной ипостаси. Об историческом
воплощении второй ипостаси он говорит еще более или менее ясно. Это —
император, или царь. Что же касается воплощения третьей ипостаси, то тут
уже дело обстоит совсем неясно. Это воплощение Вл. Соловьев толкует как
пророка. Ведь Дух Святой для него — это, в отличие от второй ипостаси,
которая есть идея, прежде всего сфера благодати, сфера законоисполнительной
и самоудовлетворительной, целостно проявляющей себя в божестве благодати. Наконец, особого рассмотрения заслуживают еще два вопроса, которым посвящена анализируемая нами 3-я книга трактата «Россия и вселенская церковь». Не совсем благополучно обстоит дело у Вл. Соловьева с учением о третьей ипостаси божества. Противопоставивши первую и вторую ипостаси как Отца и Сына, он в полном согласии с тысячелетней христианской догматикой постулирует необходимость признавать еще и третью ипостась, которая объединяла бы собой две первых. Но поскольку речь идет о боге как об абсолютной единичности, эта третья ипостась, казалось бы, и должна была возвращаться к первой. У Вл. Соловьева оказывается, однако, что третья ипостась исходит вовсе не только от одной абсолютной единичности, но в то же самое время и из той множественности, которая специфична уже для второй ипостаси и которой вторая ипостась только и отличается от первой. Исхождение третьей ипостаси от первой и тут же от второй упоминается им не раз. И опять-таки в порядке свободного философского исследования рассуждать так вполне возможно в зависимости от содержания установленной здесь терминологии и в зависимости от намерения философа. Но дело в том, что это исхождение третьей ипостаси, Духа Святого, от первых двух, от Отца и Сына, есть знаменитый католический догмат Filioque, что и значит «и от Сына». Для православных в свое время он был недопустим потому, что этим нарушалась абсолютная единичность первой ипостаси, а также нарушалось всемогущество и третьей ипостаси, которая указывала здесь на восхождение уже не к одной только неделимой единичности, но и к единомножественности. Вл. Соловьев не решается употребить католический термин и ограничивается лишь указанием его в контексте своего общего повествования о троичности вообще, повествования, кроме того, чисто философского и рационального. Н.А.Бердяев в статье «Проблема Востока и Запада в религиозном
сознании Вл. Соловьева» отмечает, что он в проблеме Востока и Запада Надо, однако, сказать, что Н. А. Бердяев глубочайшим образом
ошибается, видя в философии Вл. Соловьева только борьбу мистики и
схоластики. Схематизм действительно был присущ многим его рассуждениям. Но
философ вполне выработал для себя такую форму мышления, где предельная
обобщенность отождествлялась с наглядностью и картинностью умственного
построения. Большинство обычных для него категорий вроде «церковь» или Это, между прочим, привело к тому, что после своих конфессиональных увлечений 80-х гг. Вл. Соловьев проявляет гораздо меньше интереса к церковно-политическим вопросам, а иногда высказывает к ним полное равнодушие . Вопрос о Софии в трактате «Россия и вселенская церковь». Совсем другое необходимо сказать и еще об одной основной конструкции Традиционные учения о богочеловечестве всегда представлялись Вл. О том, что здесь проявилось общественное, социальное, действенно-
человеческое и всечеловеческое понимание божества в христианстве, об этом Хотелось бы отметить еще одну черту как церковно-политических, так и
философско-национальных исканий Вл. Соловьева в течение 80-х гг. Именно:
несмотря на весь энтузиазм и психологический пафос философа, его
конструкции обладают некоторого рода утопическим, и притом мягко-
утопическим, характером. Преимущество римского католицизма Вл. Соловьев
действительно проповедовал. Но, с другой стороны, сам он в католицизм не
переходил и даже не считал нужным. Более того. Реальный переход из
православия в католицизм виделся ему как глубокая ошибка и заблуждение. Учение о теократии. Социально-исторические искания Вл. Соловьева при строго логическом
подходе к ним представляют собою не только весьма разнообразную, но и
противоречивую картину идей, настроений, упований и разочарований. Едва ли,
однако, можно подходить к этому вопросу только формально-логически. Прежде всего, такой трактат, как «Духовные основы жизни», предполагает весьма спокойное и благочестивое православие вне всяких агитационных приемов в области теократической философии. Этот трактат писался и издавался Вл. Соловьевым одновременно с его весьма страстным и часто нетерпимым конфессионализмом, свидетельствуя, по-видимому, о том, что в глубине своего сознания он всегда оставался на почве строгого и старинного православия с традиционными учениями о послушании и о необходимости во всех делах подражать образу Христа. Книга эта вышла в 1884 г. и затем в 1885 г., то есть в те годы, когда Вл. Соловьев буквально пылал своими национальными и конфессиональными страстями. И когда этот трактат вышел 3-м изданием в 1897 г., то он оставил его почти без изменений, если не считать мелких стилистических поправок. Таким образом, среди всех этих бурных теократических и конфессиональных страстей спокойно-величавое понимание православия оставалось у Вл. Соловьева нетронутым. Далее, совсем иную картину мы находим в те годы, когда у него росли
его римско-католические восторги. Но и здесь далеко не все было так просто. Но и на этой позиции Вл. Соловьев долго не мог удержаться. То он
утверждал, что Константин Великий насаждал языческое государство, ничем не
отличное от Диоклетианова, а то объявлял его «равноапостольным». Отношение
к Риму у него все время колебалось. То относился к нему спокойно и почти
безразлично, а то восхвалял римский авторитет как основной даже для периода «Теократия» есть определенный юридический термин. Необходимым признаком теократии является юридическое господство религии в области мирских отношений. Такова мрачная и торжественно-траурная последняя часть всей напряженной и бурной симфонии соловьевских социально – исторических исканий.. Можно сказать, что после разочарования в этих исканиях ему предстояло создать еще новую и небывалую философскую картину, для которой все его оставшиеся сочинения были бы только введением. Но природа и история заставили его слишком быстро сойти с исторической сцены, поскольку он умер совсем еще нестарым человеком. Но и то, что он успёл сделать в этой области, заслуживает с нашей стороны не только серьезной критики, но и столь же серьезного преклонения. 6. Биографическая справка Соловьев Владимир Сергеевич родился в Москве 16 января 1853 года, в семье крупнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820—1879). Род Вл. Соловьева еще в пятом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешел в духовное сословие, по линии матери он имел в числе предков замечательного мыслителя ХVIII в. Г.С. Сковороду. Обстановка ранних лет Вл. Соловьева сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития. Эта обстановка не только была причиной раннего овладения иностранными языками, но она навсегда также стала еще причиной глубокого интереса к большим и самым широким вопросам жизни и мировоззрения. Среднее образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г. По разного рода соображениям его определили не в 1-й, а сразу в 3-й класс. Гимназию он кончил в 1869 г. с золотой медалью и занесением на гимназическую золотую доску, которая помещалась в актовом зале гимназии. О гимназических годах Вл. Соловьева имеются некоторые сведения, касающиеся как его образа жизни, так и его умонастроения. Но в эти же годы в настроениях Вл. Соловьева необходимо находить также и серьезную сторону. Именно уже с 13 лет и до 18 он переживает сомнения в религиозных истинах и проявляет глубокий критицизм, о котором сам же пишет в письме к Е. В. Романовой от 31 декабря 1872 г. В этом письме 19-летнего Вл. Соловьева уже выражен весь основной образ мыслей зрелого философа.С сознанием взрослого и зрелого человека он пишет этой девочке, Кате Романовой: «В детстве всякий принимает уже готовые верования и верит, конечно, на слово; но и для такой веры необходимо если не понимание, то некоторое представление о предметах веры, и действительно ребенок составляет себе такие представления, более или менее нелепые, свыкается с ними и считает их неприкосновенною святынею. Многие (в былые времена почти все) с этими представлениями остаются навсегда и живут хорошими людьми. У других ум с годами растет и перерастает их детские верования. Сначала со страхом, потом с самодовольством одно верование за другим подвергается сомнению, критикуется полудетским рассудком, оказывается нелепым и отвергается». |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |