![]() |
|
|
Рудольф Штейнер "Истина и наука"Истинный образ действительности - это не тот первый, в котором она появляется перед "я", а последний, который "я" создает из первого. Тот первый образ вообще не имеет значения для объективного мира и имеет таковое только как основа для процесса познания. Итак, не тот образ мира, который дается его теорией, субъективен, но скорее тот, который сначала дан этому "я". Если называть этот данный мир опытом, как это делает Фолькельт и другие, то нужно сказать: наука восполняет образ мира, являющийся, вследствие устройства нашего сознания, в субъективной форме как опыт, до того, что он есть по существу. Наша теория познания дает основу для в истинном смысле этого слова понимающего себя идеализма. Она обосновывает убеждение, что в мышлении становится доступной нам сущность мира. Только через мышление может быть раскрыто отношение частей содержания мира, будет ли то отношение солнечной теплоты к нагретому камню или нашего "Я" - к внешнему миру. Только в мышлении дан элемент, определяющий все вещи в их взаимных отношениях. Возражение, которое еще могло бы сделать кантианство, заключается в том, что охарактеризованное выше определение существа данного будет таковым только для "я". На это мы должны возразить в духе нашего основного понимания, что и расщепление "я" и внешнего мира постоянно также лишь в пределах данного, что, таким образом, это для "я" не имеет никакого значения по отношению к мыслительному рассмотрению, соединяющему все противоречия. "Я", как нечто отделенное от внешнего мира, всецело тонет в мыслительном рассмотрении мира; таким образом, нет более никакого смысла говорить об определениях только для "я". 7 Теоретико-познавательное заключение Мы обосновали теорию познания как науку о значении всякого человеческого знания. Только через нее получаем мы разъяснение об отношении содержания отдельных наук к миру. Она делает для нас возможным с помощью наук прийти к миросозерцанию. Положительное знание приобретаем мы через отдельные познания; ценность же знания для действительности мы узнаем через теорию познания. Благодаря тому, что мы строго придерживались этого основного положения и не воспользовались в наших рассуждениях никакими обособленными знаниями, мы преодолели все односторонние мировоззрения. Односторонность появляется обыкновенно потому, что исследование, вместо того, чтобы заниматься самим процессом познания, сейчас же приступает к каким-нибудь объектам этого процесса. После наших разъяснений догматизм должен отказаться, как от основного принципа, от своей "вещи в себе", а субъективный идеализм - от своего "я", так как они по своему взаимоотношению существенно определяются лишь в мышлении. "Вещь в себе" и "я" нельзя определить путем вывода одного из другого, но оба должны быть определены из мышления сообразно их характеру и отношению. Скептицизм должен оставить свое сомнение в возможности познания мира, так как относительно "данного" не в чем сомневаться, ибо оно еще не затронуто никакими дарованными через познание предикатами. Но если бы скептицизм захотел утверждать, что мыслительное познавание никогда не может подойти к вещам, то он мог бы это сделать только через само мыслительное соображение; чем он, однако, и опровергает сам себя. Ибо кто хочет через мышление обосновать сомнение, тот implicite признает за мышлением достаточную силу убеждения. Наконец, наша теория познания преодолевает односторонний эмпиризм и односторонний рационализм тем, что соединяет оба на более высокой ступени. Таким образом, она отдает должное обоим. Эмпирику мы отдаем должное, показывая, что по содержанию все познания о данном могут быть достигнуты только в непосредственном соприкосновении с самим данным. Рационалист также находит должное себе в наших разъяснениях, так как мы объявляем мышление необходимым и единственным посредником познания. Ближе всего наше мировоззрение, как мы его теоретико-познавательно обосновали, соприкасается с мировоззрением А. Е. Бидермана[45]. Но Бидерман пользуется для обоснования своей точки зрения утверждениями, совершенно неуместными в теории познания. Так, он оперирует понятиями бытия, субстанции, пространства, времени и т. д., не исследовав предварительно самый процесс познания. Вместо того чтобы установить, что в процессе познания находятся, прежде всего, только два элемента: данное и мышление, он говорит об образах бытия действительности. Так, например, он говорит в §15: "Во всяком содержании сознания содержатся два основных факта: 1. Нам дано в нем двоякое бытие, каковую противоположность бытия мы обозначаем как чувственное и духовное, вещественное и идеальное бытие". И в §19: "То, что имеет пространственно-временное бытие, существует, как нечто материальное; то, что есть основа всего процесса бытия и субъект жизни, существует идеально, оно реально, как идеально-сущее". Такие соображения неуместны в теории познания, они уместны в метафизике, которая только еще может быть обоснована с помощью теории познания. Необходимо признать, что утверждения Бидермана во многом сходны с нашими; но наш метод совершенно не соприкасается с его. Поэтому мы нигде не нашли повода непосредственно ссылаться на него. Бидерман пытается с помощью некоторых метафизических аксиом добыть теоретико-познавательную точку зрения; мы пытаемся через рассмотрение процесса познания прийти к воззрению на действительноcть. И мы думаем, что мы действительно показали, что все споры мировоззрений происходят от того, что люди стремятся приобрести знание об объективном (вещь, "я", дознание и т. д.) без предварительного точного знания о том, что единственно может дать разъяснение о всяком другом знании: о природе самого знания. 8 Практическое заключение Положение пашей познающей личности по отношению к объективному существу мира - вот что мы стремились выяснить посредством предыдущих соображений. Что означает для нас обладание познанием и наукою? Вот тот вопрос, ответа па который мы искали. Мы видели, что в нашем знании изживает себя самое внутреннее ядро мира. Закономерная гармония, которою управляется вселенная, выявляется в человеческом познании. Поэтому призванием человека является водворение основных мировых законов, которые вообще управляют всяким существованием, но никогда бы сами не достигли существования, в область являющейся действительности. В том и заключается сущность знания, что в нем проявляется никогда не находимое в объективной реальности основание мира. Паше познание, выражаясь образно есть постоянное вживание в основание мира. Такое убеждение должно также бросать свет на паше практическое жизнеописание. Наш образ жизни по всему своему характеру обусловлен нашими нравственными идеалами. Это идеи, которые мы имеем в жизни о наших задачах, или, другими словами, которые мы создаем о том, что мы должны совершать через нашу деятельность. Наша деятельность есть часть общего мирового процесса. Тем самым она также подчинена общей закономерности этого процесса. Когда где-нибудь во вселенной возникает процесс, то в нем нужно различать двоякое: внешнее течение его в пространстве и времени и внутреннюю закономерность этого течения. Познание этой закономерности для человеческой деятельности есть только особый случай познания. Выведенные нами воззрения о природе познания должны быть, таким образом, применимы и здесь. Итак, познать себя как действующую личность - значит, обладать для своей деятельности соответствующими законами, то есть нравственными понятиями и идеалами как знанием. Когда мы познали эту закономерность, тогда и наша деятельность становится нашим делом. Закономерность тогда не дана нам как нечто, что лежит вне объекта, над чем совершается процесс, но как содержание самого занятого живым деланием объекта. Объект в данном случае есть наше собственное "я". Если это последнее действительно проникло свою деятельность, согласно ее сущности, познанием, тогда оно в то же время чувствует себя и ее властелином. До тех пор, пока этого не - происходит, законы деятельности представляются нам как нечто чуждое; они владеют нами; то, что мы совершаем, мы совершаем под принуждением, которое они на нас оказывают. Когда они превращены из такого чуждого существа в изначально собственное делание нашего "я", тогда это принуждение прекращается. Принуждающее стало нашей собственной сущностью. Закономерность властвует уже более не над нами, но в нас, над исходящей из нашего "я" деятельностью. Осуществление какой-нибудь деятельности при помощи стоящей вне осуществителя закономерности есть акт несвободы, а то же осуществление через самого осуществителя - акт свободы. Познавать законы своей деятельности, значит, сознавать свою свободу. Процесс познания, согласно нашим рассуждениям, есть процесс развития к свободе. Не вся человеческая деятельность носит этот характер: Во многих случаях мы обладаем законами нашей деятельности не как знанием. Это есть несвободная часть нашей деятельности. Как противоположность ей стоит та часть, где мы вполне сживаемся с этими законами. Это - свободная область. Лишь поскольку наша жизнь принадлежит ей, можно называть ее нравственной. Превращение первой области в таковую же с характером второй есть задача всякого индивидуального развития, как и всего человечества. Самая важная проблема всякого человеческого мышления следующая: понять человека как основанную на себе самой свободную личность. (биографические данные)
РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА
Полное собрание сочинений Р. Штейнера издается с 1956г. па немецком языке в Дорнахе (Швейцария). Издание осуществляет "Управление наследием Рудольфа Штейнера" ("Rudolf Steiner - Nachlassverwaltung"). Всего запланировано 354 тома, более 300 томов уже издано. Около 50 томов составляют написанные Р. Штейнером труды. Около 300 томов - стенограммы прочитанных лекций. Р. Штейнер прочитал около у, шести тысяч лекций, большая часть которых была стенографирована. Приводимый далее библиографический обзор соответствует каталогу "Rudolf Steiner - Das literarische und künstlerische Werk. Eine bibliographische Ubersicht", Rudolf Steiner Verlag, Dornach/Schweiz, 1984. В скобках курсивом приводятся номера томов, как они даны в этом издании. Такая нумерация является настоящее время общепринятой. В разделе Книги для каждой работы указан год ее первой публикации. А. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ I. Книги Естественнонаучные труды Гете с введениями и комментариями Рудольфа Штейнера, 5 томов, 1883/97, новое издание 1975, (1a-e); отдельное издание Введений, 1925 (1) Очерк теории познания, основанной на мировоззрении Гете, 1886 (2) Истина и наука, 1892 (3) Философия свободы, 1894 (4) Фридрих Ницше, борец против своего времени, 1895 (5) Мировоззрение Гете, 1897 (6) Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение современным мировоззрениям, 1901 (7) Христианство как мистический факт и мистерии древности, 1902 (8) Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека, 1904 (9) (На русском языке эта книга выходила также под названием "Духоведение") Как достигнуть познания высших миров? 1904/05 (10) Из летописи мира, 1904/08 (11) Ступени высшего познания, 1905/08 (12) Очерк Тайноведения, 1910 (13) Четыре Драмы-Мистерии, 1910/13 (l4) Духовное водительство человека и человечества, 1911 (15) Антропософский календарь души, 1912 (40) Путь к самопознанию человека, 1912 (16) Порог духовного мира, 1913 (17) Загадки философии, 1914 (18) О загадке человека, 1916 (20) О загадках души, 1917 (21) Духовный облик Гете в его "Фаусте" и "Сказке о Змее и Лилии", 1918 (22) Основные черты социального вопроса, 1919 (23) Статьи о трехчленности социального организма, 1915-1921 (21) Космология, религия и философия, 1922 (25) Антропософские руководящие положения, 1924/25 (26) Основы для расширения искусства врачевания (совместно с Итой Вегман), 1925 (27) Мой жизненный путь, 1923/25 (28)
II. Собрание статей Статьи по драматургии 1889-1901 (29) Методические основы Антропософии 1884-1901 (30) Статьи по истории культуры и современности 1887-1901 (31) Статьи по литературе 1886-1902 (32) Биографии и биографические очерки 1894-1905 (S3) Статьи в журнале "Lucifer-Gnosis" 1903-1908 (34) Статьи по философии и антропософии 1904-1918 (35) Статьи в журнале "Das Goetheanum" 1921-1925 (36) III. Публикации из наследия Письма — Изречения — Наброски сценических работ — Записные книжки, и др. (38-47) B. ЛЕКЦИИ Берлинские лекции 1903/04-1917/18 (51-67) Открытые лекции, циклы и курсы в разных городах Европы 1906-1924 (68-84) II. Лекции для членов Антропософского Общества Лекции и циклы лекций обще антропософского содержания - Христология и рассмотрение Евангелий - Духовно-научное познание человека - Космическая и человеческая история - Духовные основы социального вопроса - Человек в своей связи с космосом - Кармические рассмотрения. (91-244) Труды и лекции к истории антропософского движения и Антропософского Общества (251-263) III. Лекции и курсы по отдельным областям Лекции по искусству: Эстетика – Эвритмия - Рецитация (Sprachgestaltung) и драматическое искусство - Архитектура - Изобразительное искусство - Музыка - История искусств (271-292) Лекции по педагогике (293-311) Лекции по медицине (312-319) Лекции по естествознанию (320-327) Лекции, посвященные общественной жизни и трехчленности социального организма (328-341) Лекции для рабочих, работавших на строительстве здания Гетеанума (347-354) С. РЕПРОДУКЦИИ И ПУБЛИКАЦИИИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯЭскизы для живописных, пластических, архитектурных работ в первом Гетеануме -Учебные эскизы для художников - Эскизы оформления эвритмических постановок - Эвритмические формы - Наброски для эвритмических фигур и др. СОДЕРЖАНИЕ 1 Предварительные замечания. 8 2 Основной теоретико-познавательный вопрос Канта. 9 3 Теория познания после Канта. 12 4 Исходные точки теории познания. 16 5 Познание и действительность. 20 6 Свободная от предпосылок теория познания и наукоучение Фихте. 23 7 Теорико-познавательное заключение. 29 РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР (биографические данные) 31 ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА.. 33 [1] Erfahrung und Denken. Kritische Grundlegung der Erkenntnistheorie von Johannes Volkelt. Hamburg und Leipzig 1886. [2] В настоящем издании библиография опущена. Заинтересованных читателей мы отсылаем к русскому изданию 1913 г. или к немецким изданиям этой книги. (Прим. ред.) [3] Erfahrung und Denken. Kritische Grundlegung der Erkenntnistheorie von Johannes Volkelt. Hamburg und Leipzig 1886. P. 20 [4] Kritik der reinen Vemunft P. 61 ff. по нзданию Kirchmann'a, к каковому изданию надо относить и все другие обозначения страниц в цитатах из "Критики чистого разума" и "Пролегомен" [5] Prolegomena, §5. [6] Kritik d. r. V. P. 53 f. [7] Dle Welt als Wahinehmung und Begriff P. 161 ff. [8] Мы под этим подразумеваем, конечно, простую возможность мышления [9] Analyse der Wirklichkeit. Gedanken und Thatsachen. [10] Попытка, которая, однако, если не совершенно опровергнута, то все же сделана очень спорной возражениями Роберта Циммермана (Ueber Kants mathematisches Vorurtheil und dessen Fblgen). [11] Р. 58. [12] Cohen, Kant's Theorie der Erfahrung. P. 90 ff. [13] Stadler, Die Grundsätze der reinen Erkenntnisllieorie in der Kant'sclien Philosophic. P. 76 f [14] Erfahrung und Denken. P. 21 [15] Zur Analysis der Wirklichkeit P. 211 ff [16] Alfr. Hölder, Darstellung der Kantischen Erkenntnistheorie P. 14 f. [17] Vierteljahrsschrift für wiss. Philosophie. P. 239. Jahrg. 1877. [18] System der Logik 3. Aufl. P. 380 f. [19] Kritische Grundlegung des transcendentalen Realismus. P. 142-172 [20] Geschichte der neueren Philosophie V. B. P. 60. В отношении Куно Фишера Фолькельт ошибается, когда он (Kant's Erkenntnistheorie P. 198 f. Anmerkung) говорит: "Из изложения Куно Фишера не ясно, что, по его мнению, Кант предполагает: психологическую ли только фактичность всеобщих и необходимых суждений или одновременно и объективную их значимость и правомерность". Так как Фишер в приведенном месте говорит, что главную трудность "Критики чистого разума" надо искать в том, что ее "обоснования зависят от известных предпосылок, которые надо принять, чтобы признать последующее". Эти предпосылки являются и для Фишера обстоятельством, почему "сначала" должен быть установлен "факт познания" и затем при помощи анализа должны быть найдены способности познания, "из которых объясняется самый факт познания". [21] Обращаемся ли мы точно таким же образом с нашими собственными теоретико-познавательными соображениями, мы показываем в главе "Исходные точки теории познания". [22] Kritische Grundlegung des transcendentalen Realismus. Vorrede. P. X. [23] Otto Liebmann, Zur Analysis der Wirklichkeit. Strassb. 1876. P. 28 ff. [24] Volkelt, Kant's Erkenntnistheorie. §1 [25] A Dorner, Das menschliche Erkennen. Berlin 1887 [26] Kirchmann, Die Lehre vom Wissen, Berlin 1768. [27] Die Grundfragen der Erkenntnistheorie. Mainz 1887 P. 5. 385. [28] Goring, System der Kritischen Philosophic. I. Theil. P. 257. [29] Das Grundproblem der Ericeniitnisthcorie P. 37. [30] Philosoph. Monatshefte XXVI Bd. P. 390. Heidelberg 1890. [31] Отделение индивидуальных частностей из совершенно слитно данного образа мира есть уже акт мыслительной деятельности [32] Das Grundproblem der Erkennfcnistheorie. P.I. [33] Под понятием я разумею правило, по которому соединяются в единство бессвязные элементы восприятия. Например, причинность есть понятие. Идея есть только понятие с большим содержанием. Организм, взятый совершенно абстрактно, есть идея. [34] Едва ли нужно говорить, что мы с обозначением "центр" вовсе не хотим соединять какого-нибудь теоретического взгляда на природу сознания, но мы употребляем его только, как стилистическое сокращение для общей физиономии сознания [35] Fichtes Sämtl. Werke I. P. 71 f. [36] S. W. I. P. 97 [37] S. W. I. P. 91 [38] S. W. I. P. 178 [39] Geschichte der Philosophic. Р. 605. [40] S. W. I. P. 94 [41] S. W. I. P. 98 [42] S. W. I. P. 422 [43] Nachgelassene Werke I. P. 4. [44] Nachgelassene Werke I. P. 16 [45] Смотри А. Е. Biedermaim, Christliche Dogmatik, 2Aufl. Berlin 1884/5. Теоретико-познавательные исследования в I томе. Исчерпывающее разъяснение об этой точке зрения дал Эдуард фон Гартман (смотри "Kritische Wanderungen durch die Philosophie der Gegenwart" P.200 ff) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |