![]() |
|
|
Система диалектических категорий Н.А. КостицынСистема диалектических категорий Н.А. Костицынсмотреть на рефераты похожие на "Система диалектических категорий Н.А. Костицын" Реферат Система диалектических категорий Выполнил: Асп. каф. социологии и управления персоналом Николай Костицын Ведущий семинарских занятий по философии Сергей Иванович Тягунов Содержание Часть 1. Практическая необходимость 3 Табл. 1 Группировка найденных категорий 5 Табл. 2 Процессы взаимопереходов 6 Табл.3 Системы координат 7 Постановка ключевых вопросов 7 Часть 2. Теоретические возможности 8 Перечень категорий Аристотеля 9 Соответствие категорий типам суждений 11 Реальная мера 15 На каких принципах основывается построение системы категорий? 22 Принципы включения категорий в систему 22 Принципы взаимосвязывания категорий в системе 22 С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия? 22 Онтология 23 Гносеология 23 Аксиология 23 В каких отношениях и соотношениях находятся категории? 23 Часть 3. Практические возможности 24 От внешнего к внутреннему 24 От формы к содержанию 24 1. Понимание тенденций развития 27 2. Определение стратегии развития организации 27 3. Принципы корпоративной идеологии 27 Часть 1. Практическая необходимость Интерес к системе диалектических категорий возник у меня в ходе решения задач организационного консультирования. Необходимость структурировать огромное количество эмпирической информации, а также принимать решения в условиях неопределенности подвигла меня к попытке разработать свою систему универсальных понятий и критериев классификации. Когда самостоятельные поиски зашли в «методологический» тупик, я
обратился к классикам философской мысли: Аристотелю, Канту и Гегелю. Основная цель данной работы – понимание основных диалектических категорий и связей между ними, применимых для решения практических задач. Результатами работы я вижу . Блок-схему и таблицу, наглядно иллюстрирующих диалектические категории и связи между ними. . Алгоритм решения задач организационного развития, соответствующий системе категорий диалектики и использующий ее в качестве инструмента решения конкретных задач. Особенностями моей работы будет . Попытка синтезировать абстрактно теоретический материал философии с конкретным содержанием практических задач Попытка придерживаться диалектической стратегии познания (тезис – антитезис - синтез) Заранее благодарю всех, кому будет интересно прокомментировать и обсудить данную работу. 1.1 Корпоративная идеология Впервые необходимость владеть категориальным аппаратом диалектики возникла у меня, когда стояла задача сформулировать корпоративную идеологию одного из крупных российских холдингов. На фокус-группах с топ-менеджерами были собраны их представления о настоящем и будущем Компании. Требовалось сгруппировать суждения и обобщить их в тенденции развития и принципы корпоративной идеологии. Вот тут и возникли вопросы относительно того, какие из групп суждений имеют первостепенную значимость, как точно сформулировать тенденции развития, в каком порядке располагать принципы, как достичь целостности и полноты описания.
Через полгода подобные вопросы возникли вновь, при разработке
методических материалов к учебному видеофильму «Система нематериального
стимулирования персонала». Как классифицировать мотивационные образования?
Понимая необходимость выработки комплекса универсальных критериев классификации, я предпринял самостоятельные усилия. Алгоритм действий был следующим: 1. Сформулировал 56 пар противоположных категорий, на основе собственного представления, оглавления учебника по философии и обсуждения с коллегами. 2. Сгруппировал категории в 18 категориальных блоков (табл. 1) 3. Попытался исключить дублирующие и подчиненные категории, оставив список из 28 пар противоположностей. В качестве практики я попытался разнести виды образований мотивационной сферы по категориям. 4. Начал формулировать процессы взаимопереходов противоположностей друг в друга (табл. 2) 5. Кроме того, по ходу формирования полного перечня противоположностей, обнаружились логические триады, «квартеты» и «квинтеты» понятий, которые я вынес в отдельное приложение. Как с ними работать было совершенно не понятно. Попытки систематизировать накопленный материал не привели к успеху. В любом случае, тупик самостоятельных поисков привел меня к изучению философских трудов, что стало своего рода антитезисом по отношению ранее выбранной стратегии.
|Материальное |Идеальное |Бытие |
|Атрибуты |Процессы переходов |Атрибуты |
По сути – классификации объектов и явлений, находящихся на одном уровне строения бытия. А также стадиальность развития каких-либо объектов. |Прошлое |Настоящее |Будущее | | |
Итогом самостоятельных поисков стала постановка ряда ключевых вопросов, без ответов на которые дальнейшее продвижение было бы невозможно. . С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия? . Как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных? . В каких отношениях и соотношениях находятся категории? . На каких принципах основывается построение системы категорий? Часть 2. Теоретические возможности Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание.
Первую попытку описать предельные основания бытия предпринял 1. В первой главе Аристотель ставит проблему соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов. Он разводит одноименное, соименное, отыменное. . Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias) разная, как, например, dzoon означает и человека и изображение. . Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и соответствующая этому имени речь о сущности одна и та же, как, например, "живое существо" (dzoon) - это и человек и бык. . Наконец, отыменными называются предметы, которые получают наименование от чего-то в соответствии с его именем, отличаясь при этом окончанием слова, как, например, от "грамматики" - "грамматик", от "мужества" - "мужественный". 2. Во второй главе Аристотель разводит сказываемое о предмете и находящееся в предмете. Из того, что говорится, одно говорится в связи , другое - без связи. Одно в связи, например: "человек бежит", "человек побеждает"; другое без связи, например: "человек", "бык", "бежит", "побеждает". 3. В третьей главе Аристотель вводит понятие рода, как сказуемого и видовых отличий. 4. В четвертой главе Аристотель вводит десять категорий. При категория по Аристотелю, на мой взгляд это ТО самое существенное, что можно сказать о вещи. Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или
1. Сущность (сущее) (греч. "подлежащее", hypokeimenon, лат. субстанция, substantia) 2. Количество (лат. quantitas) 3. Соотнесенное (отношение) (лат. relatio) 4. Качество (лат. gualitas) 5. Действие (лат. actio) 6. Претерпевание (страдание) (лат. passio). 7. Место (где) (лат. ubi) 8. Время (когда) (лат. quando) 9. Положение (лат. situs) 10. Обладание (лат. habitus) Данные категории нельзя в полной мере назвать диалектическими, поскольку Аристотель не во всех случаях подчеркивал их взаимосвязь, дополнительность и противоположность. Однако в одиннадцатой главе он закладывает основы именно диалектической логики, подчеркивая, необходимость наличия противоположностей: «Благу необходимо противоположно зло, здоровью противоположна болезнь, мужеству – трусость». Для Аристотеля «ясно также, что по природе противоположности относятся к тому, что тождественно или по виду, или по роду: болезнь и здоровье находятся по природе в теле животного, белизна и чернота - просто в теле, а справедливость и несправедливость - в душе человека». А это уже прямой выход на гегелевскую синтетическую категорию. Кант критикует Аристотеля за бессистемность. «Отыскать эти основные
понятия, говорит Кант, было достойно такого проницательного мыслителя, как Я же, в свою очередь, хочу оправдать Аристотеля, перед выдающимся немецким классиком. Моя «аристотелеодицея» сводится к двум пунктам: . Аристотель заложил основы диалектического построения системы категорий, хотя сам ими и не воспользовался и . Сам Кант использует ту же самую стратегию выделения категорий, анализируя возможные суждения о предметах. Итак, анализируя и обобщая суждения о предметах и возводя отдельные
определения и признаки в ранг категорий, Аристотель предпринимает первую,
метафизическую попытку выявить и описать предельные основания бытия. 2.2 Система категорий Канта Антитезисом метафизической системе категорий Аристотеля стала система
категорий Канта. Аристотель черпал категории извне, из окружающего мира – Если Аристотель начинал с соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов, то Кант начинает восхождение к категориям через понятия анализа и синтеза. «Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединение различных
представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте
познания. Такой синтез называется чистым, если многообразное дано a priori Среди условий априорного познания (данность многообразного в чистом созерцании и синтез этого многообразного посредством способности воображения) Кант называет еще и данность понятия, «сообщающих единство этому чистому синтезу и состоящих исключительно в представлении об этом необходимом синтетическом единстве». Таким образом, Кант выходит на определение чистых рассудочных понятий, позволяющих воспринимать и понимать не только эмпирический, но и рассудочный материал. Принцип выделения категорий Кантом я условно назвал принципом
соответствия типам суждений: «Это деление систематически развито из одного
общего принципа, а именно из способности суждения (которая есть не что
иное, как способность мышления)». В этом плане Кант не далеко ушел от Возьму на себя смелость привести сопоставительную таблицу суждений и категорий, выделенных Кантом. Соответствие категорий типам суждений |О логической функции |О чистых рассудочных понятия синтеза | Кант сопровождает свою систему категорий тремя замечаниями. «Первое замечание: эту таблицу, содержащую в себе четыре класса рассудочных понятий, можно прежде всего разделить на два раздела, из которых первый касается предметов созерцания (как чистого, так и эмпирического), а второй-существования этих предметов (в отношении или друг к другу, или к рассудку). Категории первого класса я бы назвал математическими. а категории второго -динамическими. Первый класс категорий не имеет никаких коррелятов, их можно найти только во втором. Но это различие должно иметь некоторое основание в природе рассудка. Второе замечание: каждый класс содержит одинаковое число категорий, а именно три, и это обстоятельство также побуждает к размышлениям, так как в других случаях всякое априорное деление с помощью понятий должно быть дихотомическим. Сюда надо, однако, прибавить, что третья категория возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса. Так, целокупность (тотальность) есть не что иное, как множество,
рассматриваемое как единство, ограничение-реальность, связанная с
отрицанием, общение-причинность субстанций, определяющих друг друга,
наконец, необходимость есть не что иное, как существование, данное уже
самой своей возможностью. Не следует, однако, думать, будто третья
категория есть только производное, а не основное понятие чистого рассудка. Третье замечание. Об одной из категорий, а именно о категории общения, принадлежащей к третьему классу категорий, следует сказать, что согласие ее с соответствующей этому классу формой разделительного суждения в таблице логических функций не так явно, как в других категориях. Чтобы убедиться в этом согласии, нужно заметить, что во всех разделительных суждениях объем понятия (количество всего того, что ему подчинено) как целое представляется разделенным на части (подчиненные понятия), и так как одна часть не может быть подчинена другой, то они мыслятся как координированные, а не субординированные друг другу, так что они определяют друг друга не односторонне, как в ряду, а взаимно, как в агрегате (если один член деления дается, то все остальные исключаются, и наоборот)». Таким образом, я вижу логику Канта следующим образом: . Истина – продукт познания . Мышление – средство познания. . Суждения – инструмент мышления. . Категории – детали суждений. Значит категории есть элементы истины, соответствующие мыслительному способу познания посредством суждений. И в этом, инструменталистском на мой взгляд, подходе к категориям открылись возможности для следующего шага в развитии категориальной системы. . Аристотель сказал, что мир таков, каким мы его видим. . Кант сказал, что мир для нас таков, каким мы его способны увидеть. . Остался только Гегель, который скажет, что мир таков, каким его описывает система диалектических категорий самого Гегеля. 2.3 Система категорий диалектики Гегеля Система Гегеля синтезировала существовавшие ранее попытки выработать целостную и всеобъемлющую систему категорий. Ее основным отличием от перечня категорий Аристотеля и системы Канта явилась, на мой взгляд тотальная внутренняя взаимосвязанность категорий. Гегель начинает с выделения трех сторон логического: а) абстрактной, пли рассудочной, b) диалектической, или отрицательно-разумной, c) спекулятивной, или положительно-разумной, Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |