![]() |
|
|
Система диалектических категорий Н.А. Костицынp> а) Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существованием.b) Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность. с) Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе. Логика распадается на три части. I. Учение о бытии. II. Учение о сущности. III. Учение о понятии и идее. Таким образом, она содержит учение о мысли: 1. В ее непосредственности — о понятии в себе. 2. В ее рефлексии, и опосредствовании — о для-себя-бытии и видимости (Schein) понятия. 3. В ее возвращении в самое себя и о ее развитом у-себя-бытии — о понятии в себе и для себя. Принципы построения Можно выделить четыре принципа построения системы Гегеля; 1. Продвижение от абстрактного к конкретному 2. Группировка категорий по этапам познания 3. Единство противоположных категорий в третьей синтетической 4. Совпадение логической последовательности категорий с исторической последовательностью их открытия Другими словами, стратегию Гегеля можно охарактеризовать, как переплетение и синтез абстрактно-индивидуального познания с конкретно- историческим. Структура категориальной системы |БЫТИЕ |
Система категорий бытия
Система категорий сущности
Завершенность, целостность и «всеобъемлимость» системы Гегеля практически не оставили шансов последующим исследователям внести существенные дополнения или изменения. Конечно, Маркс и Энгельс, выделившие из системы Гегеля законы развития, а также приземлившие это на социально- экономическую реальность, совершили материалистический прорыв, но собственно категорий от этого не прибавилось. Рассмотрим некоторые работы наших современников.
А.П. Шептулин выделяет следующие принципы построения системы категорий диалектического материализма . Категории, как ступени развития познания. Единство исторического и логического (созерцание – абстракция - практика). . Принцип тождества диалектической логики и теории познания (онтология=гносеология=логика) После разведения сфер материи и сознания он начинает последовательно перечислять всеобщие формы бытия, как ступени развития познания 1. Отношение (= связь + изолированность) - человеческое познание начинается с отделения себя от среды и установления связей 2. Движение и покой – замечает, что среда изменяется 3. Единичное, особенное и общее – отображение на уровне ощущений, восприятия и мышления 4. Качество и количество – совокупность свойств сущности + величина и размер 5. Причина и следствие 6. Необходимость и случайность 7. Содержание и форма 8. Сущность и явление 9. Основа и обоснование 10. Противоречие 11. Диалектическое отрицание – отрицание отрицания 12. Возможность и действительность В конце своей работы Шептулин прослеживает движение от одной категории к другой в системе научного знания и развитие форм мышления в процессе познания от одной категории к другой. М.Г. Макаров рассматривает проблему сложности и вариативности категорий диалектики и приводит смысловые варианты и аспекты некоторых категорий . Общее, единичное, индивидуальное . Типы целого и уровни целостности . Многоформенность формы . Сущность, явление, видимость . Причина и причинная цель . Формы и уровни необходимости и случайности . Типы возможностей Его подход ценен тем, что сами категории теряют свою гомогенность и внутреннюю безразличность и предстают в виде конгломерата различных уровней, форм и типов.
В.А. Ганзен, развивая системный подход, предложил использовать четыре
базовых категории для описания любых объектов действительности. На практике пентабазис стал одним из самых продуктивных инструментов, используемых в ленинградской психологической школе.
С.П. Семенов в своей концепции диалектического монизма выделяет три взаимосвязанных и взаимоопределяющих атрибута бытия, которые в свою очередь являются континуумами с полюсами в виде противоположностей. 1. Атрибут изменчивость — это то фундаментальное свойство Универсума, которое обнаруживает себя в способности всех его компонентов изменяться, иногда — вплоть до взаимного превращения. Полюсами изменчивости являются собственно изменчивость и неизменность. В современной физике частными понятиями, очевидно имеющими отношение к данному атрибуту, являются: скорость, ускорение, масса, время... 2. Атрибут протяжённость — это то фундаментальное свойство Универсума, благодаря которому его разные компоненты существуют порознь, то есть отдельно друг от друга. Данный атрибут обнаруживает себя прежде всего как протяжённость всего и вся в пространстве: фактически само пространство — его проявление. Полюсами протяжённости являются собственно протяжённость (=непрерывность) и граница (=прерыв). Частными понятиями современной науки, очевидно связанными с атрибутом протяжённость, являются: длина, величина, мера... 3. Атрибут противоречивость — это то фундаментальное свойство Универсума, благодаря которому он сам одновременно един и многообразен. Данный атрибут обнаруживает себя в различиях несчётных реалий и в том, что все они в той или иной мере сходны, образуя типы, классы и т.д. Полюсами протяжённости являются сходство (=тождественность) и различие (=противоположности). Понятия современной науки, наиболее очевидно связанные с атрибутом противоречивость, суть следующие: энергия, информация, организация, структура... Названные три атрибута присущи всем известным компонентам Универсума и во взаимосвязи друг с другом достаточны для объяснения того, как из однородной, но обладающей ими субстанции является великое многообразие реальности. Целокупность этих свойств обнаруживает способность к самоотрицанию: благодаря противоречивости изначальное (= неопределённое, неопределяемое, неопределённость, неявленное) направлено вне себя... благодаря изменчивости оно реализует свою вне-себя-направленность — превращается в иное... благодаря протяжённости изначальное и иное оказываются вне друг друга... Таким образом неопределённое Единое производит самоопределение, становясь при этом одной из сторон Универсума: той, посредством которой все его компоненты остаются всегда взаимосвязанными. Взаимосвязь атрибутов можно представить в таблице: |Атрибуты |Протяжённость |Изменчивость |Противоречивость| 2.5 Выводы и перспективы Обобщая сказанное, хочу отметить, что развитие представлений о системе диалектических категорий находится сейчас в стадии мерцающих углей затухающего костра. Противоречие между методом Гегеля и его системой разрешилось в пользу метода, а система стала покрываться пылью неподступности и недопонимания. Послегегелевские системы ориентированы в большей степени на решение прикладных задач и учитывают реальные ограничения объема памяти и внимания конкретного пользователя. Диалектический способ познания на данный момент не имеет сопоставимых антитезисов, а потому синтезировать на более высоком уровне нечего.
Со своей стороны вижу три возможных направления для развития системы диалектических категорий. 1. Релятивизм, являющийся по сути антитезисом гегелевской абсолютизации. Сутью релятивисткого подхода к системе категорий является, по моему мнению, троякая относительность каждой из категории. Каждая категория системы должна восприниматься относительно обозначаемого ею Объекта, других Категорий и точки зрения познающего Субъекта ; 2. Синергетика, примиряющая необходимое и случайное в развитии сложных систем. Сутью синергетического подхода к системе категорий является, по моему мнению, признание того факта, что на разных уровнях строения и этапах развития действуют разные законы, а по сему и категории должны употребляться разные. 3. Триалектика. Метафизика использует обобщение и абстрагирование для понимания наблюдаемого. Диалектика использует отрицание и синтез для понимания механизмов саморазвития существующего. Триалектика могла бы использовать коллективное оценивание для изменения вероятностного. Ответы на ключевые вопросы Что касается вопросов, поставленных в первой части работы, то ответы на них я сформулировал следующим образом:
В ответе на этот вопрос должен находиться и ответ на вопрос о том, как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных.
1. Принцип универсальности – каждая из включаемых в систему категорий должна быть применима для описания абсолютного большинства объектов и явлений Бытия. 2. Принцип полноты – все включаемые в систему категории должны быть применимы для описания любого из объектов или явлений Бытия и их совокупное применение должно исчерпывать все содержание описываемого объекта или явления. 3. Принцип кардинальных отличий – в систему не должны включаться категории, включаемые в другие категории или значительно пересекающиеся с ними по содержанию.
1. Принцип синтетической противоречивости – каждая категория должна иметь свою противоположность, вместе с которой она образует определенный категориальный континуум. 2. Принцип соответствия этапам познания - последовательность категорий должна соответствовать логике индивидуального и коллективного познания. 3. Принцип диалектического перехода – переход от одной категории к другой должен осуществляться либо путем отрицания либо путем синтеза предшествующих категорий
Признаюсь откровенно, мне не удалось решить задачу отбора категорий в систему и выстроить ее внутреннею архитектонику так, чтобы с первого взгляда возникало стойкое ощущение полноты, взаимосвязанности и непротиворечивости. До Гегеля мне еще далеко. Однако, считаю необходимым зафиксировать первые шаги на пути создания такой системы. Онтология |Действительное |Исчезновение – Возникновение |Возможное |
|Абсолютное |Перенос точки зрения внутрь или во вне |Относительное |
|Зло |Оценивание |Добро |
Задача классификации самих категорий представляется достаточно сложной. Начнем с того, что сами категории есть Знаки. С их помощью Субъект . Объектно-онтологическую – все, что характеризует Бытие, «независимое» от нашего сознания, в том числе и Сущность, как невидимую изнанку объектов; . Предметно-познавательную – все, с помощью чего мы судим о Бытии, сами категории, понятия, формы суждений и логических операций; . Субъектную – все, что характеризует намерения и особенности познающего субъекта. Далее, на мой взгляд, необходимо попытаться выстроить категории от общего к частному, потому что суть самих категорий это Общее. И наконец, последний критерий дли структурирования системы – это логика индивидуального и исторического познания. В идеале я вижу систему категорий, как многослойное сито, проникая через которое, эмпирический и теоретический материал во-первых находит свое точное место в картине мира, а во-вторых ограняется в соответствии с формой ячеек на каждом уровне. Часть 3. Практические возможности В данной части я изложу несколько мыслей относительно практического применения разрабатываемой системы категорий. 3.1 Практика отображения
С чего начинать познание и изменение объектов? Какие стратегии приведут к более точному отображению и эффективному преобразованию?
От внешнего к внутреннему (от бытия к сущности, от видимости к
существованию и т.д.). Глубокий философский смысл ( данной стратегии
заключается в том, что разделение на внешнее и внутреннее, вещи-для-нас и
вещи-в-себе, Я и не-Я, является условием познания, как частного вида
взаимодействия познающего с познаваемым. Психологической аналогией и
подтверждением правильности стратегии «от внешнего к внутреннему» является
закон интериоризации, сформулированный Л.С. Выготским и развитый
Гегелевский принцип «от абстрактного к конкретному», можно переформулировать в принцип «от формы к содержанию», потому что на практике, при определении категорий и понятий гораздо чаще используется понятие форма. Практическая значимость приоритета формы заключается в том, сначала необходимо понять или задать структуру, а затем конкретизировать или наполнять содержанием. Это относится к написанию научных работ и отчетов.
Мое диссертационное исследование посвящено рискам в управлении персоналом. Многообразие определений риска, его видов и факторов создает ощущение хаоса. Как упорядочить содержание имеющихся представлений о рисках, связанных с человеческой деятельностью в организации и увидеть исследовательские ниши? Для данной задачи система категорий применима в качестве оснований для
классификации и характеристик рисков.
Противоречивость порождает изменчивость социальных систем, а,
следовательно, и возможности развития (как прогресса, так и регресса). Гносеологические основания рисков Аксиологические основания рисков
Особо хочу подчеркнуть значимость определения, как одного из основных процессов и познания и развития. Гегель часто использует понятие определенность для определения категорий. И неслучайно. Чтобы нечто познать необходимо сначала самому отделиться от этого объекта, затем отделить этот объект от остальных и наконец понять его внутреннюю структуру и содержание. Определенность есть очерченность границ объекта или явления, отделенность от иного. Само определение понятий и заключается в том, чтобы сначала возвести познаваемый объект в более общую категорию, а затем, методично отсекать все лишнее. Почему определение есть инструмент развития и как оно действует? 1. Отделение Нечто от Иного есть качественно новый уровень функционирования этого Нечто, как самостоятельного объекта. Пример: кризис 3-х лет у детей, появление самосознания «Я сам!», первая ступень перехода в новое качество самоуправляемости. Поэтому, для личностного развития необходимо постоянно самоопределяться, а также способствовать самоопределению других людей, предоставляя им свободный выбор. 2. Ограничения стимулируют внутреннюю активность. Доказано, что творческое задание без условий: «Нарисуйте что-нибудь» выполняется менее продуктивно и оригинально, нежели творческое задание с ограничениями: «Нарисуйте необычное животное карандашом за 30 минут». На тренингах мы используем ограничение времени на выполнение заданий, в качестве одного из основных способов повышения активности участников. Организационное развитие При консультировании руководителей всегда возникает вопрос о стратегических целях и стратегиях их достижения. Как система категорий и диалектический метод могут помочь в решении задач организационного развития? Понимание тенденций развития Чтобы начать развиваться, необходимо определить нынешнее положение организации и естественные тенденции ее развития. Категории в данном случае выступают, как формы характеристики состояния отдельных аспектов и организации в целом. Например, внутренняя нестабильность (реорганизация), непрерывная внешняя изменчивость (законодательство). Определив состояние, выявляем куда оно изменяется: усугубляется или
переходит в противоположное. Изменение качества свидетельствует о развитии Если желательное актуальное состояние изменяется или нежелательное усугубляется, мы записываем эти тенденции в список негативных (внутренняя нестабильность усиливается, ). Если же наоборот, желательное усугубляется, а нежелательное изменяется, то – в позитивные (внешняя изменчивость прерывается). Определение стратегии развития организации Далее выделяем изменяемые и неизменяемые тенденции, соотнося желаемый эффект с возможностями организации. И, наконец, формируем из изменяемых тенденций окончательный ранжированный по степени значимости перечень желаемых тенденций. Например, от внутренней нестабильности к внешней устойчивости. Самые значимые желаемые тенденции и будут являться стратегиями организационного развития. Эвристическая значимость категорий в данном случае заключается в понимании не только направления развития, но средств этого развития. Принципы корпоративной идеологии Когда определены стратегии развития, необходимо сделать их инструментами достижения целей. Это возможно путем оформления стратегий в принципы корпоративной идеологии и доведения этих принципов до сознания сотрудников, клиентов и общества. Например: “S” – надежная компания. Мы всегда полностью и своевременно рассчитываемся с нашими Гостями, партнерами, и сотрудниками. Для нас важно, чтобы наши Гости, партнеры и сотрудники чувствовали уверенность в нас и знали, что “S” сдержит слово и выполнит взятые на себя обязательства. Список литературы Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. – Т.1. – М., 1976 г. ----------------------- Субстрат Пространство Время Информация Энергия САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2003 г. Отзывы и комментарии направляйте по адресу
kosnik@mail.ru Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |