![]() |
|
|
СлавянофилыСлавянофилысмотреть на рефераты похожие на "Славянофилы" Содержание Введение …………………………………………………………..2 1. Славянофилы………………………………………………………….…3 2. Русская идея в трудах В. Соловъёва……………………………..……..8 3. Н.А.Бердяев: Два потока мировой истории- Восток и Запад………………………………………………………….12 4. Цитаты о России философов XIX –XX веков……..………..16 5. Евразийство………………………………………………………..20 Заключение…………………………………………………………24 Список литературы……………………………………………….26 Введение Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные
народы как западного, так и восточного типа. С самого начала в истории
русского народа играли огромную роль их соседи. Именно поэтому первое
большое историческое сочинение “Повесть временных лет” XI века начинает
свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседит Русь, какие реки куда
текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы -
варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане,
шведы, норвежцы, “англяне”). На юге Руси главные соседи - греки, жившие не
только в собственно Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по
северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов -
хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане. Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно- угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие). Многие входили в состав Руси, жили общей политической и культурной жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царьград. Мирные отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами, коми-зырянами и т. д. Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, можно говорить об исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти. Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, начиная с Руси X-XIII веков, общей праматери трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, - ее вселенскость, универсализм. Эта черта вселенскости, универсализма, часто искажается, порождая, с одной стороны, охаивание всего своего, а с другой - крайний национализм. Как это ни парадоксально, светлый универсализм порождает темные тени. Воплощение христианских идеалов в историческом процессе Западной Европы затруднено рационалистическим искажением их и горделивым самомнением ее народов. Россия получила от Византии христианское учение в его “полной чистоте и целости”, свободной от односторонности рационализма; смирение русского народа, преданность вере, любовь к идеалу святости, склонность к общинному строю, основанному на долге взаимной помощи, в форме земледельческой общины и трудовой артели, дает надежду на то, что Россия пойдет дальше Европы по пути осуществления социальной справедливости, в частности найдет пути для примирения интересов труда и капитала. 1. Славянофилы В XIX в. на новом витке развития России Русская идея стала предметом
пристального внимания русских мыслителей. Это было время гигантов русской
литературы, и каждый из них в той или иной мере касался темы о месте России
в ряду других стран и ее исторической миссии. Особенно много места и
времени этой теме уделяли славянофилы. Все они были ярко выраженными
демократами и считали славян, особенно русских, наиболее способными к
воплощению в жизни демократических начал. Правда, они были защитниками
самодержавия и невысоко ценили политическую свободу. В этом отношении
славянофилы резко расходились с западниками, которые хотели, чтобы
политическое развитие России шло тем же путем, как и в Западной Европе. Западная Европа не воплотила христианского идеала целостности жизни
вследствие чрезмерного преобладания логического знания и рассудочности, а Из других славянофилов к этому актуальному для них вопросу обращались Склад ума, находимый Киреевским у Восточных Отцов Церкви, - 1) в Западной Европе - рассудочно-отвлеченное богословие, обоснование истины путем логического сцепления понятий; на Руси - стремление к истине “посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной целостности и средоточию разума”; 2) на Западе - государственность из насилий завоевания; на Руси - из естественного развития народного быта; 3) на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, “западный человек почти всегда доволен своим состоянием”; он “готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи”. Если он столкнется с общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную систему нравственности и опять успокоится. “Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и поэтому тем менее бывает доволен собой”. Русский народ, согласно Аксакову, резко отличает “землю” и государство. Безмерно идеализируя русскую историю, К. Аксаков говорит, что она есть Самым ярким последователем и защитником славянофильства был Н. Я. В новое время наступила пора для развития славянства как особого
культурно-исторического типа. Своеобразие этого типа будет заключатся в
следующем. Многие культурно-исторические типы имеют одну основу: еврейская
культура - религиозная, греческая культура - художественная, Рим выработал
политическую культуру. Романо-германская культура - двухосновна: это -
политическая культура с научным и промышленным характером. Славянский тип
будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом: это будет
тип 1) религиозный, 2) научный, художественный, технический, промышленный, 2. Русская идея в трудах В. Соловъёва Но наиболее полное и философски осмысленное воплощение Русская идея
получила в трудах Соловьева. Идеал общественного устройства он видит в
свободной теократии, в которой нравственный авторитет принадлежит Церкви и
верховному представителю ее Первосвященнику, власть - Царю, а живой совет
с Богом - пророкам, обладателям “ключами будущего”. Характерная черта этого
строя есть подчинение государства авторитету Церкви. Верховное значение Отношение свободной теократии к прошлой и будущей истории человечества
можно выяснить, рассмотрев “три коренные силы”, управляющие человеческим
развитием. Одна из этих сил центростремительная: она ставит себе целью
подчинить человечество одному верховному началу, уничтожив все многообразие
частных форм, подавив свободу личной жизни. Вторая сила - центробежная, она
отвергает значение общих, объединяющих начал. Результат исключительного
действия первой силы был бы таков: “один господин и мертвая масса рабов”;
наоборот, крайним выражением второй силы был бы “всеобщий эгоизм и анархия,
множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи”. Третья сила, “Третья сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего божественного мира, и те люди, тот народ, через которого эта сила имеет проявится, должен быть только посредником между человечеством и высшим миром, свободным сознательным орудием его. Такой народ не должен иметь специальной ограниченной задачи, он не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а только сообщить живую душу, дать жизнь и целость разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с вечным божественным началом. Такой народ не нуждается ни в каких особенных преимуществах, ни в каких специальных силах и внешних дарованиях, ибо он действует не от себя, осуществляет не свое. От народа - носителя третьей божественной силы требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтоб он не утверждал себя с исключительной энергией в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется равнодушие ко всей этой жизни с ее мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение. А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному характеру Славянства, в особенности же национальному характеру русского народа”. Поэтому Соловьев надеется, что славяне и в особенности Россия положат начало осуществлению свободной теократии. Призвание России к решению этой задачи он доказывает еще и следующими более частными доводами. “Внешний образ раба, в котором находится наш народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не только не может служить возражением против ее призвания, но скорее подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно ее не имеют никакого значения. Великое историческое призвание России, от которого только получают значение и ее ближайшие задачи, есть призвание религиозное в высшем смысле этого слова”. Оно выражено в идее “Святой Руси”; способность к сочетанию восточных начал с западными в русском народе исторически доказана успехами реформы Петра Великого; способность к национальному самоотречению, необходима для признания Папы Римского верховным первосвященником Вселенской Церкви, присуща русскому народу, как это видно из истории призвания варягов. Сам Соловьев был выразителем этого свойства русского народа, утверждая, что “лучше отказаться от патриотизма, чем от совести”, и, развивая учение о том, что культурное призвание великой нации есть не привилегия, не господство, а служение другим народам и всему человечеству. Вслед за Тютчевым мечтая о том, что Россия станет всемирной христианской монархией, Соловьев с тревогой говорит: жизнь России “еще не определилась окончательно”, в ней совершается борьба светлого и темного начала. “Пусть Россия, хотя бы без Царьграда, хотя бы в настоящих своих пределах, станет христианским царством в полном смысле этого слова - царством правды и милости, - тогда все остальное приложится ей”. С горестью Соловьев замечал, как в его время темное начало стало
поднимать голову и на практике, и в идеологии. На практике это выразилось в
том, что русское правительство постепенно стало на окраинах осуществлять
политику принудительного обрусения, а в идеологии это сказалось в книге Н. Эпигоны славянофильства оказались проповедниками национального
эгоизма, и Соловьев выступил с критикой этого направления в нескольких
статьях, особенно в статье “Славянофильство и его вырождение”. Основатели
славянофильства Киреевский И.В., Хомяков А.С., К.С. Аксаков вели Размышляя об исторической миссии России как примирительницы и
объединительницы всего человечества, Соловьев полагал, что русский народ не
имеет никаких специальных дарований, и только потому может стать 3. Н.А.Бердяев: Два потока мировой истории – Восток и Запад Современное Вл. Соловьеву и следующее поколение русских философов и
мыслителей, естественно, не обошло своим вниманием русский вопрос. Среди
них выделялись Достоевский, К. Леонтьев, Н. Федоров, кн. Е. Трубецкой, Л. Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью
русской земли и русской души, между географией физической и географией
душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность,
устремление в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому
народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У
русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |