![]() |
|
|
Славянофилыp> Особенное значение XIX в. определяется тем, что после долгого бессмыслия русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли, и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы. Бердяев говорит о внешней свободе, потому что внутренняя свобода была у русских велика. Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком Бердяев считает XIX в., век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий.Для русской истории характерна прерывность. В противоположность мнению славянофилов, она менее всего ограничена. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия органических связей с великими культурами прошлого. Далее Бердяев пишет: “Высказывалась мысль, что перевод Священного 4. Цитаты о России философов XIX –XX веков. Для полноты картины представлений русских интеллектуальных кругов о месте России в мировом сообществе и ее исторической миссии мы приведем здесь цитаты из различных произведений вышеперечисленных авторов, жизнь которых в совокупности пришлась на период примерно с середины XIX до середины XX века. Мы не будем при этом строго соблюдать хронологическую последовательность приведенных высказываний, поскольку проблемы, обсуждаемые в них представляют собой непреходящую историческую константу, к тому же все эти мысли удивительно созвучны нашему времени. Вот что пишет С. Франк в своей работе “Крушение кумиров”: “Теперь мы
благодарны Богу за весь пройденный нами путь, как бы тяжек он не был. Мир и
наша душа должны были пройти через поклонение кумирам, и через горечь
постепенного разочарования в них, чтобы очиститься, освободиться и обрести
подлинную полноту и духовную ясность. Великая мировая смута нашего времени
совершается все же не даром, есть не мучительное топтание человечества на
одном месте, не бессмысленное нагромождение бесцельных зверств, мерзостей и
страданий. Это есть тяжкий путь чистилища, проходимый современным
человечеством; и может быть, не будет самомнением вера, что мы, русские,
побывавшие уже в последних глубинах ада, вкусившие, как никто, все горькие
плоды поклонения мерзости Вавилонской, первыми пройдем через это чистилище
и поможем и другим найти путь к духовному воскресенью”. Это было сказано в Будем же ждать этого дня. А до того будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важно и вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России. А, кроме того, есть еще нечто гораздо больше даже России и особенно ее материальных интересов. Это мой бог и моя душа. “Ради самого Иерусалима не отрекусь от Господа!” Верный еврей ни для каких благ не отступится от веры отцов. Святой князь Михаил Черниговский шел в орду для России; но и для нее не согласился он поклонится идолам в ханской ставке, а избрал мученическую смерть. Говорили - скорбно и трогательно - говорили на древней Руси: “Подождем,
православные, когда Бог переменит орду”. Другой русский писатель И. Шмелев в своей работе “Пути мертвые и живые” пишет: “ Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет - и будет Россия новая. Будем верить. И, веря, будем готовится, будем думать. Не все мыслящие
погибли, не все утратили чувство жизни. Духовно мертвы лишь те, кого не
научил страшный урок России, кто все еще призывает идти размытыми и
мертвыми путями. Один путь - решительного социализма-коммунизма. О нем мы теперь все
знаем. Его порочат и социалисты других толков, но не хотят увидеть, что и
собственный их путь мертв. Не ищите у них основы жизни, деятельной любви:
живой человек для них лишь значок в мертвой формуле - “человечество”. “Который же путь изберет Россия? Опыт безбожного устроения проделан. Может быть - демократия? Духовные основы ее прекрасны, но как же осуществить их? В России - средневековье, лучина, лапоть, полное бездорожье и одичание. Но души там насыщены электричеством, великою жаждой правды. Не по ним будет тепленькая мораль, и слабы будут зовы вождей демократии для оглушенного уха. Оглушенному уху нужен небесный гром, Божий гром! Глаза, залитые слезами, лучше видят, как попрана Божья Правда. Задерганная душа ждет чуда, познавши “дьявольское прельщение”. Ей же иконы обновлять стали! Кресты на церквах горят. Не начинается ли великое чудо Воскресенья?.. Не тем, которые отвергают религиозное возрождение, не им быть предводителями русского народа. Он захочет своих вождей. Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности... Их пути также мертвы. Слишком личное, узкое думают прикрывать они пышной ризой идолопоклонства и, воспевая “Царю Небесный”, вовсе не о небесном думают. И эти не выведут к свободной и равноправной жизни. Этих народ не примет. Получит - сбросит. Я мыслю пути иные, ведущие к заветному царству мыслимой свободы. На
разгроме сразу нельзя создать его. Придется очищать почву и приводить все в
порядок. И вот - жизнь потребует воли организующей, воли - власти духовного
обновления. Возрождение будет, если за основу строительства взято будет
подлинное Христово Слово, во всей глубине его: ни злобы, ни разделений на
умытых и неумытых, на иудеев и эллинов, на бедных и богатых. Все -
граждане, и все братья, и все - одно! Только такая власть, только с Такими
заповедями поведет к чудесному Идеалу, о котором тщетно мечтать демократии. Путь религиозного обновления жизни - истинный путь духовного демократизма. Иных путей возрождения не будет. Или - не будет и возрождения. Новому поколению России, быть может, выпадет подвиг великого созидания, подвиг как бы революционеров христианских! Откроются цели высокой ценности, родные по духу тем, каких жаждали многие поколения русской интеллигенции. Только - иными путями, иными средствами”. О многогранности и противоречивости русской души рассуждал русский философ и писатель Ф. Степун(1884-1965): “В русской душе есть целый ряд свойств, благодаря которым она с легкостью, быть может, не свойственной другим европейским народам, становится, сама иной раз того не зная, игралищем темных оборотнически-провокаторских сил. Широта человека, которого, по мнению Мити Карамазова, нужно было бы сузить, конечно, не общечеловеческая, а типично русская. В этой страшной русской широте самое страшное - жуткая близость идеала мадонны и идеала содомского. Русской душе глубоко свойственна религиозная мука о противоречиях жизни и мира. В этих особенностях заложены как все бесконечные возможности религиозного восхождения русской души, так и страшные возможности ее срыва в преисподнюю небытия. В срыв этот русская душа неизбежно вовлекаться всякий раз, как только, не теряя психологического стиля своей религиозности: своего максимализма, своей одержимости противоречиями, своего исступления искания во всем последнего конца, - она внезапно теряет свою направленность на абсолютное, свое живое чувство Бога”. Нельзя обойти вниманием такого замечательного русского философа, каким был К. Леонтьев. В предсмертной статье “Над гробом Пазухина” он пишет: “Мы не осуществили еще в истории назначения нашего; мы можем думать и мечтать об этом назначении весьма различно. Но несомненно и то, что мировое назначение у нас есть; ясно и то, что оно еще не исполнено. (...) Истинно мировое есть прежде всего свое собственное, для себя созданное, для себя утвержденное, для себя ревниво хранимое и развиваемое, а когда чаша народного творчества или хранения переполнится тем именно особым напитком, которого нет у других народов и которого они ищут и жаждут, тогда кто удержит этот драгоценный напиток в краях национального сосуда?! - Он польется сам через края национализма, и все чужие люди будут утолять им жажду свою”. 5. Евразийство. В контексте темы находится и одно из важнейших историософических
понятий, оформившееся под названием евразийства главным образом в
эмигрантсткой среде. По серьезности исследования российской истории и
государственности, по силе прозрения в грядущие пути отечества евразийская
школа заметно выделяется среди других движений эмигрантской мысли. К
евразийской школе относилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов,
философов, публицистов, экономистов первой волны эмиграции. Среди наиболее
известных - географ П. Н. Савицкий, философ Л. П. Карсавин, филолог и
культуролог Н. С. Трубецкой, историк Г. В. Вернадский, музыковед и
искусствовед П. П. Сувчинский, религиозные философы и публицисты - Г. В. Главная ценность евразийства состояла не в обширности его географии
или сферы интересов у основателей, а в его идеях, одновременно оригинальных
и в тоже время внутренне родственных глубинным традициям русской истории и
государственности. Евразийцам была присуща особая пространственно-временная
оптика, большое историческое зрение, позволившее свежим взглядом в
привычных до боли чертах России разглядеть целый географический континент -
материк с особой исторической судьбой - Евразию. Евразийство рассматривало
русскую культуру не просто как часть европейской, но и как совершенно
самостоятельную культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в
равной мере Востока. Русский народ, с этой точки зрения, нельзя относить ни
к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной
этнической общности - Евразия. Подобная оригинальность русской культуры и
государственности (одновременное присутствие европейских и азиатских
элементов) определяет и особый исторический путь России, ее национально-
государственную программу, не совпадающую с западноевропейской традицией. Хотя сами евразийцы видели своих непосредственных предшественников в
лице славянофилов, Данилевского, Леонтьева и Достоевского (как мыслителя-
публициста), они опирались на значительно более давнюю традицию. Строго говоря, и собственно евразийство началось не в Софии и не в В своем идейном развитии евразийство прошло несколько этапов. В
начале двадцатых годов это было, по выражению С. Хоружего, не столько Уже в наше время, на новом этапе исторического развития России и постсоветского состояния геополитического пространства бывшего СССР идея евразийства получила новый импульс на новом государственно-политическом уровне. Она сформулирована в проекте президента Н. Назарбаева и предложена в качестве конструктивной геополитической доктрины, предусматривающей новый стратегический механизм политической и экономической интеграции стран- участниц СНГ. История покажет, соответствует ли эта доктрина коренным интересам народов, живущих на территории СНГ, или нет. Заключение. В заключение можно сказать, что историческая миссия России на протяжении веков была реализована в различных событиях мирового значения: борьба с татаро-монгольским игом, остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад от катастрофы; Отечественная война с французами в 1812 г., не позволившая Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг., в результате которой человечество было спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть, не таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение. В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в
том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской
нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все
нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же
понятия меры, гармонии. Всякий раз они наполнялись живым смыслом - в
подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В
масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой
одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея
удивила мир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном
явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые
имена: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Вот слова Гоголя о Пушкине: “Русский человек в его развитии. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились... в такой очищенной красоте”. А закончим словами о. Павла Флоренского: “... Я верю и надеюсь, что, исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси... Я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу”. Будем верить и надеяться и мы. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |