![]() |
|
|
Бытие и сознаниеp> Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возни кают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально- экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях. Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь Анализ сущности и структуры общественного сознания начнем с рассмотрения индивидуального сознания и его диалектической взаимосвязи с общественным. Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий
общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности
данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных
конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность,
неповторимость, отличающая его от других людей. Диалектика взаимосвязи
индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи
единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания
отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое
общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей,
взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию. Индивидуальное
сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно
не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию,
охватывающему все стороны духовной жизни общества. Вместе с тем
индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в
отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это
возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое,
научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. С другой стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального и общественного
сознания, следует подчеркнуть, что индивидуальное сознание несет на себе
печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Общественная психология и идеология, массовое сознание Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного
сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений
природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное
сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием. Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом. Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию. Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия, способствует кардинальным его изменениям на основе использования научных данных. Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов. У нас сложилось ограниченное и неверное представление о массовом
сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть обыденного
сознания определенной части трудящихся и ,прежде всего, молодежи. Но
массовое сознание есть более сложный феномен. По подсчетам социологов,
каждый человек является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10- С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств. Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации. Например, в 30-е годы средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим. И общественное мнение требовало смерти всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового сознания. Правильное представление об общественном сознании нельзя составить, не анализируя специфических форм, посредством которых реально осуществляется отражение общественного бытия и обратное воздействие общественного сознания на жизнь общества. Формы общественного сознания Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического
сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и
атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного
сознания. Существование различных форм общественного сознания определяется
богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Политическое сознание. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества. Политическое сознание в классовом обществе носит классовый характер. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Экономика первична по отношению к политике, но и политика способна оказывать влияние на экономику, на решение ее задач, т.к. она есть концентрированное выражение экономики. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Конечно, эта роль очень сложна, так как и политическое сознание может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки, но ведущее влияние сохраняется за политическим сознанием. Политическое сознание является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом. Политическое сознание призвано выполнять в обществе прогностическую функцию, оценочную, регулятивную и познавательную. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же время оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления. Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и оно
выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется
полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь
способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано
выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и
социальную практику. Идеология нацелена активно воздействовать на
общественное сознание. Выработкой идеологии занимаются не все члены
общества, а специалисты (идеологи), посвятившие себя политическому
творчеству и занимающиеся осмыслением законов общественной жизни. Правовое сознание. Правовое сознание наиболее тесно связано с
политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и
политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает
значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны
социальной жизни. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную,
оценочную и познавательную функции. Правосознание - это та форма
общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки, принятые в
обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической
деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая
идеология и правовая психология. Правовая идеология призвана достаточно
глубоко отразить правовую и связанную с ней политическую реальность, она
характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию. Нравственное сознание содержит в себе исторически изменяющиеся
нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В
основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин - этика. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно
выделить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная
потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная
ориентация, взгляды, чувства. В нравственном сознании следует выделить два
основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало
выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства,
представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Нравственное сознание связано с другими формами общественного
сознания, оно оказывает на них влияние и прежде всего такая связь
просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и
религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. Эстетическое сознание Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности
и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение
действительности. Объективной основой эстетического сознания является
природная и социальная действительность и общественно-историческая
практика. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности
человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. С разделением
труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности
человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть
искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным
ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности,
помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус
чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую
деятельность. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного,
практического освоения объективного мира. Искусство есть средство отражения
и выражения жизни в форме художественных образов. На искусство влияет
политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает
идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Произведения
искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно
на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или
религиозного мировоззрения. Через общественное сознание искусство влияет на
практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В
то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий
и потребностей. В искусстве как в специфической форме общественного
сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в
процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах,
потребностях, вкусах. Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Религиозное и атеистическое сознание. Религиозное сознание является
одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна
подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное
сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем
двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки,
философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои
позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно
возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания
человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением Философский подход к религии требует выделения в религиозном сознании двух уровней: обыденного и теоретического (концептуального). Обыденное религиозное сознание является непосредственным отражением бытия людей. Оно выступает в виде представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек, традиций. Его нельзя назвать цельным и систематизированным. На этом уровне религия связана с индивидом и выступает в личной форме. Концептуальный уровень религиозного сознания - это систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами. В этот уровень сознания входят религиозно- этические, религиозно-эстетические, религиозно-правовые, религиозно- экономические, религиозно-политические концепции, основанные на принципах религиозного мировоззрения. И, наконец, к концептуальному уровню религиозного сознания присоединяется религиозная философия, находящаяся на стыке философии и теологии Естественно-научное сознание. В эпоху НТР оно активно вторгается во
все сферы жизни общества, становится непосредственной производительной
силой. При всей сложности содержания науки следует помнить, что наука -
явление духовного характера. Наука - это система знаний о природе,
обществе, о человеке. Научное знание - это продукт духовного производства,
по природе своей оно идеально. В науке критерий рационального освоения мира
занимает главное место и из триединства - истина, добро, красота - в
качестве ведущей ценности в ней выступает истина. Наука - это исторически
сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и
преобразование объективной действительности, такая область духовного
производства, которая имеет своим результатом целенаправленно отобранные и
систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие
теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Экономическое сознание Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика. Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. В структуре экономического сознания следует, прежде всего, выделить такой элемент, как экономические знания, на основе которых совершается практическая деятельность. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально- экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения различных социальных групп. В экономическом сознании отражены условия хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим положением человека, практическим опытом, традициями и конкретными ситуациями. Таким образом, экономическое сознание не пассивно отражает реальный мир, оно его оценивает и, исходя из конкретных потребностей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на всю социально-экономическую жизнь общества. Экономическое сознание включает в себя разные уровни осмысления действительности. В его структуре следует выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное осмысление экономики. Теоретическое сознание представлено экономической наукой. Обыденное экономическое сознание складывается на основе мироощущений, непосредственного жизненного опыта, элементарных экономических знаний и социально-психологических установок. Специфика экономического сознания заключается в том, что оно прогнозирует и проектирует новое осмысление жизни, новые подходы и методы. Экологическое сознание. В современных условиях важнейшая роль
отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с
природой. Экология (от греч. o'iros - жилище и водоучение) - это наука,
изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со
средой их обитания. Термин "экология" впервые ввел в 1886 году немецкий
ученый-биолог Эрнст Геккель. В процессе длительной эволюции в живой природе
была создана развивающаяся динамическая система - биосфера - земная
оболочка, охваченная жизнью и обладающая своеобразной физико-химической и
геологической организованностью. Биосфера является основой жизни человека и
предпосылкой создания материального производства как фундамента
существования общества. С возникновением общества и развитием производства,
техники, наука биосфера переходит в ноосферу (сферу разума), часть планеты,
охваченную разумной, осознанной человеческой деятельностью. Следует
отметить, что ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению. Это
связано и с выходом человека в космос и с освоением недр Земли. В связи с
непрерывным развитием и расширением материального производства значительно
увеличивается масштаб вмешательства человека в естественную среду обитания,
при этом часто наносится значительный ущерб биосфере, нарушается
естественное экологическое равновесие. В свою очередь и природная среда
оказала значительное отрицательное воздействие на развитие общества и на
каждого конкретного человека. Возникли многочисленные заболевания людей,
вызванные нарушениями в сфере экологии. В результате своей деятельности
человечества вступило в острое противоречие со средой обитания. Возник
экологический кризис, выразившийся в резком отрицательном изменении
биосферы. Произошло ухудшение среды обитания, нарушен экологический баланс Заключение Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение
материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы
обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,
обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом
сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для
правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема
сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при
выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В
современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания
диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой
деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники,
техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения
людей. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое
сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен
настолько сложен, что его исследует целый ряд наук - психология, логика,
физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика,
информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как
специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с
действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на
определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Список литературы 1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” России, 1997. МЭСИ, 1991. МИИТ, 1994. Фролова И.Т.-М., 1989 г. Политиздат, 1988. - 592с. 1986. Киев: “Вища Школа”, 1978.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |