![]() |
|
|
Тема: Базисные категории трансперсональной психологии и их содержательная связь с онтологическими мотивами Вечной философииТема: Базисные категории трансперсональной психологии и их содержательная связь с онтологическими мотивами Вечной философиисмотреть на рефераты похожие на "Тема: Базисные категории трансперсональной психологии и их содержательная связь с онтологическими мотивами Вечной философии" Базисные категории трансперсональной психологии и их содержательная связь с онтологическими мотивами « Вечной философии ». 1. Понятие “парадигма “ ( греч, paradeigma - пример, образец ) - вошло в широкий научный оборот после работ современного американского историка науки Томаса Куна. [Kuhn,1962] Оно буквально означает совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются при решении научных проблем в качестве образца, модели или стандарта. Некоторые из парадигм имеют философскую природу , они общи и всеохватны, другие парадигмы руководят научным мышлением в довольно специфических, ограниченных областях исследований. Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение или
эксперимент; приверженность к специфическим парадигмам есть абсолютно
необходимая предпосылка любого серьёзного научного исследования. Реальность
чрезвычайно сложна и обращаться к ней в её тотальности вообще невозможно. Научные наблюдения сами по себе не диктуют единственных и однозначных решений,ни одна из парадигм не объясняет всех имеющихся фактов, и для теоретического объяснения одних и тех же фактов можно использовать многие парадигмы. Согласно Куну,парадигмы играют решающую, сложную и неоднозначную роль в истории науки. Из-за вышеупомянутых причин они, безусловно, существенны и необходимы для научного прогресса. Однако на определенных стадиях развития,они действуют как концептуальная “смирительная рубашка”, покушаясь на возможности новых открытий и на исследования новых областей реальности. Ранним стадиям большинства наук, которые Кун определяет как “до- парадигмальные периоды”,- свойственны концептуальный хаос и конкуренция большого числа расходящихся воззрений на природу. Ни одно из них не стоит сразу отбрасывать как неверное, так как все они приблизительно соответствуют наблюдениям и научным методам своего времени. Простая, элегантная и правдоподобная концептуализация данных, которая готова объяснить большую часть имеющихся наблюдений и обещает служить руководящей линией для будущих исследований, начинает в данной ситуации играть роль доминирующей парадигмы. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится общеобязательной точкой зрения на проблемы. На этом этапе имеется опасность увидеть в ней точное описание реальности, вместо вспомогательной карты, удобного приближения и модели для организации существующих данных. Такое смещение карты с территорией характерно для истории иауки. Ограниченное знание о природе, существовавшее на протяжении последовательных исторических периодов, представлялось научным деятелям тех времен всесторонней картиной реальности, неполной лишь в деталях.Это наблидение столь впечатляет, что историк легко мог бы представить развитие науки, историей ошибок и идеосинкразий,а не систематическим накоплением информации и постепенным приближением к окончательной истине. Как только парадигма принята, она становится мощным катализатором
научного прогресса: по терминалогии Куна, эта стадия называется “периодом
нормальной науки”. Большинство ученых все свое время занимаются “Нормальная наука” есть, по сути, решение задач; её результаты в
основном предопределены самой парадигмой, она производит мало нового. Кумулятивное приобретение фундаментально новых знаний при этих обстоятельствах, не только неправдоподобноили редкостно, но и в принципе невероятно. Новые теории не возникают без разрушения старых убеждений о природе. Действительно новая, радикальная теория никогда не будет всего лишь дополнением или приращением к существующим знаниям. Она меняет основные правила, требует решительного пересмотра и переформулирования фундаментальных допущений прежней теории, проводят переоценку существующих фактов и наблюдений- только в событиях подобного рода можно признать настоящую научную революцию. Она может произойти в каких-то ограниченных областях человеческого знания или может радикально повлиять на целый ряд дисциплин. Сдвиги от аристотелевской к ньютоновской физике или от ньютоновской к эйнштейновской,от геоцентрической системы Птолемея к астрономии Коперника и Галилея, или теории флогистона к химии Лавуазье - замечательные примеры такого рода. В каждом из этих случаев потребовался отказ отшироко принятой и достойной научной теории в пользу другой, в принципе с ней несовместимой. Каждый из этих сдвигов вылился в решительное переопределение проблем доступных и значимых для научного исследования. Новая парадигма не выбирается стадийно, шаг за шагом, под воздействием очевидности и логики.Это происходит мгновенно.Такое изменение похоже на алхимическое превращение или сдвиг в восприятии фигуры и оно под чиняется закону “ все или ничто”. Ученые избирающие для себя новую парадигму, говорят о неожиданном решении или о вспышке проясняющей интуиции, что их осенило. Сказать почему так происходит наверное довольно сложно. В течении последних трех столетий в западной науке господствовала так называемая ньютоно - картезианская парадигма, система мышления, основанная на трудах британского естествоиспытателя Исаака Ньютона и французского философа Рене Декарта. Умение увязывать базисные концепции и открытия с механистической моделью Вселенной, разработанной физикой Ньютона, стало важным критерием научной узаконенности в подавляющем большинстве исследовательских областей. Поначалу эта приверженность механистическому взгляду на мир дала весьма позитивный толчок прогрессу многих наук. Однако в ходе дальнейшего развития концептуальные рамки выведенные из ньютоно - картезианской парадигмы утратили свою революционную силу и стали серьезным препятствием для изысканий и прогресса в науке. 2. С начала двадцатого века, физика, стоящая краеугольным камнем
механистической науки, претерпела глубокие и радикальные изменения,
преодолев механистическую точку зрения на мир и все базисные допущения
ньютоно - картезианской парадигмы. С возникновением теории относительности Между тем, мироввозрение, уже давно устаревшее для современной физики,
продолжает считаться научным во многих других областях - в ущерб будущему
прогрессу. Наблюдения и факты, противоречащие механистической модели Революционное развитие разнообразных научных дисциплин привело к началу
формирования мировоззрения, которое радикально отличается от механико -
материалистического образа Вселенной. Среди дисциплин и понятий вносящих
свой вклад в эти кардинальные изменения, можно назвать квантово -
релятивистскую физику [Caprа,1975,1982], астрофизику [Davis,1983],
кибернетику, теорию информации и теорию систем [ Bateson, Признание того, что Вселенная - это не механическая система, а
бесконечно сложная, взаимосвязь вибрационных феноменов различного типа и
частот, подготовило основу, для понимания реальности на совершенно новых
принципах. Этот подход приобрел известность под названием голографического,
потому, что некоторые из его наиболее замечательных особенностей могут быть
продемонстрированны с помощью использования примера оптической голографии, как принципиальной теоретической модели. Двое ученых, которые внесли
наиболее значительный вклад в новый способ видения реальности, - физик Понятие “распределение информации” раскрывает совершенно новые
перспективы в понимании того, как трансперсональные переживания могут
обеспечить доступ к информации о различных аспектах Вселенной, которые
явно находятся за пределами традиционно определяемых границ индивида. Один из самых оригинальных теоретиков нашего времени Грегори Бейтсон
бросил вызов традиционному мышлению убедительно продемонстрировав, что все
границы в мире иллюзорны, а ум и природа образуют неразрывное единство. Новые открытия в психологии, еще более поразительны и радикальны, чем в естественных науках. Открытия Юнга, связанные с коллективным бессознательным, архетипами и синхронностью, и здесь подорвали позиции механистической науки, так же как и расширили границы прозаического здравого смысла. Эти открытия показали, что психика - универсальный принцип, который обеспечивает обмен информации во всём существующем и неотделим от материального мира согласованной реальности. Резервы холотропной модальности сознания и трансперсональные переживания открытые и описанные Станиславом Грофом и другими современными исследователями, обладают такими свойствами, которые ставят под сомнение многие традиционные убеждения, касающиеся взоимоотношений между сознанием и материей. Новые открытия предполагают, что сознание не есть продукт мозга; мозг его проводник, но само оно не возникает там. Современные исследования дали дальнейшие поразительные доказательства того, что сознание, возможно, является равноправным партнером материи, или даже управляется ей.Оно возникло, как первичный атрибут существования, который вплетен в структуру вселенной на всех её уровнях. Откытия нескольких последних десятилетий, приводят нас к выводу о том,
что психика не ограничивается лишь биографическим уровнем и индивидуальным
бессознательным, описанным Зигмундом Фрейдом. Это подтврдило вечные истины,
которые можно найти во многих мистических традициях и которые гласят, что
человеческое существо соизмеримо со всем существующим в мире. 3. Новый образ человеческого существа паралоксален по своей природе и включает в себя два взаимодополняющих аспекта. В повседневных, ситуациях, в которых проявляются обыденные состояния сознания, возможно и вполне приемлемо говорить о людях, как о биологических машинах. Однако в неординарных состояниях сознания, они проявляют свойства бесконечных полей сознания, выходящих за пределы пространства, времени и линейной причинности. Это тот образ, который на протяжении тысячилетий описывался в мистических традициях. Описание человеческих существ включает в себя парадокс, который на
первый взгляд, может показаться странным и непривычным для науки и который
требует ясного и логически связанного ответа. Однако важно напомниь, что
однажды уже был подобный многозначительный прецедент. В 30 - е годы, ученые
столкнулись с подобным парадоксом в субъатомной физике. Это так называемый
корпускулярно волновой дуализм - парадокс волны-частицы, связанный с тем
известным фактом, что свет и субатомные частицы, могут проявлять себя в
одних ситуациях, как частицы, а в других - как волны! Этот парадокс был
отражен в принципе дополнительности сформулированном Нильсом Бором,
утверждавшим, что оба этих аспекта, кажущихся несовместимыми, на самом деле 4. В настоящее время человечество стоит перед лицом переломного периода в своей истории - может быть так было всегда. Но нет необходимости повторять: любое беспристрастное рассмотрение ситуации показывает, что проблемы истощения ресурсов, загрязнения планеты, рост социальной нестабильности, нищеты, войны, преступность, появления новых заболеваний - самые реальные и все более усугубляются. Вместе с тем, новейшие научные наблюдения показывают, что современное
состояние Земли ( и солнечной системы) претерпевает крупномасштабные
преобразования. Эти преобразования являются следствием прорыва вещества и
энергии из межзвездного пространства в гелиосферную область. — изменились передаточные свойства пространства, что обуславливает более интенсивные межпланетные и солнечно- планетарные взаимодействия — осуществился запуск энергоемких перестроечных планетофизических процессов ( в частности и на нашей земле) Нарастает количество и разнообразие метеокатастроф, расширяется их география и возрастает энергоемкость. Следовательно растет количество их жертв и экономическая стоимость последствий. Все эти события порождают и новую природную феноменологию: ранее редковстречающиеся (аномальные) явления и процессы, становятся в некоторых геоактивных зонах рядовыми. [1] Все эти факторы определенно свидетельствуют в пользу того, что нам необходимы фундаментальные изменения: нашего отношения к нам самим и друг другу, к окружающей среде; изменение требований которые мы предъявляем к планете, изменения в нашем сознании, восприятии мира и мяшлении. Но пожалуй сегодня, только ленивый, не говорит об изменениях — стремятся изменить и социальные институты и идеологические ориентации, и основополагающие стандарты поведения и миропонимания. Но общество стоит перед необходимостью действительно радикального преобразования. Где же тот вектор или та основа, на которой могут произойти действительно радикальные изменения? Почему все революции в конечном счете потерпели поражение? И как увязать поразительные очертания новой картины мира, предлагаемые современной наукой в русле гуманнистической трансперсональной теоретико - познавательной парадигмы с прозой социального хаоса и непремиримостью классовых противоречий? [1] А.Н, Дмитриев //”Современные проблемы естествознания” Интересно заметить, что хотя коммунистическая революция была крайне успешной в своей разрушительной фазе, обещанные её победами братство и гармония, так и не наступили. Напротив, новые порядки взрастили режимы, где правили угнетение, жестокость и несправедливость. По видимоиу ни одно внешнее вторжение не имеет шанса создать лучший мир, если оно не связанно с преображением человеческого сознания. Современный глобальный кризис, в значительной степени, является
духовным кризисом, возможность преодоления которого связанна с
трансформационными резервами сознания и раскрытием новых онтологических
горизонтов. Фундаментом для выхода из планетарного духовного кризиса,
представляется смещение аксиологических приоритетов,как в научно -
философской, так и массовом сознании, социополитических и культурных
процессах. Называем ли мы этот кризис “энергетическим”, “экологическим”, 5.Гуманнитарные проблемы, то есть человек, исследования сознания и вопросы духовного развития, должны стать эпицентром общественных отношений, тем стержнем на который могут быть нанизанны все социальные институты: политические, экономические, правовые и прочие. Духовное развитие — это врожденная способность каждого человеческого существа к эволюции. Это двтжение по направлению к целостности, к раскрытию полного потенциала индивида. Оно является таким же естественным для всех, как рождение, психический рост и смерть, это интегральная часть нашего существования. Духовное самораскрытие — эволюционный процесс, ведущий кболее зрелому и более полноценному образу жизни. Мистические учения всех эпох вращались вокруг идеи о том, что погоня исключительно за материальными целями и ценностями не означает полного выражения потенциала человеческих существ. Согласно этой точке зрения, человечество является частью творческой космической энергии и разума, и в этом смысле едино и соразмерно с ними. Раскрытие божественной природы человека может привести к образу жизни, как индивидуальному, так и коллективному, который будет несравненно превосходить то, что обычно ситается нормой. На протяжении столетий целые культуры считали внутреннюю трансформацию необходимым и желательным аспектом жизни. Во многих обществах были разработанны сложные ритуалы и медитативные практики, игравшие роль катализаторов духовного пути и способствовавшие духовному развитию. Человечество накопило большой запас поистинне драгоценных открытий, прозренний и чувств связанных с процессом духовного пробуждения и запечатленных в живописи, поэзии, литературе, музыке и тех описаниях которые были сделанны различными мистиками и пророками. Некоторые из наиболее прекрасных и драгоценных шедевров искусства и архитектуры утверждают именно области мистического опыта. Преоритет духовного измерения над материальным признавал еще сам В ХХ веке, Карл Ясперс, говорил, что вне устремления к трансценденции,
происходит деградация человеческой личности, её расстворение в
обыденности. При внимательном изучении идей подавляющего большинства
патриархов западной науки, таких, как Декарт, Ньютон, Лейбниц, Даже беглое изучение литературы по психологии творчества и гениальности
показывает, что истинное артистическое, художественное, научное,
философское и религиозное вдохновение инспирируется изменёнными состояниями
сознания и инсперируется из трансперсональных источников. Общая форма идеи
или системы мышления приходит по внезапному вдохновению, часто задолго до
того, как развитие данной области способно её оценить. Могут понадобится
годы, десятилетия или даже века, что бы создать условия для её принятия. Представление о распределении информации по всей Вселенной и всем её
частям в древнем джайнизме или идея взаимопроникновения всех вещей
составляющая основу буддизма, могли казаться странными до обнаружения
волновой природы Вселенной и холономических принципов. Равным образом,
древние космогенетические системы, рассматривающие свет, как
творческий принцип Вселенной получили неожиданное, независимое
подтверждение в науке, благодаря открытию особой роли фотонов, среди
субъатомных частиц , и в контексте теории процесса Артура Янга Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |