![]() |
|
|
Тема: Базисные категории трансперсональной психологии и их содержательная связь с онтологическими мотивами Вечной философииp> ------------------------------------------------------------------------------------- [1] С грациозной космологической концепцией Артура Янга можно более
подробно ознакомится по книге Джеффри Мишлава “Корни сознания”, вып. изд. Чарльз Тарт — профессор калифорнийского университета, широко известный
своими революционными исследованиями в области дистантных взаимодействий и
биологической обратной связи - писал : “ Если вы хотите, что бы кто то
стал хорошим гражданином, вы должны полностью увлечь его деятельностью
подобающей настоящему гражданину, тогда у него не останется времени и
энергии ни на что другое.” [ Tart, 1975] В этом остроумном наблюдении,
заключенна важная мысль - именно исследования сознания и духовное развитие 6. Обобщение предельных оснований, современной мировой социально
политической и управленческой мифологии, ясно показывает, что ключевым
звеном всех общественных отношений , рассматриваются отношения
эвконолмические, то есть ориентированные на производство,
перераспределение и потребление материальных благ. Но экономика, это всего
лишь один из аспектов всей экологической и социальной структуры. Современная экономика появилась во времена научной революции в эпоху просвещения. В те времена, критическая аргументация, эмпиризм и индивидуализм, стали доминирующими ценностями. Вместе с мирской и материалистической ориентацией, это привело к
развитию производства личного имущества и предметов роскоши, а так же к
манипулятивной ментальности прошлого века. Новые обычаи и виды
деятельности привели к созданию новых социальных и политических институтов
и направили экономическую науку, на стезю теоретизирования о наборе
специфических видов экономической деятельности. Теперь эти виды
деятельности — производство, распределение, кредитование и прочие, стали
нуждаться вдруг в солидной поддержке. Они требуют не только описания, но и
рационалистического объяснения. Изменение мироввозрения и ценностей в XVII
веке, создало тот самый контекст для экономической мысли. Строго говоря,
современнаяэкономика начинается с Уильяма Петти (современник Ньютона). Её
общие контуры, обрисованны в книге Петти “Политическая арифметика”. Метод Вообще сегодняшняя экономика, является пережитком ХIX века и совершенно несостоятельна при решении современных проблем. Она фрагментарна и неполна, ограничивая чисто колличественным анализом и отказываясь от взгляда на реальную суть вещей. Фрагментарность и отсутствие ценностей, распространяется так же и на технологию, которая отстраняет людей и от созидительной и полезной работы, которая им больше всего по душе, предоставляя в то же время массу рутинной, фрагментарной и разобщающей работы, которая им вовсе не нравится. Все товары и труд сводятся лишь к их стоимостному выражению, а социальные и экономические издержки, порождаемые всеобщей экономической деятельностью, игнорируются. Частные доходы все в большей степени получаются за общественный счет и ценой ухудшения окружающей среды и общего качества жизни. Британский экономист Фриц Шумахер, направленность разработок которого,
соотносима с тенденциями новой научной парадигмы [1], считал, что
концепция благосостояния должна быть отбросить свою скрытую суть,
основанную на капитале и материальном потребленнии и переопределить её как Сегодняшний развал экономики, заставляет подвергнуть сомнеию базовые концепции современной экономики. Аномалии, которые экономисты не могут более игнориривать, уже болезненно сказываются на жизни каждого гражданина. Тупиковое положение в экономике (рост дефицитов и задолжностей, перед лицом продолжающегося разрушения окружающей среды; соседство нищеты с прогрессом; инфляция [2]) основанно на системе мышления, которая давно устарела и нуждается в пересмотре. “Экономическая наука “, возвела на престол самые непревлекательные из наших страстей: стяжательство, соперничество, обжорство, гордыню, эгоизм, узколобость и наконец обычную жадность. Главный недостаток современной экономики — конкуренция в ущерб кооперации. Социал - дарвинисты, ошиблись в том отношении, что они рассматривали природу поверхностным взглядом, и видели и видели только кровь на костях и зубы. Но они не видели молекулярного уровня кооперации, потому, что он слишком тонок. Фундаментальная экономическая проблема, вытекающая из
несбалансированности наших ценностей, состоит в увлечении неограниченным
ростом и чрезмерной зависимисти экономики от энергии и ресурсов. ------ [2] По мнению Хейзел Хендерсон - американского аналитика - инфляция — есть всего лишь сумма тех параметров которые экономисты упускают в своих моделях. тия эффективности. Эффективность должна иметь экологическую основу, то есть опираться на экосистемный уровень, а не на индивидуальный, коллективный или даже общественный. Человечество должно осознать свою органичную связь с Космосом — так можно было бы кратко резюмировать основную идею новой социальной парадигмы. 7. Известно, что новое это хорошо забытое старое. И каждая мысль
которая к нам приходит, имеет свои корни в прошлом. Попытка перенести
холистическое миропонимание новой парадигмы, на сферу социальных отношений
и управления, приводит к представлениям, которые имеют прямые аналогии в
древности. Примерно две с половиной тысычи лет назад, легендарный Лао-Цзы,
оставил после себя поразительный литературно-философский памятник “Дао дэ
цзин” — Книгу о пути и силе, ставшей в последствии катехизисом даоссов. В
основе даосского видения мира, лежит понимание, что каждая вещь или
событие, как таковое существует только в связи со всеми остальными. Земля и
каждая вещь на земле неизбежно, “идут- вместе” с солнцем луной и звездами. Принцип “взаимного возникновения” гласит, что если предоставить всему следовать своим путем, во Вселенной воцарится гармония, поскольку каждый процесс в мире может делать своё дело, только в связи со всем остальным. В политической сфере, этот принцип может быть проиллюстрирован “кропоткинской анархией” — теорией, которая утверждает, что если людей оставить в покое, и позволить им делать все, что они пожелают, они последуют своей природе и сами придут к тому, что им нужно, и тогда общество упорядочивается само по себе. Индивид неотделим от общества. Другими словами, природный порядок - это порядок ненасильственный; он не возникает, если людей силой заставить выполнять чуждые им законы и заповеди, ведь, с даосской точки зрения, отстраненного внешнего мира не существует. Все, что пребывает внутри меня, неотделимо от того, что наблюдается вовне, и хотя эти два измерения различны, их невозможно отделить друг от друга. Один из ярчайших мыслителей современности и авторететный исследователей
даосизма Алан Уотс, как бы развивая эту мысль пишет следующее За пределами человеческого общества, мир природы развивается не по книгам — однако мы люди постоянно боимся, что Дао о котором нельзя ничего сказать, или же порядок который невозможно описать словами, является хаосом. В основе даосского видения мира, лежит постижение, что “я” и природа — это один и тот же процесс, который есть Дао. Подобное объяснение конечно же является упрощением. ведь всем известно, что есть люди, которым нельзя доверять, и что неисповедимые пути природы не всегда совпадают с нашими предпочтениями, и поэтому безусловное доверие к существованию, требует, что бы мы иногда пошли на риск. Если же нет риска, нет и свободы. Так, виндустриальном обществе , действует несметное колличество законов, введенных, как бы для нашей личной безопасности. Эти законы превращают наше общество в детский сад, тогда, как полицейские органы призванные нас защищать, становятся кастой корыстолюбивых удальцов, которые без устали суют свой нос в чужие дела. Любое управление - это просто уход от ответственности, под предлогом того, что кроме нас есть кто-то знающий, что нужно делать. Между тем, правительство прикрывающееся стремлением помогать людям, очень быстро вырождается в организацию преследующую собственные интересы. Что бы хоть как то контролировать ситуацию в стране, правительство издает законы, которые со временем становятся все сложнее и непонятнее, и это препятствует любому созидательному развитию. Правительство требует от людей столь подробных отчетов на бумаге, что сведения о сделанном, становятся более значительными чем само сделанное... Единство “я” и природы, скорее всего означает их неразрывную системную
целостность. Человек, который осознал эту целостность, перестает быть
ловушкой для самого себя. Ведь его индивидуальное сознание больше не
пребывает в двойстренном состоянии, которое проявляется в нерешительности,
смятении и психическом параличе. Все это дает о себе знать, когда мы
рассматриваем индивидуальное сознание дуалистически, принимая в качестве
реально существующих, условности мышления и языка, отделяющие”я” и мир,
ум от тела, дух от материи и знающего от известного. Вследствии этой
разделенности, “я” которое я знаю, никогда не является тем “я” которое мне
нужно знать, а то , что я могу контролировать, никогда не содержит всего
того, что мне нужно контролировать. На политическом уровне, этот дуализм
проявляется в размежевании между правительством, или государством, и
народом, которое имеет место даже при демократии - когда якобы сам народ
стоит у власти. Но правительство и государство, неизбежно существует в
мире, в котором люди не чувствуют глубинной связи друг с другом. При этом,
человеческое сообщество, это не более, чем абстрактное понятие, для
обозночения совокупности индивидуумов, отделенных друг от друга, потому,
что каждый из них отделен от самого себя. Именно традиция считать себя
отдельным от всего остального мира, отчуждает человека, от себя в тот
самый момент, когда ему больше всего нужно “собраться с мыслями”, или Наша проблема состоит в том, что в результате привычной ориентации на дуализм, наш здравый смысл говорит нам, что мы можем контролировать природу лишь противодействия ей. нов данном случае здравый смысл ошибается. Что быконтролировать ситуацию, мы должны научиться по другому реагировать на нее. Подобно этому постигая искусство дзюдо, человек учится не противодействовать подению или атаке, а справлятся с ними, уступая противнику. Заметим, что дзюдо является непосредственным приложением к рукопашному бою, дзенской и даосской филолософии у-вей или непротивопоставления себя природе, непротиводействвия направлению развития вещей. 8. Мы стоим на пороге XXI века, — нового тысячилетия. Каким быть
ему, зависит и от нас. Наши прошлые слова и поступки, стали нашим
сегодняшним миром и в каждое мгновение жизни, мы засеваем семена грядущего. ------------------------------------------------------------------------ Рассуждать об этом можно очень и очень долго — тем не менее в ходе
бурных обсуждений проблем перенаселенности, загрязнения окружающей среды,
нарушения экологического равновесия и военных столкновений, периодически
вспыхивающих в разных частях света, лишь немнегие дают себе отчет в том,
что великие страны, встали на путь саморазрушения, оказались
парализованными вследствии многочисленных внутренних противоречий и
задыхаяст под горами бумаги. Люди, которые не доверяют себе и друг другу,
обречены. Из всего сказанного можно сделать еще один вывод. Ни индивид, ни
общество, не могут поднять себя над землей, за шнурки от собственных
ботинок, хотя люди постоянно говорят, что пришла пора сделать это. До тех
пор пока прилагаем — физические или моральные — усилия, что бы улучшить
мир или себя, мы просто попусту растрачиваем энергию, которая при других
условиях, могла бы быть расходована на осуществления того, что может быть
сделанно. Мы просто должны пойти на риск и начать доверять себе и другим. Сознательное и бессознательное сопротивление новым, эволюционным потоком знания, не слишком изученная страница истории, так как содержит не только эпизоды борьбы с новым знанием, но и возможно задевает многих из ныне здравствуюжих патриархов науки или политики. В психической и социальной сути человека, лежит что то, притягивающее к устоявшимся интеллектуальным “магнитам” прошлого. Не зря Томас Кун, говорит осмене поколений ученых как о, возможно, единственном способе смены научных парадигм. И действительно, основная причина конфликта “новаторских” и В заключении. хочется привести цитату мыслителя, слова которого
вынесены в эпиграф. Это известный русский ученый Василий Васильевич Надо признать, что Мироздание погруженно в Тайну. Нельзя её разгадать. Надо суметь использовать взоимосвязанно все приобретенное человечеством на пути его становления — рациональное и иррациональное, эстетическое и мистическое...” июль 1997г. Краткое содержание _____________________________________________ 1. Понятие парадигмы — общие замечания. 2.Концептуальные аспекты новой научной парадигмы. 3.Образ человека в контексте новой научной парадигмы. 4.Планетарный кризис и человечество. 5. Новая парадигма и ценностные приоритеты социального управления. 6. Новая парадигма и экономика. 7. Новая парадигма и онтологические механизмы социальных отношений. 8. Заключительные соображения. Данная работа, представляет собой результат некоторого специфического вида практики — дли- тельного изучения и осмысления, значительного научного, философского и исторического матери- ала. Написанный в жанре эссе, данный текст не претендует на исчерпывающее раскрытие заявлен- ной темы, как в силу её чрезвычайной сложности, так и по причине формальных огранечений. Преж- де всего здесь, сделана попытка проследить тен- денцию развития данного вопроса.В разрезе наибо- лее обобщенных, философского характера аспектов, обозначить его перспективы и изложить все это в максимально сжатом виде. Главный критерий, которым руководствоваля автор , это искренность — представленные взгляды являются выражением мироввозренческой позиции. Д. Баринов Перечень литературы ------------------------------------------------------------------------ 1. Ассаджиолли Р. “Психосинтез”, Ваклер 1997г. 2. Борхес Х.Л. “Оправдание вечности” М. 1994г. 3. Вартофский М. “ Модели репрезентации и научное понимание” М. “Прогресс” 1988г. 4. Гадамер “Истина иметод.Основы философской герме- невтики” М. “Прогресс” 1988г. 5.Гроф С. “За пределами мозга” ИМТИ, 1993г. 6.Гроф С.” Путешествие впоисках себя” ИМТМ,1994г. 7.Гроф С.”Холотропное сознание” ИМТИ, 1996г. 8.Капра Ф.” Дао физики” Спб. “Орис” 1994г. 9.Капра Ф. “Уроки мудрости” ИМТИ, 1996г. 10.Кун Т. “Структура научных революций” М. 1977г. 11.Лао- Цзы “Дао дэ Цзин — книга о пути и силе” Н. 1992г. 12. Маккенна Т.”Пища богов” М. 1994г. 13. Мамардашвилли М. “Психологическая топология пути”М. 1997г. 14. Мишлав Д. “Корни сознания” Киев, “София” 1995г. 15 “Мистики ХХ века” энциклопедия “Миф” 1996г. 16.Налимов В.В. “Спонтанность сознания.Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности” М. 1989г. 17. Алан Уотс “Дао — Путь воды” Киев “София” 1996г. 18. Карл Ясперс “Смысл и назначение мстории” М,1993г. 19. Сборник “Современные проблемы естествознания” Н-ск, 1997г. ------------------------------------------------------------------------
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |