рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия как особый тип мировоззрения

2. Подразделяются на:

а) живое единство (это такое единство, когда противоречивые стороны находятся в процессе развития, движения. Происходит становление предмета или явления. В живом единстве есть собственные элементы отрицания этого единства).

б) мертвое единство (такое единство, в котором противоречивые стороны не находятся в процессе развития, когда не происходит становления предмета или явления. В мертвом единстве нет внутренних элементов своего отрицания.

3. Подразделяется на:

а) положительное единство (это такое единство, при котором имеется основание для поступательного развития явления);

б) отрицательное единство (это такое единство противоположностей, при котором нет оснований для поступательного развития),

В общем, есть диалектическое единство противоположностей, при котором одна противоположность не только не может существовать, но даже и не мыслима без другой (например, «наследственность и изменчивость», «жизнь и смерть» и т. д.), а есть механическое единство, при котором одна противоположность без другой при их разъединении продолжает существовать (например, карандаш красный с одной стороны и синий — с другой).

Подведя эти примеры под перечисленную выше классификацию, отметим, что диалектическое единство противоположностей есть единство внутреннее, живое, положительное, а механическое единство противоположностей есть единство внешнее, мертвое, отрицательное.

Теперь о разрешении противоречий.

Можно ли примирить противоречия? Нет, их можно только разрешить. В общественной жизни те противоречия, которые разрешаются с помощью конфликта, называются антагонистическими; те же, которые разрешаются без конфликта, называются неантагонистическими.

Антагонистические противоречия — это противоречия по коренным вопросам развития, неантагонистические — по временным, преходящим. Официальная философская наука, находившаяся под контролем руководства КПСС, длительное время считала, что антагонистические противоречия свойственны только эксплуататорским обществам, а неантагонистические- социализму. Однако историческая практика показала, что капитализм может без конфликта частично разрешать даже свое основное противоречие — между трудом и капиталом (с помощью процесса акционирования капитала), а противоречия социализма имели все большую и большую тенденцию к приобретению антагонистического характера.

В настоящий момент все громче раздаются голоса некоторых советских ученых (например, академика А.Н. Яковлева), что Маркс, Энгельс, Ленин, будучи в плену классового подхода к анализу явлений действительности, абсолютизировали борьбу противоположностей и не уделили достаточного внимания проблеме их единства, и тем самым они надолго отодвинули решение вопроса гармонизации интересов различных общественных сил.


Билет 10. Диалектика качественных и количественных изменений


Этот закон показывает, как происходят изменения. Для понимания этого закона надо усвоить некоторые понятия.

1. Качество — это внутренняя определенность предмета, существенная и относительно устойчивая.

Качество не надо путать со свойством. Свойство — это качество в его внешнем проявлении.

В рамках одного и того же качества могут меняться отдельные свойства. Например, у одного и того же человека могут меняться черты характера. В рамках одного качества — капитализма на различных ступенях его развития, могут меняться такие, например, свойства, как характер конкуренции.

2. Количество — это внешняя определенность предмета, которая характеризует предмет со стороны степени развития его свойств.

3. Мера — это количество и качество, взятые в единстве.

Все предметы и явления, поскольку они представляют из себя единство количественной и качественной сторон, являются мерами, а весь мир, по определению Гегеля, есть «узловая линия мер».

Первыми в процессе развития всегда изменяются количественные показатели. И под влиянием этих изменений в определенной критической точке происходит разрушение старого качества и замена его новым. Например, лед при нуле градусов превращается в воду, при ста градусах—в пар.

Вместе с изменением качества меняется и мера. Лед — это мера от минус бесконечности до нуля градусов, вода — мера от нуля до плюс ста градусов, пар — это мера от плюс ста до бесконечности.

Т.о., количество порождает качество. Но было бы ошибкой забывать, что качество в свою очередь тоже порождает количество. Например, герметично закупоренный сосуд с водой при ее замерзании лопается (вода при замерзании расширяется, т. е. новое качественное состояние воды порождает количество). Или, например, новые производственные отношения дают толчок количественным изменениям — бурному росту производительных сил. Поэтому данный закон диалектики формулируется не как закон перехода количества в качество, а как закон взаимообразного перехода количественных и качественных изменений.

Переход от одного качества, от одной меры к другому качеству, другой мере называется скачком.

В общественной жизни скачок носит название революции. Особенностью скачков в общественной жизни является то, что они могут быть как быстрыми по времени, так и длительными, охватывающими десятилетия. Переход от одной меры к другой представляет собой сложную проблему в гносеологическом (теоретико-познавательном) плане.

Проблемы перехода от одного качества к другому, от одной меры к другой и основные трудности схватывания перехода человеческим умом


Переход — это великий процесс. Это итог всех предшествующих изменений и основной исходный пункт новых процессов. В чем основные трудности схватывания перехода для человеческого ума?

1. Грани между тем — от чего и к чему совершается переход — обозначены нерезко.

2. Переход есть сложное переплетение различных, часто противоречивых элементов (например, реконструктивный период в СССР происходил при наличии пяти экономических укладов: мелкотоварного, частно-хозяйственного, госкапиталистического, патриархального, социалистического. Еще более противоречивой является перестройка в нашей стране).

3. Внутренняя объективная логика и даже сама необходимость перехода скрыта и не сразу улавливается умом.

4. Совмещение и переплетение различных переходов (чистых переходов нет).

Основные типы диалектических переходов:

1. Переход к принципиально другому (например, превращение живого в неживое).

2. Переход в свое иное (например, прохождение живым организмом разных возрастных периодов в своем развитии).

Разнообразие переходов можно квалифицировать и по другим основаниям:

— по характеру объекта (в материальной или духовной сфере идет процесс перехода);

— по направлению (переходы восходящего или нисходящего характера. При этом переходы восходящего характера являются основными).

— по форме:

а) стихийные или планомерные;

б) непосредственные или опосредованные;

в) быстрые или длительные по времени; г) крутые, разовые или постепенные.


Билет 11. Понятие диалектического отрицания. Отрицание отрицания как выражение поступательности и повторяемости в процессе развития


Этот закон утверждает поступательное развитие мира. Но развитие идет не по прямой линии (снизу вверх) и не по кругу, а по спирали. Ф. Энгельс приводит такой пример: бросим в землю зерно, из него вырастет стебель. Зерно гибнет, оно отрицается стеблем, который в свою очередь отрицается снова зерном, но только не одним, а множеством.

На определенной ступени развития происходит повторение признаков предыдущей ступени (в нашем примере — зерно на первой и третьей ступени). Но это возврат не к старому, а якобы к старому, на более высокой основе. Любое отрицание приводит к возникновению нового, а это новое в свою очередь также будет чем-либо отрицаться.

В советской философской науке длительное время шли споры по объему и содержанию этого закона. Некоторые ученые (их меньшинство) высказывали мысль о том, что закон отрицания отрицания не является всеобщим, что он якобы не действует там, где нет движения вперед (например, в некоторых явлениях микромира, где имеют место процессы взаимопревращения элементарных частиц без восходящей линии; в процессах распада мировых и космических тел; в процессах превращения живого в неживое и т. д.). Однако подавляющее большинство философов-диалектиков считает, что эта точка зрения ошибочна.

Нисходящие линии в развитии некоторых явлений действительно есть. Регрессивные явления иногда отрицают прогрессивные, но они в свою очередь отрицаются (непосредственно или через цепь последовательных отрицаний) явлениями еще более прогрессивными. Например, феодализм с его натуральным хозяйством отрицал товарно-денежные отношения рабовладельческого общества, чтобы в свою очередь быть отрицаемым товарно-денежными отношениями буржуазного общества (отношениями более высокого уровня, чем в античном мире).

Таким образом, большинство современных ученых считает, что этот закон является всеобщим, так же как и два первых закона диалектики.

С действием закона отрицания отрицания мы в нашей жизни встречаемся часто. Например, на уроках математики, умножая да числа со знаком минус, мы получаем число со знаком плюс. Очень важно видеть разницу между диалектическим и механическим отрицанием. При диалектическом отрицании новое явление удерживает вес, что было положительного в отрицаемом (на философском языке это называется снятием).

При механическом отрицании одно явление просто отрицает другое (уничтожает его) без удержания положительного на философском языке это называется зряшным отрицанием).

Таким образом, закон отрицания отрицания характеризуется следующими чертами:

1) развитие как отрицание;

2) поступательный характер развития;

3) периодичность ступеней развития;

4) известное повторение на третьей ступени существенных черт первой ступени на новой основе (для понимания этого процесса повторяемости надо усвоить одну истину, а именно ту, что каждое явление, развиваясь, имеет тенденцию к превращению в свою противоположность, в свое другое);

5) завершенность цикла развития.

Если рассмотреть действие закона отрицания отрицания с точки зрения структурно-элементного анализа, то можно заметить, что развитие любого явления в начале никогда не идет фронтально. Оно идет неравномерно, односторонне, за счет узкой группы определяющих элементов в рамках суженной структуры. Происходит отрицание.

При отрицании отрицания восстанавливается равномерность, всесторонность развития, происходит выравнивание всех элементов, расширение структуры до оптимального уровня.


Билет 12. Категории диалектики

Категории — это научные понятия. Большинство из них парные и представляют собой единства противоположностей:

1. Причина и следствие. Все явления причинно обусловлены. Каждое явление одновременно является причиной одного и, вместе с тем, следствием другого. На философском языке причинная обусловленность явлений называется детерминизмом или каузальностью.

2. Возможность и действительность. Не всякая возможность переходит в действительность. Для того, чтобы этот переход произошел, необходимы определенные как объективные, так и субъективные условия. Возможности бывают абстрактные (отвлеченные) и реальные. В действительность при наличии определенных условий переходит лишь реальная возможность. Абстрактная возможность со временем может стать реальной. Например, что ученик Иванов может со временем стать генералом,— это абстрактная возможность. Но что он может окончить школу и поступить в военное училище — это возможность реальная. Когда же он станет офицером и проявит себя соответствующим образом, то эта абстрактная возможность перейдет в реальную, и то, через множество переходных ступеней.

3. Необходимость и случайность. Если все явления детерминированны, т. е. причинно обусловлены, то что же такое случайность? Есть ли для нее место? Да, действительно, все явления причинно обусловлены, они совершаются с необходимостью, и мы можем предвидеть эти необходимости, но мы не можем предвидеть точку их пересечения.

Таким образом, случайность — это не предвиденная нами точка пересечения нескольких необходимостей. Очень хорошо раскрывает сущность такой категории, как случайность, народная пословица: «Кабы знал, где упал, так соломку б подостлал».

4. Необходимость и свобода. Эти категории относятся к сфере общественной жизни. Их также нельзя абстрактно противопоставлять друг другу. Свобода — это осознанная человеком и обществом необходимость. Мы не можем, например, отменить или изменить законы природы, которые действуют с необходимостью, но мы можем стать свободными, познав эти законы и поставив их себе на службу.

Гегель придавал огромнейшее значение категории свободы. Основой поступательного развития истории он считал прогресс в сознании свободы.

Надо отметить, что в тоталитарный период советской государственности такое понимание свободы было примитивизировано официальной идеологией. Людей призывали осознать необходимость сначала диктатуры пролетариата, затем необходимость подчинения интересов личности интересам государства, и на основе этого сознания обрести высшую степень свободы. Это яркий пример схоластического подхода, подмены диалектики софистикой.

5. Содержание и форма. В любом явлении содержание облекается в определенную форму. Содержание первично, форма вторична. Вместе с тем, форма оказывает обратное активное влияние на содержание, ее породившее. Взаимоотношения формы и содержания являются особенно актуальными при анализе произведений литературы и искусства. Произведения являются шедевром тогда, когда форма соответствует содержанию. Преувеличение значения формы сравнительно с содержанием, тенденция превращения формы в самостоятельную сущность, называется формализмом.

6. Явление и сущность. Явление — это все то, что нас окружает. А сущность — это главное в явлении. Например, перестройка, как явление или как сумма явлений, — это все изменения в экономической, социальной и политической жизни страны.

Сущность же ее заключается в изменении общественно-политического строя.

Если же сравнить между собой такие противоположности, взятые из различных парных категорий, как содержание и сущность, то можно отметить, что содержание шире, а сущность глубже.

7. Единичное — особенное — всеобщее.

Каждое явление в зависимости от связи с другим может быть единичным, и особенным, и всеобщим. Понимание этих категорий является особенно важным при выработке как политической стратегии, так и тактики. Обязательно надо учитывать общие принципы, а также национальные, социальные и другие особенности различных групп населения. Мы до сих пор в своей практической политике не сумели правильно подойти к анализу единичного, особенного и всеобщего.


Билет 13. Общество как объект философского анализа

Общность – это форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами.

Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре.

Общество – это совокупная деятельность людей, направленная на производство, воспроизводство, на поддержание их жизни.

Сложный характер развития общества определяется его структурой.

Маркс 19в: Общество - система связей и отношений между людьми.

Структура общества


Экономическая сфера - >социальная сфера(род, племя, класс, соц. группы)- > политическая организация- > духовная сфера

Объективный идеализм - источник развития общества- абсолютный дух. общество представляет собой комплекс идей (начиная с Платона и заканчивая мыслителями периода немецкой классической философии) и верований (христианство, ислам, буддизм), а также выработанных на их основе таких духовных факторов, как мораль, образование, общепринятые нормы и ценности, правовые институты, обычаи и т. п., способствующих общественной солидарности и обеспечивающих обществу гармоничное эволюционное развитие. Носителем этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы и т.. д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на идеологическую или религиозную систему.

Младогегельянцы - общество состоит из многих людей. Главная движущая сила - сознание отдельного человека (субъективный идеализм)

Географический детерминизм

(Г. Бокль, Ш. Монтескье «О духе законов»): Материалистическая концепция общества. В качестве основы - природа (географическая среда): влияют почва, климат. Географическая среда - часть природы, с которой взаимодействует человек:

1. Геогр. среда определяет вид хозяйственной деятельности

2. Влияет на темпы исторического развития

3. Влияет на производительность труда

4. Влияет на соц- политические отношения

5. Влияет на культуру

6. Влияет на речь

7. Влияет на психологию людей

Биологический детерменизм 19 в.

1. Социал-дарвинизм (вместо индивида подставляется термин социальная группа)

2. Расизм

3. Мальтузианство (Мальтуз - епископ 18в). Для сокращения населения - война, стерилизация. Поставил вопрос о проведении демографической политики. Демографический фактор влияет на экономику, социальные отношения, на мораль, на нравственность.

Психологический детерменизм (19-20 в) Фрейд, Тант, Юнг (коллективное бессознательное)

Технологический детерминизм (начало 20 в) Веблен: фактор развития общества - научно- технический прогресс

2 точки зрения: А. Общество состоит из уникальных случайностей

Б. Общество как процесс развивается по законам

Переход от одного типа общества к другому:

1. Эволюционная теория (реформы)

2. Не отрицает эволюцию, реформы, но главная движущая сила- революция (это социально- экономический переворот, изменение в политическом строе, переворот в духовной жизни)

Роль народных масс и личности

Народ - та часть общества, которая заинтересована в его прогрессивном развитии. Он играет главную роль в экономике, социальной сфере, духовности.

Личность, ее возникновение связано с категориями необходимость и случайность. Деятельность личности связана с категориями свобода и необходимость.

Фатализм - нет свободы для человека (есть рок, судьба)

Волюнтаризм - все зависит от воли человека



26. Философская культура Древнего Востока. Основные направления и мировое значение древнеиндийской и древнекитайской философии

1. Философия древней Индии


В середине второго тысячелетия до н.э. в Индию вторгаются воинственные племена, арии. Гимны, которые слагали арии, легли в основу будущего их собрания - Ригведы /РВ/. РВ вобрала в себя миф и ритуал, несла зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека.

Центральный миф РВ говорит нам о происхождении мира, то есть имеет космогоническое содержание. Вначале были лишь воды, которые несли в себя семя жизни. Это было состояние единства: нет ни неба, ни земли, ни дня, ни ночи, ни добра, ни зла, ни мужского, ни женского начал. Это состояние называется также Тьмой. Из него зародилось Единое.

Космос порождает человека. Человек - порождение воды, воздуха и огня. В рамках древнеиндийской философии подчёркивается значение духовной стороны человека, она приобретает здесь космический смысл.

Философ Яджнявалкья рассуждает о познании, его возможностях и целях. Человек в состоянии бодрствования руководствуется чувственным опытом, но при этом его сопровождают страхи и переживания, препятствующие проявлению его самосознания. Когда человек находится в состоянии сна, его сознание занято сновидениями, и чувственный опыт уже не столь важен; сознание освобождается. Но и во сне человеку грезятся его страхи и переживания, значит, полного простора для реализации своего Я и здесь нет.

Познать что-либо, не значит познать его как «это» или «то», то есть как нечто другое. Речь идет, прежде всего, о самопознании, то есть познания моего «Я». Единственный путь познания «Я» это обратится вовнутрь себя, отрешившись от всего внешнего, чуждого моему «Я».

Самопознание носит временный характер, как же достичь постоянства самосознания? Решением этого вопроса- физическая смерть, при которой сознание отделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в космосе. Йога, при которой происходит глубокий уход сознания вовнутрь самого себя, приближает человека к самому себе, то есть к его душе.

Мысль, обращённая вовне, порождает человеческий опыт, практику, полезный результат познания, она даёт стимул работе разума, порождает логику и неизбежно приводит к возникновению науки и философского материализма; мысль же, обращённая в себя, приводит к уходу от внешнего мира, она вызывает идеи мистицизма и спиритуализма.

Т.о., в древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек со стороны бытия его духа. Существует круговорот бытия и цель человеческой жизни. Цель человека - вписаться в него, ибо если он жил недостойно, его душа после смерти может воплотиться в низшем существе - в человеке с пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном поведении душа воплощается в человеке с положительными качествами. В Упанишадах говорится: «Как кто-нибудь поступает, как кто-нибудь ведёт себя, таким и становится он (при своём возрождении). Творящий добро, становится добрым, творящий зло, становится злым. Добродетельным становится он благодаря добродетельным поступкам, злым – благодаря дурным поступкам».

Здесь действует закон кармы: каждый получает воздаяние по своим поступкам, но индивидуальная судьба человека определяется законом дхармы. Закон дхармы жёстко предопределяет жизненный путь человека, закон же кармы ослабляет эту предопределённость, даёт возможность человеку влиять на свою жизнь, жизнь своей души, делая сознательный выбор.

В Упанишадах идет поиск конечных причин бытия, первоначала всего существующего. Одна из школ философии Древней Индии Ш в. до н.э. предложила учение об атомах (оно носит название Вайшешика). Его идеи сходны с идеями древнегреческих философских Левкиппа, Демокрита, Эпикура. В чём же состоят эти идеи? Канада считал, что существуют тончайшие частички четырёх стихий: земли, воды, света и воздуха. Они назывались параманавас. Это и были атомы - некие минимумы материи. Они находятся в движении по причине внешнего толчка; они обладают свойством соединяться в устойчивые и неустойчивые комбинации. К первым относятся соединения атомов одной стихии, земли например; ко вторым - разных стихий, например, земли и воды.

В соответствии с принадлежностью к той или иной стихии атомам приписываются качества: атомам земли - запах, вкус, цвет, осязание; атомам воды - вкус, цвет, осязание; атомам огня - цвет, осязание; атомам воздуха -осязание.

Атом: 1. беспричинный 2. причина мира. 3. вечен 4. является единицей меры 5. непроницаем, но обволакивается эфиром, который пронизывает все макрообъекты. Здесь эфир выступает как некий аналог пространства.

Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана.

Религиозные спекуляции смешиваются с философскими рассуждениями, провозглашается дуализм. Сущность личности человека двояка — материальная (аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними является карма, тонкая материя, которая дает возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.