рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (лекции)

значение во взаимодействии между объектами. Форма и содержание имеют как бы

равнозначное значение. 3) Объективности . Это свойство, способность

взаимодействовать со всеми без исключения объектами. Это свойство

выражается в мировом законе всеобщей связи. 4) Структурность объектов (

системность и организованность). В то же время свойство

самоорганизованности не является универсальным ( это свойство характерно

для живой природы и части неживой природы). 5) Активность (энергетичность),

свойство движения. 6) Свойство времени. 7) Свойство пространства. 8)

Свойство отражения и информации. Вывод: Все эти свойства находятся в тесной

взаимосвязи, определяют целостность объекта и каждое из этих свойств

представляют фундаментальную проблему любой науки. В рамках ф-фии на основе

объяснений этих свойств вырабатываются наиболее общие ф-кие теории ( теория

систем, теория информации, теория пространства и времени и т.д.)

Основные формы бытия

1) С одной стороны существуют неизменные формы бытия (метафизическая

действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма

бытия, которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма

находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует

материальная и идеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия.

3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные

только в сознании человека). К реальным формам относят: природу,

человечество, сам человек, биотехнический мир («вторая природа»), а также

это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы бытия

составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная» представлена в

гепотетических формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух,

неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка,

порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы бытия

в совокупности представляют для человека мировой закон расширения

вселенной

Пространство и время

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности.

Принципиально важным во всех спорах стал вопрос; в каком отношении

находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в истории ф-фии

спорят две точки зрения. Первую принято называть субстанциальной

концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности,

существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур,

Ньютон). Соответственно отношение между пространством, временем и материей

представлялось как отношение между двумя самостоятельными субстанциями. Это

вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера

протекающих материальных процессов. Пространство здесь — чистая

протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время — чистая

длительность, оно одинаково по всей Вселенной, и это течение ни от чего не

зависит. Вторую концепцию называют реляционной (от слова relatio —

отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали

пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы

отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. В наше

время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде

созданной в начале XX века теории относительности. Теория относительности

А. Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с

движущейся материей и друг с другом, фундаментальный вывод, следующий из

этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их

метрические свойства создаются распределением и взаимодействием

материальных масс, т. е. гравитацией. Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о

сути своей теории, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-

нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и

время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами

исчезли бы и пространство и время». Таким образом, согласно реляционной

концепции, пространство — это форма бытия материи, характеризующая ее

Протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во

всех материальных системах. Понятие пространства (протяженности) имеет

смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.

Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на

предметы, а эти предметы — на элементы, связанные между собой, то понятие

пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из

структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они

представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные

состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно

различных изменений дает нам представление о времени. Время — форма бытия

материи. выражающая длительность существования материальных систем,

последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе

развития. Понятия пространства и времени соотносительны не только с

материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражаются структурная

координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии

времени — координация длительности сменяющих друг друга объектов и их

состояний в одном и том же месте пространства. Из реляционной концепции

пространства и времени вытекает идея качественного многообразия

пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм

ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм

пространства и времени.

Понятие движения и развития и их соотношение

Диалектика и метафизика.

Понятие движения и развития в учебной литературе часто отождествляется,

что неверно. Движение – является одним из универсальных свойств

действительности, т.е. свойством , которое является постоянным во всех

объектах и процессах, поэтому данная категория является базисной ф-кой

категорией . Т.о. проблема движения является ф-кой проблемой, а не

физической. В этой связи развитие является одной из форм движения или

определенной частью движения. Все объекты находятся в движении, но не все

объекты изменяются, находясь в движении. Поэтому нельзя понимать под

движением изменение объектов. Изменение является одним из элементов

движения. В процессе движения определенные объекты сохраняют устойчивость,

постоянство и т.д. Например, неизменны всеобщие законы действительности,

геометрические формы, многие идеальные объекты. Неизменными являются основы

систем, сущности объектов. Т.о. проблема движения, рассматриваемая со

стороны устойчивости, неизменности, вечности, идеальности и единства

является выражением метафизического движения, т.е. метафизика – это теория

стабильности, теория неизменности, вечности и единства. Т.о. существенной

стороной движения является его метафизическое выражение. Любое движение

есть прежде всего взаимодействие, поэтому и метафизические объекты так же

находятся в движении, хотя они не изменяются. В этой связи не прав был

Аристотель (грец) когда утверждал, что метафизические предметы лишены

движения, т.е. Аристотель отождествлял движение с изменением. Развитие

является существенной частью движения и оно всегда связано с изменениями,

но не всякие изменения выражают развитие. Развитие – есть качественные

направленные, последовательные изменения объекта или процесса. Т.е.

Развитие есть логическое изменение. Развитие есть как бы заданное

изменение. Нельзя отождествлять развитие только с логикой совершенствования

объекта. У развития существует 2 основных вектора: вектор + и -. Вектор

прогресса + и регресса -. Т.е. существует 2 типа развития: прогрессивное и

регрессивное со знаком -. Напр. Развитие алкоголизма, в сторону распада (-

(. Развитие в сторону усложнения объекта (+). Т.о. ф-кое учение о развитии

– есть диалектика. Диалектика выражает 2-ю сторону движения (вторую

сторону), связанную с логическими изменениями. Между метафизической и

логической (диалектической) стороной движения существует хаотичное движение

(хаос), поэтому движение выражается в 3-х основных понятиях: метафизика,

диалектика и хаос. Традиционно считается, что с истиной бытия связана

прежде всего метафизика. Если говорить о графическом выражении проблемы

движения, то движение не должно свестись к линии (особенно прямой), По сути

графическое выражение проблемы движения можно выразить в соединении линии с

кругом. Любое движение связано с 3-мя основными элементами:

1)Взаимодействие. 2) Отражение. 3) Изменение

Понятие закона. Классификация законов

Понятие з-на связано с понятием науки. Все законы различны, но у всех

имеется общее основание. Все они выражают всеобщую связь между объектами,

но только с различных сторон. Законы объективны. Понятие з-на прежде всего

связано с понятием связи. И в этой связи связи бывают 2-х основных типов:

1) связи устойчивые, повторяющиеся. 2) связи неустойчивые, единичные,

случайные, которые выражаются в понятии хаос. 1-й тип выражается в понятии

закономерность (деньги – товар – деньги). Устойчивые связи формируют

процессы, а из последних складываются системы. (Деньги – товар – деньги

процесс этот выражает экономику). Все устойчивые связи классифицируются на

3 типа (3 степени устойчивости). 1) всеобщие, всеохватывающие связи (напр.

Связь между формой и содержанием). 2) Общие связи (напр. Связи, выраженные

в з-не всемирного тяготения). 3) Частные, узкие (проявляются в рамках

отдельных систем) (напр. В экономическом законе прибавочной стоимости).

Т.о. каждый з-н охватывает определенную часть действительности.

Классифицируются з-ны на всеобщие общие и частные. Законы диалектики.

Иногда в лит-ре определяются как всеобщие законы. Всеобщими законами

являются основные з-ны движения, но не диалектики. Основные з-ны движения

выражаются в понятиях деструкции, аккумуляции и конструкции. Почему з-ны

диалектики не являются всеобщими. Это связано с тем, что они не выражают в

полном объеме все движение, а затрагивают только одну из его сторон.

Поэтому применительно к движению з-ны диалектики следует определять как

общие з-ны. Любое развитие связано с триадой: в общем плане: 1)

Тезис(старое). 2) Антитезис(новое). 3) Синтез(соединение старого с новым).

Соответственно в этой триаде и располагаются 3 основных з-на диалектики:1)

з-н взаимосвязи качественных и количественных изменений; з-н взаимосвязи

единства и борьбы противоположности; з-н отрицание отрицания.

Законы диалектики отражают самые важные стороны качественных логических

изменений или процессов развития. 1-й закон отражает механизм развития,

т.к. непосредственную сторону развития и отвечает на вопрос как происходит

развитие. 2-й закон выражает источник развития, т.е. раскрывает сущность и

первопричины развития, т.е. выражает очевидность развития и отвечает на

вопрос куда идет развитие. В такой последовательности и расположены законы

диал. В системе Гегеля.

Закон взаимосвязи качественных и количественных изменений

Диалектическая система разворачивается из понятия качества, качество или

устойчивость является приоритетным обстоятельством по отношению к

изменчивости. Бытие или действительность прежде всего выражается во

взаимодействии между качествами. Качество, что это? Качество есть

определенность или ограниченность . Это то, что в корне отличает один

предмет о т другого. Т.е. нельзя отождествлять понятие качества с понятием

качественности. Качественность выражает только параметры качества и

выражается в количественной стороне. Т.е. количество не может существовать

само по себе. Кол-во находится в качестве. В то же время существует

некоторая тенденция отделения кол-0ва от качества. Возникает «дурная

бесконечность» (Гегель или неопределяемая бесконечность. (когда кол-во не

связано с качеством). Т.о. кол-во может существовать самостоятельно только

относительно. Между качеством и кол-вом существует неразрывная связь: 1)

качество выражается прежде всего в основных свойствах предмета, т.е. в

анализе объекта необходимо отделить основные св-ва от неосновных и

определить кол-во основных св-в предмета. 2) качество выражается также в

структуре объекта. Это означает, необходимо определить основные элементы

объекта и их кол-во. 3) Качество выражается в содержании объекта.

Содержание выражает самую сложную сторону качества предмета, оно

складывается из всех элементов и всех связей, свойств. Здесь кол-во

выражается в системной математич. Совокупности. Математич. Анализ

бесконечен, т.к. связан с кол-венным содержанием объекта. 4). Кол-во

выражается в счете множества качеств. Одного или одних рядов или классов

последних Кол-во также выражается в счете самих радов или классов качеств.

Взаимодействие между предметами, обладающими количественными

характеристиками не влида сопровождаются изменениями качеств. В каких

случаях количественные изменения ведут к качественному изменению? Данные

изменения связаны прежде всего с нарушениями меры обьекта. Меры есть

границы существования качеств. Нарушение меры связано с такими

количественными изменениями, которые прежде всего ведут к изменению

структуры. Изменение структуры ведет к изменению и исчезновению основных

свойств предмета. Таким образом проблема взаимосвязи качества и количества

выражается прежде всего на уровне структуры обьекта или процесса, а понятие

меры по сути дела отражает устойчивость стуктуры обьекта. Основными

понятиями данного закона являются следующие: 1) качественность, качество,

количество, свойства: основные и неосновные свойства, структура: 1)

основные и неосновные элементы. 2) понятия содержания и меры. Проблема

качественных и количественных взаимодействий отражается во всех науках.

Например в физике качество выражается в физических явлениях (магнетизм,

электричество), в геометрии в геометрических формах (круг, треугольник).

Количественные закономерности в высшей степени выражаются в математике и

информатике. В современных условиях применительно к научному исследованию

существует две проблемы, связанные с качественно-колличественным анализом

действительности:1) первая заключается в разработке и составлении общих

алгоритмов качества, количества и алоритма связи качества и количества.

Данные разработки связаны с проблемой ф-фии. Это ф-кая проблема. 2)

заключается в составлении соответствующих алгоритмов применительно к

анализу конкретных объектов. Таким образом проблема взаимосвязи качества и

количества выступает в качестве одной из основных научных проблем.

Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей

Данный закон является центральным законом в системе диалектических

законов. В силу того, что этот закон отражает первопричины развития

(источник) этот закон имеет три элемента. Например в законе взаимосвязи

качества и количества также существует три основных элемента: качество,

количество, мера. В данном случае такими элементами являются: 1) борьба

противоположностей. 2) единство. 3) связь единства и борьбы

противоположностей.

Борьба противоположностей. Противоречие является самым очевидным

элементом, те это элемент находится на поверхности. Противоречие – это

органическая связь противоположностей. Или естественная связь различий. Чем

существенне различия, тем сильнее, динамичнее и глубже противоречие.

Противоречие носит всеобщий характер ,те это связано с всемирным законом

всеобщей связи. По сути дела любая связь есть противоречие, по этому по

выражению Гегеля: «Мир соткан из противоречий; Миром правит противоречие».

Из противоречий складываются процессы, в том числе и всеобщие процессы.

Действительность выступает в качестве процессов, таким образом противоречие

является всеобщей тканью действительности и существует проблема

классификации противоречий. Например существуют такие противоречия: 1)

внутренние и внешние. 2) антогонистические и неантогонистические. 3)

конструктивные и неконструктивные. 4) формальные и реальные и т.д. Развитие

противоречий имеет три этапа: 1) возникновение противоречия. 2) развитие

противоречия. 3) снятие противоречия. Противоречие есть главное средство

развития, но не его цель и смысл.

Вторая сторона закона связана с понятием единства, с этой стороной

связана суть закона и в этом его ведущая сторона. Единство в развитии

выступает в качестве его цели и смысле. Единство выступает в качестве самой

глубокой причины развития. В этой связи встает вопрос: что заставляет

вступать в противоречие объекты? Какая сила? 1)различия существующие между

объектами по какому-то общему основанию. 2) определенные всеобщие процессы

и обстоятельства, которые стоят выше других процессов и которые

обуславливают устойчивость, системность, гармонию и целостность

действительности. В марксисткой ф-фии внешний источник развития — это

борьба противоположностей. Что же такое единство в целом? Единство

структурно, а точнее троично: первое — это то, что обуславливает связь

противоречий (потусторонняя сила), второе — единство — непосредственное

взаимодействие между противоположностями (взаимодополнительность,

взаимополагательность, взаимоисключение, взаимопроницаемость), третье — это

то обстоятельство, которое возникает в результате связи взаимодействий

противоположностей, как новый третий элемент. Таким образом источником

развития является единство в его троичности.

Третьим элементом этого закон является связь между единством и борьбой

противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует

заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в

данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие

и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на

направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и

антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь

взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход

основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях.

(«Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два

основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов

(может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением

процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием)

существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или

выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы

неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом

развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом

(логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или

упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада.

Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух

основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в

определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии

качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью

действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в

его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны

взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.

Понятие материи. Материя сознания.

Данная тема дает обобщающее представление обо всем материальном мире.

Показывается место материального мира в бытие в целом. Категория материи

не является тождественной категории бытию, а также понятию природы. Материя

является частью бытия. В Марксистской ф-фии материя отождествляется с

бытием и поэтому категория материи была центральной, исходной. Из этого

следует Марксистская ф-фия — грубая форма материализма. Понятие материи

шире, чем понятие природы, т.е. в это понятие включается и сам человек и

биотехнические системы созданные им. Т.о. базовыми ф-кими категориями,

составляющими основу всей системы ф-ких категорий являются 3 категории:1)

бытие. 2) материя. 3) дух. Т.о. бытие прежде всего представляется как

соединение (единство) двух противоположных начал: материального и

духовного. Связь между ними является сквозной проблемой всей ф-фии, ее

основным вопросом. Отсюда: материализм и идеализм являются естественными

составными частями ф-фии. Идеализм в ф-фии доминирует. Это связано с тем,

что ведущим началом человеческого бытия является не материя, а дух

(всеобщий дух), сознание, выраженное в морали, религии, образовании, …) Он

первичен применительно к человеческому бытию. Понятие материи является

понятием не физическим, а ф-ким. Понятие материи есть результат обобщения

всех понятий о материальном мире, начиная с обыденных понятий, так же

понятий научных (естественных, технич, гуманит.наук). Понятие материи есть

синтез всех понятий о материальном мире, поэтому в каждом материальном

объекте существует несколько уровней информации: обыденной, естественно-

научно., технической, гуманитарной и ф-кой. Философский уровень – самый

обобщающая информация о материальном объекте: 1) каждый материальный объект

объективен, т.е. находится в бесконечных связях со всеми материальными

объектами в мире. 2) -=- находится в «прогрессивном» (релятивном)

состоянии, т.е. находится в постоянной изменчивости. Каждый материальный

объект течет. Нельзя говорить № все течет все изменяется» (Гераклит). Это

справедливо только для материальных объектов. 3) -=- воспринимается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.