![]() |
|
|
Философия языка в трудах Вильгельма фон ГумбольдтаФилософия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдтасмотреть на рефераты похожие на "Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта" Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена РЕФЕРАТ По дисциплине философия Тема: Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта Санкт-Петербург 2000 содержание Введение 3 Введение Языкознание наряду с науками о мышлении принадлежит к числу тех отраслей человеческого знания, которое обнаруживает наиболее тесные связи с философией на всем протяжении его развития, что объясняется природой самого предмета лингвистики. Язык представляет собой непременное условие осуществления абстрактного, обобщенного мышления и рациональной ступени человеческого познания. Те или иные философские направления оказывают влияние на лингвистические течения. Сознательно или бессознательно, но любой лингвист исходит в своих исследованиях языка из определенной философской; концепции о закономерностях бытия и познания. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), «один из величайших людей Блестящее образование, происхождение и материальная обеспеченность
дали ему возможность общаться не только с монархами и видными политическими
деятелями, но и с учеными, писателями и поэтами, в том числе и с Гёте и Гуманистический идеал Гумбольдта - всестороннее и гармоничное развитие
как личности, так и всего человеческого рода; этому идеалу он оставался
верен и в своей практической деятельности. Основанный им Берлинский
университет ныне носит имя братьев Гумбольдтов. Оценка его как ученого и
гражданина дана в обобщающей характеристике известного лингвиста XIX века В. Гумбольдт был первым среди лингвистов, который сознательно положил
в основу своей концепции языковой принцип деятельности: «Язык следует
рассматривать не как мертвый продукт. Но как созидающий процесс» (Гумбольдт Одним из первых в истории языкознания Гумбольдт обосновал системный
характер языка. Гумбольдт приходит к выводу о том, что «в языке нет ничего
единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого» Гумбольдт был убежден, что посредством языка можно «обозреть самые высшие и глубокие сферы и всё многообразие мира». Он размышлял о совершенно новой форме сравнения языков. Задачу, стоящую перед сравнительным языкознанием, Гумбольдт сформулировал следующим образом: «Главное здесь... верный и достойный взгляд на язык, на глубину его истоков и обширность сферы его действия». Отмежевываясь от традиционного подхода и философски осмыслив (вслед за Гердером) проблему генезиса языка, Гумбольдт переносит её на такую плоскость, где фактор времени как бы иррелевантен. Его рассмотрение ориентировано не на внешние факторы происхождения, а на внутренний генезис, усматривающий в языковой способности не только уникальный дар человека, но и его сущностную характеристику. В своей теории Гумбольдту удалось восстановить нужное равновесие между языком и мышлением. Гумбольдтовский способ рассмотрения языка в широком контексте
связанной с ним проблематики в одинаковой мере отвечает требованиям как
философии, так и лингвистики. Перед нами попытка их интеграции, в которой
преодолены односторонности как одной, так и другой науки. Однако, по мнению Способ рассмотрения ученым самых различных аспектов языка и связанной с ним проблематики, глубина и сила его аргументации убеждают, что Гумбольдт постепенно вырабатывает метод, посредством которого можно подойти к изначальному единству языка и мышления, а также к единству феноменов культуры, заложив тем самым лингвистический фундамент для объединения наук о культуре. Глава I. Теоретико-методологические основы концепции В. Гумбольдта Проблема человека всегда приковывала глубокое внимание такого ученого как Гумбольдт, и если свести вместе все философские интересы В. Гумбольдта, то их можно обозначить одним термином - философская антропология. Большинство исследователей учения В. Гумбольдта, в частности Таким образом, и теоретико-методологическую базу учения Гумбольдта о языке составляет антропологический подход, в соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурной и духовной жизнью. Всем своим анализом языка Гумбольдт показывает, что «язык разделяет природу всего органического, где одно проявляется через другое, общее в частном, а целое обладает всепроникающей силой» (Гумбольдт 1859: 102). Основным в лингвистической концепции Гумбольдта является учение о тождестве «духа народа» и его языка («язык народа есть его дух и дух народа есть его язык – трудно представить себе что-либо более тождественное») Как отмечает Ф.М.Березин, в этом положении идеи Гумбольдта перекликаются с идеями Шеллинга и Гегеля (Березин 1975). Философия природы Шеллинга и его трансцендентальный идеализм
основывались на тождестве духа и природы. Субъект и объект неразрывно
связаны в абсолютном разуме. Разум перестает быть чем-то субъективным или
объективным, так как объект возможен только по отношению к мыслящему
субъекту. Философия приходит к тождеству субъективного и объективного. Гумбольдовское понимание духа перекликается с трактовкой духа у В понимании Гумбольдта, дух не имеет других позитивных атрибутов, кроме деятельностного начала. По Гумбольдту, дух самобытен, свободен, самостоятелен, целеустремлен, деятелен, всепроникающ , в известной степени индивидуализирован. Как отмечает В.И. Постовалова, понятие духа используется Гумбольдтом для формального замыкания своей теории и достижения ее внутренней целостности. По Гумбольдту, все, что живет в духовной и телесной природе, можно представить действием самобытной силы, которая лежит в основании всего, но развивается при неизвестных для нас условиях (Постовалова 1982: 387-388). Гегель выделяет два этапа в развитии языка: «...языки, на которых
говорили народы в их неразвитом состоянии, достигали весьма высокой степени
развития... Далее, является фактом, что с прогрессом цивилизации в обществе
и государстве ... язык становится более бедным и менее расчлененным» (Цит.
по кн. : Березин 1975: 47). Положение Гумбольдта об этапах развития языка
перекликается с идеями Гегеля, а также с идеями Я. Гримма и немецких
романтиков. По Гумбольдту, на первом этапе становления языка идет очень
деятельное звукотворчество. Богатство и полнота форм языка компенсируют
примитивное мышление. На втором этапе развития языка бурно развивается
мышление, а именно в это время каждый язык приобретает свой колорит и
характер; в развитии грамматической формы языка наступает застой. Вслед за Гердером Гумбольдт заинтересовался проблемами происхождения и
генеалогии языка, сравнительного изучения языков и их классификации и роли
языка в развитии духа. Гердер в своей статье « О возрастах языка» писал: На лингвистическую концепцию Гумбольдта повлияли также идеи Фридриха и Из числа наиболее фундаментальных трудов Гумбольдта по языкознанию следует прежде всего назвать его сочинение «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», а также такие работы, как «Труд о басках» и «Лаций и Эллада». В них изложены общетеоретические взгляды Гумбольдта на язык и разработан ряд частных вопросов. Кроме того, проблемы общего языкознания и отдельные аспекты языка рассматриваются и уточняются в его многочисленных статьях : «О мышлении и речи», «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие», «План сравнительной антропологии», «О двойственном числе» и др. В своей книге «Язык как деятельность» В. И. Постовалова выделяет следующие теоретико-методологические основы программы В.Гумбольдта: 1. Синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека: язык трактуется им как организм духа и как его само деятельность. 2. Диалектический подход: видение объекта как внутренне противоречивого, антиномическая трактовка природы языка. 3. Системно-целостный взгляд на язык: онтологически объект рассматривается как определенная целостность, хотя методологически и допускается известный аналитизм. 4. Приоритет динамического, процессуального подхода над структурно- статистическим, приоритете описания живой речи над структурой языка. 5. Трактовка языка как порождающего себя организма. 6. Приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над историческим анализом движения языка в конкретные эпохи. 7. Сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков и языку как общему достижению человечества. 8. Отказ от описания языка только изнутри его самого; сопоставление
языка с другими видами духовной деятельности человека, и прежде всего с
искусством. Широкий контекст рассмотрения предмета изучения. Гумбольдт
включает в число координат поля исследования языка следующие группы понятий 9. Сочетание философски отвлеченного взгляда на язык со скрупулёзно-
научным подходом к его изучению. В.И.Постовалова подчеркивает такую черту
мышления В.Гумбольдта, как метафоричность: идея круга символизирует у Сила человеческого духа, по Гумбольдту, в самом своем существе
человеку не доступна. Она открывается косвенно через свои проявления (язык,
цивилизацию, культуру и т.д.) Её проявления - это её создания, сила духа
является человеку в том, что она производит, открывается в своих созданиях. Глава II. Учение В.Гумбольдта о языке. 2.1. Происхождение языка Вопросом о происхождении языка занимались многие ученые и он принадлежит к числу древнейших вопросов. Уже Платоновский Кратил рассматривает вопрос о том, принадлежат ли лексические обозначения объектам обозначения по природе, или они приданы им по общему соглашению. Этот же вопрос был поднят Аристотелем, который пришел к выводу, что язык создан людьми. Большой интерес к себе вызвала эта тема в XVIII веке. Различные теории, появившиеся в это время, пытались показать естественное происхождение языка. Э. Кодильяк отстаивал идею возникновения языка в результате договора как следствия общения людей, он полагал, что люди, одинаково реагируя на внешние воздействия, могли бы без труда договориться о значении слов. Существовала также теория возникновения языка путем подражания звукам природы. В этом, в частности, был убежден Лейбниц, который проводил различие между современными «производными» языками и их основой - «первичным» языком, возникшим, якобы, в результате звукоподражания, в работе «Новые опыты о человеческом разуме». Производные языки, отходя от первичного, все более теряли естественный характер и все более приобретали условный характер, однако и в них можно найти множество доказательств, указывающих на связь речи с звучащими предметами. Была также высказана теория естественного происхождения языка, т.е. Богословы в противовес мнению просветителей стали настаивать на
божественном происхождении языка. На премию, объявленную Берлинской Философски осмыслив проблему генезиса языка, Гумбольдт переносит ее на
такую плоскость, где фактор времени как бы иррелевантен. Его рассмотрение
ориентировано не на внешние факторы происхождения, а на внутренний генезис,
усматривающий в языковой способности не только уникальный дар человека, но
и его сущностную характеристику. Касаясь генезиса языка, В.Гумбольдт
рассматривает два возможных допущения. Факт сложности строения языка может
навести на мысль, будто эта сложность - явление вторичного характера, то
есть результат постепенного усложнения простых структур в ходе времени,
либо она продукт «колоссальных мыслительных усилий» его создателей. В понимании Гумбольдта, язык тесно связан с духовным развитием человечества и сопутствует ему на каждой ступени его развития, отражая в себе каждую стадию культуры (Гумбольдт 1984, 48). Языку «присуще очевидное для нас, хотя и необъяснимое в своей сути самодеятельное начало, и в этом плане он вовсе не продукт ничьей деятельности, а непроизвольная эманация духа, не создание народов, а доставшийся им в удел дар, их внутренняя судьба» (Гумбольдт 1984, 49). Согласно его концепции целостности языка, нашедшей свое завершение в понятии «внутренней формы языка», каждый, даже мельчайший языковой элемент, не может возникнуть без наличия пронизывающего все части языка единого принципа формы. Допущение же о том, что возникновению языка, якобы, предшествовали Язык, по словам Гумбольдта, представляет собой «вечно порождающий себя организм», создание которого обусловлено внутренней потребностью человечества. 2.2. Язык и мышление Проблема соотношения языка и мышления - одна из центральных в лингвистической концепции Гумбольдта. Практически все его сочинения по языкознанию в большей или меньшей степени затрагивают этот вопрос. В специально посвященной ему небольшой статье («О мышлении и речи») Гумбольдт видит сущность мышления в рефлексии, т.е. в различении мыслящего и предмета мысли. Далее в этой же статье через мышление он дает определение языка, подчеркивая этим их тесную связь: « Чувственное обозначение единств, с которыми связаны определенные фрагменты мышления для противопоставления их как частей другим частям большого целого, как объектов субъектам, называется в широчайшем смысле слова языком» (Гумбольдт 1984,301). Согласно его теории, человек ищет знак, с помощью которого он мог бы
представить целое как совокупность единств. Когда он подыскивает эти знаки,
его рассудок занят различением, расчленением, анализом. Далее он строит
целое, синтезирует понятия, допускающие свободную обработку, вторичное
разъединение и новое слияние. «В соответствии с этим, - пишет Гумбольдт, -
и язык выбирал артикулированные звуки, состоящие из элементов, которые
способны участвовать в многочисленных новых комбинациях» (Гумбольдт 1984, Необходимая взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимовлияние
языка и мышления является тем фактором, который «делает человека
человеком», отличая его от остальной природы. Природный звук, по Связь языка и мышления обуславливает и особый взгляд Гумбольдта на происхождение языка. По его мнению, зарождение языка не может происходить по отдельным кусочкам или отдельным словам: «Для того, чтобы человек мог понять хотя бы единственное слово не просто как душевное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих связях уже должен быть заложен в нем.» Так как в языке нет ничего единичного, и «каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого». Надо отметить, что это последнее положение получило многообразную интерпретацию лишь у языковедов XX века, положивших понятия системы и структуры в основу своих лингвистических теорий. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |