![]() |
|
|
Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдтаp> 2.3. Язык как деятельностьВ своей работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» Гумбольдт выдвигает тезис : «Язык не есть продукт деятельности, а деятельность» (Гумбольдт 1984, 70). Он подчеркивает, что истинное определение языка как энергеий может быть только генетическим. «Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли» (Гумбольдт 1984, 70) Форма языка при этом рассматривается как нечто «постоянное и единообразное в этой деятельности духа». «Генезисная дефиниция» (применяемая как к энергейе, так и к форме) -
это не определения языка как эргона, то есть в состоянии статики, а
рассмотрение его в действии, выявляющее одновременно и сущность языка. Противопоставление «эргон-энергейя» соотносится с другим
противопоставлением: «Язык есть не мертвый продукт, а созидающий процесс» В языке как в «вечно повторяющейся работе духа» не может быть ни
минуты застоя, его природа - непрерывное развитие под влиянием духовной
силы каждого говорящего. Дух непрестанно стремится внести в язык что-либо
новое, чтобы, воплотив в него это новое, опять стать под его влияние Гумбольдт полагает, что в языке следует видеть не какой-то материал, который можно обозреть в его совокупности или передать за частью, а «вечно порождающий себя организм, в котором законы порождения определенны, но объем и в известной мере также способ порождения остаются совершенно произвольными» (Гумбольдт 1984, 78). В качестве примера Гумбольдт рассматривает усвоение языка детьми, что представляет собой не только ознакомление со словами, не простая закладка их в памяти и не подражательное лепечущее повторение их, а рост языковой способности с годами и упражнениями (Гумбольдт 1984, 78-79). В языке образуется запас слов и правил, посредством которых он в течение тысячелетий становится самостоятельной силой. Как справедливо отмечет Потебня, хотя речь живого человека или мертвого языка, изображенная письменами, оживляется только тогда, когда читается и произносится, хотя совокупность слов и правил только в живой речи становится языком; но как эта «мумие образная или окаменелая в письме речь, так и грамматика со словарем действительно существуют и язык есть столько же деятельность, сколько и произведение» (Потебня 1993, 23-27). 2.4. Понятие формы языка. Термин «энергейя» впервые встречается именно в главе «Форма языков» (§ Рассмотрение же представленных именно в этой главе отдельных высказываний Гумбольдта приводит нас к убеждению, что его концепция формы языка с необходимостью связана с идеей «энергейи». Поскольку понятие формы истолковывается по-разному, Гумбольдт считает необходимым с самого же начала разъяснить, в каком смысле он его употребляет. Для установления определенной корреляции между понятиями энергейи и формы можно привести следующие высказывания. Рассматривая язык как энергейю, Гумбольдт пишет: «Язык представляет собой постоянную работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли.» (1984, 70). А в форме языка (которая «отнюдь не только так называемая грамматическая») он дает такое определение: «Постоянное и единообразное в этой деятельности духа, возвышающей членораздельный звук до выражения мысли, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности, и составляет форму языка» (Гумбольдт 1984, 74). Итак, очевидна связь понятия формы с понятиями энергейи о порождения
языка. Поскольку язык есть «все повторяющая деятельность» (а не продукт
ее), эта деятельность, по Гумбольдту, должна протекать определенным
образом, т.е. в определенной форме. По сути дела, эта форма и обеспечивает
систематичность и своеобразие деятельности языка; и «в действительности она
представляет собой индивидуальный способ, посредством которого народ
выражает в языке мысли и чувства». Иными словами, то своеобразие и та
систематичность, которые наблюдаются в проявлении деятельности языка,
обуславливаются его связью с народом, с его национальным характером, с его
образом мышления, почему и оказывается возможным утверждать, что «языки
всегда имеют национальную форму, являясь непосредственно и собственно
национальным творением». Форма каждого языка является неповторимо
индивидуальным образованием, хотя в своих существенных чертах она и схожа
для всех языков. Она -«духовная настроенность говорящих на одном языке», Возможно дать определение формы языка, и оно приводится Гумбольдтом Гумбольдт различает «внутреннюю форму языка» как глубинный принцип его
порождения, определяющий собой все своеобразие языковой организации, и «Форме противостоит, конечно, материя», и на основе своих суждений Гумбольдт не раз подчеркивает важность понятия формы как основы для
описания языков. Ведь «по разрозненным элементам нельзя познать то, что
есть высшего и тончайшего в языке. ... Расчленение языка на слова и правила Как же можно постичь эту самую форму языков, каким путем пойти в ее изучение? - Её можно постичь и уловить только в связной речи, изучая язык как всю совокупность актов речевой деятельности. Ведь форма языка - это синтез отдельных элементов в «их духовном единстве». 2.5. Соотношение понятий «национальный дух» и «язык» В своих лингвистических исследованиях Гумбольдт затронул важные
проблемы социально-философского характера, связанные с выявлением понятий Так как деление человечества на языки совпадает с делением его на
народы, то отсюда должно следовать, что между языком и народом, или,
точнее, духом народа, существует необходимая корреляция. «Язык и духовная
сила народа развиваются не отдельно друг от друга и последовательно один за
другой , а составляют исключительно и нераздельно одно и то же действие
интеллектуальной способности». «Хотя мы и разграничиваем интеллектуальную
деятельность и язык, в действительности такого разделения не существует» Каков же смысл употребления понятия «дух народа» в работах В. Тут как бы замкнулся заколдованный круг: дух народа как «высший
принцип», обусловливая различие и специфику языков, со своей стороны сам
нуждается в объяснении через язык. Гумбольдт разъясняет такое рассуждение: В понимании Гумбольдта, правильность и богатство развития языка прямо
пропорционально связаны с соразмерностью воздействия на язык силы
национального духа (по Гумбольдту, язык преобразуется с каждой новой
ступенью духа). «Всеми своими корнями и тончайшими их фибрами он (язык)
сплетен с силой национального духа, и чем соразмернее действует на язык
сила национального духа, тем правильнее и богаче развитие языка (Цит. по
кн.: Постовалова 1982: 52). Что может в языке зависеть от действия духа? -
прежде всего от народного духа зависит сам принцип образования языка. Языки, соответственно, также обладают силой, воздействующей на дух. И это воздействие носит всесторонний и гармоничный характер. По образному выражению Гумбольдта, языки - это колеи, по которым деятельность духа совершает свое течение, или, при другом сравнении, - русло, по которому дух катит волны своей жизни. В 1801 году в своих фрагментах монографии о басках Гумбольдт выдвинул тезис о том, что разные языки - это не различные обозначения одного и того же предмета, а «различные видения» его. Тезис о «языковом мировидении», с чисто эмпирической точки зрения содержит мысль о том, что различие языков не сводится к одному лишь звуковому фактору. Язык не есть ряд готовых этикеток к заранее данным предметам, не их простое озвончение, а промежуточная реальность, сообщающая не о том, как называются предметы, а, скорее, о том, как они нам даны. Языком охватываются преимущественно объекты, входящие в круг потребностей и интересов человека, и отображаются не столько чисто субстанциональные свойства внеязыкового мира, а, скорее, отношение человека к нему. Эти отношения в различных языках преломляются по-разному, через свойственное каждому языку семантическое членение. Соответственно, можно предположить, что в наших высказываниях о вещах и явлениях мы до некоторой степени следуем и тем ориентирам, которые предначертаны семантикой естественного языка. Следовательно, звучание соединяется не с предметом непосредственно, а через семантически переработанные единицы, которые уже в качестве содержательных образований могут стать основой самого акта обозначения и речевой коммуникации. Положения Гумбольдта о том, что язык определяет отношение человека к объективной действительности и его поведение, легли впоследствии в основу теории Э. Сепира – Б. Уорфа, согласно которой язык упорядочивает поток впечатлений действительности, и в основу неогумбольдтианской лингвистической теории Л. Вейсгебера, согласно которой язык превращает окружающий мир в идеи, «вербализует» мир. 2.6. Сравнительное языковедение Главной лингвистической дисциплиной, по Гумбольдту, является сравнительное языковедение. То общее, на чем оно строится, - это общечеловеческая языковая способность превращения мира в мысли. Хотя общее свойство языковой способности охватывает все человечество, однако, эта способность не реализована в одном общечеловеческом языке, а осуществляется в великом многообразии языков. Каждую человеческую индивидуальность, даже независимо от языка, можно
считать особой позицией в видении мира, поэтому ко всякому объективному
восприятию неизбежно примешивается субъективное. «И поскольку на язык
одного и того же народа воздействует субъективность одного рода, ясно, что
в каждом языке заложено самобытное миросозерцание» (Гумбольдт 1984, 80). Как пишет Гумбольдт в своей статье «Характер языка и характер народа»,
сравнительное изучение языков должно объединять три направления (Гумбольдт 1). Как решает каждый язык различные задачи, возникающие из потребностей речи, - как грамматические, так и все прочие? 2). Как и почему языки, которые мы можем наблюдать на протяжении длительного времени, претерпели изменения в своей внутренней структуре? 3). Какие различия в словообразовании и словоизменении близкородственных и далеких друг от друга языков допускают возведение к единому источнику? В широко задуманном Гумбольдтом проекте сравнительного языковедения язык выглядит не как изолированный объект грамматического анализа, а как предмет, раскрываемый полностью лишь в своих многосторонних и необходимых связях.» ... Язык и постигаемые через него цели человека вообще, род человеческий в его поступательном развитии и отдельные народы являются теми четырьмя объектами, которые в их взаимной связи и должны изучаться в сравнительном языковедении», (Гумбольдт 1984, 311). Сравнительное языковедение именно в гумбольдтовском его понимании раскрывает суть «философски обоснованного сравнения языков». 2.7. Антиномии языка Основные положения учения Гумбольдта о языке можно сформулировать в
виде антиномий, в существовании которых он видел диалектику языка. В работе Антиномия языка и мышления. С одной стороны, язык есть орган, образующий мысль. Без языка невозможно образование понятий; понятие не может отрешиться от слова; слово является единством звука и понятия. С другой стороны, «дух человека» постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутреннее чувство. Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов языка. Антиномия субъективного и объективного в языке. Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. «Язык мне принадлежит, так как я воспроизвожу его моею собственной деятельностью; но так как я воспроизвожу его так, а не иначе потому, что так говорят и говорили все поколения, передававшие его друг другу до настоящего времени, то меня, очевидно, ограничивает самый язык» (Гумбольдт 1859, 61). Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. По своей сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. Постоянное развитие - основа существования языка. Антиномия индивидуального и коллективного в языке. Язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу. Всякий язык раскрывается во всей своей полноте только в живом употреблении, в речи говорящего лица. «Языки можно считать творением народов и в то же время они остаются творением отдельных лиц» (Гумбольдт 1858, 34) Язык выражает мировоззрение отдельного человека, но человек всегда зависит от народа, которому принадлежит. Антиномия языка и речи. «Язык как масса всего произведенного живою
речью, не одно и то же, что самая речь эта в устах народа» (Гумбольдт 1859, Антиномия понимания и непонимания. Окончательную определенность слова
получают только в речи отдельного лица. Но особенность общения состоит, по Заключение Вильгельм фон Гумбольдт занимает в науке о языке совершенно особое место. Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий. Многие из исследователей числят себя его учениками и последователями - А.Потт, Х.Штейнталь, Г.Курциус, А.А.Потебня, и даже такой независимый ученый, как И.А.Бодуэн де Куртенэ. В. Гумбольдту была дана высокая оценка со стороны видных философов, в
частности, Канта. Такого же высокого мнения были современные ему языковеды Во второй половине Х1Х-го века, в эпоху позитивизма, бурного развития индоевропеистики, имя Гумбольдта упоминается в основном лишь в трудах, посвященных классификации языков. В России осмысление наследия Гумбольдта началось с перевода на русский язык П.Билярским основного сочинения Вильгельма фон Гумбольдта «О различии строения человеческих языков...» (СПб., 1859 г.) А.А.Потебня способствовал распространению идей Гумбольдта в России и оказался одним из самых ярких интерпретаторов этих идей в русской традиции (см., например, его «Мысль и язык», 1862, 1892 и др. работы). Правда, его истолкование идей Гумбольдта не было свободно от влияния психологизма Штейнталя. Особое усиления интереса к наследию Гумбольдта связано с новым издание
сочинений Вильгельма фон Гумбольдта (в 17-ти томах) Прусской Академией наук
в 1903 году. Новый этап развития гумбольдтианства в России соотнося с
появлением в Москве книги Густава Шпета «Внутренняя форма слова» (1927г.). В 20-х годах XX века, главным образом, в Германии и США возникает
неогумбольдтиансткое направление современного языкознания,
характеризующееся преимущественным вниманием к семантической стороне языка,
стремлением изучать язык в тесной связи с культурой данного народа, а также
процессами мышления и познания. Основные положения европейского
неогумбольдтианства были сформулированы Л.Вайсгербером, Й.Триром, В российском языкознании уже ближе к нашему времени следует назвать серию работ Г.В.Рамишвили (см., например, его книгу «Вопросы энергетической концепции Гумбольдта, а также книгу В.И.Постоваловой «Язык как деятельность». Все большее количество лингвистических исследований рассматривает язык в отношении к когнитивным, историко-культурным и социальным факторам. Можно констатировать, что в современном языкознании на первом плане стоят проблемы, связанные в живым функционированием языка, с его ролью в построении картины мира. Список литературы 1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975. 2. Березин Ф.М. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта-У/История лингвистических учений. М., 1975 3. Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. М., 1899. 4. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. 5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984 6. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985 7. Гумбольдт В. О различии организмов человеческих языков и о влиянии этого развития на умственное развитие человеческого рода. СПб., 1859 8. Дельбрюк Б. Ведение в изучение языка. СПб., 1904 9. Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 вв. В очерках и извлечениях. ч.1 М.,1964 10. Кацнельсон С.Д. Содержательно- типологическая концепция 11. Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции Гумбольдта. М., 1982 12. Потебня А.А. Мысль и язык. М., 1993 13. Рамишвили Г. В. Вопросы энергетической теории языка. Тбилиси, 1978 14. Рамишвили Г. В. Языкознание в кругу наук о человеке. -Вопросы философии, VI. М., 1981. 15. Шлет Г. Внутренняя форма слова. М., 1927. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |