![]() |
|
|
Философский стиль мышления естествоиспытателя. Термооптическая микроскопия в применении к медико-биологическим задачамФилософский стиль мышления естествоиспытателя. Термооптическая микроскопия в применении к медико-биологическим задачамсмотреть на рефераты похожие на "Философский стиль мышления естествоиспытателя. Термооптическая микроскопия в применении к медико-биологическим задачам" Кафедра философии, социологии и экономики Реферат по философии на тему Аспирантки Вишневской Юлии Андреевны Минск 2003 содержание содержание 2
1.1. Естествознание и основной вопрос философии 4 ГЛАВА 2. Научное познание и научная рациональность 14 2.1. Отличия научного и обыденного познания. Научная рациональность 14 ГЛАВА 3. Логика и математика как связующее звено между философией и наукой 23
4.1. Субъект-объектные отношения в современной науке 27 4.5.1. Принцип термооптического метода 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ВВЕДЕНИЕ В период возникновения наука отчетливо не осознает себя чем-то
радикально отличным от философии. Первые ученые называют свои труды Философский стиль мышления современного естествоиспытателя может быть представлен на основе идей Дж. Смарта и В. Куайна (1) в виде сферы взаимодействия классических и современных философских идей и теоретического естествознания в применении к конкретным полученным результатам исследований. Связующим звеном между философскими концепциями и конкретно научными проблемами и представлениями в этой сфере выступают логика и математика. Можно выделить следующие философские вопросы и проблемы волнующие современного естествоиспытателя. Существует ли окружающий нас мир сам по себе или он является продуктом деятельности разума и может ли естествознание экспериментально ответить на этот вопрос? Что является основными критериями рациональности деятельности ученого? Научна ли иррациональность? Должен ли ученый в своей деятельности ограничиваться строгими правилами и пользоваться только определенными методами при познании окружающей действительности или в науке «все дозволено»? Какие методы и подходы наиболее соответствуют современному уровню исследований? ГЛАВА 1 Естествознание и философия В истории развития человеческой мысли отношения естествознания и философии строились не одинаково, включая и их полное единение, и их абсолютное разъединение. Тем не менее можно выделить 2 вопроса, являющихся ключевыми для обеих областей знаний – это вопрос о первичности разума и материи и вопросы теории познания.
Естествознание занимается изучением объективно существующих (т.е.
существующих независимо от чьего-либо сознания) объектов и явлений природы. В зависимости от ответа на основной вопрос философы подразделяются на
материалистов (признают объективное существование окружающего нас мира,
возникшего в результате саморазвития материи), объективных идеалистов
Включение естественнонаучного знания в культуру предполагает его
философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и
принципов, которые обосновывают идеалы и нормы и онтологические постулаты
науки. Показательными в этом отношении примерами могут служить: обоснование Как правило, в фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту историческую эпоху, в которую они были открыты). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры (7). В философские основания науки входят также философские идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов - новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, философские основания науки гетерогенны. И все же при всей разнородности философских оснований можно выделить в них некоторые относительно устойчивые структуры. Этот вопрос еще требует углубленной разработки. Можно, например, в
истории естествознания (с XVII столетия до наших дней) выделить по крайней
мере три весьма общих типа таких структур, соответствующих этапам: 1)
классического естествознания (его завершение - конец XIX - начало ХХ вв.), На первом этапе презумпцией, которая пронизывала разнообразные
философские принципы, применяемые при обосновании научных знаний о природе,
была идея абсолютной суверенности познающего разума, который, как бы со
стороны созерцая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. На втором этапе обнаружился кризис этих установок и осуществился переход к новому типу философских оснований. Этот переход характеризуется отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. Допускается истинность различных конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них содержится момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности (7). На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху современной Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией. Значение философских взглядов исследователя проявляется в том, что при решении философией мировоззренческих проблем вырабатываются не только те наиболее общие идеи, принципы и категориальные смыслы, которые являются предпосылкой освоения объектов на современной ей стадии развития науки, но и формируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию. Так, идеи атомистики, развитые вначале в философии, лишь в XVII-XVIII
вв. превратились в естественнонаучный факт; развитый в философии Лейбница
категориальный аппарат был избыточен для механистического естествознания Работая на двух взаимосвязанных полюсах - рационального осмысления
наличных мировоззренческих структур культуры и проектирования возможных
новых способов понимания человеком окружающего мира (новых
мировоззренческих ориентаций), философия и выполняет свою основную функцию
в динамике социокультурного развития. Она не только объясняет и
идеологически обосновывает те или иные наличные способы мировосприятия и
мироосмысления, уже сложившиеся в культуре, но и готовит своеобразные В этом процессе как раз и генерируются те избыточные для науки той или иной исторической эпохи категориальные схемы, которые в будущем могут обеспечить понимание новых, более сложных, по сравнению с уже изучавшимися, типов объектов (7). Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука (8,9). Двойная функция философских оснований науки - быть эвристикой научного поиска и средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам - ставит их в прямую зависимость от более общей ситуации функционирования философии в культуре той или иной исторической эпохи. Развертывание философией своих прогностических функций выступает одним из важных условий перестройки философских оснований науки. Поскольку же философская прогностика непосредственно затрагивает глубинные основания культуры, постольку каждая историческая эпоха и каждый исторически сложившийся тип общества задают свои границы философского творчества и генерации в нем новых категориальных смыслов. Однако для науки важно не только существование в сфере философского знания соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность путем селективного заимствования соответствующих категориальных схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания (7). Разумеется, сами по себе эвристический и прогностический потенциалы
философии не снимают проблемы практического применения в науке ее идей. В результате при решении кардинальных научных проблем содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки, которые затем выявляются вторичной философской рефлексией и служат основанием для нового обогащения категориального аппарата философии. Выявление компонентов оснований науки и их связей позволяет перейти от простой констатации влияния социокультурных факторов на развитие науки к конкретному анализу того, как эти факторы интегрируются в ткань научного исследования. Основания являются именно тем слоем в системной динамике знания, который, с одной стороны, непосредственно связан с конкретными теориями и фактами каждой дисциплины, а с другой - определен мировоззренческими установками и другими социокультурными факторами, опосредуя их влияние на специальные процедуры эмпирического и теоретического исследования (7,8). 1.3. Эволюция взаимоотношений философии и естествознания. Эпистемология В 17-ом веке складываются первые сообщества ученых. Это сообщества
людей, осознавших свои особые задачи и общественную роль. Поэтому можно
говорить о рождении науки как особого социального института в 17 в. В В период возникновения наука отчетливо не осознает себя чем-то
радикально отличным от философии. Первые ученые называют свои труды Во многих случаях одни и те же люди выступают и как философы,
обосновывающие правомерность научного познания, и как ученые-
естествоиспытатели. Будучи убеждены в перспективности научного изучения
природы, они подчас остро критикуют традиционную для Западной Европы
схоластическую философию, тесно связанную с античными взглядами на природу. Сравнение методов современной философии с методами создателей великих
философских систем XVII и XVIII столетий делает очевидным основополагающее
различие их подходов к естественным наукам. Философы XVII-- XVIII веков
поддерживали тесную связь с естествознанием своего времени, а некоторые из
них, такие, как Декарт и Лейбниц, были ведущими математиками и физиками. Исторические корни этого разделения можно проследить с начала прошлого
столетия. Для Канта познание в том виде, как оно реализуется в
математической физике, все еще было отправной точкой эпистемологии. Хотя
такая основа обусловливает определенную односторонность его системы, она
объясняет также четкость его эпистемологической позиции, способствующую
большому влиянию его философии. Однако вызывает удивление, сколь мало
опирался Кант при разработке своей системы на частные научные результаты и
сколь мал естественнонаучный материал, использованный им в его главных
трудах по эпистемологии. Он рассматривал научную концепцию познания скорее
как нечто целое, порожденное его системой из того опыта, который возникает
в результате анализа чистого разума. Именно такой была концепция познания в
математической физике его времени. О том, насколько хорошо он выполнил
поставленную перед собой задачу, свидетельствует тот живой интерес, который
проявили к его концепции познания представители естественных наук. В течение последнего столетия естествоиспытатели сами разрабатывали эпистемологические основания одновременно с содержанием своих научных теорий. Конечно, лишь немногие выдающиеся ученые осознавали при этом философский характер своей методологии. Большинство результатов было получено неосознанно, без какого-либо намерения найти именно философские решения с целью удовлетворения специально-научных интересов, что, однако, вело к постановке философских вопросов. Таким образом, как это ни странно, за последнее столетие точная теория познания была создана не философами, а представителями естественных наук. В ходе частных научных исследований было выдвинуто больше эпистемологических принципов и положений, чем в ходе философских спекуляций. Проблемы, решенные таким образом, были подлинно эпистемологическими проблемами. И если спекулятивно ориентированная философия нашего времени отрицает философский характер современного естествознания, если она называет нефилософскими достижения таких теорий, как теория относительности и теория множеств, относя их к области специальных наук, то это свидетельствует лишь о ее неспособности понять философское содержание современного научного мышления. Современная математическая физика с ее тонкими математическими и экспериментальными методами трактует те же самые проблемы, которые составляли основу эпистемологии Декарта, Лейбница и Канта. Но для того чтобы понять, сколь мощный инструмент создан сегодня для анализа философских вопросов и осознать возможности его философского применения, необходимо адекватное проникновение в сущность методов научного исследования. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |