![]() |
|
|
Философский стиль мышления естествоиспытателя. Термооптическая микроскопия в применении к медико-биологическим задачамp> Однако постепенно ситуация стала слишком сложной и для ученого- естествоиспытателя. Он оказался более не в состоянии разрабатывать собственно философские проблемы по той простой причине, что один и тот же человек не может одновременно проводить естественнонаучные и философские исследования. Разделение труда становится неизбежным, поскольку как эмпирические, так и эпистемологические исследования требуют такого количества детальных разработок, которое превышает возможности одного ученого. К тому же философские и естественнонаучные задачи, совпадающие в общих чертах, противоречат друг другу в рамках мыслительной деятельности отдельного ученого. Философский анализ смысла и значения научных утверждений может стать чуть ли не помехой процессу научного исследования, парализовать инициативу ученого, лишить его способности с безоглядной смелостью идти новыми путями.Стиль современной науки постепенно обрел стремительность техники, вызванную конкуренцией; можно было бы и сожалеть об этой негуманитарной тенденции, но она, видимо, относится к необходимым формам современной производительной деятельности. Мы можем противодействовать этой тенденции не путем отказа от применения технических средств, а только посредством философского анализа самого процесса познания, путем раскрытия смысла и значения этого машинизированного познания. Такое познание рассматривается иногда как чистая технология, но его система в целом обнаруживает более глубокое содержание, которое может быть постигнуто только благодаря совместному труду организованного коллектива ученых. Создание такой философии познания природы должно быть поэтому прерогативой особой группы ученых, которые, с одной стороны, хорошо владеют математической техникой, а с другой -- не подчинены этой технике до такой степени, что за деталями теряют философскую перспективу. Ибо точно так же, как философское созерцание может стать препятствием на пути ученого- исследователя, так и узкоспециализированное научное исследование может стать помехой философской интерпретации достижений науки. Упрек со стороны философов в адрес естествоиспытателей в непонимании философских проблем не менее справедлив, чем высказываемое другой стороной обвинение в непонимании проблем научных. Однако из этого не следует, что философию необходимо развивать в спекулятивном духе, в отрыве от точных наук. Напротив, к естественным наукам нужно подходить с философской точки зрения и попытаться создать с помощью их отточенных инструментов философию такого технически оснащенного познания (10). ГЛАВА 2 Научное познание и научная рациональность На протяжении всей истории человеку было присуще желание исследовать
окружающий его мир и пытаться понять природу вещей, что со временем привило
к возникновению науки как таковой и подняло вопрос о научной
рациональности. В истории философского мышления развитие представлений о
научной рациональности прошло через множество этапов, начиная с
дедуктивистской модели характерной для античности, постепенного принятия
значимости «доводов опыта и эксперимента» и, наконец, концепции
иррациональности в современной науке. Научна ли иррациональность?
Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки как специфического способа духовно-практического освоения действительности (1) и осуществляется в различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы (3,4). Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга (3). Можно выделить следующие их основные отличия: (3). Логическая взаимосвязь научных понятий и суждений лежит в основе системности и доказательности - еще 2 чертами, характеризующими научное познание в плане рациональности (2). В недалеком прошлом считалось, что познание имеет 2 ступени: чувственное отображение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. В самом общем виде рациональность понимается как постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся судьбы познавательных утверждений. Традиционно в философии рационализм противопоставлялся эмпиризму и
сенсуализму. Различие между этими концепциями было связано с вопросом об
источнике познания; является ли таким надежным источником познания разум
или чувственная познавательная способность человека, чувственный опыт? Но
применительно к характеристике научного познания такое противопоставление
разума, интеллекта чувственному опыту не имеет смысла, ибо для ученого
результаты опыта и эксперимента имеют не меньшую доказательную силу, чем
доводы разума и рассудка. Поэтому можно согласиться с предложением
английского философа науки К. Поппера называть традиционный рационализм 2.2. Исторические этапы развития представления о научной рациональности В истории философского мышления можно выделить несколько этапов
развитии представлений о научной рациональности. На первом этапе, начиная с
античности, господствовала так называемая дедуктивистская модель научной
рациональности. В этой модели научное знание пред- ставлялось в виде
дедуктивно упорядоченной системы положений, в основании которой лежали
общие предпосылки, истинность которых устанавливалась внелогическим и
внеопытным путем. Их истинность как бы непосредственно усматривалась Однако, с зарождением экспериментальных наук в XVII—XVIII веках, обнаружилось, что только доводов разума и логической принудительности научного мышления недостаточно для понимания научной рациональности. В рамках научной рациональности пришлось искать место "доводам опыта и
эксперимента". Такая попытка была предпринята в рамках индуктивистской
модели научного знания и научного метода, основы которой были заложены Ф. Еще ранее это понял Д. Юм. Он признавал тезис, что эмпирическое
естествознание базируется на индуктивных рассуждениях, но в то же время
полагал, что последние не имеют надежного логического оправдания. Из этого
он делал вывод, что все наше опытное знание является разновидностью В 50-х годах XX века проблема научной рациональности оказалась в центре
внимания научной общественности. Внимание к этой проблеме привлек К. Р. Основным критерием научной рациональности является не доказуемость и подтверждаемость знания, а его опровергаемость. Только та теория является научной, и соответственно рациональной, если она допускает такие мыслимые эмпирические ситуации, которые она запрещает и актуальная проверка которых могла бы ее опровергнуть. Класс таких потенциально мыслимых эмпирических ситуаций называется классом потенциальных фальсификаторов теории. Научная деятельность сохраняет свою рациональность до тех пор, пока сохраняется фальсифицируемость ее продуктов в виде законов и теорий. Но последнее возможно только в том случае, если в науке сохраняется постоянное критическое отношение к выдвигаемым теоретическим гипотезам, и готовность отбросить теорию в случае факта ее актуальной фальсификации. Свою концепцию Поппер именует как "критический рационализм", в которой
рациональность отождествляется с критическим отношением к результатам
научного исследования. Такая модель научной рациональности предполагает и
определенную гносеологическую трактовку научного знания. У Поппера она
выражается в двух базисных тезисах: тезис гипотетизма и тезис фаллибилизма. Соответственно и свою модель научного метода он именует методом Издержки попперовского подхода к сохранению рациональности велики: . Первое, пытаясь преодолеть иррационализм юмовской трактовки научного знания как "животной веры", Поппер вынужден признать принципиально предположительный характер научного знания - знание только догадка. Но разница между утверждением, что знание - разновидность живой веры, и утверждением, что оно является догадкой, не особенно существенная. . Во-вторых, та модель рационального поведения, которую Поппер предлагает науке, настолько жесткая и упрощенная, что ни один реально работающий ученый не может ей следовать. Хотя критическое отношение к получаемому знанию является одним из характерных признаков рационального научного мышления, в реальной науке присутствует и догматический элемент, который позволяет ученым, вопреки обнаруженным эмпирическим опровержениям и логическим противоречиям, продолжать сохранять приверженность теории, надеясь на успешное преодоление этих противоречий в будущем. Это означает, что кроме эмпирической и логической детерминанты научного мышления в нем действуют и другие детерминанты, которые логико-эмпирической моделью рациональноги не принимаются в расчет (2). В 60—80-х годах в философии появился ряд работ, которые значивльно обогатили наше представление о научной рациональности. В том отношении примечательны работы Т. Куна и И. Лакатоса. Т. Кун в своей книге "Структура научных революций" развивает так называемую "парадигмальную модель" научного знания, в рамках которой научная деятельность является рациональной в той степени, в которой ученый в своей деятельности руководствуется определенной дисциплинарной матрицей, или парадигмой, принятой научным сообществом. Парадигму он определяет как "одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности" (12). По мнению Куна, научный этап в развитии той или иной области исследования и начинается с момента принятия научным сообществом определенной парадигмы, которая упорядочивает научную деятельность. Английский философ И.Лакатос связывает новое понимание научной
рациональности с понятием "исследовательской программы", которая имеет
сходство с куновским понятием парадигмы. Вслед за К.Поппером И.Лакатос
полагает, что основой теории научной рациональности (или методологической
концепции) должен стать принцип критицизма. Этот принцип является
универсальным принципом всякой научной деятельности; однако, при обращении
к реальной истории науки становится ясно, что “рациональный критицизм” не
должен сводиться к фанатическому требованию беспощадной фальсификации. Согласно Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна
другую теорий, о которых пишет Поппер, но научные исследовательские
программы, т.е. совокупности теоретических построений определенной
структуры. “У всех исследовательских программ есть “твердое ядро”. Однако и методология исследовательских программ Лакатоса не может
объяснить, почему происходит смена программ. Лакатос признает, что
объяснения логики и методологии здесь бессильны, но, в отличие от Куна, он
верит, что логически можно “соизмерить” содержание программ, сравнивать их
между собой и поэтому можно дать ученому вполне рациональный ориентир для
того, чтобы выбрать - отказываться или нет от одной программы в пользу
другой. По мнению Лакатоса смена и падение устоявшихся взглядов, то есть
научные революции, должны объясняться не “психологией толпы”, как считает “Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда
ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она
с некоторым успехом может предсказывать новые факты (“прогрессивный сдвиг
проблемы”). Программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от
ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения
либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых
конкурирующей программой (“регрессивный сдвиг проблемы”). Если
исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели
конкурирующая, то она “вытесняет” ее и эта конкурирующая программа может
быть устранена (или, если угодно “отложена”) (13). Лакатос считает, что,
безусловно, следует сохранять “жесткое ядро” научно-исследовательской
программы, пока происходит “прогрессивный сдвиг” проблем. Но даже в случае Таким образом согласно Лакатосу ученый действует рационально, если в своей деятельности придерживается определенной исследовательской программы, даже вопреки возникающим в ходе ее развития противоречиям и эмпирическим аномалиям (14). Однако возникает вопрос: насколько рационален сам процесс принятия "парадигмальных образований" в науке? Согласно Куну, процесс принятия и смены парадигм полностью рационального объяснения не имеет. Этот процесс имеет социальнопсихологическую природу и согласно Куну смена парадигм имеет сходство с религиозным переворотом. И.Лакатос трактует принятие исследовательской программы как конвенцию, в основе которой лежат рациональные соображения логико-методологического и эмпирического характера. Однако в той степени, в какой любая конвенция является актом свободного выбора между альтернативами, говорить о логико-эмпирической детерминированности акта принятия исследовательской программы нельзя. Здесь содержится иррациональный момент. С точки зрения внутреннего совершенства и концепция Куна, и концепция Такой подход к описанию структуры научного познания меняет и наши
представления о научной рациональности. Представление о научной
рациональности как логико-эмпирической детерминированности процесса
научного познания становится явно недостаточным. В свете идеи
парадигмальности науки, рациональность приобретает контекстуальный
характер. Судить о рациональности действий ученого можно только в контексте
принимаемых в данный исторический период научным сообществом парадигмальных
установок. Сам же акт принятия этих установок не может быть объяснен
соображениями логико-методологического характера и требует апелляции к
историческим и социокультурным соображениям. Такой подход сближает проблему
научной рациональности с рациональностью других видов человеческой. Так П. Фейерабенд, пришедший к принципу методологического анархизма, означающему, что в науке “все дозволено ”, считает, что концепция Лакатоса отличается от его собственной концепции главным образом риторикой (17). Создание какой-либо абсолютистской', окончательной модели научной
рациональности невозможно. Скорее всего, сама научная рациональность
является своего рода исторически эволюционирующим идеалом, к которому наука
должна стремиться, но который в ней никогда не реализуется полностью. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |