![]() |
|
|
Характеристика основных школ древнеиндийской философииХарактеристика основных школ древнеиндийской философиисмотреть на рефераты похожие на "Характеристика основных школ древнеиндийской философии" Московский институт экономики, менеджмента и права РЕФЕРАТ по Философии на тему: «Характеристика основных школ древнеиндийской философии» | |Выполнила: | Москва 2001 Содержание: |ВВЕДЕНИЕ |3 | ВВЕДЕНИЕ Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой
цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали
большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего
времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, 1. ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Источники ведического периода — обширные и многослойные тексты Вед (II- Упанишады являются одним из самых замечательных образцов
литературного, поэтического и философского творчества народов древней Наряду с живым мифологическим богом Брахманом (слово мужского рода), в В аналогичном аспекте в Упанишадах развивается учение об Атмане как
индивидуальном и универсально-космическом психическом бытии. Согласно Брахман и Атман как объективное и субъективное, космическое и
психическое начала отождествляются, и они оба, как сверхчувственные начала
всего сущего, отождествляются с человеческим «я». Тем самым, человек в
своих высших духовных проявлениях (тождестве «я» с Атманом и Брахманом)
становится и богом, и космосом: «Кто знает: "Я есмь Брахман", тот
становится всем. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он
становится их Атманом»[3]. В Упанишадах видимо уже осознается сам факт
антропоморфности мира (стихийное перенесение на природу свойств человека). 2. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую
отрасль знания, специальную науку. Об этом в частности свидетельствует
памятник III в до н.э. «Артхашастра»: «Философия всегда считается
светильником все наук, средством для совершения всякого дела, опорой всех
установлений»[5]. Автор «Артхашастры» (Каутилья) употребляет для философии
даже специальный термин - «анвикшики-тарка-видьям» («рационально-
логическое-знание») в отличие от религиозного учения, обозначаемого
понятием «трайи-видья» (знание трех», т.е. – трех ведических текстов – Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие: 1.эпическая поэма Махабхарата (начала создаваться не позднее Х в до н.э., окончательное оформление получила в V в н.э.), состоящая из 13 книг, содержащих около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях. Махабхарата в идейном плане есть попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев (греков – яван, парфян – пахлавов, скифов – шаков) с брахманистской догматикой Вед; 2.поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п. 3.Свод законов Ману (1250 г. до н.э.) – этический кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д. Развитие философии мы рассмотрим более обстоятельно по тексту Драматическая сюжетная завязка «Гиты» (битва пандавов и кауравов)
вынуждает главного героя (Арджуну) не просто руководствоваться естественно
природными склонностями, чувствами и т.п., но искать нравственные
оправдания своих действий в предельных, сверхчувственных глубинах духа. Долгое время Арджуна пребывает в «темной ночи души» (мятущихся,
текучих и неустойчивых ее состояниях — вожделениях, желаниях и т.д.). А
самые ответственные нравственные решения возможны лишь в божественном ее
состоянии, когда решения мотивируются свободой, свободным выбором. Именно
вечный дух, Брахман соответствует глубинной сущности вещей. Для его
достижения требуется не жертвоприношение, а самопожертвование, жертва душою
эмпирической (связанной с многообразием чувственного опыта) как мудрый,
свободный выбор Себя и преодоление собственного эгоизма. Ведь в жертву
безвозмездно и безвозвратно отдается, как кажется, самое дорогое, что есть
у человека — его самолюбие. И при этом не гарантируется никакое воздаяние. Итак, если в Ведах, как правило, речь шла о внешнем ритуальном жертвоприношении (в жертву приносились люди, а затем — животные) как основе нравственного порядка, то в «Гите» — о внутреннем, духовном самопожертвовании, что свидетельствовало о более высокой ступени развития философского мировоззрения. 3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Эпоха перехода от родового общества к раннеклассовому и классовому
растянулась на многие века. Поэтому кризис родовой идеологии,
сопровождавший становление новой общественной организации, был исходным
пунктом постоянной творческой реконструкции сакрально-мифологических
элементов родового мировоззрения. В преобразованном виде они выступали
предельными основаниями всей последующей культуры древней Индии[6]. Как мы
отметили, суть кризиса родового общества состояла в том, что единство
природно-родового организма все более опосредовалось «внеприродными
элементами» — активизацией творческой энергии человека в сфере
хозяйственной, технической и интеллектуальной деятельности. Поддерживать и
воспроизводить это исходное «единство» возможно было, лишь постоянно 4. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса,
веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не
потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака) и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед. 1) Неортодоксальные Система чарвака В индийской философии слово «чарвака» означает материалист. Восприятие раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из
четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании
которых мы можем убедиться посредством наших ощущений. Все предметы
воспринимаемого нами мира состоят из этих элементов. Нет никаких оснований
допускать существование чего-то подобного нематериальной душе человека. Поэтому продолжение существования человека в какой-либо форме после
его смерти бездоказательно. Существование бога также является мифом. Бога
нельзя воспринимать с помощью наших органов чувств. Мир есть не
божественное создание, а произвольная комбинация материальных элементов. Поэтому основной целью жизни разумного человека должно быть наслаждение наибольшим количеством удовольствий здесь, в этой жизни, в существовании которой мы только и уверены. Глупо воздерживаться от удовольствий в жизни просто потому, что иногда они случайно смешиваются со страданием. Мы должны стараться извлечь из этой жизни все самое лучшее, как можно больше наслаждаясь ею и избегая, насколько возможно, случайных страданий. Философская система джайнизма Происхождение джайнизма относится к далеким доисторическим временам. Приверженцы системы джайнизма отвергают точку зрения чарваков, считающих восприятие единственно достоверным источником познания. Кроме восприятия, джайнисты допускают в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства. Достоверное знание через посредство выводов мы получаем тогда, когда они подчиняются логическим законам определенности. Свидетельство же является достоверным в том случае, когда оно представляет собой сообщение, исходящее от надежного авторитета. На основе этих трех источников познания система джайнизма строит свое понимание вселенной. Восприятие раскрывает реальность материальных субстанций, состоящих из четырех разных элементов, таких же, какие фигурируют и в системе чарвака. Путем выводов философы джайнской школы приходят к убеждению о наличии пространства (акаша), поскольку материальные субстанции должны где-то существовать, и о наличии времени (кала), поскольку изменения, то есть последовательный ряд состояний субстанции, не могут быть поняты без него. Они убеждены также в том, что существуют причины движения и покоя, ибо без них невозможно объяснить движение и прекращение движения в вещах. Эти причины, называемые «дхарма и адхарма», следует понимать не в их обычном моральном смысле, а в техническом смысле причин движения и покоя. Однако физический мир, состоящий из четырех элементов материи,
пространства, времени, дхармы и адхармы,— это еще не все. Восприятие, а
равно и вывод говорят также о существовании душ во всех живых телах. Значит, душ столько же, сколько и живых тел. Душа, по мнению философов джайнской школы, есть не только у животных, но и у растений, даже у пылинок. Души обладают не одинаковой степенью сознательности. Тем не менее каждая душа в состоянии достичь безграничной сознательности, силы и счастья. Эти свойства присущи самой природе души. Кармы затрудняют их проявление, подобно тому, как облака заслоняют свет солнца. Кармы, то есть силы страстей и желаний души, притягивают к ней частицы материи, которые проникают в душу, подобно тому, как пылинки пронизывают свет пламени или солнца. Словом, кармы являются причиной того, что душа закрепощается материей. Устранением карм душа может снять с себя зависимость и возвратить себе природные совершенства. Учение и жизнь достигших освобождения святых (тиртханкаров) доказывают
возможность освобождения и указывают также путь, по которому следует идти к
достижению этой цели. Для освобождения от зависимости необходимы три вещи:
полнейшая вера в учение джайнизма, точное знание этого учения и правильное
поведение. Правильное поведение состоит в воздержании от несправедливости,
лжи, воровства, чувственности и от привязанности к чувственным объектам. Джайнисты не верят в бога. Место бога у них занимают тиртханкары, которым и принадлежат такие божественные силы, как всеведение и всемогущество. Им поклоняются как своему идеалу. Буддийская система Буддийская система философии выросла из учения Гаутамы Будды, хорошо
известного основателя буддизма. Чувство скорби при виде болезней, старости,
смерти и других несчастий, которым подвержен человек, пробудило сознание Первая истина о наличии страданий имеется в той или иной форме во всех философских системах Индии. Однако Будда видел, что страдание не просто является чем-то случайным; оно существует повсеместно, во всех формах жизни и во всех видах опыта. Даже то, что кажется удовольствием, в действительности является источником страдания. Что касается второй истины, то она выведена Буддой из анализа причинности. Он отмечает, что существование любого явления в этом мире - материального или психического - причинно обусловлено некоторой другой вещью. Нет ничего, что было бы ни с чем не связано и существовало бы совершенно самостоятельно. Поэтому ничего постоянного в этом мире нет. Все вещи подвержены изменению. Наши страдания также вызываются определенными условиями. Страдания зависят от рождения в этом мире. Рождение, в свою очередь, вызвано нашим пристрастием (тришна) ко всему земному. Поскольку страдание, как и все другое, зависит от определенных
условий, оно должно прекратиться, коль скоро будут устранены эти условия. Четвертая истина, - относительно пути, ведущего к прекращению
страдания, - сводится к контролю над условиями, причиняющими страдание. Учение Будды заключается в охарактеризованных выше четырех благородных истинах. Из этого явствует, что сам Будда занимался не столько проблемами философии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческих страданий. Он считал, что в то время как человек испытывает невыносимые страдания, обсуждение метафизических проблем было бы пустым времяпрепровождением. Но при всем своем отрицательном отношении к теоретическим рассуждениям Будда все же не мог избежать философских дискуссий. Так, в ранней литературе мы находим следующие приписываемые ему теоретические положения: Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |