![]() |
|
|
Характеристика основных школ древнеиндийской философииp> 1. Все вещи обусловлены, нет ничего, что существовало бы само по себе.2. Все вещи вследствие изменения условий, от которых они зависят, подвержены изменениям; нет ничего постоянного. 3. Поэтому нет никакой души, никакого бога и никакой другой перманентной субстанции. 4. Настоящая жизнь течет непрерывно, порождая по закону кармы другую жизнь, подобно тому, как одно дерево своими семенами порождает другое дерево, которое в свою очередь продолжает жить, тогда как первое засыхает. Позднее зародыши философских теорий, содержавшиеся в учении Будды, были развиты его последователями в Индии и вне ее; таким образом, возник ряд буддийских школ. В индийской философии наиболее известными из них являются следующие четыре школы: Школа мадхьямаков, или шуньявадинов, считает, что мир нереален Школа йогачаров, или виджнянавадинов, также придерживается того
взгляда, что внешние объекты нереальны. То, что представляется нам внешним,
на самом деле только идеи нашего ума. Но ум должен быть признан реальным. Школа саутрантиков считает, что оба мира, как духовный, так и
недуховный, действительно существуют. Если бы все, что мы воспринимаем
извне, было нереальным, то наше восприятие объектов зависело бы не от чего-
либо, находящегося вне ума, а лишь от самого ума. Однако мы знаем, что ум
не в состоянии воспринимать любой объект (например, тигра) в том месте, в
каком бы он пожелал. Это доказывает, что идея о тигре, в тот момент, когда
мы воспринимаем его, зависит от недуховной реальности - от самого тигра. Школа вайбхашиков согласна с предыдущей в вопросе о реальности как
внутренних, так и внешних объектов. Однако она придерживается иных взглядов
на способы познания внешних объектов. По мнению вайбхашиков, внешние
объекты воспринимаются непосредственно, а не выводятся из их идей или
представлений, порождаемых нашим умом, потому что исходя из той или иной
идеи было бы невозможно прийти к заключению о существовании внешнего
объекта, если бы внешний объект не был воспринимаем в соответствии с идеей. Буддизм по религиозным вопросам делится на две хорошо известные школы: хинаяну, процветающую в настоящее время на Цейлоне, в Бирме и Сиаме, и махаяну, распространившуюся в Тибете, Китае и Японии. Школы мадхьямиков и йогачаров вошли в школу махаяны, а школы саутрантиков и вайбхашиков относятся к хинаяне. Наиболее важным религиозным вопросом, по которому расходятся обе эти школы, является вопрос о том, что представляет собой нирвана. Хинаянисты считают, что цель достижения состояния нирваны заключается в том, чтобы избавить индивида от страданий. Представители же школы махаяны полагают, что цель достижения нирваны — не прекращение собственных страданий, а достижение совершенной мудрости, с помощью которой освобожденный может попытаться спасти от страданий все живые существа. 2) Ортодоксальные Система ньяйи Система ньяйи создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая
философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает
наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия Восприятие есть непосредственное познание объектов, получаемое в
результате их связи с нашими органами чувств. Оно может быть внешним Вывод (или заключение) есть познание объекта не через восприятие, а
через сознательное выделение некоего признака (линга), который неизменно
связан с данным объектом. Неизменная связь между объектом и его признаком
называется вьяпти. В выводе, или заключении, должно быть, по меньшей мере,
три суждения, три термина: пакша, или меньший термин, по поводу которого
мы что-нибудь выводим; садхья, или больший термин, являющийся выводимым
объектом, и линга (или садхана), то есть средний термин, который всегда
связан с большим и в то же время содержится в меньшем. Приведем пример: Сравнение есть познание связи между названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании данного описания их сходства с некоторым уже известным объектом. Например, человеку говорят, что гавая (дикая корова) похожа на корову. И когда этот человек находит в лесу животное, очень похожее на корову, он приходит к выводу, что это животное и должно быть гавайей. Такое знание извлекается посредством упаманы, то есть сравнения. Шабда (свидетельство или доказательство) есть знание о
невоспринимаемых объектах, получаемое из утверждений авторитетных лиц. Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность (буддхи), ум (манас), деятельность (правритти), умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий (апаварга). Философы школы ньяйи наряду с представителями многих других систем индийской философии стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению, наше я отличается от тела и ума. Тело - это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум - тонкая, неделимая, вечная субстанция (ану). Он служит душе инструментом для восприятия психических явлений, таких, как удовольствие, боль и т. д. Поэтому он называется внутренним чувством. Я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Но сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство, которое перестает ограничивать я в состоянии мукти, то есть освобождения. В то время как ум (манас) является бесконечно малой величиной, подобной атому, я представляет собой нечто всепроникающее (вибху), неразрушимое и вечное. Я - это действующая сила, которая любит или не любит объекты, старается получить или избежать их, наслаждается или страдает от последствий своих поступков. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности (таттва- джняна). Некоторые думают, что освобождение есть состояние счастья. Но это совершенно неверно, так как нет удовольствий без страдания. Таким образом, освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Существование бога доказывается системой ньяйи при помощи нескольких аргументов. Бог есть первопричина творения, поддержания существования и разрушения мира. Он сотворил мир не из ничего, а из вечных атомов пространства, времени, эфира, умов и душ. Этот мир сотворен с тем, чтобы индивидуальная душа (джива) могла наслаждаться удовольствием или испытывать страдания в соответствии с достойным или недостойным своим поведением в другой жизни в иных мирах. Наиболее популярный аргумент в пользу бытия бога гласит: «Все вещи мира, как, например, горы и моря, солнце и луна, поскольку они состоят из частей, являются следствием. Поэтому они должны иметь своего создателя». Система вайшешики Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя
которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней
конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты
познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она
отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций:
земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют
соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и
звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и
воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы Манас - вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому, бесконечно малая. Это внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля. Душа - вечная и всеобъемлющая субстанция, представляющая собой
субстрат явлений сознания. Индивидуальная душа осознается внутренне, умом
индивида, когда, например, говорят: «Я счастлив». Верховная душа, или бог,
считается творцом мира и всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным
достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления. Качество есть то, что существует в субстанции и само по себе не имеет
ни собственных качеств, ни активности. Всего имеется двадцать четыре вида
качеств: цвет, вкус, запах, осязание, звук, число, величина, видовое
отличие, соединение, разъединение, отдаленность (паратва), близость Действие есть движение. Как и качество, оно свойственно только субстанциям. Существует пять видов действий: поднимание, опускание, сжатие, расширение и хождение. Все коровы имеют некую общую природу, согласно которой они и
группируются в один класс, исключаясь из других классов. Это называется Особенность есть основа первичных различий вещей. Обычно мы отличаем одну вещь от другой посредством выделения особенностей, присущих ее частям, и различения других качеств. Но как отличить самые простые и вечные субстанции мира, например два атома земли? По видимому, должно существовать какое-то первичное различие, особенность, присущая каждому из них, иначе их нельзя будет отличать друг от друга, поскольку оба имеют все качества земли. Особенность означает специфичность или индивидуальность вечных сущностей мира Присущность есть постоянная, вечная связь, которая объединяет целое с его частями; качество или действие — с субстанцией; всеобщее — с особенностями. Ткань, как единое, всегда существует в нитях; качества — такие, как «зеленое», «сладкое», «ароматное», и различного рода движения — пребывают в известной субстанции. Эта перманентная связь между целым и его частями, всеобщим и его частностями, качествами и действиями, и их субстанциями известна как присущность. Небытие означает все отрицательные факты. «Здесь нет змеи», «Эта роза не красная», «Чистая вода не имеет запаха» - все это предложения, выражающие соответственно небытие змеи, красноты и запаха в известных вещах. Все такие случаи небытия подходят под категорию абхавы, имеющую четыре вида: праг-абхава, дхванса-абхава, атьянта-абхава, которые, взятые вместе, называются сансарга-абхава (отсутствие связи между двумя сущностями) и аньйонья-абхава. Первый вид абхавы означает небытие вещи до ее производства, например небытие горшка в глине до того, как его изготовил гончар. Второй вид - небытие вещи после ее разрушения (дхванса), например небытие горшка после того, как его разбили. Третий вид - полное отсутствие связи между двумя вещами, например бесцветность воздуха в прошлом, настоящем и будущем. Последний вид абхавы представляет собой отличие одной вещи от другой. Когда две вещи (скажем, кувшин и ткань) отличаются одна от другой, то это и есть небытие одной вещи как другой. Кувшин - не ткань и ткань - не кувшин. Это обоюдное небытие двух различных вещей называется аньйонья-абхава. Что касается теоретических положений системы вайшешики о боге и освобождении индивидуальной души, то они, в сущности, те же, что и в системе ньяйи. Система санкхьи Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма,
создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух
независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Пуруша
есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не
атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша - это Я» совершенно отличное от
тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой
вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и
действий, - сознание не действующее и не изменяющееся. Физические вещи —
стулья, кровати и т. п. - существуют скорее для других, чем для самих себя. Эволюция мира начинается с соединения пуруши с пракрита, что нарушает первоначальное равновесие последней и побуждает ее к действию. Эволюция протекала следующим образом. Из пракрити возник великий зародыш этой огромной вселенной, который и называется поэтому великим (махат). В нем отражено сознание Я, и это делает его как бы сознательным. Махат представляет собой пробуждение природы от космического сна и первое появление мысли и называется поэтому также интеллектом (буддхи). Эта творческая мысль должна побуждать развитие мира. Дальнейшая трансформация интеллекта порождает вторичный продукт - ахамкару. Функцией ахамкары является чувство «Я и мое» (абхинава). Из ахамкары, когда в ней превалирует элемент саттва, возникают пять органов познания, пять органов действия и манас, который представляет собой орган познания и деятельности. Когда же доминирует элемент тамас, ахамкара производит пять тончайших элементов (танматра), являющихся потенциями звука, осязания, цвета, вкуса и запаха. Из этих пяти тончайших элементов возникают пять вещественных элементов: эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля в том же самом порядке. Таким образом, в системе санкхьи насчитывается двадцать пять начал. Все они, кроме пуруши, содержатся в пракрити, которое является первопричиной, первоисточником всех других физических объектов, включая ум, материю и жизнь. Пракрити является причиной причин всех объектов. Семь начал - махат, аханкара и пять тонких элементов — порождают определенные следствия и в свою очередь сами являются следствиями определенных причин. Одиннадцать чувств и пять физических элементов представляют собой лишь следствия определенных причин, но сами не являются причинами чего-либо, субстанционально отличного от них. Пуруша, или я, не является ни причиной (пракрита), ни следствием (викрити) чего- либо. Хотя Я само по себе свободно и бессмертно, но под сиянием авидьи Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхьи отвергает
всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть
доказано никоим образом. Да мы и не нуждаемся в боге, чтобы объяснить мир,
так как пракрита является достаточно обоснованной причиной мира как целого. Система йоги Основателем философии йоги считается мудрец Патанджали. Йога близко
примыкает к санкхье. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику
санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но к тому же признает бытие бога. В практике йоги имеется восемь ступеней: яма (обуздание), нияма Система йоги называется теистической (шешвара) санкхьей в отличие от
санкхьи Капилы, которая обычно считается атеистической (ниришвара). Система мимансы Миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса) была основана Джаймини. Ее
первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какого-либо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды вечны и существуют самостоятельно; написанные или изустно распространяемые веды - это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности вед школа мимансы выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая прежде всего должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные условия — знание возникает. Когда чувства здоровы, даны объекты и все вспомогательные условия — происходит восприятие. Когда имеются достаточные данные — делается вывод. Когда мы читаем географическую книгу, мы получаем знания об описываемых в ней странах на основе авторитета. В каждом из приведенных случаев полученное знание претендует на истинность, и мы принимаем его без всяких возражений. Если существует какая-либо причина для сомнения, знание совсем не возникает, так как отсутствует вера. Подобно этому, при чтении вед мы получаем одновременно и знание и веру в то, о чем они говорят. Достоверность ведийского познания так же самоочевидна, как и всякого другого познания. Если же возникают какие-либо сомнения, то они устраняются аргументами мимансы; после устранения препятствий веды сами раскрывают свое содержание читателю. Авторитет вед, таким образом, становится неоспоримым, То, что веды предписывают выполнять,— правильно. То, что они запрещают,— неправильно. Долгом каждого человека является исполнение того, что правильно, и воздержание от того, что запрещено. Долг следует исполнять во имя долга. Ритуалы, предписанные ведами, должны выполняться не с расчетом на получение какой-либо награды за это, но именно потому, что они предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, которое возможно только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожает кармы и делает возможным осуществление освобождения после смерти. Состояние освобождения понималось ранней мимансой как одно из состояний ничем не омраченного небесного блаженства. Однако позднее миманса стала представлять себе освобождение только как нечто отрицательное, как прекращение рождения, а потому и всех страданий. Душа должна рассматриваться как бессмертная, вечная субстанция, ибо если мы допустили, что душа гибнет со смертью тела, то ведийские предписания, требующие выполнения известных обрядов для достижения блаженства на небесах, были бы бессмысленны. Создатели философии мимансы, как и представители школы джайнизма, приводят ряд оригинальных аргументов в доказательство существования бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела. Однако они не считают сознание чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда она соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания (пятью внешними органами чувств и внутренним органом, называемым манасом). Освобожденная и покинувшая телесную оболочку душа обладает не фактически существующим сознанием, а лишь его потенциальной возможностью. Душа, находящаяся в теле, обладает различными видами знания. Одна
школа мимансы, основанная Прабхакарой, допускает пять различных источников
познания (прамана): восприятие (пратьякша), вывод (анумана), сравнение Знание посредством постулирования возникает тогда, когда мы допускаем что-нибудь как единственное объяснение явного противоречия. Когда мы видим, например, что данный человек ничего не ест днем, но все же прибавляет в весе, мы допускаем, что он, может быть, ест ночью. Когда нам известно, что данный человек жив, но его нет дома, то посредством постулирования мы узнаем, что он находится где-то вне дома. Другая школа мимансы, основанная Кумарилой Бхатта, допускает еще один источник достоверного познания. Этот шестой источник познания называется невосприятием. Он показывает, что, если, войдя в комнату и осмотревшись, мы говорим: «В этой комнате нет вентилятора»,— это еще не значит, что о несуществовании вентилятора мы узнали посредством восприятия. Восприятие объекта возникает тогда, когда наши чувства возбуждаются данным объектом, но чувства не могут возбуждаться несуществованием, которое в данном случае является объектом познания. Подобное знание о несуществовании получается посредством невосприятия. Мы судим об отсутствии вентилятора не по тому, что другие вещи в комнате нами воспринимаются, а по тому, что вентилятор не воспринят. Школа мимансы верит в реальность существования физического мира на
основе его восприятия. Поэтому она является реалистической школой. В то же
время философы этой школы верят, как мы уже видели, в реальность
существования души. Но они не признают существования верховной души, бога,
сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи в соответствии с
кармами душ. Закон кармы представляет собой спонтанный моральный закон,
который правит миром. Философы школы мимансы считают также, что когда какой-
нибудь человек выполняет какой-либо ритуал, в его душе возникает некая
потенция, которая в будущем, в благоприятный момент, принесет свои плоды. Система веданты Веданта — важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской
философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней
связывают особенности, характер и направление развития всей индийской
философской мысли. Базовые тексты — Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Центральная идея Веданты — идея Брахмана. Брахман раскрывается как
безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно
как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они
поддерживаются и в нем растворяются. “Поистине от чего рождаются эти
существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись
распознать, то и есть Брахман”, — сказано в Упанишадах. Нет ничего
подобного ему и ничего отличного от него. Брахман определяется положительно Список использованной литературы: 1. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – 432 с. -----------------------
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |