![]() |
|
|
Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуруИтак, в процессе углубления знаний о мире происходит усложнение языка, формируются понятия как отражение общих связей (язык науки) и категории как отражение универсальных, существенных связей мира (язык философии). Категории - это движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во взаимопереходах, в развитии, взаимообусловленности. Именно поэтому они составляют основу развивающейся мысли. Категории отражают не единичную связь, а систему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, такая система взаимосвязанных понятий составляет фундамент философской науки (см. Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). Соответственно, категории - это системообразующий принцип построения мысли, объяснительный принцип действующих процессов мира (их сущности, причинности, необходимости...) и прогностический принцип, на основе которого строится модель изменений в мире будущего. В то же время, каждая из категорий включает в себя другие категории и представляет собой систему охватываемых ею категорий. Эту особенность студенты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий, как материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д. 12.Бытие как фундаментальная философская категория. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия. Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение системность. в истории философии 2 основные точки зрения на время и пространство. 1--- субстанциальная концепция. Вр и пр есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними как между самостоят субстанциями. НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и времени от протекающих в них мат процессов. 2--- реляционная. Пр-во и время не сам сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой мат объекты. Вне системы взаимодействий пр и время не сущ. Зависимость прова и времени от взаимодействия материальных систем. в античности начали рассматривать проблему. Парменид --- движения не существует. Апории Зенона как проблематика непрерывности пр и времени. В соответствии с Демокритом прво до 20 вв отождествляется с пустотой, считается абс и вечным. Его свойства изотропно, однородно. Время однородно и необратимо.. 13.Содержание философских категорий "мир" и "человек". Человек как предмет познания философии и частных наук. Эволюция воззрений на человека в истории философии. Несмотря на то, что на календаре конец II-го тысячелетия новой эры, человек остается во многом загадочным существом. Согласно Библии, он создан "по образу и подобию Божию". А философы определяли его по-разному, называя то "мыслящим тростником", то "полу-ангелом"- "полузверем" то "политическим животным", то "венцом природы". Так кто же он? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку человек является чрезвычайно сложным и неисчерпаемым феноменом. Определяющим для античной философии представлением о человеке было учение Аристотеля: человек есть живое существо, состоящее из тела и души (душа есть форма, двигающая и изменяющая тело), наделенное духовным началом ("разумом", который бессмертен) и устремлённое к жизни в обществе (“политическое животное”). Вместе с тем, человек античности остается частицей космоса: итак, в античной философии образ человека носит космоцентрический характер. В философии средневековья представление о человеке складываете, на основе Библии. Человек перестает быть существом двух-мерным, состоящим из "тела" и "души" / совмещающей разум с интеллектом/, а обретает три измерения: "тело", "душу", "дух"; через "дух" на основе веры он становится открытым божественному началу, мудрости; устремленность к единому Богу дает человеку новый онтологический статус религиозно-духовного существа. В эпоху возрождения христианский образ человека претерпевал значительные изменения. Автономность личности, несущей в себе безграничность творческих способностей, интерес к самому человеку оказваются в центре внимания мыслителей. Происходило и возрождения античного представления о человеке – микрокосме, но на почве христианства. В новое время, когда основной сферой человеческой деятельности становится познание, человек обретает огромную веру в собственные силы, на место Бога ставя самого себя и тем самым, превращаясь в «человекобога». При этом знаменитое изречение Декарта – «мыслю, следовательно, существую» - отражает представление о человеке как о «мылсящей вещи». В свою очередь, учение Маркса трактует человека как носителя природного и социального начал, однако акцент в марксистской антропологии направлен на общественно-трудовую деятельность индивида, и по определению Маркса, "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений". 14.Категория "материя" как средство философского объяснения мира. Отличие категории "материя" от естественнонаучных представлений о строении и свойствах конкретных вещей и процессов. Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в определение материи в широком значении - как сознание вообще: индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием. Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость (первичность) материи выступает в трёх основных отношениях: 1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания. 2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием. 3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию. Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от сознания и производности сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя - это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления. Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство, время и движение (развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи. Материя - бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия. 15. Эволюция философских представлений о материи. А что такое материя? Отвечая на вопрос, следует отметить фундаментальность этого понятия в философии, имеющего длительную историю своего развития. В античной философии причиной и основой мира считались некоторые первоначала (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), заключавшие в себе, по мнению древних, источник порождения качественно различающихся вещей. Фалес из Милета, например, считал таким первоначалом воду, Гераклит из Эфеса - огонь и т.д. Примечательно, что сами первоначала античных философов являлись так же некими вещами. Кладя в основу всего сущего отдельно взятые вещи либо некоторую их совокупность, древние философы пытались понять природу мира, взятого самого по себе. В дальнейшем развитии философии вещь как форма предметности в осмыслении сущности бытия уступила место другому пониманию, а именно: материя стала пониматься как совокупность свойств. Например, философы Нового времени отождествляли материю с одним из всеобщих свойств материальных вещей - с протяженностью (Декарт), с плотностью и протяженностью (Дж. Локк). А французские материалисты XVIII века, отождествляя материю с природой, считали, что ей присущи такиесвойства, как протяженность, плотность, вес, непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что они дали определение материи на основе выделения субъекта и объекта познания: Гольбах, например, подчеркивал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства. На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного атома (а именно таковое было характерно для метафизического материализма и значительной части естествоиспытателей) перестало соответствовать новому уровню научных знаний об объективной реальности. Перед учеными остро встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия "материя". Если материя - это не вещественный атом с его характеристиками, то что же следует под ней понимать? Вся трудность создавшегося положения хорошо была выражена в мысли физика Ульвига: "атом дематериализуется, материя исчезает". Однако "исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до сих пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего философская категория, которая выработана для обозначения объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося в его ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или иную конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным аналогом категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а ''объективную природу вещей", т.е. их всеобщую сущность. Объективная реальность, таким образом, выступает не в аспекте вещи и свойства, а в аспекте отношения - она существует вне и независимо от сознания и в то же время отражается в последнем. Таким образом, качественный скачок в понимании материи, связанный с новейшей революцией в естествознании, заключался прежде всего в принципиально новом осмыслении предметного содержания категории "материя". 16. Принцип единства мира, многообразие вещей и процессов. Вопрос о бытии - одна из "вечных" мировоззренческих проблем. Это определяется тем, что первой и универсальной предпосылкой жизнедеятельности людей является их убеждение в том, что мир есть, что он существует. Не случайно, например, Библия, канонизированная религиозной традицией в качестве "священного писания", начинается именно с книги "Бытия". А в философии понятие "бытия" лежит в основании многих систем прошлого и настоящего. Что же означает понятие "бытие"? Категория бытия фиксирует не только существование чего-либо (предметы, состояния, люди, идеи, мир в целом), но и объединение всего через факт существования. Бытие - наличное существование многообразия вещей. Это позволяет говорить, с одной стороны, об уникальности отдельных проявлений бытия, а, с другой, - об обобщении, объединении в группы, целостности, что, в итоге, приводит к выводу - бытие является предпосылкой единства мира. В связи с этим в философии анализируется проблема форм бытия Основными из них являются: бытие вещей, тел как природного, так и искусственного происхождения; бытие человека; бытие духовного; бытие социального. Все эти формы, будучи различными, в то же время взаимосвязаны. Возникает вопрос, имеется ли общая основа всего существующего, и как она выражена в философии? Ответ на него приводит к понятию субстанции (то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения, которые объясняют единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Например, учения Фалеса. Спинозы и др., в которых в качестве субстанции выступает материя, относятся к материалистическому монизму. А философия Платона, Гегеля, где субстанцией выступает дух, относится к идеалистическому монизму. есть еще дуалистическая трактовка мира, противостоящая монизму. Например, согласно Р.Декарту, мир образован двумя существующими исходными началами - материальным и идеальным. Современный материализм продолжает традицию материалистического монизма. Это означает, что многообразие бытия во всех его формах он рассматривает с точки зрения их материального единства. Субстанциальность материи при таком подходе представляет собою бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними как некая телесность, праматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные предметы, вещи. 17. Движение, пространство и время как атрибуты материи, их специфика в природных и социальных системах. Способом существования материи является движение. Этим сказано все. Движение есть не некая замкнутая в себе сущность, существующая параллельно и независимо от материи, а способ бытия последней. Вне материи движения нет. Говорить о движении - значит вести речь о самом конкретном и основном, что есть в материи. Ее существование есть не что иное, как процесс последовательной смены ее состояний, т.е. процесс реализации ее движения . Материя выявляет себя во всех своих видах и качествах через движение, посредством него она приобретает свою жизнь и целостность, выступает причиной самой себя. Движение представляет собой находящееся внутри самой же материи условие ее самоопределения, которое идет по двум линиям: с одной стороны, материя раскрывает себя в бесчисленном множестве качественно различающихся вещей, с другой - выявляет себя в единстве и целостности всего существующего. Выявить сущность материи можно только через изучение движения. Всеобщими формами бытия движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство как форма бытия материи характеризует ее протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время как форма бытия движущейся материи выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. В истории философии и науки (например, в классической физике) они нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения тел, что составляло содержащие субстанциальной концепции пространства и времени. Например, в теории Ньютона пространство понималось как бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо процессов, а время - как текущая безотносительно к каким-либо изменениям равномерная длительность. В субъективно - идеалистических концепциях, например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения наших опытных данных. Более плодотворной в истории философии и науки оказалась Реляционная концепция пространства и времени, согласно которой онипредставляют собою особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Согласно материалистической реляционной концепции, пространство и время не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Достижения современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту концепцию, раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных процессов. В этом плане в первую очередь следует выделить создание теории относительности. Специальная теория относительности (1905 г.) показала, что при движениях со скоростями, близкими к скорости света меняются пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими точками) и временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство - время. Поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства, времени, движения, материи. 18.Категория "сознание" как философский способ выражения уникальности человека. Общественно-историческая сущность сознания. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. И в тоже время нет в научном познании более сложной проблемы, чем проблема сознания. Оно до сих пор во многих аспектах остается загадочным и даже таинственным явлением (например, ясновидение, телепатия и другие парапсихологические феномены). Сознание изучают философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Объемность, многогранность, многосистемность сознания приводят к тому, что любое его определение кажется представителям разных наук неполным, односторонним. Между тем понимание природы сознания создает определенную философскую мировозренческую позицию для других наук - социологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики. Что же представляет собой сознание, в какой связи оно находится с материей, как возникает? Длинный и трудный путь прошли естествознание и философия, прежде чем они смогли дать ответ на эти вопросы. Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира. Возникновение сознания связано с формированием культуры на основе преобразовательной общественной деятельности людей. Возникновение сознания связано с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и представления общественного сознания, а активно включаются в реальную совместную деятельность, в конкретные формыобщения в процессе этой деятельности. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание выступает как условие программирования специфически человеческой коллективной деятельности по созданию и развитию форм культуры. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память). Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является. 19. 0тражение в природе и сознание человека. Информация. Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменении. Каждый из взаимодействующих объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный <след> в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов. Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение одного материального образования в особенностях другого. Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные процессы отражения всегда предполагают материальные взаимодействия и, наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения. Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из этих, предпосылок является положение о том, что любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования сознательной деятельности. Сознание может возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью. 20. Проблемы идеального. Материальное и идеальное. Сознание представляет собой одновременно и процесс отражения действительности, и продукт этого отражения - знание. Более того, понимание происходящего в окружающей действительности выступает прежде всего в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для це-леполагания, представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм общения. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».К. Маркс) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |