рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

1) объективные состояния /прекрасное, возвышенное, трагиче­ское, комическое/;

2) духовно-практическое освоение мира /эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство/;

3) мир субъекта социальной жизни /искусство, художествен­ный образ, творчество/.

Одну из важнейших эстетических категорий - пре­красное - можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и ду­ховной жизни. Гармонию чаще всего понимают как внешнее непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновеше­ны. В понимании прекрасного как совершенной гармонии очень важным является то, что гармония есть объективное свойство природной, социальной и духовной действительности.

44.Природа и общество, их взаимосвязь.

Зависимость человека от природы, от естественной среды оби­тания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.

С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им «второй природой», человек повышал свою защищенность от стихийного буйства природы. Совершенствование одежды, создание обогреваемых и искусственно охлаждаемых жилищ, строительство дамб, защищающих от наводнений, и сейсмостойких сооружений — все это и многое другое позволяет не только обеспечить более стабильные и более комфортные условия существования, но и ос­ваивать для обитания и для продуктивного труда все новые тер­ритории Земли, а теперь и ближнего космоса.

Наряду с этими процессами, ослабляющими зависимость чело­века от природы, с развитием производительных сил связана и другая тенденция. В орбиту человеческой деятельности вовле­кается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастаю­щей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.

Все более интенсивно потребляя природные ресурсы с помощью колоссально возрастающих по своей мощи технических средств, человечество в прогрессирующей форме улучшало условия разви­тия своей цивилизации и своего роста как биологического вида. Однако, «завоевывая» природу, человечество в значительной мере подорвало естественные основы собственной жизнедеятельности. Известно, например, что за последние 500 лет при участии челове­ка было истреблено до 2/з покрывающих Землю лесов. Но самый мощный удар по биосфере был нанесен за время начиная с конца XIX века и в особенности в нашем столетии, когда стало развиваться индустриальное производство.

В итоге заметно снизилось самоочищение биосферы, которая уже не справляется с инородным грузом, выбрасываемым в нее человеком (накопление углекислоты в атмосфере, запыленность возросли во многих городах в десятки раз и глобально — на 20% по сравнению с состоянием в начале XX века). В результате образования вокруг Земли слоя углекислого газа, покрывающего ее подобно стеклянному колпаку, появилась угроза неблагоприят­ного изменения климата, при котором наша голубая планета уже в течение ближайших десятилетий может превратиться в огромную теплицу с возможным катастрофическим эффектом: изменением энергетического баланса и постепенным повышением температуры, что приведет к превращению плодородных до сих пор районов в засушливые, к поднятию уровня воды в океанах (из-за тая­ния полярных и дрейфующих льдов) и затоплению множества прибрежных земель и городов. Возникла опасность нарушениябаланса кислорода, разрушения озонового экрана в нижней стра­тосфере при полетах сверхзвуковых самолетов, а также вследствие широкого использования на производстве и в быту фреона (раз­рушение этого экрана на 50% в 10 раз увеличит ультрафиолето­вую радиацию, что резко изменит условия существования живот­ных и людей). Увеличилось загрязнение Мирового океана, и оно проявляет тенденцию стать глобальным.

В результате деятельности человека, в особенности в послед­ние десятилетия, в дикой природе к настоящему времени исчезли многие виды животных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падение численности и сокращение ареалов других видов.

45.Общество, его социальная и политическая структуры.

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жиз­недеятельности людей. Это продукт взаимодействия людей (Маркс). Естественная среда обитания человека - природа, рас­сматриваемая в ее отношении к обществу, включающая земные условия и космические факторы.

Многие теоретики, полагающие, что общество проявляет себя в качестве коллективного группового субъекта общественной жизни, делят его, соответственно, на социальные группы, челове­ческие коллективы, рассматривая самые большие из них в качестве искомых подсистем общества. Таковыми нередко признают «граж­данское общество», включающее в себя в качестве компонентов множество неполитических групп (классы, профессиональные кор­порации, семьи, объединения по интересам и т.д.), и «государство» в широком смысле слова, включающее в себя множество различ­ных политических союзов, организаций и институтов.

46.Индивид, индивидуальность, личность. Место и роль личности в

историческом процессе.

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к

его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода, персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования

конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его

способности быть собой в рамках окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть целостная

система, диалектического взаим качеств общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных)  и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни

чел.

Однако анализ общества невозможен без обращения к лич­ности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идёт освоение образцов поведения, норм культуры под влияни­ем тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отно­шений, существующих в обществе, то личность может рассмат­риваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом. Его она осуществляет опять-таки через те социальные группы, в функционировании которых участвует. Сферами проявления активности каждой личности обычно выступают:

•    производство условий жизни, когда каждая личность стре­миться его рационализировать в своих интересах;

•    передача социального опыта вступающему в жизнь поко­лению;

•    корректировка сложившихся в социальных группах (а через них и в обществе) отношений и норм, с одной стороны, с целью удовлетворения своих интересов, с другой - с целью приведения их в соответствие с общественным идеалом, присущим данной личности;

•    освоение духовных ценностей и их последующая адаптация с учетом реальных условий, в которых живёт личность.

Роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества и нивелируется деятельностью масс на эволюционных этапах исторического процесса. Революци­онные периоды характеризуются широким движением народ­ных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотич­ный характер. Роль личности при этом заключается в организа­ции и направлении данного движения.

Особую роль играют выдающиеся личности. Это те, кто наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализу­ют интересы (и технологии) больших социальных групп, кто наиболее полно воплощает в жизнь, в действительность со­зревшую для этого возможность. Выдающиеся личности прояв­ляют себя во всех сферах деятельности - от выдающихся учё­ных и общественных деятелей до выдающихся преступников. Иной смысл вкладывается в понятие «великая личность»: оно фиксирует не только её масштаб, но и содержит нравственную

47.Экономика и политика. Происхождение и сущность государства.

Общество и государство.

Государство, основное орудие по­литической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают политич. форму организации жизни об­щества, к-рая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей осн. сферами обществ, жиз­ни и опирающейся в случае необходи­мости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по терр. принципу, этот тер­мин иногда неточно употребляют как си­ноним понятия «страна». Известны раз­личные типы Г.— рабовладельческое, фе­одальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г.— мо­нархия (абсолютная и конституционная), республика (парламентская и президент­ская), советская республика, унитар­ное государство и союзное Г.

Осн. и р и з н а к и Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности м е х а-н и з м Г. (специфич. место в этом меха­низме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Механизм Г. становится всё более сложным и разветвлённым по мере ус­ложнения жизни общества в её социально-политич. и технико-экопомич. аспектах; 2) наличие права, т. е. обязательных пра­вил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политич. власть закрепляет опре­делённый порядок обществ, отношений, а также структуру и порядок деятель­ности гос. механизма; 3) наличие опре­делённой территории, пределами кото­рой ограничена данная гос. власть. Высту­пая как терр. организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.

Г. — основное, но не единств, политич. учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., к-рые в совокупности с Г. образуют политич. органи­зацию общества. Отличие Г. от др. политич. институтов классового об­щества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти). Верховенство гос. власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется па всё население и обществ, орг-ции данной страны), прерогативах (гос. власть может отменить любое проявление всякой дру­гой обществ, власти), а также в наличии таких средств воздействия, к-рыми ни­какая др. обществ, власть не располагает напр., монополия законодательства, правосудие).

Г. представляет собой социальное явле­ние, ограниченное определёнными исто-рич. рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в резуль­тате обществ, разделения труда, появле­ния частной собственности и раскола об­щества на классы. Экономически гос­подствующие классы нуждаются для за­щиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с об­ществом, как бы стоит над ним и содер­жится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны историч. формы Г., гос. власти и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с об­ществом — это политич. власть господ­ствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами произ­водства, становятся с помощью Г. полити­чески господствующими и тем самым за­крепляют своё экономич. и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотноше­ниях с др. Г. и странами.

Г., таким образом, обусловлено в конеч­ном счёте характером производств, отно­шений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., пере­ход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отно­шению к базису значительную, хотя и от­носительную, самостоятельность. Его са­мостоят, воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), исто­рич. и социальные процессы весьма су­щественно и осуществляется в разных на­правлениях, т. е. Г. может способствовать развитию обществ, отношений или, наобо­рот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общест­ва роль этого воздействия возрастает.

48.Проблема возникновения государства. Теория общественного договора.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, фило­софская и юридич. доктрина, объясняю­щая возникновение гос. власти соглаше­нием между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой есте­ственного состояния к состоянию граж­данскому. Первое формулирование О. д. принадлежит Эпикуру и его последова­телю Лукрецию Кару.

Новая эпоха в истории теории О. д. (договорная теория происхождения гос-ва) связана с развитием бурж. отно­шений в Зап. Европе; эта теория послу­жила идейной основой борьбы с абсо­лютистской феод, монархией, подвергла критике феод, институты и идеологию. В противоположность учению о божеств, происхождении власти, её неограничен­ности и неответственное™, сторонники теории О. д., на основе доктрины есте­ственного права, утверждали, что гос-во, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав. Родоначальником новой доктри­ны О. д. считается Г. Граций. В своём развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охра­нительной (Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В уче­ниях Б. Спинозы и Дж. Локка даётся иная концепция О. д. Напр., Локк отвер­гает идею «естественного состояния» Гоб-бса, считая, что догосударственное обще­ство есть общество свободы и равенства индивидов и что договор, к-рый они затем заключают с гос-вом, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их «есте­ственных прав». В варианте Локка теория О. д. являлась правовым обо­снованием конституционно-монархич. правления.

Наиболее радикально концепция О. д. разработана Руссо в его книге «Об обще­ственном договоре». Руссо не только критиковал институты феод, гос-ва и права, он отрицал всю систему феода­лизма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку гос-во возникает на основе О. д., граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политич. и практич. деятельности якобинцев.

49.Понимание прогресса в истории философской мысли. Прогресс и регресс.

50.Культура и цивилизация. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта.

На сегодня имеется более двухсот определений понятия "культура", а это значит, что культура - чрезвычайно сложное и многократное явление, которое вызывает интерес специалистов разных наук.

Слово "культура" происходит от латинского colere, что означает культивировать или возделывать почву. Первоначальное слово "культура" употреблялось для обозначения сельскохозяйственной обработки, улучшения почвы. Но постепенно смысл слова начинает изменяться. Уже у Цицерона (106-43 до н.э.), римского юриста, оратора и писателя, встречается выражение "культура духа есть философия". Римский автор говорит о том, что дух, разум надо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. Таким образом, культура - это все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

Культура - система коллективно разделяемых ценностей, норм поведения, присущих индивидам или сообществам. Понятие "культура" позволяет объединить такие разнообразные явления, как труд рабочего на фабрике, труд издателя журнала, труд поэта, труд космонавта. Понятие "культура охватывает то, что относится к духовной культуре, политической культуре, военному искусству, способам деятельности людей в области суда и права, медицины, здравоохранения, изучения природных условий страны, торговли, сельскохозяйственному производству. Культура включает результаты труда людей, создаваемые деятельностью людей духовные и материальные ценности, организацию, стимулы, формы, условия человеческой деятельности. Культура - это выдающиеся достижения человечества. Вместе с тем культура - это реальная многообразная жизнь всех общественных слоев, достижения науки, общественно-политической мысли и художественного творчества.

Характерно, что в современную эпоху, в XX веке вместо понятия культура для выявления периодов в историческом развитии человечества стали употреблять понятие "цивилизация". Цивилизация (лат. civilis гражданский) употребляется в трех смыслах. Этим словом обозначают уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; современную мировую культуру; слово означает также третью ступень общественного развития, которая следует за варварством (первая ступень - дикость). В культурно-исторической периодизации, принятой в науке в XVIII - XIX веках, в истории выделяли дикость, варварство и цивилизацию. Сегодня некоторые ученые употребляют слово "цивилизация" вместо слова "формация".

51 .Диалектика причины и следствия. Детерминизм и каузальность.

ДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мате­риального и духовного мира. Централь­ным ядром, Д. служит положение о су­ществовании причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне определённых ус­ловиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Совр. Д. предполагает наличие разно­образных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производ­ства одного другим. Однако все формы реальных взаимо­связей явлений в конечном счёте скла­дываются на основе всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайны­ми), в совокупности к-рых выявляются статистич. законы. Применительно к раз­личным областям знания общие принци­пы Д. специфицируются (нередко гово­рят о физич. Д., органич. Д., социальном Д. и т. п.).

ПРИЧИННОСТЬ (Каузальность), генетическая связь между отд. состояниями видов и форм материи в процессах её движения и раз­вития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои опреде­ляющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями).

Вопрос о П. непосредственно связан с пониманием принципов строения мате­риального мира и его познания. На осно­ве П. организуется материально-практич. деятельность человека и вырабатываются науч. прогнозы.

Сущностью П. является производство причиной следствия. П. есть внутр. связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только стано­вится. Этим П. принципиально отли­чается от др. форм связей, для к-рых характерен тот или иной тип упорядо­ченной соотнесённости одного явления другому.

П. объективна; она есть присущее самим вещам внутр. отношение. П. все­обща, т. к. нет явлений, к-рые не имели бы своих причин, как нет явлений, к-рые не порождали бы тех или иных след­ствий.

Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое нек-рой причи­ной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, ока­зывается причиной третьего явления и т. д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутр. необходимости, наз. причинной или причинно-следственной цепью. Её можно назвать «цепью причинения».

52.Глобальные проблемы современности. Ноосфера как форма единения человека и природы. Экологический императив.

То новое, что внес XX век в существо проблемы, состоит в колоссальном росте масштабов антропогенного воздействия на природу. Гигантски выросла связанная с человеческой деятель­ностью теплоотдача в окружающую среду, выбросы вредных веществ в атмосферу, засорение не только рек и озер, но даже морских акваторий производственными отходами. В ряде мест­ностей содержание вредных веществ в атмосфере превышает допустимые меры. В наши дни нежелательные воздействия приобрели глобальный характер, создав острую экологическую ситуацию и ставя под угрозу само выживание человечества.

Способность природы ассимилировать (усваивать) вредные отходы производства далеко не безгранична.

Осознание этих процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран. В 1960 г. возникла общественная органи­зация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечест­ва.

Общая черта эпохи, переживаемой сейчас человечеством, состоит в том, что впервые за все время его существования пе­ред ним встала проблема выживания. Есть и угроза термоядер­ного самоуничтожения, и угроза экологической катастрофы. Вторая даже более опасна, ибо обладает свойством постепенно­сти, плавности, относительной незаметности своего наступле­ния. Человечество в основной массе до сих пор не осознало глобального характера развертывающегося экологического кризиса.

Общество возрастает из природы и не может отменить дей­ствие её законов. Единство природы и общества со всей если угодно трагичностью обуславливается действием Второго на­чала термодинамики. Невозможно существование систем, сво­бодных от роста энтропии. Невозможны полностью безотход­ные технологии, стопроцентная утилизация отходов, получение только одних позитивных результатов без негативных послед­ствий. Пока антропогенная деятельность человека носила ло­кальный характер, с этими пределами можно было не считаться. Когда она сегодня приобрела глобальный характер, эти пре­делы становятся важнейшим императивом дальнейшего разви­тия. На этой основе возникает важнейшее понятие экологиче­ского императива, суть которого: нарушения равновесия при­роды могут повлечь за собой неконтролируемые изменения ха­рактеристик биосферы, и могут сделать дальнейшее существо­вание человека на Земле невозможным.

Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание челове­чества, гармонизация его отношений с природой. Это коренное изменение глобальной стратегии развития человечества.

Новая глобальная стратегия исходит из того, что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разру­шена естественная среда обитания человека. Гармонизация от­ношений природы и общества - это высшая нравственная цен­ность человечества.

Существует общая перспективная идея для достижения этой гармонии - это идея ноосферы и коэволюции.

Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы XX столе­тия французским учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И. Вернадским. Мысль, по его взглядам, уже превратилась в явление планетарного мас­штаба. Преобразующая работа научной мысли должна привес­ти к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как воз­никновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласован­ный путь коэволюции человека и природы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.