![]() |
|
|
Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")36. Человек, класс, нация. Характер их взаимодействия.Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле, кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно, как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности — интуицию. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда мы можем сказать, что человек — это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения. Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности. Каждый человек является частью общества, а так как общество имеет классовую структуру, то и представителем какого-либо класса. Развернутое определение классов дал В.И.Ленин в работе "Великий почин". "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, их которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства". В этом определении выделяются следующие основные признаки, по которым возможно определить принадлежность людей к тому или иному классу: 1) место в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс. Нация— исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н.— более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации. Экономической основой возникновения Н. послужили ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Внутри каждой нации имеются несколько классов и в то же время в каждом классе данной территории могут присутствовать представители различных наций. 37. Мировоззрение. Вера. Убеждение. Духовность. Их философский смыслМировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д.. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания. 2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценности и особенно нормы являются тем средством, которое сближает цен-ностнозначимое для человека с его практическим поведением. Важнейшими составляющими этих компонентов являются такие моменты как вера и убеждение. Проблема роли веры и убеждения в познании может рассматриваться прежде всего с позиций места в познавательном процессе субъективно-личностных факторов. Для дальнейшего развития научного познания, принятие практических решений исследователю необходима определенная уверенность в достоверности своих знаний, необходимая для мобилизации духовных и физических сил, обретения психологической стабильности. Убеждение и вера представляют собой субъективно-личностное отношение человека к объективно неоднородному знанию. Вера и убеждение предполагают определенное эмоционально-волевое отношение к познаваемому объекту: в каждой из этих форм наличествует момент волевого выбора, преодоление сомнения, обретения состояния психологической стабильности. Переход к ним осуществляется в следующем компоненте мировоззрения: 3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-воле-вое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Но наряду с общими психологическими характеристиками убеждение и вера различаются как по предмету применения, так и по основаниям принятия решения. Убеждение — это выражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Знание и убеждение — однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект действительности. Убеждение же переводит этот объект в практическую сферу. Оно служит необходимым средством реализации знаний, создает целеустремленность, эмоциональное возбуждение, которое необходимо для практической реализации идеи. Предметом же веры могут быть только те идеи, которые еще не получили достаточного логического обоснования и не подтверждены практикой, т. е. не имеют значения объективных истин. Вера, в отличие от убеждения, имеет в качестве своего предмета гипотетические положения. 4) Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. Между логическими и эмпирическими предпосылками веры и содержанием самой веры имеется разрыв, преодоление этого разрыва осуществляется на основе волевого выбора, интуиции и других нерациональных форм познания. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. 38. Исторические изменения предмета философии.Предмет философии -- ПФ. Исторически понятие ПФ изменялось, тому есть объективные (состояние, уровень накопленных конкретных и философских знаний про окружающий мир, про духовные, в первую очередь познавательные способности, возможности как человека, так и общества в целом) и субъективные (своеобразность впервую очередь формы познания ПФ конкретным философом и школой) причины. Исторически первой теор. концепцией ПФ была древнегреческая, которую сформулировал Аристотель. Философия по нему – это учение о «первоосновах сущего» и наука о надчувственных принципах бытия. Аристотель тем самым сделал попытку самоопределения Ф, но в целом в антич. Ф есть тенденция включения в Ф не только специфич. философские предметности, но и предметности объектов конкретного, в частности, возникающего научного знания. В отл. от Аристотеля, в средневек. Ф предметом метафизики, как рационального, понятийного знания по Фоме Аквинскому, был Бог. Но Ф. Аквинский таким образом сделал Ф служанкой теологии. Радикальные изменения в определении ПФ начались при формировании научного знания в буржуазном обществе. В конце 16 -- начале 17 вв. начинается отделение от Ф отдельных наук. И возникает новая проблема – место Ф в системе конкретных наук, соотношения предметов конкретных наук и предмета Ф. При этом выявились 2 тенденции – позитивистская – нигилистичная относительно Ф и ее права иметь свой предмет; другая – соответственно с которой ПФ либо натур. Ф (особенное фил. учение об про природу), либо как метафизика – умозрительная, спекулятивная Ф, не оприраясь на обобщения конкретных наук, в рамках своего предмета задает, очерчивает предметы конкретных наук (Декарт, Лейбниц). Лишь в 19 в. удается конкретно определить специфику предметов конкр. наук и ПФ. На этот процесс большое влияние оказал диал. метод Ф, который сначала разработал Гегель, а потом материалистически обосновали Маркс и Энгельс. До этого в Ф практиковался метафизический подход (процессы и явления в природе не взаимосвязаны, не развиваются, ничего нового не происходит). Фил. метод диалектики, в отличие от идеалистического (Гегель), развивался с позиций материализма. Это необходимо учитывать, посколько в определении ПФ существенным явл. вопрос про соотношение материи и сознания, или, что то же самое, про природу и дух. Этот вопрос Энгельс назвал основным вопросом Ф. Признание первичности материи и вторичности сознания – это признание материализмом того, что основой мира есть объективная реальность, что именно ее развитие – условие развития сознания. В определении Энгельса объединяется материализм и диалектика. 39. Единство и разнообразие историко-философского процесса.Один ответ на вопрос: Истор.-фил. процесс (ИФП) -- процесс развития философии. Обыденный взгляд на историю философии (ИФ) исторический, т.е. акцент на историю, а не философию. Мы акцент делаем на философии, т.е. не на истории, а на философии, т.е. наш подход уже философский. Чем же выглядит ИФ для обыденного взгляда? ИФ – случайная последовательность учений различных философов, последовательность протяженностью уже 2500 лет. Чтобы перейти к философскому подходу, противостоящему обыденным, которые едины в одном об ИФ – это множество учений, надо задать вопрос: “Почему философия имеет историю?” Основание ИФ не во времени, не в истории. А в чем? В самой философии! Наш вопрос: “Почему философия имеет историю?” – более точно таков: “Почему философия имеет историю, которая есть история именно философии?” Сначала у нас будет предварительный ответ, т.к. предпосылки отрицательны: мы не знаем, что есть философия. Этот вопрос делится на два: что такое философия? что есть история философии (почему философия имеет историю)? ИФ – история нахождения предмета философии: каждый философ создает свое определение предмета. В ходе ИФ философия возникает как наука. Итак, философия – есть познание своего предмета, поэтому она не совокупность мнений, а ИФ – история становления философии наукой об этом предмете; история открытия многими философами предмета философии; это философия в исторической форме – как возникающая философия. Философия неотделима от своей истории: знать философию нельзя, не зная ИФ, но и знать ИФ нельзя без знания философии. Изучение ИФ должно содействовать разрешению этого действительного противоречия, состоящего в том, что ИФ и философия – одно и тоже, и не одно и тоже. Попытаемся наметить его решение, сформулировать предварительное понятие ИФ. Почему в ИФ множество учений? Если бы предмет философии был “до” философского познания, то он мог бы быть открыт одним философом, но, т.к. предмета философии не существует до его познания, то каждый философ выдвигает свой взгляд на предмет философии. Каждый из философов претендует на абсолютную завершенность и законченность познания предмета философии. Он является “догматиком” в отношении к себе самому и “скептиком” в отношении к другим. Каждое философское учение не было бы философским, если бы в нем не было бы того философского содержания, которое требовалось бы сохранить. В ИФ осуществляется не только опровержение, но и сохранение того истинного, что было в каждом философском учении. Правы оба, говорящие об одном, но по-разному, если второе есть действительно иное определение одного. Сохранение предшествующих определений происходит через усвоение истинного содержания в предшествующих учениях. Философия каждого последующего включает в себя истинное в учениях предыдущих философов. Итак, имеются два противоположных процесса: философия становится ИФ, а ИФ – философией. Единая философия становится многими философскими учениями, но в каждом содержатся все предыдущие учения. Поэтому ни одно философское учение никогда не может быть опровергнуто полностью. В каждом философском учении есть не только нечто преходящее, но и вечное. Философские учения по этому второму процессу не только различны, но и едины. И это единство не внешнее, а глубоко внутреннее. Все учения, заслуживающие названия философских, являются необходимыми моментами ИФ, но ни одно из них не выражает предмет философии целиком. Необходимо знать все множество и единство философских учений. Но, на самом деле, здесь не два, а три момента. Самый трудный для понимания – третий момент. 1-ый процесс: философия становится ИФ; 2-ой процесс: ИФ становится философией. Эти процессы просты, т.к. противоположны, но, и в этом заключается третий момент, в действительности эти противоположные процессы образуют один процесс. Если изображать наглядно - это круг. Это не путь все выше и выше – пусть низшие плачут, т.к. последнее было бы лучшим. ИФ есть круг, а не спираль без начала и конца. ИФ не безусловный прогресс, а, идя вверх, – идем вниз, а, идя вперед, – назад. Пройдя круг, мы придем не просто к современной философии, а к философии как таковой. Моменты в ИФ: множество (Ф->ИФ); единство (ИФ->Ф); единство единства и множества (Ф<->ИФ). Нужно иметь в виду, что единство и различия в ИФ не остаются одними и теми же – они развиваются. В начале ИФ различие настолько не развито, что кажется принципиального различия - нет. Философы как бы говорят почти одно. Но также не развито в начале и единство – кажется, что говорят разное. Мы должны уловить, что все выступившее многообразие философских учений сводятся в их развитое единство. Поэтому: 1) философия одна для всех времен и народов; 2) ни одно учение нельзя понять, вырвав его из целого ИФ. Следовательно, задачи: прежде всего, познакомиться со многими учениями, а понять их можно только в конце. В результате все философские учения в ИФ сводятся к одному вопросу: “Что есть Истина?” Истина – вот предварительное наименование предмета философии. Философы занимаются познанием Истины. Второй ответ на вопрос: История философии (ИФ) – наука, чей предмет – становление и развитие Ф, закономерности и фазы ее развития. Сначала, в антич. эпоху, существует просто перечень мнений предществующих мыслителей. Позже формируются научные подходы к ИФ, кот. пытаются связать ИФ с общим развитием истории. Особый интерес представляет гегелевский подход к ИФ. Основным принципом ее было положение о том, что последовательность фил. идей во времени воспроизводит последовательность логических категорий в развитой философ. системе, а именно, в гегелевской. ИФ по Гегелю это процесс развития мысли в осознании истины; истина может быть раскрыта лишь во всей истории человеческой мысли. В концепции Гегеля есть очень важные моменты: идея о зависимости развития Ф от истории общества (многообразие), идея о ИФ как о развивающемся постижении истины (единство). Но -- гегелевская концепция в целом неприемлима в силу ее идеалистического характера: ИФ представляется Гегелем как саморазвитие абсолютного духа, что приводит к искажению действительной истории. Научный подход к ИФ возможен только с позиций диалект. и историч. материализма. Научный анализ ИФ исходит из необходимости рассматривать развитие Ф как процесс, обусловленный соц.-эконом. и политическим развитием общества. Но недостаточно определить закономерность Ф от исторических условий общества, но и необходимо определить почему именно данный строй породил такую систему фил. взглядов. Тогда диалектико- материалистический подход позволяет представить ИФ как единый процесс формирования истины (единство), а попытки решения каких-либо вопросов -- как вехи на пути истории общества и познания (многообразие). 40. Древняя (ориенталистическая и античная) философия как колыбельвсех следующих типов философии.Ориенталистическая философия — восточная. Китай – древнекитайстая диалектика в источнике «И цзин» формулируется как взаимодействие сил «инь» и «ян», выступающих символами полярных начал – тьмы и света, покоя и движения, мужского и женского. Индийская философия также имеет огромную историю, на начальном этапе которого рассматривались духовное и материальное начала всего. Античная Ф складывалась на основе перенесенных с Востока (Китай, Египет, Индия) зачатков астрономических, математических и тд знаний, а также в результате освобождения фил. мысли из плена мифологических представлений. В 5 и 6 вв. до н. э. Ф и знание о природе еще не отделены друг от друга. При отсутствии проверки число возникавшихгипотез фил-скогообъяснения мира было велико. Это многообразие и уровень разработки сделали АФ школой фил. мышления для следующих времен. Энгельс: «В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрения». Исходной точкой АФ был фил. материализм. Фалес, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли от одного, причем вещественного, начала. Их материализм носил еще наивный характер, начало они видели в каком-то определенном веществе. Это представление сочеталось с убежденностью, что в мире «ничего не остается неизменным, а все движется, изменяется». В наиболее яркой форме этот наивный диалект. подход был выражен Гераклитом – «Все течет и ничто не остается на месте», «все есть обмен противоположностей». Метафизическое мышление также присутствовало, только у кого? Дальнейшее развитие материализма связано с именем Демокрита, попытавшегося проникнуть в строение материи и развившего гипотезу, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, в которой они движутся (атомистика). Однако внутри этой наивно-материалистической основы наметились воззрения, приведшие к возникновению идеализма. Воззрения раскола на материалист. и идеалистич. направления появилисьуже у самых ранних греч. философов. Эти воззрения превратились во вт. половине 5 и первой пол. 4 вв. до н. э. в противоположность материализма и идеализма. За тысячу лет развития АФ материализм и идеализм, метафизика и диалектика претерпели сложные изменения, отражавшие диалектику развития античного общества. Идеализм в АФ – это Сократ и особенно Платон (объективный материализм). С этих пор в Ф прослеживаются 2 борющиеся между собой основные линии развития: материализм и идеализм (линия Демокрита и линия Платона). Аристотель колебался между этими двумя направлениями, особенно интересна его критика центральной в платоновском идеализме теории «идей» (отделявших сущность вещей от самих вещей). Аристотель внес большой вклад в развитие диалектики, создал первую в истории Ф систему категорий, заложил основы логики.
41. Философия Древней Индии и Древнего Китая(Реально надо отсканировать Фролова. Дойду до человека со сканером – исправлю ситуацию. Там поумнее написано. Начало из него.) Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. В Индии путь формирования систематизированного философского знания пролегал через оппозицию к брахманизму (Б) ассимилировавшему племенные верования и обычаи, зафиксированные в четырех самхитах, или Ведах (В) («Веда» - знание), - сборниках гимнов в честь богов. Позднее веды обрастают брахманами (описанием, комментарием), а еще позже – араньяками («лестными книгами»), и наконец упанишадами (от словосочетания «сидеть около ног учителя»). Весь корпус ведических текстов считался откровением. Толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали авторитет жрецов. Первыми еретиками стали монахи проповедники – шраманы («совершающие усилия»), усилия были направлены на осмысление ведийской религии. VI-V века до н.э. были отмечены распространением множества критических по отношению к брахманизму религий. Главные: адживика (натуралистическо-философское учение), джайнизм и буддизм. Первыми свидетельствами самостоятельного изложения философской мысли явились сутры (изречения, афоризмы). Отныне и вплоть до нового времени Индийская философия развивалась в русле 6 классических систем – даршан (санкхья, йога ...), ориентированных на авторитет Вед и неортодоксальных учений: материалистической чарвака, или локаята, джайнизма и буддизма. Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Так же ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим програссом, появлением денег и частной собственности, рост научных знаний, создали благоприятную почту для духовных перемен. Первыми «оппозиционерами» (чему??? Ну этого нет) стали бродячие мудрецы подготовившые в эпоху «Чжань го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии. Ранние памятки «Ши цзин» («канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»). Как и в Индии философские школы складываются в V в до н.э. Приблизительно в этот же период философия становится авторской. Если в Индии философские школы так или иначе соотносились с ведизмом – в Китае с конфуцианской ортодоксией (во II в до н.э. Конфуцианство добилось официального статуса государственной идеологии). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |