рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

Фундаментальное понятие: субстанция – это вещь в особом метафизическом

смысле, самодостаточное сущее. Сотворенный Богом мир делится на два рода

субстанций – духовную и материальную. Существует еще третья высшая

субстанция – Бог.

Духовная субстанция неделима, обладает главным атрибутом - мышлением. От

него производны впечатления, воображения, желания, чувства и др. Духовная

субстанция имеет в себе цели, изначально ей присущие, а не приобретенные на

опыте. ( Духовный мир человека – врожденный. Врожденные идеи: идея Бога,

основные математические и логические понятия. Духовный детерминизм:

духовное порождается духовным и только им.

Материальная субстанция делима до бесконечности, обладает главным атрибутом

– протяженностью. От него производны понятия: фигура, положение, движение.

Материальное вызвано материальным.

Дуализм Декарта: он признавал наличие двух независимых субстанций (в

отличие от монизма – единая субстанция).

19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.

Рене Декарт (1596-1650). Разработчик рационализма. Воспитанник иезуитского

коледжа, дающего серьезное образование. Был офицером французской армии.

Родоначальник науки, философии и математики Нового времени. Работы:

«Правило для руководства ума», «Трактат о свете», «Описание человеческого

тела», «Рассуждения о методах». Выделил понятие рефлекса (нервы, мозг,

мышцы).

Декарт предложил способ мышления, который приняла вся Европа – рационализм.

Если у эмпиризма начало познания – опыт, то Декарт понимал, что это не так.

Декарт считал, что начало познания – ум, но его сначала нужно развить,

научить всему, в том числе математике (той, которая была у древних греков).

Человек (его ум, интеллект) располагает двумя способами познания:

1. Интуиция – ум и только он усматривает некое простое знание. Это

прирожденные истины, но они не заданы физическими родителями (от них

только тело). Эти знания – от Бога. Например: природа телесна,

детерминирована, состоит в движении тел, движение неуничтожимо. Интуиция

дает аксиомы. Два критерия аксиомы: ясность и очевидность.

2. Дедукция - знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное

знание – обоснование теорем в науке. Дедукция осуществляется средствами

математики, так как она предполагает количественную определенность. Под

математикой Декарт понимал, кроме арифметики и геометрии, астрономию,

музыку, механику. То есть под математикой понимаются те науки, в которых

есть количественные соотношения, и совершенно все равно, в чем

отыскивается эта мера (числа, фигуры, звуки, звезды).

Три орудия познания:

1. Чувства – контакт с настоящим. Интеллект нужен для интерпретации чувств.

2. Память - контакт с прошлым.

3. Воображение – проектирование будущего.

Возникают сомнения в том, что дают чувства, в знаниях, полученных от

других. Доказательство возможности достоверного знания: я сомневаюсь в

достоверности своего знания, но я не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь,

что существует моё сомнение, моя мысль ( существую я сам ( существует мир

вокруг меня. “Cogito ergo sum”. Способность к мышлению задана сверхприродой

человека – Богом.

Кроме мышления у человека есть способность воли. Воля часто забегает вперед

мышления и ошибается. Ошибки и заблуждения объясняются не кознями дьявола,

а тем, что человек сначала действует, а потом думает.

Метод научного познания Декарта называется аналитическим или

рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и

непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается

математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части

и сначала изучения их в отдельности, а затем движения мысли от простого к

сложному. Критерий истинности – в ясности и очевидности знания.

20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о

соотношении свободы и необходимости.

Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ. Родился в еврейской семье,

получил глубокое образование; его прочили в лучшие талмудисты (толкователи

талмуда). Знакомство с Декартом. Он порвал с религиозной общиной, подвергся

великому отлучению. Такой человек не мог найти работу, был обречен. Но

Спиноза нашел работу: он занялся шлифовкой стекол для микроскопов и т.п.

Потерял зрение. Главная работа: «Этика» - посвящена проблеме смысла жизни.

Существует единая субстанция: природа или Бог (это монизм). Бог и природа

единая субстанция (пантеизм). Бог растворяется в природе, отождествляется с

ней. Он не носит характера личности. Природа является причиной самой себя

(causa sui). Никакой случайности не существует по определению

(демокpитовский детерминизм). Случайность - результат нашего незнания. Бог

создал вещи единственным образом. Бог есть необходимость и следствие

природы, поэтому чудеса невозможны.

У субстанции есть атрибуты (ее неотъемлемые свойства, постоянно

присутствующие в ней). Атрибутов великое множество. Человеку субстанция

открывается с точки зрения двух атрибутов (это познаваемые атрибуты):

протяженности (телесности) и мышления (духовности). Вся материя от камня и

до человека наделена этими двумя качествами, хотя и в разной степени.

Человеческое мышление – лишь частный случай мышления вообще. Мышление есть

самоосознание природы. Мир познаваем. У Бога может быть бесконечное

количество атрибутов (мы о них просто не знаем).

Модусы - конкретные воплощения атрибутов в реальном мире. Порядок и связь

модусов (т.е. вещей) в мире такой же, как и у атрибутов (идей). Субстанция

порождает атрибуты, потом затрачивает модус, потом появляются и исчезают

реальные вещи. Движение и покой - равноправные модусы протяжения.

Есть две части природы:

1. Природа порождающая - несет в себе активный импульс – модусы

(накопители, хранители информации о предметах).

2. Природа порожденная - это фиксация импульса в порожденной форме

(субстанция).

Смысл жизни в том, что человек должен стремиться познать субстанцию и

познавать ее на основе интуиции (высшая познавательная способность). Или:

жить в одном ритме с субстанцией (духовное переживание субстанции).

«Свобода есть познанная необходимость». Это свобода человека, созерцающего

субстанцию и не нуждающегося ни в чем. «Не смеяться, не плакать, не

проклинать, а понимать».

21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об

ограниченности локковского сенсуализма.

Многое сделал для математики: дифференциальное и интегральное исчисление.

Лейбниц оперировал двоичным исчислением, предложил макет вычислительной

машины. Он был поэтом, юристом, историкам и т.п. Лейбниц открыл бактерии с

помощью микроскопа.

О соотношении истин факта и истин разума.

Понять метафизику можно только с помощью разума, чувственный (локковский)

подход тут неприменим. Лейбниц: «Новый опыт о человеческом разуме» -

опровержение Локка: «В уме нет ничего, чего нет в чувствах, за исключением

самого ума». Принцип достаточного обоснования. Чтобы понять нечто надо

найти совокупность причин, обусловливающих вызывание этого нечто. Ничто не

происходит само собой без причины. «Все в этом мире имеет обоснование,

чтобы появиться и исчезнуть». Но обосновать все невозможно. Должны быть

некие истины, не требующие обоснования (врожденные, первичные истины).

Истины факта (за окном идет дождь) – из них нельзя ничего получить, истины

разума - их можно трансформировать в некие принципы, строить здание науки.

Врожденными являются не какие-то конкретные вещи, а лишь тенденции,

склонность к этим истинам.

Монадология

Если Спиноза выступал с позиций монизма (существование единой субстанции),

то Лейбниц предложил концепцию плюрализма, то есть существование множества

субстанций. Он считал, что мир состоит из замкнутых областей – монад (его

работа – «Монадология»). Каждая монада – самодостаточная субстанция,

которая лежит в основе всего. Монада это идеальная одухотворенная сущность

самой вещи (принцип провозглашения идеальной сущности). Принцип плюрализма:

монад бесконечно много. Принципы: иерархичности (выстраивается иерархия

монад), непрерывности (не может быть вакуума между монадами),

предустановленной гармонии (каждая монада развивается самостоятельно,

каждая сама по себе, а мир устроен разумным образом, значит, монады

синхронизированы между собой, гармонизированы Богом). «Мы живем в лучшем из

миров, и все, что ни делается, делается к лучшему». «Бог, создавая мир,

имел возможность различных вариантов, он мог бы создать мир без зла, но

почему он создал мир таким? Другой мир был бы несовершенен». Принцип

органицизма. Весь мир это совокупность бесконечного количества организмов,

каждый из которых развивается по своим законам. Монады обладают активностью

и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении.

Монады разделяются по степени активности:

1) Монады, которые не отделяют себя от себя и себя от всех (неорганический

мир и растения). Им присущи лишь смутные представления.

2) Монады, которые отделяют себя от всех, но не отделяют себя от себя

(животные). У них представления достигают ступени ощущений.

3) Монады, которые отделяют себя от всех и отделяют себя от себя, т.е.

обладают самосознанием (человек). У него представления достигают ясного

понимания, осмысления. Именно человек, способен творить духовные и

материальные вещи.

Лейбниц развил учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире,

как зеркале единой и бесконечной Вселенной.

О категориях «пространство» и «время»

Пространство и время не есть самостоятельные начала бытия, существующие

наряду с материей и независимо от нее.

Пространство – порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел,

существующих вне друг друга.

Время – порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и

вторичные качества.

Дж. Локк (1632-1704). Мозговой центр английского пуританского

революционного движения. Основная работа: «Опыт о человеческом разуме»,

работа о воспитании, как воспитать джентльмена. Два трактата о правлении.

Разработал принципы переустройства общества на началах либерализма и

демократии.

Локк дает детальную проработку эмпиризма, выявляет его противоречия. Он

выступает как последовательный ньютонеанец. Человек – телесное существо,

которое может познавать и действовать в соответствии со знаниями. Локк

спорит с концепцией Декарта о прирожденных идеях. Знание возникает на

опыте. Он говорит, что в уме человека не может быть ничего, чего нет в

чувствах (до чувственного опыта ум человека – чистая доска). Опыт бывает:

1) Внешний (телесный)– переживание внешнего мира;

2) Внутренний (рефлексия) – самосознание, самонаблюдение.

Только получив данные опыта (внешнего и внутреннего) человек способен

познавать. Это сенсуализм. Результаты опыта обрабатываются умом. Процесс

познания включает в себя 3 уровня познания:

1) Чувственное познание – контакт с внешним миром. Это низший вид познания

– знание факта.

2) Интуитивное познание – выделение аксиоматики, простейших соотношений.

3) Демонстративное познание – демонстрация логических умозаключений.

Ум получает от органов чувств «простые идеи» и создает из них так

называемые «сложные идеи», т.е. идеи вещей и их отношений. (Пример: Яблоко

- нечто: красное, круглое, твердое – простая идея, которая соединяется в

сложную идею «яблоко»). Идеи соединятся со словом в сознании человека и

материализуются в языке. Сопоставляя сложные идеи (абстрагируя), ум

получает общую идею. Процесс абстрагирования завершается двумя предельно

общими идеями – идеями материи и пространства.

Противоречия:

1) Ум имеет дело не с реальностью, а с простыми идеями; ум замкнут внутри

себя. Что же является реальностью?

2) Локк лишил статуса реальности предельно обобщающие категории движения и

пространства.

3) Рационалисты знают, что такое мысль – это понимание. Локк же не понимает

природы самого понимания.

Локк вводит первичные и вторичные идеи:

1) Первичные: форма, движение, плотность (т.е. которые можно почувствовать

осязанием и которые описаны механикой). Они принадлежат самому объекту, и

мы можем лишь скопировать их (принцип отражения).

2) Вторичные – все остальные (цвет, вкус, запах и т.п.), не опирающиеся на

осязание, впечатления. Они принадлежат субъекту, то есть являются его

переживанием. Это как бы смутное, затуманенное отображение первичных

качеств.

Это ошибочно. Разницы тут нет.

23) Социально-философские взгляды Локка.

Локк – отец современного либерализма. Цель: освободить человека от всех

форм зависимости от других людей. Социальная философия Локка стала основой

английской политэкономии. Адам Смит – ученик Локка.

Границы собственности: выход за границы необходимой собственности не в том,

что у человека много собственности, а в том, когда часть собственности

лежит без движения, не принося ему никакой пользы. Локк против феодальной

собственности. У феодала много собственности, но часть ее не приносит

пользы ни ему, ни обществу (критерий – порча собственности). Лишнее надо

продать, обменять и т. п.

Человек является собственником, в первую очередь над своей личностью,

своими действиями и результатом своего труда. В основе собственности лежит

труд в любой его форме. Земля – мать богатства, а отец – труд. Только труд

дает право на собственность. У Локка любое деяние являются трудовым деянием

(то, что провозглашает протестантизм – труд предпринимателя).

Гражданское общество - свободное рыночное общество, общество

самодействующих индивидуумов. Государство строится на основе общественного

договора. Государство не возвышается над обществом, а служит ему. Это

принцип первичности гражданского общества, частных отношений людей перед

экономикой. Базисом такой государственной системы является верховенство

прав личности. Государство должно обеспечить эти права человеку.

Главные права личности:

1) Право на жизнь.

2) Право на свободу.

3) Право на собственность.

Государство должно быть правовым, т.е. оно должно быть ограничено и связано

правом. Политическая власть должна быть разделенной на три института:

1) Законодательная власть – Выбирается народом. Ее задача: связать законами

действия людей и исполнительной власти. Это нужно, чтобы исполнительная

власть не создавала законов под себя. Главная фигура – налогоплательщик.

Он нанимает власть и содержит ее. Законодательная власть формирует бюджет

как закон, а исполнительная – расходует эти деньги. Налоги должны быть

щадящими.

2) Исполнительная власть

3) Федеральная власть – муниципалитеты, исполнительные советы и т.п.

Потом Монтескье добавил судебную власть.

Идеальным является общество, в котором правят не люди а законы, и все эти

власти являются сдержками и противовесами друг к другу. Сувереном является

народ. Если государство выступает против народа, то народ может выступить

против государства в т.ч. насильственным путем.

Социально-философские взгляды Локка положили начало осмысленному

реформированию Европы на основе либерализма и демократии. «Трактат о

правлении Локка послужил основой Конституции США, Франции и др.

24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.

Джордж Беркли (1685-1753)

Беркли первичные и вторичные качества приписал субъекту ( опустошил объект.

Познание идет от чувственных переживаний, и эти переживания есть

единственная реальность (плотность и форма – такие же переживания, как цвет

и вкус). Он отказался от понятия материи. Наше восприятие каждой вещи

полностью разлагается на восприятие набора отдельных ощущений. Где же тут

материя? Ее как таковую ощутить невозможно. «Быть – значит быть

воспринимаемым».

«Мир для нас является таким, каким мы его воспринимаем». Вопрос: Как

отличить реальные переживания от галлюцинаций? Чем объяснить, что разные

люди переживают одинаково? Ответ: Реальные переживания одновременно

являются переживаниями сверхсубъекта (Бога), т.е. это интерсубъективная

реальность. Если эту березу никто не видит, значит, ее нет? Нет, она есть,

ее видит Бог.

Дэвид Юм (1711-1776)

Концепция европейского скептицизма. Юм согласен с Локком, что все знания из

чувств и с Беркли, что существовать – значит быть воспринимаемым. Но Юм

полагает, что за ощущениями скрыта реальность, которую человек не в

состоянии познать. «Трактат о человеческой природе». Интуиции нет. Есть

только дедукция. Материал для нее добывается чувственным опытом. Все знания

из опыта (из чувственных переживаний). Эти знания из опыта (явления) есть

единственная реальность. Эту чувственную реальность мы обобщаем и строим на

основе нее суждения, а та реальность, которая скрыта за чувствами, нам

просто не дана. Человек не только разумное, но и деятельное существо.

Человек должен освободиться от туманного знания (метафизических предмета),

которые мешают познанию. Их 3:

1) Природа как механизм

2) Душа как механизм

3) Бог

Разуму доступны лишь 2 рода объектов:

1) Факты идущие от впечатлений.

2) Отношения между объектами ума (чисто мыслительными объектами). Это не

реальные объекты, а лишь инструменты познания.

Суждение носит вероятностный характер. Необходимое знание – это знание

арифметики, геометрии, т.е. то, что никакого отношения к опыту не имеет

(т.к. это отношения между идеями). Пример. 2(2=4 – необходимая истина,

потому что она определена не устройством мира, а устройством нашей

арифметики. Необходимые истины являются инструментом познания окружающего

мира. Необходимое знание имеет лишь правила формирования языка.

3 принципа связи явлений (типов отношений) в процессе познания:

1) сходство во времени;

2) сходство в пространстве;

3) причинность.

Проблемы познания причинных связей

Вся наука занимается установлением связи причины и действия. Разумом эти

отношения не открываются, а лишь опытом. Всё сводится к привычке наблюдать

одно явление за другим. «Все заключения из опыта суть действия привычки, а

не рассуждения»

Опыт ( факты опыта ( язык ( привычка.

Процесс познания бесконечен. Он строится на уточнении или опровержении

предыдущего опыта. В человеческих знаниях большое значение имеет вера. Мы

верим, что должно быть так, как это было, как мы наблюдали ранее. На самом

деле, из того, что одно явление следует за другим, не следует (нельзя

доказать), что первое есть следствие второго.

У человека 2 инструмента познания мира:

1) Наблюдения.

2) Математика (наш внутренний порядок).

Критерий истинности знаний – полезность для развития техники и т. п. То же

он говорит и обо всем духовном. Душа – вымысел или что-то, скрытое от нас.

Абсолюты, выделенные философией XVII в. (Бог, душа, материя и т.п.)

являются фетишами (они не нужны). Юм был последовательным атеистом. Он был

отлучен от церкви, его запрещено было предавать земле (родственнике

похоронили его, приковав гроб к своду пещеры – сейчас он является одной из

достопримечательностей Шотландии).

«Исследование о человеческом познании». Заключение: возьмем любую книгу –

содержит ли она рассуждение о фактах или количественных соотношениях?

Содержит ли она абстрактное рассуждение? Если нет, то бросьте ее в огонь. В

ней нет ничего кроме софистики и заблуждений. Юм был апологетом

естественных наук. Для выживаемости человечества достаточно физики и

математики.

Ограничение Юма:

1) Он абсолютизировал знания, проигнорировав, что, кроме знаний, люди

нуждаются в ценностях (любовь, дружба и т. п.). Юм считал, что знания

нужны, чтобы упорядочивать жизнь людей. Он сводит жизнь человека к

простой выживаемости.

2) С помощью чувств человек не может познать Бога, природу, материю, душу и

т.д. (соглашаясь с Юмом), но он должен сохранить их в своей вере

(опровергая Юма).

3) Юм отвергает интеллектуальную интуицию.

25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское

понимание предмета философии.

Кант (1724-1804) родился, учился и умер в г. Кенигсберге (Калининград).

Свою должность (профессора) он занимал с высочайшего соизволения Елизаветы

Петровны, следовательно, мы можем считать его русским философом (Восточная

Пруссия была негласно под протекторатом России). В конце жизни Кант -

ректор Кенигсбергского университета.

Творчество Канта - 2 периода:

1. Докритический.

2. Критический ("Критика чистого разума", "Критика практического разума",

"Критика способности суждения").

Эволюционный подход в ранних работах Канта.

В докритический период Кант - последователь Лейбница-Вольфианской

философии, которую он сам называл догматической: утверждение абсолютных

предметов, отправляясь от интуиции (бог, душа).

Чем прославился Кант в докритический период:

1. Первая космогоническая система Канта-Лапласа.

2. Причины остановки вращения Луны.

3. Причины замедления вращения Земли.

4. Приливы и отливы

(б) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом.

Кант совершил коперниканский переворот: от внешнего мира - к человеку.

Благодаря Канту предметами философии становятся общество, культура,

история, человек. Если до Канта предметом философии был мир, то Кант

смещает интерес на человека. Человек - первый и единственный предмет

философии и философствования. "Философия - наука об отношении всякого

разума к конечной цели человеческого разума".

Философию можно подвести под следующие вопросы:

1. Что я могу знать? (разум)

2. Что я должен делать? (этика)

3. На что я смею надеяться? (религия)

4. Что такое человек?

В сущности 3 первых вопроса можно свести к последнему.

Ответ: человек – строитель культуры. Каркас человека состоит из 3-х

способностей:

1. Познавательная способность, которую мы прилагаем к природе (рассудок,

логика, наука, размышление, основанное на фактах).

2. Практическая способность (способность желания, нравственная способность)

имеет дело с тем, что должно быть.

3. Эстетическая способность

Человек для себя – последняя цель. Цель человека – самоосуществление.

Долженствование – атрибутивный признак человека. Человек - это существо,

которое всегда должно. "Ты должен ( ты можешь". Люди, зацикленные на первой

способности, этого не понимают. Первая способность - это закономерность;

Вторая - это конечная цель, идеал. Благодаря своему Я человек и есть

личность.

Три максимы мыслящего человека:

1. Думать самому. Любое принуждение минимизирует человеческое в человеке.

2. Мыслить себя в общении с людьми на месте любого другого.

3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.

Загадками является мир, в котором живет человек и сам человек. "Две вещи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.