рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

вызывают восхищение: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне".

26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах

познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.

Кант объясняет познание в полном соответствии с Юмом: познание начинается с

опыта, чувственного восприятия. Человек – земное существо, и способен

познавать только то, с чем он имеет вещественный контакт. В отличие от Юма,

Кант считает, что в явлении есть скрытая часть (вещь в себе, вещь сама по

себе). Эта часть вещи не находится в вещественном контакте с человеком. «Я

критикую знания, чтобы очистить место вере».

Человек располагает некими инструментами (механизмами) познания. Они

априорны, т. е. существуют до опыта. Эти механизмы познания человек

запускает на основе опыта. Априорные формы чувственности: пространство и

время, априорные формы рассудка (категории). Эти формы не прирожденные, они

просто существуют до опыта. Человек так устроен, что все располагает в

пространстве и времени. Априорное основание пространства – геометрия, а

времени – арифметика. Благодаря априорным формам чувственности опыт

организуется. Осмысление чувственного созерцания осуществляется рассудком.

На основе категорий возникают понятия. Но сами они ещё не есть знания.

Мысли без чувственного созерцания – пусты, созерцание без понятий – слепы.

Только из их соединения может возникнуть знание. Позднее процесс осмысления

ученые назовут интерпретацией. Нашему сознанию доступны только явления

вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами

только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на

наши органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в

единство и порядок силами нашего разума.

Познание выступает активным процессом. Познание есть творческая

деятельность, осуществляемая агентом познания. Соединение чувств и

категорий рассудка происходит в процессе познания. Знания - это наше

отношение к природе, а не знание природы (природа - "вещь в себе").

Познание есть конструирование на основе тех инструментов, которыми мы

располагаем. Кант постулирует примат практического разума над

теоретическим. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы

познавать.

В состоянии ли рассудок познать? В процессе познания неизбежно возникает

состояние антиномии: рассудок пытается познать то, что находится за

пределами опыта. Кант приходит к выводу, что Бог правомерен как некий

внутренний идеал. Антиномии (в книге "Критика чистого разума").

Кант выделяет 4 антиномии чистого разума:

Тезис - попытка выйти за пределы опыта (позиция метафизики).

Антитезис - попытка ограничиться опытом (позиция физики).

1. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.

Антитезис: Мир не имеет начало во времени и границ в пространстве.

2. Тезис: Все в мире состоит из простых частей. Есть некоторая элементарная

единица.

Антитезис: Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей. В

мире вообще нет простых вещей.

3. Тезис: Для объяснения явлений природы наряду с причиной существует и

свобода (как некое сверхприродное основание хода событий).

Антитезис: Нет никакой свободы. Все совершается в мире только по законам

природы.

4. Тезис: В мире есть бог.

Антитезис: В мире нет бога.

27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате

практического разума над теоретическим.

Комментарий к 3-й антиномии Канта: человек – житель 2-х миров, он живет и в

мире природы, но и в мире свободы, нравственных законов. Он действует по

законам природы, но каждый раз действует на основе своей свободы. Природу

он познает, а в мире свободы он действует, причем выступает конечной

причиной своего действия. Как согласовать природу и свободу? Посредством

примата практического разума над теоретическим, примата деятельности над

познанием. Ты должен искать реализацию своего долженствования в природе,

но, не нарушая природу. Кант и культуру рассматривает в двух измерениях:

(1) техника умений и (2) культура воспитания, формирования человека как

личности.

Кант полагает, что свобода не есть произвол. Она связана неким

долженствованием. Человек связан некими предписаниями (императивами). Часть

из них – прагматические: привычный распорядок дня и т. п. Но есть и

категорические императивы. В их основе – нравственный закон. В основе

нравственного закона – принцип: человек есть самоцель, а не средство. Это

уже было: принцип «жень» и Нагорная проповедь. Формулировка категорического

императива: "Поступай так, чтобы максима твой воли (твое поведение) имела

силу всеобщего законодательства". "Поступай так, чтобы свободное проявление

твоего произвола было совместимо со свободой каждого". Категорический

императив нельзя доказать, так как он лежит в основе всего. Принцип: "Ты

должен => ты можешь". Человек должен стремиться к такому состоянию, когда

полностью реализуется категорический императив (благодаря просвещению).

Культура – последняя цель природы, воплотить которую призван человек. Право

– это императив, в рамках которого произвол одного человека совместим с

произволом другого. Законодатель, исполнитель и судья координированы между

собой, подчинены друг другу. Наилучший строй тот, где власть принадлежит не

людям, а закону.

Кант опровергает все доказательства бытия Бога. Он говорит, что понятие

бога - это некий идеал, который существует в душе. Протестантская этика:

путь к богу через трудовую деятельность. Кант считает, что протестант -

выродившийся христианин, так как у него по сути нет веры (а Бог - это

только некоторая нравственная ценность).

28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического

процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное

– разумно, всё разумное – действительно».

Гегель (1770-1836). Его заслуга и ограниченность заключается в том, что он

усилил коперниканский переворот Канта и довел его до абсурда. Гегель:

сажает дерево свободы во время Французской революции; приветствует шествие

Наполеона по Европе; превращается в официального философа Прусской

монархии.

Три загадки. Что есть и откуда:

1. Природа

2. Жизнь

3. Культура

Началом всего сущего является некоторая абсолютная идея, обезличенная

наука, мировой разум, мировой дух, саморазвивающаяся рациональность, не

имеющая предпосылок. Она соединяет субстанцию и самосознание. Гегелевская

абсолютная идея отличается от платоновской тем, что она находится в

самодвижении, двигаясь от абстрактного к конкретному. Абсолютная идея

реализуется людьми, начиная с определенного этапа, но лишь постольку,

поскольку они удовлетворяют требованиям культуры, истории и т.п.

Гегелевская абсолютная идея иногда считается неким воплощением христианских

идей.

Основной итог гегелевской философии: нужно подходить ко всему с точки

зрения развития, диалектики. Диалектический подход Гегеля - это

рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика

на всех уровнях, является определяющим фактором и для природы и, для всего

мира). Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие.

Становление - нечто взаимодействует с чистым бытием. Категории качества и

количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.

Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество

плюс качество есть мера.

Абсолютная идея - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и

развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель –

в самопознании. В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа:

Этапы самопознания абсолютной идеи:

1. Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).

2. Воплощение замысла в природном материале - натурфилософия.

3. Духовное и природное соединение вместе в истории общества - философия

духа.

Этапы реализации абсолютной идеи (?):

1. Вначале абсолютная идея формулирует себя как некоторый замысел - тезис.

2. Затем она формирует из некоторого материала воплощение замысла -

антитезис.

3. Недовольство замысла реализацией приводит к появлению синтезиса. Сам

синтезис становится тезисом и т.д.

тезис ( антитезис ( синтезис

"в себе" ( "для себя" ( "в себе и для себя"

Гегелевская философская система выделяет триады:

1. Бытие (чувств. созерцание) ( Сущность (оформление в слове) ( Понятие

2. Качество ( Количество ( Мера

3. Понятие ( Субъективное понятие ( Понятие, реализующееся в объектах

4. Субъективный дух (индивида) ( Объективный дух ( Абсолютный дух ( это

стадии развития абсолюта)

5. Искусство ( Религия ( Философия

Гегель вводит свой язык. Он, например, считает, что метафизика - это

учение, отрицающее развитие и движение («Феноменология духа»). Мы освоили

этот термин через Маркса.

Три закона диалектики:

1. Перехода количества в качество.

2. Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.

3. Единства и борьбы противоположностей.

Гегель об истории. Свобода и необходимость.

Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и

проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История

- процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс

строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По

сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа. В

ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем

мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа,

а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.

4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:

1. Восточный мир – свободен один деспот

2. Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной

индивидуальности»

3. Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»

4. Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно

германский народ, который уже установил разумное государственное

устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.

В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и

необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное

утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и

следует ему.

С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:

1. Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического

разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой

он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на

коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно".

Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая

проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент

развертывания этой тотальности.

2. Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния

приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится

современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская

концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.

3. Славянские и иные народы - вне истории. Они не привносят ничего нового,

а только заимствуют.

4. Природа - лишь материал, из которого мировой разум создает необходимые

ему предметы, которые живут не своей природной жизнью, а жизнью духа.

Гегель не говорит о бережном отношении к природе, он не корректирует

высказывание Бэкона "Знание-сила" (звериное отношение к природе). Маркс:

за счет природы решаются все проблемы человека (но возникает проблема

экологии).

29) Антропологический материализм Фейербаха.

Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы: "Сущность христианства"

(историко-философская работа), "Необходимость реформы философии" (1842),

"Основные положения философии будущего".

Откуда взялось христианство?

1. Народ породил Христа

2. Появилась особая личность, наделенная харизмой.

Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что

исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те

же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем языке

(христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть устройство

человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека.

Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это

отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что

люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в

виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля -

с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности

быть всемогущим человек реализует в Боге.

Будущая философия должна решить проблему отношений:

от Я(Бог(Ты перейти к Я(Ты.

Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм:

проблема существования человека – единственный, универсальный и высший

предмет философии. Он считает, что философия должна стать антропологией.

"Истина не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только

антропология. Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно

переделать человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и

труда.

Человек обладает:

1. Способностью мыслить;

2. Способностью любить и ненавидеть;

3. Способностью действовать.

Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек. Проблема

психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и

духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело.

Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.

Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек".

30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.

Основные принципы марксистской философии

Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм.

Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо

отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума.

Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой

действительности. Единство мира в его материальности. Существует только

материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение

обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы

существования материи: пространство и время; являются объективной формой.

Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному

мышлению, а через них к практике.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие

определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по

разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных

отношений.

Понятие общественно-экономической формации

Общественно-экономическая формация включает в себя:

1. Производительные силы - люди и средства производства, предметы труда

(то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.

2. Производственные отношения. Различаются производственно-экономические

отношения (собственность) и производственно-технологические отношения.

Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются

базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со

сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.

Социально-политические формации:

1. первобытнообщинный строй,

2. рабовладельческий,

3. феодальный,

4. капиталистический,

5. социалистический. (это финалистский подход).

Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса

Два периода в жизни Маркса:

1. Период гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов,

действующих и взаимодействующих друг с другом.

2. Период сайентизма. История есть результат диалектики производительных

сил и производственных отношений, борьба классов.

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).

1. Классовая борьба движет историю.

2. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как

производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок

происходит именно через революции (насилие).

3. Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм -

отрицание частной собственности.

О происхождении человека и сознания

Труд создал человека.

Недостатки

1. Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.

2. Европоцентризм

31) Философский пессимизм Шопенгауэра.

Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у

Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за

основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля

и представление».

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны,

уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Составляющие мира:

1. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект.

Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В

историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса

насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без

объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы

(для нас).

2. Воля - некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в

человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее

кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный

резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит

агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу.

Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и

мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего

поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в

противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.

Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри. В любом случае

человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний,

чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне

негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои

потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла.

Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь

развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.

32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше

(белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы

ценностей.

Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию - филолог

(человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники). Ницше не

пишет классических философских работ, не использует классического

философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы.

Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла»,

«Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.

У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля к власти. Это инструмент

самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное.

Политическая власть, в науке - власть над природой, власть Вагнера над

звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к

свободе, у сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых

сильных – любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой

воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на

жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект

не познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для

практической потребности.

У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у Ницше человек – проблема. Все

проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся животное, и потому

несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать все

что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.

Философствование определило интерес Ницше к античности. Исследует прародину

Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности. Первая работа -

«Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г). Казавшаяся единой для

европейского мыслителя античная культура (и цивилизация ) на самом деле

двойственна:

1. 1-ое начало, доминирующее – аполлоновское (созерцательно-спокойное,

логически размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало

само по себе мертво, оно живо лишь потому, что находится в единстве со

вторым.

2. 2-ое начало - дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно

эмоциональное, оргиистическое).

Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого сочетания и начинается Европа.

Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются.

(Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше).

Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и

бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше

выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым,

обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она

фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть для человека

творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).

Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство – религия

обесчеловеченных людей. Христианская мораль - восстание рабов морали.

Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до

Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство

устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро

ассоциируется с бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было

другим.

Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по ту сторону

добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен появиться новый

тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы,

а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще

всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся

культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это.

Политика - власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили

больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий

человек дальше и толкает историю. Больной - паразит общества. Слабого нужно

толкнуть, помочь ему упасть.

Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).

1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.