рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора по философии

Шпора по философии

01. Философия 20 в. Экзистенциальная философия.

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,

Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и

уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной

ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые

возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его

собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена

занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл

неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.

наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для

проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам

знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к

бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто

внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен

становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее

преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в

кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное

переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед

смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть

“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может

превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может

найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит

бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх

“человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем,

кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект.

Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.

Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в

понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр

состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется

необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от

общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора

отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,

соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть

мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего

сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время

его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ

потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в

озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,

мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с

ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего

рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что

будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и

разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности

трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,

ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди

смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,

одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

2. Закон отрицания отрицания.

"Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания

(антитезиса) при этом было истолковано как непременный момент, многократно

повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов,

этапов изменения того или иного объекта.

В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего

разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений,

диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к

другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:

деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,

комуляции (его частичного сохранения, преемственности,

трансляции) и

конструкции (формирования, созидания нового).

Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасывание" изживание

- обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но

сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять,

разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное

продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются

вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия

процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом

напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы

невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также

третьего момента- новаций (формирование качественно новых связей, функций,

черт).

Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе

служат, в частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе

цикличность, относительную повторяемость и поступательность.

Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию

развития материального мира.

Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него

идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит

развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его

материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой

неотъемлемый момент развития самой материальной действительности.

Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более

совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне.

Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления,

как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних

противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения,

для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление

старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития,

самодвижения предметов и явлений.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не

уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И

не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более

высокую ступень.

03. Философия Канта.

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал

ректором университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только

фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг)

пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как

умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в

себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн.

лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это

учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение

ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей.

Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида

знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается

достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств

и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист.

Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни

понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам

теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это

математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но

это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы

нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в

форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и

предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не

дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в

субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения

(предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это

синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт

суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в

опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на

опыте. Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -

априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.

придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след

форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет

естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он

связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,

рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в

учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не

понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик

основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.

Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время -

внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и

необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся

априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет

естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом

содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,

получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это

только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью

материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания.

Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез

ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств

созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого

единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения

субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.

принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само

строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а

в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и

может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего

ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.

Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы

чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл

определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх

знания строится самим сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает

необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел

есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но

чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств

сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он

свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или

“категорический императив.”

З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он

соверш из уважеия к нравст з-ну.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни

не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого

соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить,

будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода,

бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть

истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

“практического разума”.

04. Философия 17 в. (Бекон и Декарт)

Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом

интереса мыслетелей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В

тот же период имеют место попытки ф.заново обосновать естествознание,

соединив эксперимент и размышления как основу теоритического метода. В

17 веке интерес ф. Был направлен на вопросы познания - Ф.Бекон

развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в Ф. На первом плане

проблемы гносиологии. Два основных направления ф.: Эмпиризм - направление

в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный

источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность

ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б)

материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ.

внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план

логическое основание науки, признает разум источником познания и

критерием его истинности. Френсис Бекон - развивал учения о индукции.

Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения

противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в

европейской Ф. 2) предложил новое понимание материи - совокупность

частиц 3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут

материи" Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея

естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя

= протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный

телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог

сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и не более того. Главная

задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет

истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности_2)

знание подчинено единому универсальному методу познания. Б. Спиноза

развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму

материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие

мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в

платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра.

Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов

бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в

непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

05. Система и метод философии Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика

Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые

представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,

т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической

форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему

диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как

философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее

общие закономерности развития объективной действительности. В особенности

же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы

диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель

сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории

диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего

объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до

определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона

диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных

отношений в качественные (при изменении количественных отношений после

определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -

нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.

Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -

воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить

зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.

Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы

противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и

реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это

присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.

Тождество - различие - противоположность. Противоположности

взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное

уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель

отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей

нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -

действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм

Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии

развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный

дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,

античную и германскую.

6. Закон единства и борьбы противоположности.

Явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них

можно найти противоположности.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов),

которые в некоторой школе занимают "предельные", крайние места.

Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны,

тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления,

процесса), которые одновременно взаимоисключают и

взаимопредполагают друг друга.

Дилектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они

взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом

взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими

противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны

переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение

приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого

они являются.

А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями

по отношению друг к другу.

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких

полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к уяснению

сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и развития

всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или

ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли,

значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося

предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес"

другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в

целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается

целый комплекс нелегких, но важных проблем.

Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и

развития материального мира. Знание его имеет основополагающее значение

для понимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки,

практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскрытие их природы

- важнейшее требование всякого научного исследования и практического

действия.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета,

которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Отношение

неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник

развития материи и сознания.

Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.