рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора по философии

как борьба имеет место только там, где противоположные стороны существуют

в едином предмете или явлении.

07. Русская философия конца 19 начала 20 вв.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.

Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл

естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире,

объекты кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо

свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и

свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и

концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России.

Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым

тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др

народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм

оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро

овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-

1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не

без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали

принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,

идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -

мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот

и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:

природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,

движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:

возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового

со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил

несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке

Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением

религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, для кот хар-но

религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды

б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии,

средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-

истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел

к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея положительного

всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой

совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол,

божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный

мир - самоопределение или воплощение абсолютно сущего, посредник между ними

- София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом

состоянии. Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль -

роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и

божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир

истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном между

бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др человеку, к

природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, линый образ

всеединства.

В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение

катол и правосл церквей.

В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно

фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. трубецкие, П.А.Флоренский,

С.Л.Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным

ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и

творчества.

08. Диалектика, принцип связи. Основные категории (формы) диалектики.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,

развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод

творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь,

становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности:

проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в

связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии

частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления

и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются

закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими.

В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее

общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается

в системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение

количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных

противоположностей и превращение их друг в друга, когда они

доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)

развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма

развития.

Для Д. характерно формирование _парных категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов.

Категории. _Единичное_ характеризует отдельный предмет, явление,

процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам

от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

_Общее_ - объективно существующее сх-во характеристик единичных

предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и

той же группе явлений или единой системе связей. _Сущность_ - внутренняя,

глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного

предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и

др. хар-ки. _Явление_ - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные,

изменчивые хар-ки того или иного предмета. _Содержание_ -

совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих

основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

_Форма_ - принцип упорядоченности, способ существования того или

иного содержания. Причина-следствие (simple). _Качество_ -

целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе

его связей и отношений с другими предметами. _Кол-во_ - хар-ка

явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. _Мера_ - диалектич.

единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в

пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета.

_Скачок_ - переход количественных измерений в качественные или

переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те

превышения меры). Категории системного исследования: _система_ -

упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и

организацией; _эл-т_ - неразложимый далее компонент сложных предметов,

явлений, процессов; _структура_ - относительно устойчивый способ

(закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

09. Антропологический материализм Фейербаха.

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).

Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности,

Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о

сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш

вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о

чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,

реальное решение.

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей

ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его

стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и

назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование

общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность

по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив

индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы общ

сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной

реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает

себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и

уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Прир бесконечна в

пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и

движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ.

материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире

представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а

следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в

жив природе, он прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф

признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь

более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать,

сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать,

обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление

носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл

объектом непосредств восприятия.

10) Проблема рационализма и сенсуализма начала 19 в. (сравнить Декарта и

Локка)

Джон Локк (1632-1704) Представитель сенсуализма (от сл. сенсор – чувство).

Основу учения составляет чувственный опыт, главенство при познании имеет

чувственное восприятие. «Л. – это философ новаций вчерашнего дня». Не успев

возникнуть его суждения, идеи становятся обыденными, привычными. Он как бы

предсказывал а на следующий день это происходило. Всё что делал Л.

считалось само собой разумеющимся. В 17 в. возникает распределительная и

карательная функции гос., возникает принцип «каждому своё». И 2-й принцип

«быть честным выгодно». 3 неотчуждённых права человека: право на жизнь,

свободу и собственность. И 4-е свобода совести или свобода человека, т. е.

человек должен сам выбирать религию. Свободомыслие Европы во многом

начинается с 17 в. и основывается на вышесказанном. 17 в. стал всё

обосновывать, стал всё выводить естественной природой человека.

В философии Л. большое место отводится нравственной проблематике. Л.

считал, что должны быть некоторые запреты. Л. говорил (суть высказывания)

«Если запреты идут из вне, то это цензура, её не должно быть. Если запреты

идут изнутри личности, то такие запреты должны быть реализованы.

Самоцензура это культура.» Главная работа Л. «Исследование о чел. разуме» в

центре работы теория познания Всякое познание это сближение с опытом. Он

создаёт психологическую теорию познания. Что является самым главным в

процессе познания? По Декарту: чувства делятся на пришедшие из вне,

врожденные, обнаруживаются нами самими. Л. считает, что элементы познания

возникают только из чувственного опыта. Главным у Л. в его понимании опыта

является то, что разум свободно оперирует данными чувственного опыта. Но

сознание не создаёт представления и впечатления по Декарту, и нет

враждённых идей. Точка зрения Л., что сознание только обнаруживает чувство,

явление, но не создаёт его.

Главная задача Л. опровергнуть идею «врождённых идей» Декарта. Л. приходит

к выводу или все идеи врождённые или они все неврождённые. Всякое знание из

опыта. Опыт формируется из внешнего и внутреннего.

Теория Л. о первичных и вторичных качествах. Это вопрос об адекватном и не

адекватном отражении действительности. Адекватное отражение

действительности (первичные качества) протяженность, движение, фигуры и не

проницаемость. Неадекватное отражение действительности (вторичные качества)

цвет, вкус и запах. вторичные качества это не свойства вещей, а их снимки.

Субъективная реакция на воздействие вещей. В природе нет цвета, вкуса и

запаха. Это создают наши органы чувств.

Под «знанием» Л. понимал знание – это не отдельная идея и отношение к

вещам, т. е. отношение копии вещи, а отношение идей друг к другу. Самое

высокое познание интуитивное. Знание это всё, что может быть доказано

разумом. Вера это превышение разума. Мнение это то, где нет ясных

представлений. Вера и мнение должны подчиняться критике разума. Это очень

важно для 17 в.

Два состояния вероятности:

1. то что дано человеку в его чувственном опыте, то что он может

контролировать.

2. то, что подтверждается опытом других людей.

11. Пространство и время как фил категории.

Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих

ее объектов, их строения из элементов и частей. Пространство нашего мира

имеет три измерения, а поэтому его называют трехмерным. Оно является

необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух

тел. Если бы наше пространство имело бы больше размерностей, то планеты не

смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит не было бы планетных

систем. Время – форма бытия материи, выражающая длительность

протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения

и развития материальных систем. Человек научился измерять время, сравнивая

различные процессы с одним, выбранным за образец. Например, мы сравниваем

длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом

один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем «один час».

В начале 20 века физика выявила глубокую связь между пространством и

временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, и

пространственно – временной срез нашей Метагалактики характеризуется

формулой 3 + 1 /три пространственных измерения и одно временное/. Эта

фундаментальная характеристика определила материальное строение

Метагалактики. Свою специфику имеет пространство и время жизни общества.

Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую

пространственную сферу своей жизнедеятельности: изготовлять орудия труда,

строить жилища и целые поселения, создавать пастбища, одомашнивать диких

зверей и т. д.. Рядом с неосвоенной природой появилось «вторая»

очеловеченная природа. Если в неживой и биологической формах материи

пространство включает только связи предметов, то в социальное пространство

входит и отношение человека к предметам, к месту своего обитания. Например,

понятие Родина характеризует не только определенную территорию, место

рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: человек

испытывает чувство любви к ландшафту и тоскует, если по какой – то причине

вынужден жить в другом месте.

Социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность

исторических процессов, их смены, возникающие в ходе деятельности людей.

Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и

первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую

несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около

1400 лет, а современный способ жизни длиться всего около 800 лет. Смена

этапов развития общества характеризуется убыстрением темпов социальных

изменений, что нашло свое отражение в понимании времени. Древние

цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой

ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания.

С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор

которой был направлен в будущее.

Изложенное выше учение о материи базируется на ленинском ее

определении. Но в настоящее время некоторые философы утверждают, что это

определение содержит два взаимоисключающих суждения:

1. Материя независима от нашего сознания.

2. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

12. Движение как форма бытия и материи.

Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи:

быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих

изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике

существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество

божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно

диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не

уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе

материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие.

Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой

форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - зачит перестать

существовать.

Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее

структурной организации, каждый из к-ых х-ся своей системой

закономерностей и своим носителем: субмикроэлементарный уровень -

гипотетическая форма сущ-ия материи полевой природы из к-ой рождаются

элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра

(ядерный), а из них молекулы (молекулярный) из молекул агрегаты -

газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние

образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органический

уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых

соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек

и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-

ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная.

13. Мифология, религия, философия.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому

или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое

основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на

художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных

иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (

классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из

особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,

что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного.

Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной,

формой мировоззрения.

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны.

Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные

направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что

выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее

тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда

даже придается различие между фил и рел как отдельными формами общ

сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В

античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход

компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия

включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на

рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же

время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между

ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении однако верховного

авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от

бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив

материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в

события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски

размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти

от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально

претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму,

религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех

пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др

форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложена

система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.