![]() |
|
|
Шпора по философиипознания; ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или рвабом или рабовладельцем. Общество свободных людей. 1. Очень богаты - противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные. Формы гос- ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления богатства. 27. Филон Александрийский Посл. четв. 1 в. до н.э., Александрия - сер. 1в. н.э. Пытался олигорически толковать Библию. Утверждал, что народное единство может быть достигнуто единообразием толкования Моисеева з-на. Хотел сближения иудейской религ. и греческой. Источником сближения могло стать пояснение смысла библии. Попытки Филона целей не достигли, т.к между объект. идеал. и др. греч. филос. существуют существ. расхождения. Понятие Б. - неопределимое, сущее понятие. Между Б. и людьми сущ. целый ряд посредственных существ. 1- первообразы (Плат. идеи) 2-ангелы 3 - демон, Исходил из двух принципов - абс. трансцендентности бога и стоически-платонич. учения об идеях. Божество Ф.А. - выше платоновских единого иблага и является истинно сущим, о к-ром человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В связи со стоическо-плтонич. концепц. эманации учил о логосе как самом высоком и совершенном творении бога, благодаря которому бог творит сначала существа более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и человека. Выдвинул теорию экстатического восхождения к богу. 28.Гностицизм. Рел-фил теч., периода поздней ант-сти. Возник I в. в вост.части Рим. империи.,как (вавилон+иран+египет+иудейскиеидр рел.-миф-ких представ. и культов) + греч.фил + христ.идей. Гностицизм предшшествовал христианству. Направления: 1 иуд., 2 - христИсходит из того, что можно рац. образом объяснить религию. Гностики выступали под флагом защиты хр. религии средствами рациональными. Они хотели рационализировать рел. Но рел. основ. на вере, а фил - на разуме. Нельзя научиться верить в Б., вера приходит из души. Гностики чувств., что то что говор. Иисус и пропагандир. церковь - разные вещи.. Различают христ. и языческий Г. Пытается решить вопрос о происхождении и значении в мире, почему сущ. зло, если бог добр и справедлив.. Г. различают бога-творца и б-искупителя . Т.о. сущ-ет 2а божества:б. как всеблагой искупитель и подчененный ему (враждебный) творец мира. Сущ.черты Г. -1) мистика.Превращение Б. в человека-великое таинство христ.учения.Познание Б. у Г. не рацианально, имеет сверхестественное содержание; -2)ему присущи с од.стороны социально- интеллект. аристократизм (не все люди способны к гноису (знанию)), и с др.-эгалитарные тенденции единения людей в гносисе. Признают трехчастный состав человека (дух- душа- тело). Конец IIв. церьковь ведет борьбу с Г. Причина - недоступный большинству уровень суждений Г.:сложная интерпритация Библии открывала путь к ереси.( Симон Маг, Валентин Гностик ) 29. Теология Аврелия Августина А.А.(354-420), род-ся в Алжире.. Выст. против еретиков и гностиков. Начинает с гностицизма. Под влиянием епископа Ккарфагенского круто меняет свои взгляды. Крещен в Риме, посвящен в сан, назначен епископом. Христ. основа филос. Сделал Б. центром фил. мышления. Из принципа, что Б. первичен вытекает его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Б. является наиважнейшим предметом познания, познание же приходящих вещей бессмысленно для абсолютного познания. Душа не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления воли, памяти. От тела душа сотличается совершенством, близка к богу и бессмертн. Душа, а не тело познает Б., тело же препятствует познанию. Философия Достижение счастья - познание бога. Учение о троице:Б-отец -начало мудрости, Б-дух- нечто между небом и землей.Но изначально Б. триедин. Б. не сотвор. зло, его породили люди. Зло отсутствие добра. нужно во всем видеть добро. Бог - высшее бытие, в нем - вечные идеи, он творец мира, мир неоднороден, лестница существ. Жизнь общ-ва - б-ба 2-х царств, грешного и божественного. Грешное воплощено в госуд. учреждениях. божественное - в общине (объединение христиан). В общине собир. избранные, наделенные божьей благодатью. 30. Средневековая схоластика и философия. ~12-14 в. - христианство обрело новое дыхание. Развивается европейская наука. По Аристотелю была построена школьная наука. Черты: слияние ф-и с богословием. Вполне сложившаяся схоластика - 11-12 вв. Поиск рац. док-ва того, что провозглашает вера. Истина находится в откровении, но цель философии этого периада - изложить и д-ть и д-ть эту истину посредством разума Х-но: - школа, набор учебных дисциплин Во второй полов. 12в в Париже было открыто несколькко ун-ов, в кот. преподавали две гр-пы дисциплин: триниум (грамматика, диалектика, риторика). квадриум (геометрия, астрон. , муз). Для схол. на первых план выдвиг. логика. Реализм (идеалистический).- Ф.Аквинский, Альберт: универсалии(слово с опред. значением) реально сущ-ют как общие понятия, а вещи - то, что только сущ-ет и облад. сущностью, реально не сущ-ют - это слепки с общих понятий (идей). Сначала идея вещи (понятие), потом вещь. Есть некоторая среда, где сущ-ют эти понятия. Номинализм - считают, что что разрешение проблемы (есть понятия, кот. не отвеч. вещи: чернота, краснота, прямота...) возможно при связи с конкр. вещами. Реально только единичное (те вещи, кот. нас окружают). Общие понятия - лишь знаки, копии единично сущ-щих вещей. Отрицание реальности общих понятий (слабое место: общие понятия: чел-к, животное,... - они сущ- ют). 31. Альберт Великий. Фома Аквинский АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ. (1193-1280) Нем. фил-ф, богослов, естествоиспытатель, монах. Хорошее образ-е. Вступил в Доминиканский орден. Добился успехов ,чинов (кардинал). Много путешествовал. Преподава во многих- университетах. Он владел всем знанием своего времени. Счит., что психол.,жизнь народа завис. от геогр. услов. Опублик. 21 том неполн. собр. сочин. Излаг. концепц. развит. челов. под влиян. 7 планет. Сущность и происхождение души. Вводит понятия: растительн. душа (у растений, животн, челов.), животн. (у животн., челов.) и разумн (у чел.). Разрабат. старую теологич. проблематику взаимосвязи веры и разума. Считал,что истина постигается через откровение и разум. Цель фил. в самом знании. Проблема "материя и форма" - говорит, что материя нечто неопределенное,просто возможность для возникнов. определ. вещей. Форма - нечто определенное - вещь. Материя без формы - некоторая потенциальность, а вместе с формой - реальность. Ученик - Фома Аквинский. Вместе с ним вел б-бу против передовых течений в схоластике, против еретиков. Человек - микрокосм и может воздействовать на космос. Полагает, что и религиозное, и научное знание имеют свои права. "Чел-к, кот. может пожертвовать всем, может получить все". Пришел к выводу - форма и материя могут развиваться только под воздействием некой силы - Бога. Фома Аквинский - идеолог христианской теологии. (1226-1274)Ученик Альберта. За мягкость х- ра получил прозвище доктор ангелиус. Трактат "Сумма теологии". "Сумма против язычников". Задача - осмыслить то знание, что уже было накоплено. Его инвересовала теология и фил-я. Проблема - как совместить веру и знание? До какого уровня можно рационализировать теологию? Но познание не может охватить все.Истины фил-и - умопостигаемы, истины теологии - познаются через откровения (через веру). Пришел к выводу, что и теология и реигия имеют право на сущ-ние, но теология выше. Знание помогает понять замысел творца. Наука находится в услужении теологии. Ф-я и религия имеют ряд общих положений: разум и вера. Единство материи и формы. Сущность и сущ-ние совпадают, но только в Боге; во всех предметах природы только сущ-ние. Доказывает существование бога. Бог должен сущ-ть потому что: 1) В мире должен быть первоисточник; 2) перводвигатель. Познание- единство чувственного и рационального. Человек имеет право на познание. Родившийся человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому - нравственный мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная форма гос-ва - монархия Монарх в царстве как душа в теле. 32,33. Философско-гуманистические идеи эпохи Возрождения Эпоха возраждения - культ. период развит. зап. и центр. Европы 14-16вв. Связана с переходом к капиталист. отношениям от феодальных В 16в. в Италии были все предпосылки к появлению новых производственных отношений. Сев. Италия оказалась в центре торговых и морских путей, серьезные открытия связаны с повышением производительности труда. Новые открытия были связаны не только с приращением знаний, но и с прерощением богатства. Подобн. процессы х-ны и для др. г-в, но в меньшей степени. "Возрождение"- связано с тем, что делается попытка возрадить идеалы античного мира. У гумманистов эпохи Возр. единств. объект изуч. -Человек, его бытие, через призму деятельного подхода. Рассматривается сфера изучения человека. Идет попытка уравнить бога и Человека. Одна из главных проблем - проблема осмысления души и тела: попытка сближения человека с богом. Встают на путь преодаления созерцательного характера познания. Рассуждение о месте человека в мире одним из первых представителей эпохи возрождения является Данте Алигьери - впервые в ярко выраженном виде выражает интерес к человеку. Человек детерменирован одновеременно и богом и природой, сам ответственен за свое благо. Раннее Возр. предст. взглядами Петрарки, Плифона, Фечина. Петрарка счит. отцом гумманизма. Идеи любви, взаимного уважения, красоты, челов. достоинства. Зачатки диалект. и гумманист. идей:- использование богатейшего наследия античности- сильная гум. черта - право на счастье- интерес к переживанию собств. "я" (не как бож. провидения)- интерес к проблемам морали. Эстет., научное и моральное совершенствование чел-ка- гос-во должно быть основано на высокой морали- отвергают культ авторитета идея независ-ти собств. мышления. Плифона Мир материален, но материя - это есть и потенция и субстанция вещей. Бог в своих деяниях свободен лишь относительно. Бог немыслим вне мира и наоборот. Бог и мир сущ-ют только в связи др. с др. Чел- к божественен по своей природе, жаждет уподобиться Богу. Пример для подражания - закономерно развивающийся космос. 34. Пантеизм Н.Кузанского, Дж. Бруно. Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический (Кузанский) -растворяет природу в боге. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Род. в Герм. г. Куза в семье зажиточного крестьянина. Центр. проблема его филос. - соотн. бога и мира. Б - бесконечное единое начало и вместе с тем - скрытая сущность всего. Ступени познания: 1)ощущения (смутные представления); 2)рассудок (он может мыслить противоположности - идея о том, что мир сост. и познается из (через) прот-ти. Способность мыслить бесконечно - важн. св-во рассудка. Идея в том, что человек -высшее и наиболее значительное бож. творение Осн. фил. идеи: 1) идея взаимосвязи всех прир. явлений; 2) идея совпадения противоположностей; 3) учение о бесконеч-ости Вселенной; 4) учение о чел-ке как микрокосме. Призывал к веротерпимости. Один из первых повернул от чисто теологич. воззр. на мир к натур.. воззрению. Мир бескон. Чел-к - бескон-е сущ-во, соединяет земное и божеств. Идея пантеизма - идея, призванная утвердить прежде всего знание, ущемить веру, показать возм-ти ч. разума. ДЖ. БРУНО(1567-1600) - род. под Неаполем в семье бедного дворянина. Критика католиц. вынуждала его путешествовать по Европе, т.к. за "Вселенная едина, бесконечна, не рождается и не уничтожается, не может уменьшаться и увеличиваться, т.к. она беспредельна. Вселенная несотворима, существует вечно, не может исчезнуть, в ней происходит изменение и движение". Материя то, что содержит в себе все формы. Она является источником действительности. Это вещь, из которой происх. все естеств. вещи. Ей присуща возможность жизни и сознания. Природа явл. одушевл., следовательно Б в ней нет места (отвергает идею Б, но не Б вообще, Б наблюдает из вне и придает ей движение). Движение, прос-во и время - св-во материи. Допускает существование неоткрытых планет. Мысль о сущ-нии жизни за пределами Земли. Полит. взгляд близок к бурж. интеллег.: преодаление феод. раздробленности, укреплене абсолютизма. Учение о монаде - частице. Его трагедия закл. в том, что он переступил некую запрет-ую черту. Истинная его вина - в том, что он отнял у чел-ка Землю, сделал ее обычным простым телом, находящимся во Вселен-ой. 35. Эмпирическая философия. Френсис Бекон Томас Гобс Ново время. Ф.Б.(1561-1624) Основатель матер-ма и эксперим. науки нового времени. Из семьи лорда хранителя печати. Избран в парламент. Обвинен во взяточничестве, помилован, вернулся на гос. службу. "Новый органон" - сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт. Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя (многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания - способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал против схоластики. Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта. Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти, воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и филосовской, их предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперементе и опыте. Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму. Преграда на пути к истинному познанию - теория идолов: - идол рода (приписывание чел. своих свойств природе вещей, которые он изучает); - идол пещеры (ошибки, связанные с субьективным взглядом чел., с его эмоциями); -идол площади (ошибки, связанные с общественным мнением); - идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляции в науке, существование авторитетов, влияние традиции). Учение о 4 принципах, связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, чель. В связи с тем, что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных инстанций. 3.Сравнение + вывод о том, что преволирует. Две части души - чувственная и разумная. Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида (идеализированное об-во, под руководством философов, без воровства, но остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что он 1) восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого, возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ. собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач- ми.Т.Гоббс (1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в аристократической семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О гражданине". Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание, опирающееся на веру не может дать действительной истины.Материальное тело первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо - предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод воображения. Опыт дает только единичные знания. 36. Философия рационализма. Рене Декарт. Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения (вроджд. идеи Декарта). Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ. деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы, усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд. идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. подход. Но в общем оказал влияние нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь привела его к деизму и дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. Деизм: дальнейшее развитие природы идет по своим законам. Мыслящей субстанцией занимается философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.- сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину (сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части (расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности (последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту неприемлима чувственная очевидность как основа познания. 38. Сенсуализм Джона Локка. (1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание. Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека (пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение, может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология. "Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в следствие внимания направленного на состояние и деятельность души. Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2- правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов. разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис: состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика: сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает удовольствие, увеличивает его. Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница. 39. Материализм и атеизим во Франции в XVIII веке. Ламетри. (1709-1751)"Естественная история души", "Человек машина", "Человек растение", "Система Эпикура". Основывается на физике Декарта и сенсуализме Локка. Последовательный материалист, атеист, врач. Форма не отделима от материи, материя связана с формой и движением. Пытается доказать материальный характер одушевленности чел. и животных: рассудочная деятельность животных и разумная деятельность чел. связаны с мозгом и нервной системой. Мир познаваем. В основе познания - чувства. Во всех фу-ях чел. органов (в том числе и психич.) нет ничего не познаваемого. Процесс мышления присущ только человеку и представляет р-т его сложной организации. Мышление - это рез-т сравнения и комбинирования представлений, возник на основе ощущений и памяти. Главные причины исторического развития - просвящение. Был просвятителем. Свобода личности: свобода торговли, частной собственности, мысли, совести, демократии. Материю характеризует: протяженность, внутренняя сила, способность ощущать и чувствовать. Материя способна к эволюции форм: неорганическая, растительная, животная. Гносеология: источник познания - материальный мир. Познание начинается с чувственного и поднимается к теор. обобщением. Атеист, но считает необход. сохранение религиозн. веры для народа. 40. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ НА УКРАИНЕ В 11-13 ВВ. Становление фил. мысли укр. народа проходило в рамках дух. культ. Киевской Руси.Благодаря введению хрис-ва КР приобщается к достижениям мировой культуры.Контакты с Византией, Болгарией дают возможность исполь-ть достиженияантичн. и византийской философий для развития фил. мысли.Все это происходит на фоне отечественной культуры, кот.опирается на давние тради- ционное мировоззрение восточных славян. С давних времен фил сосредотачивается на обсуждении проблем человека и чел. истории. Философом считается тот, кто опираясь на кн. знания , не просто преобрел истину о смысле жизни , а вместе с этим преобразовал эту истину на ориентир в собственной жизни. Философию понимали не только как теорию но и как практическую мораль. Заметное место в сис-ме фил-мировоз. представлений |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |