рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора по философии

мыслителей КР занимает гносеологическая проблематика. Ярк. проявлением теор-

познав-ной ориентации в культ. КР есть свойственное ей понимание роли

книги, письма, книжного учения в жизни Ч. " Книжность" понимается как одна

из высших качеств Ч., как залог мудрости.Этому посвящается много мест в "

Повести прошедших лет". По мнению автора "Молитва Даниила Заточника"

припадая как пчела к цветкук книжной мудрости, Ч. собирает "сладость

словестную и мудрость" Культ слова обусловливается стремлением найти

опосредованную сущность, кот. обеспечивала бы комуникацию между миром

божественным и земным. Только такая роль и отводится слову. Одной из

главных становится проблема души и тела. Тело связывает Ч. с природой. Душа

- нематериальна, гл. ее силой становится разум, он не только властитель

души но и царь чувств.Поэтому разум единит тело и душу. Душа - управляет

телом. Сущ-роль обаз святого: Святой- звено м\у земным миром и

потусторонним. Это избранник срели людей, но он принадлежит не им, а миру

божественному. Взгляд на мир присходит ч\з призму добра и зла.

41.Философия и мистика эпохи братских школ.

В кон. 16 -перв. пол. 17 реш. роль в общ. и культ. жизни Укр. играют

братства - нац.-рел. ор-ции правосл. населения городов. Фил. поним. как

мудрость, кот. учит постигать истину исключительно ч/з мистическое соед. с

богом. Немало усилий прилагается для обоснования необход. сохр. и разв.

старослав. яз-ка, подчеркивается ее чудодейственная сила. Проникновение в

скрытую духовную сущность священных текстов, излож. на старослав. яз.,

представлялась обяз. условием становления чел. как личности. По мнению

деятелей бр. школ челов. разум только тогда озаряется чудесным светом и

проникает в скрытую сущность поучающего слова Библ., когда сам человек из

связанного земными желаниями превр. в нового дух. ч-ка. Последнее

происходит только благодаря самопозн., что позв. разуму смертного человека

выход и контакт с высшим бытием – Богом. После 1615 приход в Киев. бр. шк.

выпускников зап-евр. ун-тов приводит к разв. гумманист. идей, к возникн.

интереса к натур. фил., логике. Кирило Транквилион-Ставровецкий (Проявил

интерес к объяснению природы, хотя рассматривал ее скорее как полезное ср-

во умозрительного проникнов. в бож. сущность и поним. бога как

безграничного бытия), Косиян Саковыч (Душа - бесмертная сущность и может

существ. без тела. 3 вида души: вегетативн., чувств. и разумную. Человек

имеет одну душу, а эти виды выст. как ее возможности. Основная категория -

поступок. Ост: память, воля.)

43. Философия в Киево-Могилянской академии.

В 17 в на У. и в Рос. акцентируется вним. на истолкование античной и христ.

ф-ии. На протяжении 17-нач.18 веков осн. школой фил. знаний на У. была К-М

а. Она возникнувшая из Киев. братского коллегиума, созданного еще в 1632г.

прифинансовой поддержке гетмана Скоропатского. Уч. процесс здесь был

построен по образцу западноевропейских высших школ. Изучали: языки (слав.,

укр., греч., латинский, польский). Сущ. 2 учебных курса: - грамматика,

ритор., диалектика- арифм., геом., астр., муз. Фил. имела гум-скую

направленность (пытались опред. место чел. в мироздании). Идея общего

блага. Идея совести как главного различия м/у добром и злом. Чел. счастье

это его природа, оно соотв. его разуму, его честности. Хр. учение

сочеталось с признанием ест. наук. Эл-ты пантеизма. Идея постоянного

движения и изменения всех вещей в познании.

44.Филосовские идеи Ф. Прокоповича, С. Яворского и их соратников.

Прокопович выделяет три звена позн.: вегетативность (обеспечивает

жизнедеятельность и развитие) чувственное (зрение, вкус) - мышление Йосип

Кононович Горбацкий - ректор и преп. академии. Читал курс по ф-ии. В этом

курсе фил. переплелась с богословием на номиналистической основе (вещи

существуют сами по себе). Говорил о двух истинах: фил.(изучает реальные

вещи) и богословской. Стефан Яворский(1658-1722) магистр ф-ии. В работах

этих философов можно отметить отрицание религиозных догматов, идею

независимости природы и чел. от Б., вечности материи. Так, по мнению

Горбацкого, природа не рождается и не исчезает, она сущ. независимо от чел

разума. Гносиология (у обоих): познание об. мира начинается опытом, а

логика - лучший учитель нашего разума. Именно разум улучшит мир, это

произойдет когда человек "обожествит труд". Богу они оставляли роль

первотворца, перводвигателя. Семион Полоцький(1629-1680) - преп., российско-

белорусский мислитель. Его идеи: мир создан богом; существует 2 начала

(матер. - четыре стихии, изчего возникают все вещи и духовное). Природа

познаваема, а Б не позн. Соц.-полит. идеи: сильная держава с образованным

монархом. В об-ве не должно быть ни очень богатых, не очень бедных.

45. Философско-мистическое учение Г.Сковороды.

Родился в Харьк. обл. Фил., поэт, педагог. Учился в Киево-Мог. акад.

Преподавал гуманитарные дисциплины в Харьк. коллегиуме. В 70-тые г. -

странствующий нищий фил. Крестьянский просвятитель. "Сад божественных

песен", "Харьковские басни". Исходит из идеи трех миров:1.макрокосм

(Вселенная), 2.микрокосм (человек), 3.мир символов (связывает малый и

большой мир) - библия, ее образец. Последний из миров состоит из

видимого(сотворенный мир) и невидимого(Бог). О человеке. Выделяет в нем

внутр. (духовное) тело и внеш. (земное) тело. Духовная сущность человека -

борьба добра со злом. Основная проблема человеч. сущ-вания: познание

невидимого через видимое. Т.е. проблема самопознания, обнаружение

сердечного, единого человека. Состояние счастья - любовь к мудрости и сама

мудрость. Занял позицию: фил. - жизнь, жизнь - фил. Верит в бога, но не во

всем согласен с библией (конец мира, сущ. Христа). Теория неравной

равности: все мы равны перед богом, т.к. он всех нас одинаково любит, но и

неравны, т.к. мы его любим неодинаково. Методы познания: рассмотрение в

каком-либо явлении противоречивых сторон. Мир двойственным: живое-мертвое,

ложь-правда. Пантеист: Познание природы - божье познание. В об-ве вцелом,

как и в человеке, выделяет 2 стороны: Внешнюю (тленная, если она

преобладает, то об-во разрушается) и Внутренняя (разумная сущность). Кто не

замечает проявления внеш. и внутр сторон, тот не знает ничего.

Нравственности (удовлетворение трудом) противопоставляет безнравственую

мораль богатых. Будущее: устранение деления на богатых и бедных.

46.Философские идеи Канта.

До 70-х гг XVIII в - период деят-ти в области естест. наук. Отсюда и

произведения "Всеобщая естеств. история","Теория неба". Кант пытался

связать атомизм с соврем. научн. открытиями, с картиной мира того вр. Это

время - расцвет классич. механики. Вселенная - объективно сущ-щая,

познаваемая, данная чел-ку в опыте. В этот период считал, что сущ-щие в

мире вещи, данные в опыте, предст. явления постигаемые, а сущности

­непостигаемые. У Канта есть место и для Бога и для атомов. Бог сотворил

мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал

такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант

пытается понять сущ-щую картину мира. Обогащает естеств. науки рядом своих

гипотез: возникн Солн. с-мы, Луны, зависим-ть приливной волны от фаз Луны,

признавал бесконечность процесса развития мира, но считал, что этот процесс

имел начало.

Работы "Критика чистого разума","Кр. практич. разума","Спос-ти суждения".

Гл. в знании - логика, принципами кот. руководствуемся при познании.

Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум

первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но

включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность,

правильность аксиом. Применяет диалектику, в частности в учении об

антиномиях (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; есть причин-ость

и нет причинности. Этика: "Кр.практ. разума". На личность смотрит как на

самоцель (ч-к живет для выполнения своей цели). Моральный закон м.б. только

формальным, если его пытаются навязать всем. Каждый индивид ставит перед

собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей этики лежит

понятие долга. Сторонник принципа "око за око". Эстетика: "Кр.способности

суждений". Понятие прекрасного. Оно нам нравится независ. от наших занятий.

Общество: Верховная власть народа (народный суверинитет), но он стоит за

верховную власть монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.

47. Кант об антиномиях познания познания. !!!Агностицизм Канта.

Антиномия (противоречие в законе) - противоречие м-ду двумя сужден., кажд.

из кот. явл. в равн. степ. обоснованным. Фил. смысл понят. антиномия

преобрет у Канта: ант. необходимо возник. в человеч. разуме при попытке

осмыслить мир как единое целое. По Канту неизбежн. противореч. рожд. в

нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного,

приложимое только к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта,

где где присутствует только приходящее, конечное и обусловленное

(антитезис). Кант сформулировал 4 антиномии, которые касаются

фундаментальных фил. проблем.

1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пр-ве. - Мир не имеет… и

бесконечен в пр-ве.

2. Всякая сложная субстанция состоин из простых частей. - Ни одна ваещь не

состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

3. Причинность по законам природы недостаночна для объяснения всех явлений.

Существ. спонтанная причинность. - Нет никакой свободы, все совершается в

мире по зак-нам природы.

4. К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина .-

Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире ни вне мира - как его

причины.

Деалект. противоречия, возник. в челов. разуме - естеств. и неизбежная

иллюзия, проистекающая из его субьъективного, сверхопытного понимания.

Обнаружение и разрешение антиномий есть один из механизмов решения

диалект. противоречий познав. процесса.

48.Гегель о философии, диалектики и катигориях познания.

Философия: трансцендентную (изуч. субъект); натурфилософ. (изуч. философ)

Г. разраб. диалектич. метод и противопоставил его логике Аристотеля. Стоял

за единство логики, гнос-гии и диалек-ки. Осн. закон его фил-и: закон

противоречий. Бытие - ничто и нечто. Общее и единичное. Тезис - антитезис.

Бессмысленно познавать что-либо, кроме противоречий, ибо они есть источник

развития. Оперирует 4 категориями: тождества, различия, противоположность,

противоречие. Тождественность вещи самой себе - только видимость (допуще-

ие), при более глубоком рассмотрении это тождество ведет к появлению

различия в самом себе. Внутри вещи происходит процесс раздвоения единого на

противоп-ти. Осознание против-тей приводят к противоречию, разрешение

противоречия ведет к появлению нечто нового, кот. проходит те же стадии. В

отличие от Маркс. диалектики, против-ти Гегеля примеряются в синтезе, а у

Маркса - должны разрешаться. Вся его фил-я предст. тоже противоп-ть:

системы объект. идеаизма и диалектич. метода. Потому что метод предполаг.

развитие, а с-ма признает завершенность: все сводится к абс. идее. Закон

единства и б-бы против-тей: у Гегеля есть и понятие тождества, и различие,

противоп-ти и противоречия.

49. Философскаяская система Гегеля.

Дал философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия

Г. – система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая

идея,природа,дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые

стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и

материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот.

порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом.

кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве,

религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный

дух. В основе всего лежит идея. Работы: "Наука логики", "Энцикопедия фил.

наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка,

кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия ... Исходит при

построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон,

логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с

простейших понятий, с бытия.

3 стадии духа:

- субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка)

- объективный (сознание общества)

- абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия.

Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще

ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во.

Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о

сущности (признает познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон,

возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение

о понятии. Понятие - начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как

субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное.

Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме.

Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея

отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье.

50. Материалистическая философия Л. Фейербаха.

Феербах с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства

(Гегель - его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции

материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического

понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию.

Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует

идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил

философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения - диалектики. Основное

содержание и смысл философии - отстаивание материализма. Характерная

особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся следствием исторических

условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в

выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.:

эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался

характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки

об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В

понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: "К критике фил. Гегеля."

51. Теория отчуждения и комунизма в философии К.Маркса.

Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Осмы. взаимосвязи между

частной собств., корыстолюбием, отделением друг от друга труда, капитала и

земельн. собств., м-ду стоимостью человека и его обесцениванием. Труд

рабочего закрепляется в некотором предмете, т.е. происходит опредмечивание

труда. Происходит отчуждение рабочего от продукта своего труда. Труд

рабочего становиться противостоящей ему самостоятельной силой, выступающей

против него как сила враждебная и чуждая. Отчужденный труд - причина

частной собственности, возникновения зар. платы. Маркс предполагал ответить

по меньшей мере на три принципиальных вопроса: Что такое частная

собственность? Почему она должна быть уничтожена? В чем состоит уничтожение

частной собственности? И вся его научная работа была подчинена этой цели.

Истор. отчужд. М. - каждый способ производства обуславливает процесс жизни

вообще и форму отчужд. Отчуждение зародилось в архаич. об-ве: человек слит

с природой. Первобытный способ производства - система достаточно

определенных кровно- родственных связей. Возникает личная собственность на

орудия труда, люди обособлены в некоторых бытовых отношениях. Основное

производственное отношение здесь - личная собственность (фактор отчуждения.

). Капитал способен воспроизводить самого себя. Поэтому капитал есть высшая

форма отчуждения.

Сущн. коммунизма. Коммунизмом предполагает преодаление отчуждения в борьбе

по устранению бурж. частн. соб-ти. М. обнаружил, что коммунизмом не

исчерпывается вся последующая история чел. об-ва. Непонимание существа

употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской революции в России стало

как раз уничтожение частной собственности как таковой, к чему ни Маркс, ни

Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-ть остается частной, изменится

лишь общ. х-р соб-ти, т.е. она перестанет быть бурж. Принцип-но меняется и

сод. труда: "В бурж. об. живой труд есть лишь средство увеличивать

накопленный труд. В ком-ком об. накопленный труд - это лишь ср-во

расширять, обогащать, облегчать жизн. пр-сс рабочих". Вероятнее всего, что

уничт. бурж. част. соб., начавшееся в 1917, началось не в России и не в

указ. году, а несколько позже и в самом капиталистическом мире. Путь

рассредоточения исходно капитала, в руках все большего числа соб-ков через

акции, совм. предпр. и т.п. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1

этап становл. ком-ма в марк. поним.

52. Материалистическое понимании истори в учении Маркса.

Положения учения М. об общ.-эк. формации были сформ в "Предисловии к

"Критике политической экономии ". В общ. пр-ве люди вступают в пр-ные

отношения, которые соотв-ют опред. ступени развития их материальных

производительных сил. Совокупность этих пр. отношений составляет экономич.

структуру об-ва, реальный базис, на котором возвышается юридич. и политич.

надстройка и кот-му соотв. опред. формы общ. сознания. Не сознание людей

определяет их бытие, а, наоборот, их общ. бытие определяет их сознание. На

известной ступени своего развития материальные пр. силы об-ва приходят в

противоречие с сущ-ми пр. отношениями- эпоха социальной рев-ции. Способ пр-

ва - единство опред. способа совместной д-ти и соотв. ему формы общения.

Способ д-ти есть совокупность особенных форм д-ти, объединяемых формой

общения в качестве с-мы пр. отношений. Форма общения - осн. пр. отнош.

данного сп. производства. Развитие форм д-ти диалектично, противоречиво.

Здесь обнаруживается и способ самодеятельности человека, в которой

реализуется его родовая сущность. Определяющую роль играют средства пр-ва

и, в частности, орудия труда. Общ. бытие - все матер., эк. процессы,

происход. в общ-ве, связанные способом пр-ва, к-рый сам предст. единство

производ. сил и производит. отношений. Общ. сознание - совок-ть всех форм

коллект. сознания (правовое, политич., морал., религ., искусство, фил-я,

наука). Способы пр-ва (античный, феод.,рабовл.,бурж.).

54.Распространение и развитие философских идей марксизма в России.

ПЛЕХАНОВ и его "группа освобождения труда" поставили своГй задачей

перевести на русск. язык главные произведения М.и Э. для распростр-я их в

России. Плеханов создал ряд своих филос. работ, к-рые не развивали, а

пропагандировали, разъясняли Марксистскую теорию. Плеханов отстаивает

взгляды: 1. Материализм - филос. учение, против-ное идеализму. 2. Матер.

понимание истории: те же понятия общ. бытия, общ. сознания, базис,

надстройка, пр. силы,.... 3. Наиб. острая проблема: роль личности в

истории. Борется с 2-мя фронтами: субъективистами-народниками и с

фатализмом либе- ралов (чел-к не волен в своих действиях). Ставит ?: - кого

след. считать выдающейся л-тью? - при каких обстоятельствах она

выдвигается? - какую она может сыграль роль в истории? - берет в кач.

примера конкр. полит. деятелей (Наполеона). Л-ть по Плеханову не может по

своему произволу передвигать часы истории, она только накладывает отпечаток

на ход истории. Россия явл. специфич. гос-вом, под европейские мерки не

м.б. подведена. Стремился показать, что доктрина Маркса не м.б. при-енена

здесь так, как в Европе. Гл. неприязнь его к Ленину: Ленин слишком упрощал

преобразование России. Пытался увидеть развитие общ-ва в его объективных

формах, независимых от воли и побуждений отдельных лиц, Н-ти такую форму

орг-ции общ-ва (партию)

58. Философские идеи Г. И. Челпанова И. Я. Франко.

Челпанов утв., что современное научно-философское мировоззрение лишь по

недоразумению называется материалистическим. Причину популярности мат-ма он

видит в его простоте и в непонимании многими философами ф. как науки, у

которой есть предмет и которую необходимо изучать. "Нельзя обсуждать

философские вопросы, если мы их не изучали". М-ду физ. и миром псих.

существ. очень глубокое различие: к первым никакие категории

пространственного протяжения неприемлимы, а к явлениям и вещам

материального мира категории протяженности приемлимы. Аргументы: тепло и

свет, только наши ощущения, но не явления физические. Физические и

психические процессы проходят параллельно. Цвет, звук, пространство и время

составляет лишь содержание нашего ощущения.

Франко стал одним из организаторов рев.-дем. партии, симпатизировал

социалистам. Исследовал проблемы добра и зла, смысла жизни, личности и

коллектива. Наука в историческом процессе видит определенные закон-ти, а не

капризы и прихоти отдельных истор. деятелей. Возникн. письма стало

основанием и главным усл. для регистрации и накопления фактов в науках.

Появ. группы людей, профес. занимающихся научными иссл-ми. Ф. отметил, что

с конца 15 в. начинается эпоха культ. переворотов: изобретены порох,

книгопечатанье, открыта Америка, морские пути в Индию. Книги стали

доступными и небогатым людям, поэтому в интелектуальную работу включались

новые люди. Наука- познание законов и сил природы, появляющихся

повсеместно. Народы тогда смогут достичь счастья и свободы, когда все будут

учеными работниками. Наука: 1)физич-кие или естеств. науки 2) науки о самом

чел., т.е. антропологические науки.Высшей наукой Ф счит. этику. Франко

трезво и взвешенно смотрел на проблему нац. освобождения, обретения нац.

самостоятельности.

59. Философские идеи А. Новицкого!!! и В. Лесевича.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.