![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимумГипотетико-дедуктивное развертывание теории состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке в которой она уточняется и конкретизируется. Этот метод является специфическим приемом теоретических знаний в эмперических науках. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяя его исследователь сначала находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Данный метод применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках. |
|
|||||||||||||||||||
15. Гипотеза, как форма развития научного познания. Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы, представляющей
собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения
закономерностей, и причин исследуемых явлений. Ученые начали обсуждать возможность возникновения жизни на Земле из химических соединений немногим более столетия назад. Под микроскопами того времени живая клетка казалась всего лишь пузырьком, заполненным различными веществами. Поэтому Дарвину и его современникам легко было представить себе, что простейшие формы жизни могли возникнуть из случайной комбинации органических веществ в первичном “бульоне”.Но с тех пор как ученые глубже проникли в тайны живой клетки, предположение о том, что жизнь возникла из химических веществ,уже не кажется таким логичным. Однако, несмотря на это, большинство современных ученых по-прежнему свято верит в догму химической эволюции. После проверки и отбора фактов и выдвижения научной идеи начинается следующий этап решения проблемы - выработка научной гипотезы. Гипотеза - научное допущение или предположение истинного, значение которого не определено. Гипотеза - это предположение о существовании какой-то вещи, явления, свойства, связи, отношения и т.д. Однако не всякое предположение в науке является гипотезой. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований, главные из которых: 1) соответствие фактам, которые эта гипотеза собирается объяснить; 2) внутренняя непротиворечивость; 3) проверяемость; 4) соответствие ранее накопленному, объективно истинному теоретическому знанию; 5) простота. Различают гипотезы - как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений и как структурный элемент научной теории. Каждая гипотеза выдвигается для объяснения, предсказания каких-то фактов. Соответствие фактам - главное условие состоятельности научной гипотезы. Другое требование - внутренней непротиворечивости - это требование последовательности, логической безупречности гипотезы вытекает из того, что внутренне противоречивая гипотеза практически бесполезна, так как из нее, как было доказано еще в Средние века Д. Скоттом, можно вывести все, что угодно. Важнейшим требованием к научной гипотезе является ее проверяемость. Если гипотеза не допускает принципиальной проверки, то она становится недоказуемой и неопровержимой, превращается в религиозную догму. Важным требованием к научной гипотезе является ее принципиальная опровержимость. Если гипотеза в принципе не может быть опровергнута, не допускается даже возможность существования фактов, противоречащих гипотез не является научной. Четвертое требование к гипотезе есть проявление, так называемого, принципа соответствия в науке. |
38. Сознание и бессознательное. Понятие измененного состояния сознания. Помимо формального содержания и чувственно-конкретной оброзности составляющей сознание явление бессознательное – совокупности психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека и не поддающиеся контролю. Бессознательное не просто то, что не осознаётся (например, физиологические процессы в организме), а только те несознаваемые явления, которые влияют на образ мыслей, эмоции, действия индивида. Моментальные решения – вид психической деятельности, осуществляемый бессознательно (инженер вслепую определяет поломку). Бессознательная сфера – это фундамент мышления, не поддающийся словесному выражению. Человек сознательно перерабатывает 102 бит информации/сек., а бессознательно 107 бит информации в секунду. В психологии бессознательное рассматривается как форма психической активности, выпадающая из сознательной действительности. Симонов выделяет две группы бессознательного: 1. подсознание – содержит то, что может быть осознано в определённых условиях. Подсознание защищает сознание от лишней работы. 2. Сверхсознание – психические процессы, которые не осознаются ни при каких условиях, работа сверхсознания направлена на удовлетворение потребности, которая на данный момент доминирует в оценочно-мотивационной сфере сознания личности. Язык выступает связующим звеном между сознанием и бессознательным. Изменённое состояние сознания – сновидения, гипнотическое состояние, трансперсональное состояние – оно не ведёт к полному отключению от окружающих |
|
|||||||||||||||||||
16. Антропогенез и его проблемы. Современные концепции антропогенеза. Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он — существо как биологическое, так и социальное. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в гом, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Причем термин «проблема» здесь как нельзя более кстати, ибо перед наукой стоит действительно актуальная задача, требующая решения. 20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений, отраж. духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием глобальн. кризисов как в самих основах чел. сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам ч-к стал проблемой. Все это стимулировало появление ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные разделы антропологии – антропогенез, морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении человека На данный момент вопрос о возникновении человека остается открытым До 17, 18 веков понятия эволюции не было. В 19 в. стали раскапывать существа чем-то похожие на человека. Теория эволюции Дарвина и Ламарка заставила по-другому взглянуть на эти находки. В 1859 г. Дарвин выпустил первую книгу, в 1870 г. вторую, в которой вывел из обезьяны человека. Дарвин нарисовал генеологическое дерево, которое вело к человеку, он не говорил, что обезьяна превратилась в человека. В древе Дарвина нет промежуточного звена, нет до сих пор! После книги Дарвина, Уоллис тоже эволюционист, написал, что естественный отбор никак не подходит к человеку. Его выводы: 1) естественный отбор обеспечивает приспособление к среде и ни на что больше претендовать не может; 2) у человека преимущественное развитие получил мозг, но говорить, что мозг дан, чтобы выжить нельзя; 3) в процессе естественного отбора появляются и закрепляются признаки, которые способствуют выживанию, а у человека наоборот – нет шерсти, нет когтей, не может быстро бегать и т.д. За последний миллион лет не появилось ни одно животное, а исчезло много. Уоллис сделал вывод, что эволюция – сила вопреки естественному ходу вещей и что в данном случае сыграло роль сверхестественное, поэтому многое не имеет объяснения. Ф.Энгельс – «Труд создал человека», считал, что появилась потребность общения – изменилась нейрогормональная функция и изменилась гортань. Никакая трудовая деятельность не может быть видообразующей. Индивидуально-приобретенные признаки по наследству не передаются . Философские версии антропогенеза: 1) деятельностные теории - связывают появление человека с изменением качества жизненной активности, приведшей к формированию элементов преобразования и контроля над окружающей ситуацией. К ним относятся: а) трудовые концепции - связывают становление чел. с изготовлением орудий; б) концепции, связывающие новые преимущества чел. с изменением качества охоты, с развитием охотничьих стратегий; в) игровые -определяют игровую активность как тренажер на которым обкатывались новые непрагматистисткие, собственно человеческие модели поведения; г) общедеятельностные концепции - связывают появление чел-го образа жизни с развитием в нем элементов планирования , самоорганизации, целеполагания. 2) интеллектуалистсткие теории - объясняют генезис человека становлением чел-го мышления. Одни из них делают акцент на развитие св-в предвидения - через формирование способностей мысленного моделирования вариантами предполагаемого развития проблемной ситуации, тем самым формировался более эффективный образ жизни, нежели образ действия по методике проб и ошибок, присущий большинству животных. Другие полагают в качестве основного пути эволюции мышления складывания его фундаментальных структур: матрицы “Я” (эго-формы), бинарных оппозиций, установок на причинность, целесообразность и тому подобное. 3) поведенческие теории - складывания основ человеческого образа жизни как интенсификации соц. аспектов коллективистского поведения. таковыми аспектами считают либо альтруизм, либо формы саморегуляции коллективной жизни (половая, властная и прочая). Предполагается, что именно соц. отбор, т.е. межгрупповой отбор, в котором эволюционные преимущества имели либо общности с большим % альтруистических особей, либо саморегулирующиеся общности с новыми формами поведения - и был главным фактором антропогенеза. 4) коммуникативно-символические теории - приоритет отдается либо развитию лингвистической коммуникации, либо более универсальной символической коммуникации. Данные версии антропогенеза следует рассмат. как взаимодополняющие, так как в наст. вр. статус самоочевидной имеет теории полифакторности антропогенеза, объясняющая формирование человека взаимодействием параллельных факторов трансформаций: деятельности, поведения, мышления и общения. |
39. Этика науки и нравственная ответственность ученого. Сила науки, ее эффективность определяются достижением высот знания. Но богатство человеческой жизни не исчерпывается институтом знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется, причем весьма существенным образом, под влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Ученый, максимально информированный в области своих изысканий, за их пределами часто является некомпетентным человеком. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, а затем водородную бомбу — чудовищные средства уничтожения жизни на Земле. Создавать или не создавать атомную бомбу — это уже вопрос не физической теории, а скорее психологии, социологии, других гуманитарных наук. Между тем он решался не учеными, а политиками, которые сумели привлечь к исполнению своих замыслов ряд выдающихся физиков и техников. Рано или поздно необходимо разрешить проблему правильного использования достижений науки. В таком случае мгновенно возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. Увы, но достижение истины не всегда ведет к добру. Прав французский философ М. Монтенъ, отмечавший: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред". Любой, кто серьезно относится к науке,— либо сам занимаясь научными изысканиями, либо используя достижения науки,— попадает в ситуации своеобразного выбора, который приходится делать. Занятия наукой вырабатывают определенное ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума, способность обосновывать делаемые выводы, стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. В силу постоянного роста научного знания ученый как бы исподволь подпитывается стимулами, ставящими его в критическое отношение к догмам, ко всякого рода авторитетам. Вместе с тем никакая наука не спасает от догматизма и от неоправданного преклонения перед авторитетами, если ученый не обладает необходимыми свойствами характера, порядочностью, честностью, мужеством. Применение научных знаний не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в экологическом, ни в моральном отношениях. Ответственность за применение достижений науки в первую очередь несут сами творцы науки, ученые. Никто не в состоянии лучше самих ученых оценить положительные и слабые стороны применения результатов научных исследований. Прогресс науки — не самоцель для человечества, он призван способствовать всемерному развитию человека, в том числе улучшению материальных условий его жизни. Наука не отменяет первостепенную значимость таких ценностей человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье. Она должна помогать развитию человека и как творческой личности. Но будет ли наука действительно способствовать прогрессу общества и человека или же, наоборот, она будет служить силам реакции — это уже зависит от людей данного общества, от их ответственности перед будущим. |
||||||||||||||||||||
41. Проблема достоверности чувственных восприятий. Восприятие – целостный образ, окружающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это более высокая ступень познания и существенно отличается от ощущений – отражение св-в предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – это уже мыслящее живое созерцание, мы смотрим на вещи внешним, а видим внутренним взором. Глубина этой осмысленности зависит от опыта чел-ка. Проблема закл-ся в том – можем ли мы получить знания о вещах как они сущ-ют сам по себе посредством ощущения и восприятия. Ощущение и восприятие зависимы от функц-ой специфики наших органов чувств. Процесс чувственного восприятия очень сложен, н-р мы рассм-ем стол – в дело вкл-ся не только органы зрения, но и наше видение, кот тесно связано с нашим отношением к этому предмету – красивый, некрасивый и т.д. Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере и на сколько полно содержание понятий освоено данным человеком. |
|||||||||||||||||||||
42. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное "пронизывают" друг друга. Допустим, нас интересует психический образ "этого яблока", желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса в данном случае представлено вкусом "сладкий". Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. Только вместе, в согласовании друг с другом, понятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ "этого яблока". Психические образования, выступающие синтезом чувственного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как целое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие. |
|||||||||||||||||||||
17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. Понятие личности. Человек – существо биосоциальное. Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens. Политические, экономические и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от естественного отбора. У человека роль естественного отбора заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье. если судить о физическом здоровье людей, его состояние за историю существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения) английский психолог и антрополог Фрэнсис Галътон (1822—1911) был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности —IQ. В то же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ. Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образования homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологически. изменение его завершилось. Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания. В современной литературе по вопросу о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют два различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название пансоциологизм. В индивидуальном развитии человека различаются два периода — эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша). Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носителем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализа-ции, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцев попавших в джунгли. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения. Можно выделить следующие факторы, воздействующие на человека: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление). Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. |
|
||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |