![]() |
|
|
Шпоры по философии|действующая сознательно |создается творческим | | |и ответственная за |меньшинством и также | | |свои действия. Группа |проходит ряд этапов | | |тоже может быть |своего жизненого цикла | | |субъектом, если у нее |вплоть до дезинтеграции;| | |имеются общие интересы, |в будущем возможно | | |цели действия, то есть |достижение единства | | |если она представляет |человечества, но лишь в | | |собой некоторую |сфере духа, на основе | | |целостность. Т.е. в |религии. Эпоха становления| | |данном случае группу |капиталистических | | |можно рассматривать как |отношений, обнаружив | | |социальный субъект, в |пестрое многообразие | | |качестве которого могут |истории, стимулировала | | |выступать та или иная |вместе с тем поиск | | |соц. группа, народ, |скрытого за многообразием | | |человечество. Основные |единства. К этому | | |соц. субъектами |побуждало прежде всего | | |исторического процесса |развитие экономических | | |явл. общественные |связий, процесс | | |классы. Борьба |связанный с | | |классов- была движущей |построением единого | | |силой общественного |капиталистического рынка.| | |развития на определенной |Идеалистическая трактовка| | |его стадии. Роль соц. |единства истории. На | | |субъекта могут играть |признании единства истории| | |также и такие |были построены | | |исторические общности, |философско-исторические | | |как народности и нации, |концепции Гегеля, Фурье, | | |когда они обретают |Спенсера. Гегель: | | |самосознание и |единство истории | | |сплачиваются во имя |придавал "мировой дух", | | |определенной цели, но |который воплощался в духе | | |нации всегда |различных народов; | | |возглавляются классами, |Фурье: идея единства | | |которые и в этом |истории служила | | |случае остаются основными|обоснованию новой высшей| | |движущими силами и |цивилизации, которая | | |субъектами исторического |прийдет на смену | | |процесса. В современном |существующей; Спенсер: | | |мире проблема субъекта |идея единства истории была| | |исторического творчества |элементом его общей | | |преобретает новые |теории эволюции. | | |смысловые грани. В наше |Материалистический подход | | |время правомерно ставить |к единству истории. Этот | | |вопрос о превращении |подход включает в себя | | |всего человечества, |признание единства мировой| | |всего мирового сообщества|истории. Единство истории | | |в субъекта исторического |закладывается в самой | | |процесса. |реальной жизни, в способе | | | |ее материального | | | |обеспечения с помощью | | | |трудовой деятельности и | | | |используемых ею | | | |материальных средств | | | |труда. Труд-вечное | | | |условие человеческой | | | |жизни. Материальная | | | |основа исторического | | | |процесса есть | | | |одновременно и основа его | | | |единства. Если различные| | | |культуры и цивилизации | | | |развиваются как | | | |самостоятельные и | | | |внутренне замкнутые | | | |образования, то никаких | | | |общих законов, | | | |исторических | | | |закономерностей быть не | | | |может. Формы проявления | | | |единства исторического | | | |процесса. Установление | | | |многообразных связей | | | |между странами: | | | |экономических, культурных | | | |=> рост городов, | | | |консолидация народностей.| | | |С развитием | | | |капиталистических | | | |отношений все больше стран| | | |вовлекаются в механизм | | | |кап. экономики. Эк. и | | | |культурное развитие тесно | | | |связано с развитием | | | |науки и техники. В этом | | | |взаимосвязанном мире соц. | | | |значимые события сразу | | | |становятся достоянием | | | |всех, интересы и судьбы | | | |народов тесно | | | |переплетаются. Таким | | | |образом, в ходе истории | | | |меняются формы выражения | | | |ее внутреннего единства, | | | |старые формы | | | |накладываются на новые, | | | |и то, что история - | | | |единый процесс | | | |развития человечества, | | | |становится еще более | | | |очевидным. Причины и | | | |факторы многообразия | | | |истории. Многообразие | | | |истории существует во | | | |времени и пространстве. | | | |Во времени - это | | | |различные этапы | | | |исторического развития, | | | |формации и эпохи. В | | | |пространстве - это | | | |наличное реальное | | | |многообразие социальной | | | |жизни, основной источник | | | |которого - | | | |неравномерность | | | |исторического развития. | | |44. Культура как мера |45. Социальные функции |46. Историческая | |развития человека. |культуры. Многообразными |необходимость и свобода | |Совокупность материальных|способами включается |личности. Все | |и духовных ценностей, а |культура в движение |общественные отношения | |также способов их |истории. Они выражают |разделяются на первичные | |созидания, умение |личностную сторону |(материальные) и вторичные| |использовать их для |деятельности человека в |(духовно-практические). В| |прогресса человечества, |обществе, выполняют |общественной жизни | |передавать от поколения|важную функцию |объективное и | |к поколению и составляет|трансляции опыта, знаний, |субъективное, | |культуру. Культура-все |результатов человеческой |практическое и духовное | |созданное человеком; |деятельности. Новые идеи, |неразделимы. | |совокупность созданных |и те из них которые |Свободно-волевая | |и создаваемых |находятся как-бы в |деятельность и | |человеком ценностей; |стадии разработки, и те|закономерности в обществе | |качественная |которые уже являются |: 1)М.Вебер | |характкристика уровня |результатом человеческой |(субъективный идеализм) | |развития общества. |деятельности, и сама эта |: абсолютизировал | |Ценность-факт культуры, и|деятельность-все это дает|неповторимость | |она социальна по своей |результат, который |исторических событий и на | |сути. Огромный пласт из|включаются затем в |этой основе отверг наличие| |этих культурных ценностей|исторический процесс, |какой-либо | |и вообще существенную |внося в него новые |закономерности в обществе.| |форму их выражения |элементы. Любое |Но если в обществе нет | |составляет система |изобретение человека может|объективной тенденции, то| |символов. Стержень |превратится в фактор | | |культурных ценностей - |исторического развития и |невозможно | |понятие нравственности. |начать оказывать на него |прогнозирование событий, | |Там, где есть человек,|воздействие. Примером |а стало быть теряет | |его деятельность, |тому может быть |смысл и цели | |отношения между людьми,|изобретение ядерного |социальное бытие. | |там имеется и |оружия, которое с момента |2)Марксизм : в обществе | |культура. Культура: |своего изобретения |имеют место объективная | |материальная и духовная|начало влиять на ход |необходимость, причинная | |(не противопоставлять!).|научно-технического |обусловленность и | |Цивилизация = |прогресса. Для устранения |повторяемость (т.е. | |окультуренная природа +|этой страшной угрозы были |общественная жизнь | |средства окультуривания |созданы различные |детедменирована). | |+ человек, усвоивший |комитеты во многих странах|но существуют особенности | |эту культуру, способный |мира.Так создание |общественных законов (см. | |жить и действовать в |научно-технической мысли |ВОПРОС N 48). | |окультуренной среде |вошло в социальную жизнь, |Человечество всегда | |своего обитания + |оказывая влияние на |должно будет | |общественные |протекающие в обществе |корректировать линию | |отношения(формы |социальные, экономические|своего поведения, | |социальной организации |и политические процессы. |считаясь с законами живой | |культуры) обеспечивающие|Но не все что было |и неживой природы. Маркс | |существование Ц. и ее |рождено человеческой |: "люди не свободны в | |продолжение. |мыслью вошло в |выборе своих | |Ц.-социокультурное |общественную жизнь, в |производительных сил, | |образование. Не Ц., а |культуру, стало моментом|которые образуют основу | |К.-единственный критерий |исторического процесса. |всей их истории, потому | |социального развития |Многие изобретения не |что всякая | |общества. |были реализованы по |производительная сила есть| | |различным причинам, к |приобретенная сила, | | |примеру, изобретение |продукт предшествующей | | |Ползуновым в 18 веке |деятельности". Свобода | | |паровой машины (Россия |есть деятельность на | | |просто не была к этому |основе познанной | | |готова); работы в области |необходимости. | | |генетики советских ученых |Необходимость отражает | | |и т.д. В ходе |нечто устойчивое, | | |общественного |упорядоченное, что и | | |исторического процесса из |отражается в законах | | |тех "предложений", |сохранения. Свобода же | | |которые идут со стороны |отражает развитие, | | |культуры, данным обществом|появление нового, | | |осуществляется как-бы |разнообразного, новых | | |"социальный отбор" этих |возможностей. | | |предложений и то каким он |Необходимость выражает | | |будет зависит от |наличное, показывает, | | |текущего состояния |каков мир есть, а | | |развития общества. |свобода отражает будущее | | | |- каким мир должен быть. | | | |Развитие общества и есть | | | |постоянный процесс | | | |перехода необходимости в | | | |свобеду. Гегель : мировая| | | |история - процесс | | | |возрастания свободы. | | | |Свобода многолика, но | | | |сущность ее одна - наличие| | | |разнообразных | | | |возможностей, | | | |следовательно она - | | | |наибольшая ценность. | | | |Маркс : лишь при условии | | | |обретении социальной | | | |свободы начинается | | | |развитие человеческих | | | |сил, которое является | | | |самоцелью. | 47. НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем. Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры. Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы. Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку. |48. Будущее человечества и реальный исторический процесс. Будущее человечества - см. ВОПРОС N 47. и вопросы связанные с истор.прогрессом. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определеным законам функционирования и развития. Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей. Маркс К., Энгельс Ф. : история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то надличностному. Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека. Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве. | 49. Общество как саморазвивающаяся система. Человеское общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли : естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь. см. ВОПРОС N 48 о специфике общественных отношений. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи. Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон. Отсюда многообразие наук об обществе : 1)Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи. 2)Юридическая наука рассматривает сущность и историю государства и права. 3)Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития. 4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества. 5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественое значение художественной литературы. 6)Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ. | | |50. Формы общественного |51. Культура и |52. Структура общества. | |сознания: 1)Политическое|цивилизация.Взаимная |Социальные образования и | |- совокупность |ответственность человека и|исторические формы их | |полит.доктрин, |общества. Цивилизация - |эволюции. Каждому | |концепций, программ, |это преобразованный |исторически определенному| |взглядов и |человеком мир |способу производства | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |