рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по философии

Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения,

выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за

истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и

получаемого суждения с использованием или без использования особых

методологических средств, а также на основе мысленного оперирования

предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а

получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений: 1)

непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в

качестве заключения; и 2) опосредованные – содержат более чем одну посылку.

Виды непосредственных умозакл: умозаключение по логическому квадрату,

умозаключение модальности, умозаключение превращения, -“- обращения, -“-

противопоставления предикату.

Умозакл по лог кв: 1. Умозакл противоречия основывается на законе

исключенного третьего, согласно которому если утверждение чего либо

истинно, то отрицание этого ложно, и наоборот; 2. Умозакл противоположности

происходит на базе закона противоречия. Заключением такого умоз-я является

ложное суждение (напр из истин сужд-я “ни один человек не является машиной”

можно установить ложность суждения “все люди – машины”) 3. Умозакл-е

субконтрарности дает возможность получить истинные частноутвердительные или

частноотрицательные суждения (из истенности суждения “некоторые философы

были материалисты” можно получить истинное суждение “некоторые философы не

были материалистами”); 4.умозакл-я подчинения позволяют получить истинные

частноутвердительные или частноотрицательные суждения, но дают возможность

сделать вывод о ложности обще утвердит и обще отриц суждений на основе

ложности соответствующих частноутверд и частно отриц суждений (если ложно

“некоторые люди растения”, то ложно “все люди растения”).

Умозакл-я модальности строятся на принципах: 1 что необходимо, то

действительно; 2 что необходимо, товозможно; 3 что действительно, то

возможно; 4 что невозможно, то недействительно; 5 что невозможно, то не

необходимо; 6 что недействительно, то не необходимо.(если невозможно что

2*2=5, то нет такого положения дел, в котором 2*2=5.

Умозак-е превращения иммеют одну из следующих схем: 1 если S есть Р, то S

не есть не Р, 2 если S не есть Р, то S есть не Р, 3 если S есть не Р, то S

не есть Р, 4 если S не есть не Р, то S есть Р. (Из суждения “эта выставка

не интересна” легко получить суждение “эта выставка не относится к

интересным”).

Умозакл-я обращения. В посылке выражается зависимость м/у отношением

субъекта к предивату и предиката к субъекту, т е то что было субъектом

становиться предикатом, а то что было предикатом – субъектом. Схемы умозакл

обращения таковы: 1 если все S ест Р, то некоторые Р есть S, 2 Если ни один

S не есть Р, то ни один Р не есть S, 3 Если некоторые S есть Р, то

некоторые Р есть S. (напр, из суждения “некоторые библейские пророки были

долгожителями” следует “некоторые долгожители были пророками”).

Противопоставлением предикату наз-ся такое непосред умозакл-е, в результате

которого в выводном суждении субъектом становиться понятие, противоречащее

предикату сходного суждения, а предикатом – субъект исходного суждения.

Схемы: 1 Если все S есть Р, то ни один не Р не есть S, 2 Если ни одно S не

есть Р, то некоторые не Р есть S, 3 Если некоторые S не есть Р, то

некоторые не Р есть S.

Рассмотрим опосредованные умозаключения, как они были сформулированы в

силлогистике. Силогистика – теория дедуктивного вывода, оперирующая

высказываниями субъектно-предикативной структуры. (следование из одной

посылки – это непосредст силлогический вывод; из двух – силлогизм; из

многих – полисиллогизм).

Опосредованные умозакл-я: простой категорический силлогизм, сложные,

сокращенные и сложносокращенные силлогизмы, условные, разделительные и

условно-разделительные силлогизмы.

Простой категорический силлогизм. Его посылки и заключение представляют

собой категорические, или атрибутивные, суждения (напр “все планеты имеют

форму шара”, “земля – планета” следовательно Земля имеет форму шара).Схема

М – Р, S – Р => S – Р. Принцип с помощью к-ого обосновывается вывод из

посылок категорического силлогизма, называется аксиомой силлогизма. Она

имеет два две формулировки: 1, Все что утверждается или отрицается

относительно всех предметов класса, также утверждается или отрицается

относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2,

Признак признака вещи есть признак самой вещи: то, что противоречит

признаку вещи, противоречит самой вещи. Характерной чертой простого катег

сил явл-ся то, что в нем некоторое общее знание применяется к единичному

или частному на основании установления связи данного единичного или

частного случая с общим. От местоположения среднего термина выделяют четыре

фигуры силлогизма (см рис).

Умозаключение, в котором пропущена одна из из его частей (посылка или

заключение), называется сокращенным умозаключением (энтимемой). Пример

“Иванов – студент, следовательно он должен получать стипендию” . При

анализе легко восстановить недостающие части. Одним из сложносокращенных

силлогизмов явл-яс сорит: прогрессивный и регрессивный, их схемы

соответственно: 1.Все А есть В, все С есть А, все Д есть С, все Е есть Д

следовательно все Е есть В. 2. Все А есть В, все В есть С, все С есть Д,

все Д есть Е, следовательно все А есть Е. Пример: Все научные законы имеют

объективное содержание. Все законы естествознания – научные законы. Все

законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой физики –

физические законы. Следовательно, все законы квантовой физики имеют

объективное содержание.

Условные силлогизмы в них одна либо обе посылки – условные суждения. Схема:

Если А, то В, Если В, то С, следовательно если А, то С.

Разделительными силлогизмами называются такие, в которых первая посылка

разделительное суждение (дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод

представляют собою разделительные или категорические суждения.

В условно-разделительном силлогизме одна посылка является условным

суждением, а вторая – разделительным . В зависимости от количества

альтернатив содержащихся в разделительном суждении силлогизма, он

называется дилеммой, трилеммой, тетралеммой. Наиболее употребительна в

практике мышления – дилемма. Она бывает простой и сложной, конструктивной и

деструктивной. Схемы: а) простая конструктивная дилемма Если А, то В; Если

С, то В; А или С, => В. б) простая деструктивная дилемма Если А, то не В;

Если С, то не В; А или С => В. в) сложная конструктивная дилемма: Если А,

то В; Если С, то Д; => В или Д. Г) сложная деструктивная дилемма аналог

последней, но к В и Д добавляется частица “не”.

59. Наука в техногенном мире.

В современной цивилизации наука играет особую роль . Технологический

прогресс 20 века , приведший в развитых странах Запада и Востока к новому

качеству жизни , основан на применении научных достижений.. Наука не

только революционизирует сферу производства , но и оказывает влияние на

многие другие сферы человеческой деятельности , начиная регулировать их,

перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной

цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций

развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и

антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из

высших ценностей цвилизации и культуры.

Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой

истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных

обществ. Лишь в 15-17вв. в европейском регионе сформировался особый тип

развития, связанный с появлением техногенных обществ , их последующей

экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных

обществ. В традиционном обществе выражен замедленный темп социальных

изменений, виды деятельности, их средства могут столетиями существовать в

качестве устойчивых стереотипов, соответственно в культуре этих обществ

приоритет отдается традициям, образам и нормам, аккумулирующим опыт предков

, канонизированным стилям мышления , инновационная деятельность не

воспринимается как высшая ценность.

Техногенная цивилизация это особый тип социального развития и особый

вид цивилизации, определяющие признаки которой в извесной степени

противоположны характеристикам традиционных обществ. Здесь возникает

особый вид автономии личности : человек может менять свои корпоративные

связи, он жестко к ним не привязан , может и способен очень гибко строить

свои отношения с людьми. Развитие техногенной цивилизации начинается с

момента эпохи Ренесанса. Она проходит три стадии: прединдустиальную,

индустриальную и постиндустриалную. Важнейшей основой ее жизнедеятеяльности

становится развитие техники, технологии не только путем стихийно

протекающей иновации в сфере самого производства , но и за счет

регенерации всех новых научных знаний, их внедрения в технико -

технологическкие процессы.. Так возникает тип развития , основанный на

ускоряющемся изменении природной Среды. Изменение этого мира приводит к

активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации

НТП постоянно меняет типы общения , формы комуникации людей , типы

личностей и облаз жизни. В результате возникает отчетливо выраженная

направленность прогресса с ориентацией на будущее. Человек понимается как

активное существо , которое находится в деятельном отношении к миру .

Деятельность человека должна быть направленна на преобразование и

переделку внешнего мира. В свою очередь внешний мир расматривается как

арена деятельности человека.

Второй важный аспект, который характерен для техногенного общества -

понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля , в

котором разумное существо , познавшее законы природы, способно осуществить

свою власть над внешними процессами и объектами , поставить их под свой

контроль., а в традиционном обществе природа понимается как живой организм

, в который органично всторен человек , само понятие закона природы

,отличного от законов , которые регулируют социальную жизнь , было здесь

чуждо.

Власть и господство в техногенной цив-и предпологает владение и

присвоение товаров.. Сама преобразующая деятельность расценивается как

процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над

внешними обстоятельствами . которые человек призван подчинить себе..

Характеристика цивилизационных достижений в терминах силы (

производительные силы и т.п.) выражала установку на приобретение человеком

все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей

деятельности. С этим связан особый статус научной рациональности в системе

ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно - технического

взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования.

Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы

и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в

соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в

последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает

своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое

условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее

активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком

жизни техногенных обществ.

60. Глобальные кризисы и проблема ценности НТП.

Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее

развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в

социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его

возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо

остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к

критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного

роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением

глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.

Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования

оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою

историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТП,

открывающего все новые возможности развития военной техники.

Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание

экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого

существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего

природу, приходят в конфликтное столкновение.

Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека

как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов

отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный

антропологический кризис. Человек усложняя свой свой мир, все чаще вызывает

к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся

чуждыми его природе. Современная индустриальная культура действительно

создает широкие возможности для манипуляции сознанием (Я с этим не согласен

а в пример тому США – человек ближе к природе, человек в школе для равных,

независимость средств информации дает больше правды ит.д.). Ускоренное

развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему сциализации

и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни,

традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях. По моему

это наоборот делает жизнь интересней, стирает конфликт отцов и детей.

Современная техника позволяет общаться с людьми разных континентов, но при

этом люди не знают своих соседей. Такое положение на мой взгляд также можно

оправдать.

Есть опасность разрушения человеческой телесности, в связи с гигантскими

нагрузками на психику человека, стресами, засорение канцерогенами,

мутантами и т.д. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни,

развила медицину но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления

из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в

перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность. (на мой

взгляд, все наоборот люди перед браком стремяться произвести здоровое

поколение)

Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса,

реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют

многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее

технологические применения ответственность за нарастающие глобальные

проблемы. Крайний антисциентизм требует простановить НТП и вернуться к

традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы

ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей.

61. Специфика научного познания. Особенности структуры научного познания –

его субъекта, объекта, целей, средств и методов.

научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,

необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого

различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей

научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно

организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда

продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее

компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств

с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря

осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект

деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего

для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны

средства могут быть представленны в качестве скуственных органов

чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве

естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.

Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”

Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело

с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции

предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее

предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной

практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой

точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического

действия.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов

практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие

продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -

выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются

объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть

включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным

законам функционирования и развития, составляют первую, главную

особеность научного познания., которая отличает ее от других форм

познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное

исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не

только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами

социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет

только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму

этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его

состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и

культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые

подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука

тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в

человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не

может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что

ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения

духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного

познания от обыденного : 1) установка на исследования законов

преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и

объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур

производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно

независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.

62. Наука как социальный институт.

Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами

жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её

социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции

науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как

социальной силы, связанной с тем. что научные знания и методы ныне всё шире

используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе

общественного развития.

Много времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы

на вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные

представления не могли превратиться в составную часть культуры общества.

Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-

мировоззренческих функций науки занятие наукой постепенно становилось в

глазах общества самостоятельной и вполне достойной, рекспектабельной сферой

человеческой деятельности. Т.е. происходило формирование науки как

социального института в структуре общества.

Важной стороной превращения науки в производительную силу явилось

создание и упорядочение постоянных каналов для практического использования

научных знаний, появление таких отраслей деятельности как прикладные

исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и

др. Причём вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других

отраслях материального производства и даже за его пределами. Всё это влечёт

за собой значительные последствия и для науки и для практики. Важны функции

науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус

в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями

общественного сознания. в этой связи остро становится проблема особенностей

научного познания и соотношения с другими формами познавательной

деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую

значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой

внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно

необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях

развития НТР поскольку выяснение закономерностей научного познания требует

анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными

феноменами духовной и материальной культуры.

63. Возникновение (генезис) науки. Проблема европоцентризма.

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые

соответствуют двум различным методам построения знание и двум формам

прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует

зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова.

Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения,

с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.