рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по философии

Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

17. Реальность объективная и субъективная. Материя.

Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность –

объктивный мир существующий не зависимо от человеческой воли,

представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное

множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция,

субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий

мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и

проявлениях.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей

как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и не уничтожимая

основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции -

это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под

субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие

атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и

пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона,

Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в.

господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как

совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и

механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью

и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о

материи:

1) о самодвижении в материи 2) материя понималась как абстрактное понятие,

в котором отображены свойства многообразных веществ. 3) Материи присуща

внутренне мысль. Трактовка материи идеалистическими направлениями фил.

Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений.

Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей

придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно

отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления;

Не проводится различие м/у фил. пониманием материи и

естественноисторическими взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс

понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница св-

в, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне

конкретных вещей, а только через них. В начале 19-20вв. в естество знании

было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, мех. картину мира.

Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи.

Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного

распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя

исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею

о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании

наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую

картину мира. Перед фил. стала задача уточнения понятия . Это

сделал Ленин в работе . Материя - философская

категория для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в

ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими

ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2

признака материи: 1) Признание первичности материи по отношении к

сознанию (объективность ощущения) 2) Признание принципиальной

познаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи и

естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал

преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа

структурности материи и делимости атомов в научную картину мира. В

домарксисткой философии материя отождествлялась с конкретными ее видами,

напр. атомами и тд. Отождествление на к.-л. этапе познания филос. понятия

М. как объективной реальности с конкретными ест.-научными представлениями

о ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще

неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры М.,

что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет

множество конкретных форм проявления, последов. раскрываемых наукой и

практикой. Всеобщими формами бытия М. являются пространство и время,

которые не существуют вне М., как не может быть и материальных, которые

не обладали бы пространственно временными свойствами.

18. Пространство и время как философские категории.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают

своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не

обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б

взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет

привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –

длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по

разному: циклическое время (календари); время может толковаться как

некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми

(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может

пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.

Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,

вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории

рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и

вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др

подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

Есть две теории относительности:

1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и

время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их

движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения.

Появляются понятия масса покоя и масса движения. П и в меняются в завис-и

от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела

сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было

введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина

которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот

интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных

напрвлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.

2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы,

пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство

искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных

затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны

следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и

Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении

пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная

бесконечна.

Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б

стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе

света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного –

значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются.

Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была

сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт,

и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл

расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными

дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их

тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные

частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры

выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических

соединений и становлению вселенной.

19. Философское понимание движения и развития.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в

вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной

природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как

и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ

материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в

другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве,

но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые

вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение

элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью

между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество

предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к

другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть

разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют

особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением

новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности,

скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях,

характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного

качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов

организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности

процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за

рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2)

Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким

примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ,

физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие

одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание

движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо

иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их

взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК -

хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим

соединениях)

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и

идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств

выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет

процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для

случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности

изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной

для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает

новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его

состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение

его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих

свойств материи и сознания.

20. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и

случайности, возможности и действительность. Причина и цель.

Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной

закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений

реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно

существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде

соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не

содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда

входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения

симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и

целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория

Дарвина).

Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную

связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод,

условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно

иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы

причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и

ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью

условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины.

Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и

функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной

зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у

причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в

функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду

явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной

зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости

можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что

понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной

зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться

в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более

запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности

работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые

пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно

следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие

чудес.

Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо

или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое

убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные

следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если

появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он

может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и

прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это

“паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в

ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом

когда все фатально предопределено.

Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а

опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в

сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности

(так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на

необходимости – это ошибка.

В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они

взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию

дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения

необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в

случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции

обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть

воздействует на необходимые закономерности.

Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал

актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только

актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность

вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение

тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в

действительность есть эволюция.

Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-

ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации

с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных

действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из

форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как

целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой

ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого

несоответствия. Ар-ль толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.

21.Предмет социальной философии. Понятие общества.

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-

1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления.

“Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит:

всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как

некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения”

В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция

толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений

исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из закона

всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории всемирного

единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей закономерности,

обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня

исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь

прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий

принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь

модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл

вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий

социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых

исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те

и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач

цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или

половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как

всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом

случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам,

ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и

его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ

жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу

“мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора

истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового

разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится

фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание

истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории.

Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни

понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя

предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб

человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в

каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается

своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов

выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от

практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием

(будь это образ светлогшо будущего или всемогущей техники), цель непременно

подменяется средством, а мудрость - рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и

явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как

объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного

вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”.

Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь

должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии

заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно

трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1. производство и

вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя. 2. истор

процесс, общ бытие носят объект характер 3. главной движ силой, преобраз

жизнь общества, являются народные массы. 4. средства для измен сущ

положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства.

Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это

значит что соц законы - зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак - это

зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и

не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность преследующего свои

цели человека. 3.Соц законы по хар своей деят - статистические. 4.

Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц

эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и

формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень

диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это

создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Соц законы:

1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам

деятельности.

2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке

3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил.

4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций

5. закон социальной революции

6.закон возрастающей роли нар масс в истории

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.