рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Вопросы и ответы к экзамену по философии

Вопросы и ответы к экзамену по философии

1. Философия и мировоззрение. Специфика философии.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в

целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла

своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций,

верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру

или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного

освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней.

Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание

места, роли человека в окружающем мире.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и

материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим,

религиозным или атеистическим.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой

определенного исторического типа. Рефлексия есть осознание, осмысливание и

обоснование того, над чем она осуществляется

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения или его

теоретическое ядро, вокруг которого образовалась своего рода духовное

облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости. Понятие

«мировоззрение» шире понятия «философия», т.е. философия – это система

основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего, а все

сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на

то, чтобы определить точные границы и внешнее взаимодействие между частями

и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и содержание.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура,

постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются

смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как проблемы

человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве

отдельных сторон человека – проблема сознания и самосознания человека,

проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения

человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Специфика философского знания:

1. Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность

сближения философского знания с любым теоретическим, в частности

научным.

2. Философское знание является целостным выражением мира, причем это

целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих

его свойств и связей. В этом своем свойстве философия отличается от

любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется

всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими

типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также

отличается от любого предмета знания, научного.

2. Философия Древнего Востока.

Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на

протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи.

Рассмотрим их.

Философская мысль возникает в Древней Индии в период формирования там

цивилизованных форм общественной жизни. Космос порождает человека. В его

физическом воплощении он есть порождение воды, воздуха и огня, но в

дальнейшем человек отделяется от физической природы. В рамках

древнеиндийской философии подчеркивается значение духовной стороны

человека. Здесь она приобретает космический смысл. Единственный путь

познания своего «Я» - это обратиться внутрь себя, отрешившись при этом от

всего внешнего, чуждого моему «Я». Окончательным решением видится

физическая смерть, при которой сознание отделяется от чувственного мира и

приобретает свободу, растворяясь в космосе. Но это та же йога, при которой

происходит глубокий уход сознания внутрь самого себя, эта практика

приближает человека к самому себе, те к его душе. Таким образом, в

древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек

со стороны бытия его духа. Существует круговорот бытия и цель человеческой

жизни состоит в том, чтобы вписаться в него, ибо, если человек жил

недостойно, его душа может воплотиться в низшем существе – в человеке с

пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном же поведении душа

воплощается в человеке с положительными качествами.

Зарождение философии в Китае относят к 8-6 вв. до нэ. Ценнейшим

источником древнекитайской философии является «Книга перемен», основная

концепция которой – концепция изменчивости и неизменности в их

непосредственной связи. Специфика китайской философии непосредственно

связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе,

которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая. Развитие

социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер

деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение

труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило

прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.

Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными

группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов

Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что

естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим

исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как

философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам

естествознания. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы

отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им

непоправимый ущерб.

Существенной чертой древнекитайской философии является ее традиционное

обращение к образу совершенно мудрого человека – мудреца. Просматриваются

два типа мудрецов: конфуцианский (политический) и даооский (естественный).

Существенным является то, что гармония Поднебесной зависит от соблюдения

жесткой иерархии внутри общества и семьи.

3. Античная философия (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.)

Основными проблемами античной философии были:

- Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Главная проблема здесь

– Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен,

Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

- Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми.

(Сократ, Эпикур…);

- Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности

человека перед силами природы и общественными катаклизмами и,

одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе,

благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека

(Аврелий, Эпикур…);

- Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались

идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души,

общества как взаимообуславливающие друг друга.

- Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска

рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон,

Аристотель и их последователи…).

Характерные черты античной философии.

1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как

результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на

основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация

мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого

представления о мире.

2. Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность

знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний

(геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной

мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были

разносторонне развиты, занимались различной познавательной

деятельностью.

3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе

(натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ)

возникает учение о человеке, с этого момента две тесно связанные

линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы

и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть

которого заключается в том, что исходной отправной точкой в

разработке философских проблем было определение и понимание природы

космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым

духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как

источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания

мира.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека.

Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение

человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека,

мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась

мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и

космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии

человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры

как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло

– результат не знаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец,

который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Немного об античных философах:

Фалес – родоначальник европейской науки и философии. Он произвел

переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего,

усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает все. Бог есть разум

мира. Основал Милетскую школу – вопрос «из чего все?».

Пифагор – «все есть число». Именно в числах пифагорейцы усматривали

свойства и соотношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ.

Гераклит Эфесский был великим диалектиком античного мира. Все

существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ничего нет,

все лишь становиться. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за

которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это

ведет к крайнему скептицизму – ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все

течет; скажешь о человеке что-то хорошо, а он уже утек в грязь дурного.

Сократ – ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал

на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Неоценимая заслуга

состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения

истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и

всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Впервые поставил в центр своего

философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души.

Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что

ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания.

Платон – великий мыслитель, пронизывающий своими духовными нитями всю

мировую философию. Мир – это не просто телесный космос, и не отдельные

предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое – с

человеческим. Мир являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно

воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только

тени идей, их слабые копии. Гармоничное сочетание всех частей души под

регулярным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого

свойства мудрости.

4. Ренэ Декарт (1596-1650)

Декарт - французский философ и математик, являясь одним из

основоположников "новой философии", был глубоко убежден, что на истину "...

натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ". При этом он

отталкивался от "принципа очевидности", при котором всякое знание должно

было проверяться с помощью естественного "света разума". Это предполагало

отказ от всех суждений принятых на веру (например, обычаи, приметы, как

традиционные формы передачи знаний).

Великий философ, предложивший свою систему координат в математике,

предложил и точку отсчета для общественного сознания. По Декарту научное

знание должно было быть построено как единая система, в то время как до сих

пор (до него) оно было лишь собранием случайных истин. Точкой отсчета

такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное

утверждение. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "мыслю,

следовательно, существую" ("cogito ergo sum"). Этот аргумент предполагает

убеждение в превосходстве умопостигаемого над чувственным. Однако

самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии -

истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано

у Декарта наличием Бога - существа всемогущего, вложившего в человека

естественный свет разума. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и

открыто Богу, который выступает источником мышления: все смутные идеи -

продукт человека (а поэтому ложны), все ясные идеи идут от Бога,

следовательно, истинны. И здесь у Декарта возникает метафизический круг:

существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется через

самосознание, которое (значимость выводов этого сознания) обеспечивается

опять-таки Богом.

Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической

проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный

дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма,

предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во

многом определяют результаты познания. Вселенная – это огромный механизм,

она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к

существованию и развитию мира дает бог, но впоследствии развитие мира

определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых

разработал идеи эволюции и провел их через все области учения о природе –

от образования светил и планет до возникновения растений, животных и

человека. Материя находится в непрерывном количественном и качественном

движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам

подчиняется и органический мир: животные – это сложные машины. Человек в

отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы

действия законов механики. Декарт твердо и ясно установил два принципа для

научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как

механистическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо

рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного

самосознания.

Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты не

существует), а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные

предпосылки позволили Декарту отождествить природу с пространственной

протяженностью, таким образом, оказалось возможным изучение природы

представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические

объекты).

5. Френсис Бекон (1561-1626)

Бэкон Френсис - родоначальник английского материализма и методологии

опытной науки. Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией,

натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода. Был

первым и величайшим исследователем природы в Новое время. В своих

исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную

значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины.

Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт

- важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник

всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении

рационалистического метода к чувственным данным. Индукция, анализ,

сравнение, наблюдение, эксперимент – главные условия рационалистического

метода. Бекон различает 2 вида опытов:

1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку;

2. “светоносные” - цель не непосредственная польза, а познание законов и

свойств вещей.

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы

исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное

средство исследования. Науку расширяет не пассивное созерцание, а

эксперимент, т. е активное испытание природы.

Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а

господствовать над природой можно только подчиняясь ее законам. Знание –

сила. Ученый должен, по Бекону, идти в своих исследованиях от наблюдения

единичных фактов к широким обобщениям, те применять индуктивный метод

познания. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Главное

условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения,

важнейшей формой которого является правильная индукция. До Бекона философы,

писавшие об индукции, обращали внимание на те случаи, которые подтверждают

доказываемые или обобщенные ими положения. Бекон подчеркнул значение тех

случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так

называемые отрицательные инстанции.

«Новый органон».

6. Французские энциклопедисты

Начинается эпоха просвещения, исходные идей которой – культ науки и

прогресс человечества. Францию 18 века характеризуют огромное количество

идейных изысканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество

политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя.

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между

бедными и богатыми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как

требование здравого смысла.

Проблемы, поставленные материалистами 17 века, получили дальнейшую

разработку у французских материалистов 18 века, они очистили его от

различных схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного

решения философских проблем.

Французский материализм того периода – классическая разновидность

метафизического материализма в его механической форме. В его пределах

французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке,

обществе. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества

зависят от окружающей среды, то и его пороки являются также результатом

влияния этой среды. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и

движении. Они подходили к выработке философского понятия материи как

объективной реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши

органы чувств. Самым существенным атрибутом материи они считали движение.

Наиболее полно учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система

природы».

Идея неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент

диалектики, не укладывающийся строго в механистическое понимание природы.

Поэтому, отмечая внутреннюю активность материи, неразрывность ее с

движением, они не сумели подняться до понимания многообразия и

качественного различия форм движения.

Материалисты все сводили к механическому движению. По их мнению, даже

человек есть физическое существо, отличающееся от других тем, что он

способен мыслить. Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному

чувствительностью и памятью, Ламетри проводил аналогию между человеком и

машиной.

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – один из идейных вождей

французского Просвещения. Он раньше всех почувствовал приближающуюся

революцию и стал вождем философско-социального движения. Требовал свободы

мысли. Кричал на весь мир: «осмельтесь мыслить самостоятельно». Свое

политическое кредо выражал во фразе: «Лучшее правительство то, при котором

подчиняются только законам». Признавал необходимость веры в Бога как

перводвигателя вселенной.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – один из выдающихся мыслителей того времени.

Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за

научное мышление, всей своей разносторонней деятельностью, он, как и

Вальтер, способствовал приближению революции.

Дени Дидро (1713-1784) – знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист.

Характерная черта его политического мировоззрения – остро выраженный

демократизм. Высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека

тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до

состояния расцвета разума.

7. Иммануил Кант (1724-1804)

Именно с него началась заря философии новейшего времени. Не только в

философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным

мыслителем. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума,

называя эту веру догматизмом. По Канту мы познаем мир не так, как он есть

на самом деле, а только так, как он нам является. Познание начинается с

того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают

ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм

состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и

суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические

знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущего - это математика и

естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть

знание о ввс, а только знания о свойствах вещей к которым приложимы формы

нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи принципиально непознаваемы.

Согласно Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.