рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Вопросы и ответы к экзамену по философии

чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".

Рационализм - учение в теории познания, согласно которой всеобщность и

необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть

выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума,

либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих

только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их

проявление.

15. Понятие истины в философии

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это

адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного

или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с

точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как

объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и

ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и

как научная система. Истину определяют как адекватное отражение объекта

познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама

по себе, вне зависимости от сознания. Это объективное содержание

чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий,

учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То,

что истинна есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития,

придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.

Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои

практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. К абсолютным

истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения,

смерти и тд.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь

призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает

множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром.

Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки...

Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний

заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому

относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим

образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не

опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно

подтверждается жизнью.

Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: поскольку

она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом

смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть

наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и

глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под

откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя

как моменты более общих и глубоких истин. (Теория относит Эйнштейна и

Ньютоновская механика).

16. Познание и практика

Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучается

природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия

достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она исследует

природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от

поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и

человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность,

сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция,

вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить

ответ на вопрос, что есть знание. Знание в самом широком смысле означает

владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим

духом и практической деятельностью.

Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он –

активно действующее существо. Мы нуждаемся в мире и постигаем его тайны для

удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом

состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием

общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все

новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться

на достигнутом.

Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие

на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения

исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика

играет троякую роль:

1. Она является источником познания, его движущей силой.

2. Практика является сферой приложения знаний, целью познания.

3. Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов

познания.

Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех

его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса

познания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение

которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы,

выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и

поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные

тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и

познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в

мире.

17. Диалектика как метод мышления

Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai,

обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Впервые его применил Сократ, имея в

виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем

столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс

разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия.

Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения мысли,

увидел столкновение и объединение противоположностей в самой

действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика –

своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный

метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на

рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета

независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних

определениях рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм

всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что

мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность

метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в

единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания,

посредством которого постигается с высшей точки зрения единство

противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о

самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание

предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений

рассудка. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных

готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе

познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших

ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от

которой, найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все

общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют

собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей

ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для

того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

В марксистской философии диалектика определялась как учение о всеобщей

связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс

возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого

мышления определяется уровнем развития общественной практики и

соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение

которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире

и преобразования его в интересах людей

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимание ее

как развитие. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления

полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание,

историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные

принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их

гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.

Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на

соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на

потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица

диалектической коллизии – человека.

Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая

в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам

диалектики обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,

принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип

восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и

логического.

18. Принцип всеобщей связи. Детерминизм и его формы

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным

свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в

многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может

быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы

движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов

движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к

исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность,

цикличность.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы

раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение,

развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь

внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как

основное содержание принципа развития есть особая форма связи

противоположностей.

Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи

и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется

как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой

одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа

развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более

развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою

причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессах

изменения. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же

причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между

причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении

является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть

следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в

одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим

приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей

и процессов объективного мира.

Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия. Не

может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Всем типам временных

отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и

ассиметрично, ассиметричны и причинно-следственные отношения.

Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что

в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность

познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и

вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная

обусловленность => абсолютно строгое предсказание.

Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности

закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех

явлений и процессов, происходящих в мире. Детерминизм в философии так же

древен, как и она сама. Можно выделить: 1) детерминизм философский; 2)

естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и

телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий

детерминизм в сфере технических приложений; 4) социальный детерминизм,

который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Виды

детерминации и детерминизм можно также классифицировать по их объектам,

предметам, всеобщности и специфике, их универсальности и субординации,

стихийности и регулярности, и др.

Можно выделить несколько форм и концепций детерминизма, сменявших

исторически друг друга, но не исчезнувших до сих пор: 1) наивную и стихийно

диалектическую (античная); 2) механистическую жесткую и однозначную

(лапласовскую); 3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в

XX веке); 4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути -

синергетическую).

19. Диалектическое отрицание.

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту

сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление

относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление,

которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и

выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие

развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение

нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее

качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым

отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания

отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается

движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами

повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон

отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая

внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой

переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в

новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты

старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения

старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т.

е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.

Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и

сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено

своим отрицанием, что все преходяще, была правильной. В философской

литературе высказывалась мысль, что закон отрицания отрицания не действует

в тех случаях, когда есть метафизическое отрицание или когда есть возврат к

исходному состоянию. Метафизическим отрицанием называют сторонники этой

точки зрения не определенную позицию, а отрицание типа: ячменное зерно

размолото, жук раздавлен. Всякое отрицание есть зачеркивание какой-то линии

развития. Из того, что зерно не проросло (засохло) или склевано птицей, или

размолото, не следует, что здесь нет развития. Ведь развитие есть развитие

в определенном отношении. Превращения зерна, которое не дало новых зерен,

не прекращаются. С ним происходят "приключения". Зерно засохло. Что

отрицается? Белковый состав? Нет. Только влажность. Но всякое сухое может

превратиться только в мокрое и наоборот (мокрое - сухое). Такие триады

можно проследить и в других случаях, учитывая, что отрицание есть всегда

отрицание чего-то в вещи. Таким образом, нет случая, в котором бы не

действовал закон отрицания отрицания.

20. Количество, качество, мера

Качество – это то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга.

Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему

свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. То или иное

качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а

другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.

Количество – это совокупность однородных элементов, образующих данное

качество. Количество характеристика по степени развития или интенсивности

присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Зерна образуют кучу,

студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или

конфедерацию и т.д.

Любое качество существует в определенных пределах - мере. Мера –

диалектическое единство качества и количества или такой интервал

количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная

определенность предмета. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и

выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до

100°С.

Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в

отношении к определенной вещи или классу предметов. На вопрос, поставленный

безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить

однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются

разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном

отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но

вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно

одинаковы. Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении

той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь

прежней. Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи.

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от

старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть

одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные

изменения явлений до известного предела носят характер относительно

непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который,

изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть

тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных

условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие,

таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного,

скачкообразного и эволюционного изменения явлений.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как

осуществляется возникновение нового.

20. Сущность и явление.

Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного

мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание на то, что

термин "сущность" употребляется в разнообразных сочетаниях. Говорят о

сущности происходящего, о сущности класса предметов и т.д. Чтобы

разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам,

проявляется в их взаимодействии друг с другом. Когда мы можем ответить на

вопрос "Что это?" (т.е. что за этим стоит), мы вскрываем сущность. Сущность

— это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех

многообразных и противоречивых форм его бытия. У единичного своя сущность.

Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто находится родовая

сущность. Поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к

менее общей или наоборот, т.е. от сущности одного порядка к сущности

другого порядка. Общие сущности проявляются так же, как и отдельные.

Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы

его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход

от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и

единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление — универсальные объективные характеристики

предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения

объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление

представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в

явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения,

тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно

совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс).

Значит, вопрос о связи сущности и явления - один из самых важных в

философии и в мировоззрении. Сущность есть прячущееся в явлении и

определяющее его.

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение

внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные

случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны,

изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех

изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также

изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и

сущности вещей...” (В.И. Ленин). Теоретическое познание сущности объекта

связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия

однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...”.

22. Взаимодействие противоположностей

Противоположности присущи вещам. Противоположны качества, стороны,

тенденции и т.д. Противоположности – это то в вещи (вещах), что по

отношении друг к другу выступает как иное.

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.