рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экзамен по философии за 11 класс

Экзамен по философии за 11 класс

Экзамен по философии за 11 класс.

Вопрос № 1. Понятие мировоззрения, его исторические типы и формы, роль в

жизни человека. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир

и место в нем человека. Мировоззрение это окно в мир. Носителями

мировоззрения являются отдельные люди, а так же разные социальные группы.

Мировоззренческие установки помогают адаптироваться к обществу.

Мировоззрение позволяет нам соотносить наше поведение с поведением других.

Мировоззрение включает в себя и наше представление о мире, и понятие сути

человека, и смысл жизни. Мировоззрение это интегральное образование.

Компоненты мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, морально-

волевой, идеалы и нормы. Мировоззрение – ориентир и регулятор поведения

человека. Мировоззрение зависит от микро социальной среды. Виды

мировоззрения:

1. Обыденное – формируется самостоятельно.

2. Теоретическое – опирается на разум, на осмысленность, это высоко

систематизированное мировоззрение.

3. Научное – формируется на основе опытов и научных экспериментов.

Мировоззрение может быть прогрессивным и реакционным. Сила мировоззрения

зависит от того, насколько оно освоено. Мировоззрение это отражение мира.

Глубина этого отражения может быть различной. Оно разделяется на этапы:

1. Мироощущения и миросозерцание (фиксация отдельных внешних проявлений

бытия, но не сущностей).

2. Мировосприятие и миропредставление (создание цельной картины мира,

обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их

тождества и различия)

3. Миропонимание (это есть уже философия).

Вопрос № 2. Философия как мировоззрение. Предмет, структура философии.

Философия это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на

мир и место в нем человека. Но понятие мировоззрения шире понятия

философия. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это

теоретически оформленное, рациональное мировоззрение. По самой своей сути

она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности

существования и развития мира и человека. Философия как сложившаяся система

знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать.

В зависимости от их решения философы создают свою концепцию, определяя

конкретные проблемы и используя те или иные категории для ее раскрытия.

Философия ищет объяснения на уровне науки. Философия представляет собой

систему общих теоретических взглядов на мир и на место человека в нем,

раскрывающего определенный предел основ и смысла людей к действительности.

Философия начинается тогда, когда мы спрашиваем о практике. Философия

учение об общих принципах бытия, познание и отношение человека и мира.

Черты философского мировоззрения:

1. Универсализм (рассматривает вопросы, которые можно использовать

всеобщно)

2. Субстанциональность (попытка философии докопаться до первобытного

бытия)

3. Системность

4. Сомнение

Структура философии:

1. История философии.

2. Онтология – учение о бытие.

3. Гносеология – теория познания.

4. Логика.

5. Аксиология – общая теория.

6. Методология – познание и освоение мира.

7. Этика.

8. Эстетика – наука о прекрасном.

9. Философская антропология.

10. Социальная философия.

Функции философии:

1. Мировоз-кая (связана с абстракно-теоретическим, понятийным объяснением

мира).

2. Методологическая (общее учение о методе и совокупность наиболее общих

методов познания и освоения действительности человеком).

3. Прогностическая (формулировка гипотез об общих тенденциях развития

материи и сознания, человека и мира).

4. Критическая (принцип «подвергай все сомнению»).

5. Аксиологическая (оценка объекта с точки зрения самых различных

ценностей)

6. Гносеологическая.

7. Эвристическая.

8. Гуманитарная.

9. Социальная.

Вопрос № 3. Мифология как мировоззрение. Место мифологии в современной

духовной культуре. Античной философии присуще такое мышление как мифология.

Миф был не просто универсальным способом описания мира, а, прежде всего

формой жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей,

социальным регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые

разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания,

религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. В пределах

самой мифологии появились мысли о рождении всего сущего. Образы богов

символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними

представлялись в форме брачных отношений. Божественная генеалогия носила

системный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а

представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый,

неопределенный характер. Но вскоре миф не смог выполнять функцию

социального регулятора. Мифологическое сознание не могло быть и

универсальным мировоззрением, поскольку пришло в противоречие с новой

практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникла потребность в

системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую

ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на

мифе. Все это привело к разрушению мифологического мировоззрения, а на его

базе уже начала зарождаться философия. Черты мифологического мировоззрения:

1. Отличительные определенные идеалы.

2. Человек мифологического мировоззрения не нарушал экологии.

3. Почитание предков.

4. Объявление непонятного сверхъестественным.

5. Переносит человеческие отношения на сверхъестественный уровень.

6. Боги наделяются человеческими качествами.

Вопрос № 4. Основные черты и особенности исторического развития

религиозного мировоззрения. Религия – форма мировоззрения, где человек

представляет мир двойным: наш и внеземной. Черты сверхъестественного мира:

1. Твердая убежденность в существовании сверхъестественного мира.

2. Обязательное эмоциональное отношение к сверхъестественному миру.

3. Убежденность в существовании двусторонних отношений между человеком и

сверхъестественным миром.

4. Убежденность что соблюдение предписаний данной религии вызовет большую

благосклонность сверхъестественного мира, а несоблюдение наоборот.

Взаимодействие со сверхъестественным миром проявляется в религиозном

культе. Это сопровождается апеллированием специальной утвари. Три основные

религии: христианство, буддизм, ислам. Вера в религиозном мировоззрении

является необходимой предпосылкой и условием познания. Пока существует

вера, до тех пор будет существовать стремление человека познать мир и

самого себя.

Вопрос № 5. Философия «физиса», ее основные черты. Воздействие на развитие

науки воззрений Пифагора, Эмпедокла и атомистов. При распаде

мифологического мировоззрения начали появляться мудрецы. Они как бы

являлись предфилософами. Они пытались объяснить сущность природы (природа –

«физис»). Они считали, что, осмыслив природу, можно осмыслить бытие. Каждый

философ пытался найти единственное начало, первооснову мира – архэ. Большой

вклад в философию физиса внесли три представителя Милетской школы. Фалес

Милетский взял за первооснову воду. Он считал, что вода дает жизнь, значит,

она стоит у истоков всего живого. Анаксимандр вообще считал первоосновой

нечто неопределенное бесконечное, безбрежное – апейрон. Анаксимен

утверждал, что первооснова есть воздух, а остальное это лишь сгущение или

разряжение воздуха. Именно Анаксимен впервые ввел термин архэ. Было много

других философов, которые хотели найти первооснову. Пифагор считал

первоосновой число. Он говорил, что все меняется, а единица как была

единицей, так ею и осталась. И именно число считают величайшим изобретением

Пифагора. Гераклит выбрал за первооснову огонь. Мир вечно живой огонь. И

изобрел новый вид мышления – диалектику. Эмпедокл выдвинул свою теорию о

первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что

первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет

вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода

– мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и

холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее,

значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и

юность. Демокрит считал первоосновой атом. Это утверждали и представители

такого течения в философии, как атомисты. Анаксагор считал первоосновой

семена, так как они стоят у истоков развития живого организма. Эмпедокл

выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17

века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух

и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии

своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость.

Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное

и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит

лето, юг и юность. Он был учеником школы врачевания. Благодаря нему

универсальная теория объяснения архэ застряла на 200 лет. Атомисты

выдвинули идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить

движение, возникновение и уничтожение вещей. Они исходили из того, что, не

только бытие, но и небытие существует. При этом они представляли бытие в

виде атомов, а небытие как пустоту. Движением атомов они объясняли те

свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью –

изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы

предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего

объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы.

На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование

множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец,

атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы

соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят

временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение

атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую

форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и

приходила к саморазложению.

Вопрос № 6. Сократ и сократические школы в философии. Сократ родился в

месяц Фаргелеон. Месяц посвящен Аполлону. В этот месяц не было войн.

«Познай самого себя» - это лозунг Сократа. Он получил бесплатное

образование. Отслужил в армии. Кем он только не был. Но все-таки его тянуло

к знаниям. Любил общаться с умными людьми. Он перенес философию от космоса

к человеку. Считал высшим благом – знания. Они являются регулятором

поведения человека. Его знаменитая формула-ирония: «Я знаю, что я ничего не

знаю». Он считался самым умным того времени. Он был сторонником

интеллектуального аристократизма, отрицательно относится к передаче власти

по наследству. Он достаточно аристократичен, но он сдержан, поэтому кажется

демократичным. Он любил общаться с народом, так как он утверждал, что в

беседах познает себя. Свой метод беседы назвал – майевтика. Он часто и

использовал метод диалектики, поэтому постепенно перестал нравиться народу.

Его казнили по доносу. Христианская церковь назвала его первым христианином

до Христа. Сократ не писал трудов, а передавал все в устной форме своим

ученикам. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как

искусства исследования понятий с целью постижения истины. Истина для

Сократа рождалась в процессе диалога с собеседником. В Сократовской школе

ученик должен был молчать несколько лет, выслушивая других и набираясь

мудрости. У Сократа было много учеников, среди них были Платон и

Аристотель.

Вопрос № 7. Платоновская система объективного идеализма. Диалектика «мира

бытия» и «мира становления» Платон полагал, что душа человека бестелесна и

потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не

воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У

Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после

физической смерти. Душа пребывает в мире идей Ю своеобразное понимание

познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа

обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного

человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек

занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на

конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому

человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е.,

чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному

пониманию сущности.

|Мир Бытия |Мир Становления |

|Вечный, покоящийся, бессмертное, |Временный, движущийся, смертен, |

|постигается разумом, тождествен себе, |воспринимается чувствами, всегда иной,|

|неделим. |делим. |

Вопрос № 8. Учение Аристотеля, его роль в развитии философии и

естествознания. Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе

Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось

тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в

Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был

известен всей Македонии. Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет)

вошел в школу Платона. Сперва он был принципиальным платоником, а

впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в

стенах Платоновской Академии, куда он

поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии

прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с

Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет.

Материя у него аморфна. Аристотель считал, что все состоит из аморфной и

пассивной формы, т. е. состоит из причин. Как и Платона, душа у Аристотеля

проходит 3 этапа:

1. Вегетативный (есть даже у растений)

2. Чувственный (есть уже у животных)

3. Разумный (есть только у человека)

Познание мира тоже многоэтажно. Был одним из крупнейших ученых. Будучи

идеалистом, переходит к Дуализму. Он очень плодовитый автор. Разработал

учение о 4 первоначалах или первопричинах всего существующего:

1. Формальная причина («суть бытия» или ее первая сущность, то, без чего

вещи нет).

2. Материальная причина (первоматерия (неопределенная и бесформенная), то

из чего состоит уже оформленный материал).

3. Движущая причина (наличие самодвижности, самопроизвольности или

самодвижущей причины, которая определяет активность формы)

4. Целевая причина (Всякая возможность стремится реализовать себя, стать

полномерной, поэтому цель – стремление к своему благу).

Своим умом обнял все достояния античности. Он был основоположником логики.

Аристотель создает специфический язык философии

Вопрос № 9. Схоластика как тип средневековой философии. Общая

характеристика взглядов Фомы Аквинского. После V века н.э. христианская

религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной

Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами

образования и культуры, философия преподавалась в школах при монастырях, а

ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости

христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой . В

ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. В

XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии.

Позитивные тенденции, обнаружившиеся в период поздней схоластики, в

немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи

Возрождения. Одним из ярких схоластов был Фома Аквинский.

Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный

реализм:

I Бог (общие идеи)

II Единичная вещь

III Универсалии

Универсалии как форма в разуме Бога. Универсалии как сущность, форма вещей.

Как понятия в разуме человека, общее в мысли. Фома Аквинский признает

троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в

разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная

форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека. Попытался

«примирить» реализм и номинализм

Вопрос № 10. Духовная культура и философская мысль Ренессанса. Пантеизм и

гуманизм мыслителей эпохи Возрождения. Философия Возрождения связывала

свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью,

творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор

самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на

творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные

стороны бытия личности). Николай родился в селении Куза в Южной Германии в

1401г. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права. Через

несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет

свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные

идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение

противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме.

В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о

пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и

одновременно везде. И интересно показывал это в работе «О возможности

бытия». В начале примера он берет волчок. Если поставить на краю точку и

раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки

равнялась бесконечно малой величине. И таким образом мы видим, что в любой

момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга.

Использование Кузанским математики при анализе философских проблем

неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Рассматривая геометрические

фигуры применительно к бесконечности, Николай пришел к выводу, что в этом

случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности, они

отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических

фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга

приведет к совпадению окружности с касательной. Джордано Бруно (1548 –

1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой

космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о

бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и

поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и

безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не

может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы

могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же

Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к

характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный

характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а

опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности

Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира,

отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы.

Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует

бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр –

его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно

оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и

его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о

пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в

вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе

как деятельное внутреннее начало. Если в рассуждениях Николая Кузанского

природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от

мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне

материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического

пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского. Видя в природе не

только совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность

присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства,

натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального

естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию

философских концепций XVII - XVIII вв.

Вопрос № 11. Философия Френсиса Бекона и экспериментальная наука Нового

времени. Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и

методологии опытной науки. Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с

теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического

метода. Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину "естественной"

философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria -

опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком,

Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только

объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-

идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью

субъективный опыт). В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме

рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям

того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.